ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-12687/2021 от 31.08.2021 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда

г. Самара

Резолютивная часть  постановления  объявлена   31 августа      2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено       03  сентября  2021  года

  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Митиной Е.А.,  судей  Ануфриевой А.Э., Ястремского Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Криковцовой В.Ю.,   рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара  на  решение Арбитражного суда Самарской области  от  06  июля  2021 года по делу № А55-5203/2020 (судья Мехедова В.В.)  по иску Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, Россия 443030, г. Самара, Самарская область  к  Обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система", ИНН <***>), Россия 443067, г. Самара, Самарская область,

     с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Общества с ограниченной ответственностью СК «АСМ-Групп» (ИНН <***>),

   о возврате субсидии,

 в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

            Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика субсидии, предоставленной по Соглашению о предоставлении из бюджета г.о. Самара от 18.12.2017 № 83-Ср/17 в размере 2 740 141,99 руб.

             Определением суда от 10.03.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Общество с ограниченной ответственностью СК «АСМ-Групп».

            Определением от 15.07.2020 в соответствии со ст. 143 АПК РФ судом было приостановлено производство по делу № А55-5203/2020 до вступления в законную силу судебного акта, которым закончится рассмотрение спора по делу №А55-11479/2020, в связи с тем, что обстоятельства указанного дела имеют существенное и преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора по существу.

            Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2020 по делу №А55-5203/2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

            Определением от 25.01.2021г. производство по настоящему делу было возобновлено.

Решением Арбитражного суда Самарской области  от  06  июля  2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
      Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара обратился  в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции  и  принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. 

 В обоснование доводов апелляционной жалобы  заявитель  указывает, что ООО СК «АСМ-Групп» не были исполнены обязательства, указанные в договоре подряда, об устранении недостатков и дефектов, выявленных в период действия гарантийного срока, в связи с чем, полагает, что предоставленная ответчику субсидия для ремонта фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, подлежит возврату.

      Стороны в судебное заседание не явились.

      Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Изучив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, исходя из нижеследующего.

            Как следует из материалов дела, в 2017 году на основании Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения указанным лицам затрат в связи с проведением отдельных видов работ по ремонту многоквартирных домов на территории городского округа Самара», утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара от 23.10.2015 № 1166 (далее - Порядок) Департаментом было заключено соглашение о предоставлении из бюджета городского округа Самара субсидии от 18.12.2017 № 83-Ср/17 (далее - Соглашение) с ООО «Жилищно - коммунальная система» (далее - ООО "ЖКС"), в целях возмещения затрат в связи с проведением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домой в части ремонта элементов фасада на территории городского округа Самара в рамках муниципальной программы городского округа Самара «Комфортная городская среда» на 2017, утвержденной постановлением Администрации городского округа Самара от 30.06.2017 № 534.

      Одним из условий предоставления субсидии является выполнение мероприятий по благоустройству дворовой территории в части ремонта элементов фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.

      Установлено, что ООО «ЖКС» в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений (в форме очного голосования) дома было выбрано управляющей компанией многоквартирного дома № 12 по ул. Мяги, с которой собственниками помещений был заключен договор управления многоквартирным домом от 17.09.2013 (далее - договор).

      Пунктом 1.1 данного договора предусмотрено, что ООО «ЖКС» по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказать услуги и (или) выполнить работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, а также иные услуги и работы, связанные с управлением многоквартирным домом.

      Во исполнение своих обязательств по договору, ООО «ЖКС» заключило с ООО СК «АСМ-Групп» договор подряда от 15.09.2017 № 18/17 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома в части ремонта элементов фасада по адресу: <...>, с гарантийным сроком обязательств 36 месяцев.

       В соответствии с п. 6.1 договора подряда в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по данному договору стороны несут ответственность в соответствии с данным договором.

       Заключением ООО «Техпроминжиниринг» от 05.12.2017 № 84-КР/2017 в процессе осуществления проверки качества представленной исполнительно - технической документации по выполненным работам при ремонте объекта «Благоустройство дворовой территории многоквартирного дома в части ремонта элементов фасада по адресу: <...>» установлено, что фактически выполненные работы соответствуют видам и объемам строительно - монтажных работ, отраженным в актах выполненных работ по форме - от КС-2 от 01.12.2017; примененные расценки стоимости работ и материалов в актах выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных и затрат формы КС-3 соответствуют методике определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004 и территориальных единичных расценок Самарской области на строительство, ремонтно - строительные и специальные работы; состав и порядок представленной исполнительной документации по объекту соответствует требованиям технических регламентов в части оформления актов на освидетельствование скрытых работ, требованиям технических регламентов в части оформления общего журнала работ.

       Обосновывая исковые требования, истец указывал, что после проведения ООО «ЖКС» работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома 12 по ул. Мяги в части ремонта элементов фасада в Департамент стали поступать многочисленные обращения от жителей данного дома по вопросу некачественного ремонта фасада (межпанельные швы и цоколь растрескались, крыльца 4-х подъездов полностью раскрошились, на потолке подъездных козырьков отлетела краска).

            В связи с изложенным, Департаментом в адрес ООО «ЖКС» и подрядчика -ООО СК «АСМ-Групп» были направлены претензии о необходимости принять меры по устранению замечаний в рамках гарантийных обязательств в возможно короткие сроки (исх. № 1-03/2/4922-обр от 26.07.2019 и № 1-03/2/6498-обр от 18.09.2019).

