ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-12695/20 от 14.10.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

15 октября 2020 года                                                                            Дело № А55-7038/2020

г. Самара                                                                                                  

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2020 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,

судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем  судебного заседания Яковлевой Е.А.,  с участием:

от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Яр-Групп"- ФИО1 (доверенность от 20.03.2017),

от инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары– Широков А.Е. (доверенность от 28.10.2019),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Яр-Групп"

на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.08.2020 по делу № А55-7038/2020  (судья Мехедова В.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Яр-Групп", г. Самара,

к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары, г.Самара,

о признании незаконным постановления,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания Яр-Групп» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары (далее – административный орган, Инспекция) от 10.03.2020 № 23, прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Определением от 26.03.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226, 227 АПК РФ.

Определением суда от 19.05.2020 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования.

В апелляционной жалобе указывает, что у Общества действительно заключен договор (агентский) на оказание услуг по распространению лотерей от 02.10.2018.

В соответствии со статьей 5 Закона № 115-ФЗ в редакции, действовавшей до 11.03.2020, организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и обязанными регистрировать личный кабинет на сайте РОСФИНМОНИТОРИНГА, признавались организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

В соответствии со статьей 5 Закона № 115-ФЗ (в редакции Закона № 46-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в частности, операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее (абзац введен Федеральным законом от 01.03.2020 № 46-ФЗ).

Данная редакция начала действовать с 12.03.2020, т.е. до того как постановление о привлечении к административной ответственности вступило в силу.

В статье 2 Закона № 138-ФЗ «О лотереях» законодатель разграничил субъектов правоотношений, регулируемых законом «О лотереях» на организаторов лотереи, операторов лотереи и распространителей лотерейных билетов, каждый из которых имеет свои права и обязанности.

Таким образом, в соответствии со статьей 5 Закона № 115-ФЗ (в редакции Закона № 46-ФЗ) ООО «УК ЯР-Групп» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, не относится, поскольку не является оператором лотерей. В соответствии со статьей 2 Закона № 138-Ф3 «О лотереях» оператор лотереи -юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, Общество было привлечено к административной ответственности 10.03.2020, 12.03.2020, т.е., до истечения срока на обжалование, вступила в действие новая редакция Закона № 115-ФЗ, которая отменяет административную ответственность.

В обоснование своих доводов заявитель ссылается на положения статьи 1.7, пункта 5 статьи 24.5 КоАП РФ.

Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного органа считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. 

Из материалов дела следует, что сотрудниками Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары проведены контрольные мероприятия по соблюдению требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) на основании письма УФНС России по Самарской области от 29.10.2019 № 26-15/10762дсп, из которого следует, что имеются факты неиспользования Личного кабинета ООО «Управляющая Компания Яр-Групп» на портале Росфинмониторинга.

По результатам проверки был составлен протокол по делу об административном правонарушении от 02.03.2020 № 25, на основании которого 10.03.2020 и.о. начальника Инспекции вынесено постановление № 23 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 этой статьи.

В соответствии со статьей 5 Закона № 115-ФЗ в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 01.03.2020 № 46-ФЗ, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

Согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ под операциями с денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон № 138-ФЗ) лотереей является игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Пунктом 8 статьи 2 Закона № 138-ФЗ регламентировано, что под проведением лотереи понимается оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Согласно пункту 10 статьи 2 Закона № 138-ФЗ распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора.

Системный анализ положений статьи 5 Закона № 115-ФЗ в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 01.03.2020 № 46-ФЗ, и положений пунктов 8, 10 статьи 2 Закона № 138-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что распространитель лотерейных билетов подпадает под сферу действия Закона № 115-ФЗ и обязан соблюдать все требования указанного закона, в том числе по предоставлению соответствующей информации в Росфинмониторинг.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ установлена обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок представления информации в уполномоченный орган регулируется Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами, или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 (далее - Положение № 209).