            Кроме того, как следует из материалов дела,  в адрес ООО «Мегаполис Комфорт», на обслуживании которой находится на момент разрешения спора многоквартирный дом № 12 по ул. Мяги, было направлено обращение об определении объемов работ по устранению замечаний, выявленных после ремонта элементов фасада вышеуказанного многоквартирного дома.

            Установлено, что ООО «Мегаполис Комфорт» определены объемы работ и предоставлена дефектная ведомость работ по устранению выявленных замечаний.

            Ссылаясь на то, что недостатки работ не были устранены, 31.12.2019 истцом в адрес руководителя ООО «ЖКС» было направлено требование № 1-03/2/15725 о возврате субсидии в размере 2 740 141,99 руб. за неисполнение требований Департамента по устранению замечаний о некачественно выполненных работах.

            Неудовлетворение данных требований  ответчиком послужило основанием для обращения Департамента с иском в суд.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В соответствии с пунктом 4 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 5 статьи 78 БК РФ установлено, что при предоставлении субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового кон­троля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Исходя из статьи 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

            В соответствии с п. 4.1.4. Соглашения в случае установления главным распорядителем бюджетных средств или получения от органа муниципального финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий представления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и данным Соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с данным Соглашением, недостоверных сведений направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет городского округа Самара в размере и в сроки, определенные в установленном требовании.

      Подпунктом 4.3.3. пункта 4.3. Соглашения предусмотрено, что получатель обязуется в случае получения от главного распорядителя бюджетных средств требования в соответствии с п. 4.1.4 Соглашения возвратить в бюджет городского округа Самара субсидию в размере и в сроки, определенные в установленном требовании.

      В соответствии с п. 5.1. Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      В силу п. 5 Порядка, предоставление субсидий осуществляется при соблюдении получателями субсидий следующих условий, в том числе при наличии экономически обоснованных затрат, связанных с проведением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в части ремонта элементов фасада на территории городского округа Самара, в соответствии с адресным перечнем дворовых территорий, подлежащих благоустройству в 2017 году, в соответствии со строительными нормами и правилами, утвержденными для данного вида работ и являющимися общеобязательными.

            Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что в случае нарушения получателем субсидий условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок Департаментом городского хозяйства и экологии и органами муниципального финансового контроля, субсидии подлежат возврату в бюджет городского округа Самара в течение десяти календарных дней со дня получения получателем субсидий письменного требования Департамента городского хозяйства и экологии, направляемого в течение десяти календарных дней со дня обнаружения нарушения. В случае неисполнения получателем субсидий указанного требования Департамента городского хозяйства и экологии субсидии подлежат взысканию в бюджет городского округа Самара в порядке, установленном действующим законодательством.

            Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции верно исходил из следующего.

            В силу п. 1 ст. 754 ГК РФ, подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства.

      Пунктом 1 ст. 737 ГК РФ определено, что в случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или после его приемки в течение гарантийного срока, а если он не установлен, - разумного срока, но не позднее двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня приемки результата работы, заказчик вправе по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в статье 723 настоящего Кодекса прав либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами.

     Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 31 августа 2020 года по делу №А55-11479/2020 были удовлетворены требования ООО «ЖКС» об обязании ООО СК «АСМ-Групп» в течение месяца со дня вступления данного решения в законную силу устранить недостатки выполненных работ по договору подряда № 18/17 от 15.09.2017, a именно - выполнить следующие работы по ремонту фасада многоквартирного дома по адресу: <...>:

      1) ремонт штукатурки фасада по камню и бетону с земли и лесов цементно-известковым раствором толщиной слоя до 20 мм 32,4 квадратных метров;

      2) окраску фасада акриловым составом с лесов вручную с подготовкой поверхности 32,4 квадратных метров;

      3) ремонт и восстановление герметизации горизонтальных и вертикальных стыков межпанельных швов 39,0 квадратных метров;

      4) ремонт подъездных козырьков.

      Таким образом, ООО «ЖКС» как заказчик потребовал от ООО СК «АСМ-Групп» устранения недостатков и безвозмездного повторного выполнения работ.

Выявленные недостатки строительных работ возникли по вине подрядчика- ООО СК «АСМ-Групп» вследствие ненадлежащего исполнения им обязательств, указанных в договоре подряда, в период действия гарантийного срока и подлежат устранению в соответствии с решением Арбитражного суда Самарской области от 31 августа 2020 года по делу №А55-11479/2020.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно установил, что факт обращения ответчика к подрядчику за устранением недостатков выполненных работ свидетельствует о добросовестности получателя субсидии и  целевом использования средств субсидии.

            Кроме того, в соответствии с п.5 Соглашения, факт нарушения получателем субсидий условиям, установленным при их предоставлении, подтверждается проверками Департамента и органами муниципального контроля. В материалы дела истцом не представлены документы в подтверждение проведения данных проверок.

            С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют доводы иска и не опровергают установленные по делу обстоятельства, не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.

            Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области  от  06  июля  2021 года по делу №А55-5203/2020  оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара    - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

  Председательствующий судья

  Судьи  

Е.А. Митина

А.Э. Ануфриева

Л.Л. Ястремский