Согласно подпунктам «а», «г» пункта 3 Положения № 209:

- организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым - восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ;

- информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

При этом вышеуказанная информация в соответствии с подпунктами «а», «г» пункта 4 Положения № 209 представляется в Росфинмониторинг организациями и индивидуальными предпринимателями в следующие сроки:

- информация, указанная в подпункте «а» пункта 3 Положения № 209, - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции;

- информация, указанная в подпункте «г» пункта 3 Положения № 209, - в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки.

Согласно информации, поступившей из Росфинмониторинга (письмо от 31.01.2020 № 04-03-04/1777-дсп), доведенной письмом УФНС России по Самарской области от 19.02.2020, имеются факты неиспользования Личного кабинета ООО «УК «ЯР-Групп» в 4 квартале 2019 года.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» (далее - Правила) доведение информации о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте.

Пунктом 20 Правил установлено, что информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного абзацем первым пункта 15 и пунктами 16 и 17 Правил, размещается на официальном сайте (www.fedsrm.ru).

В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 21 Правил Федеральная служба по финансовому мониторингу доводит перечень до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами статьи 5 Закона № 115-ФЗ, путем обеспечения доступа к такой информации только через их личные кабинеты на официальном сайте (www.fedsrm.ru).

Исходя из вышеизложенного, организации в целях выполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля обязаны пользоваться перечнем, размещенным в сети «Интернет» на официальном сайте уполномоченного органа (Федеральной службы по финансовому мониторингу), актуальным на дату совершения операций с денежными средствами.

Таким образом, налоговым органом установлено неисполнение ООО «УК «ЯР-Групп» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля в соответствии с установленными требованиями в 4 квартале 2019 года.

Названные обстоятельства подтверждаются взаимной связью и совокупностью представленных в дело доказательств и образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения Общества от административной ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.

При изложенных обстоятельствах в деянии ООО «Управляющая Компания Яр-Групп» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.

Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.

Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункты 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка правонарушения в качестве малозначительного является правом, а не обязанностью суда. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Исходя из обстоятельств совершения рассматриваемого правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для квалификации совершенного заявителем административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, относится к правонарушениям с формальным составом. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.

Следует также отметить, что обозначенная сфера в силу своей специфики находится под особой охраной государства.

Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, не установлено.

Между тем суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.

В соответствии со статьей 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1). Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2).

Федеральным законом от 01.03.2020 № 46-ФЗ внесены изменения в Закон № 115-ФЗ, в частности, в статье 5 Закона конкретизировано, что в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организаторы азартных игр, операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее.

Следовательно, распространители лотерей исключены из сферы контроля и не подпадают под действие Закона № 115-ФЗ.

Анализ изложенных положений законодательства позволяет признать, что внесенные изменения исключают административную ответственность по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ за вменяемое Обществу административное правонарушение на дату принятия постановления апелляционным судом.

Как указано в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.

Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению (пункт 2 вышеназванного Постановления).

На момент принятия постановление Инспекции о назначении административного наказания от 10.03.2020 № 23 соответствовало действовавшему в тот период времени законодательству.

При таких обстоятельствах с учетом положений пункта 2 статьи 31.7 КоАП РФ оспариваемое постановление Инспекции признается не подлежащим исполнению в части административного наказания.

Довод Общества об ошибочном указании судом первой инстанции начала действия редакции статьи 5 Закона № 115-ФЗ в редакции Закона № 46-ФЗ с 20.07.2020 обоснован, поскольку начало действия редакции – 12.03.2020

Довод заявителя о том, что выводы суда первой инстанции противоречивы, поскольку суд указал «общество привлечено к административной ответственности за неисполнение представления по ранее совершенному правонарушению», а заявитель в рамках настоящего дела привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, а не по статье 19.5 КоАП РФ, не является основанием для отмены судебного акта, т.к. судом допущена техническая ошибка.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 25.08.2020 по делу № А55-7038/2020  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары, г.Самара, по делу об административном правонарушении от 10.03.2020 № 23 признать не подлежащим исполнению в части административного наказания.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                      Т.С. Засыпкина

Судьи                                                                                                     П.В. Бажан

                                                                                                                Е.Г. Филиппова