ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-13207/2022 от 19.09.2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail:info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

22 сентября 2022 года                                                                         Дело № А65-6293/2022 

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 19 сентября 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  22 сентября 2022 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Сергеевой Н.В., Сорокиной О.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Кожуховой С.В.,

с участием: от общества с ограниченной ответственностью «Гранум» - представителя ФИО1 (доверенность от 26.10.2021 № 26/10-2021),

от Нижне - Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан -  представитель не явился, извещено,

от Муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани»  -  представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по  апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани»,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 июля 2022 года по делу                   № А65-6293/2022 (судья Шайдуллин Ф.С.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гранум», РТ, г. Казань (ОГРН

1021603282403, ИНН <***>),

к Нижне - Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан, РТ, г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании, об обязании,

                                                    УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Гранум» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с  заявлением к Нижне - Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан, Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее - ответчики),  о признании незаконным отказа Нижне - Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан от 14.02.2022 №02-437 в представлении водного объекта для заявленной цели, о признании незаконным отказа Муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» в предоставлении разрешения водопользования для запрашиваемых целей, изложенного в письме Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 10.01.2022 №15/11-05¬10- 16я, об обязании Отдел водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне - Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов провести аукцион по приобретению права на заключение договора водопользования на использование участка акватории Куйбышевского водохранилища площадью 0,042857  кв.м., расположенного по адресу: РТ, г. Казань, Приволжский район, в районе земельного участка с кадастровым номером 16:50:080704:3 длиною 243 м. шириной 196 м. на 20 лет для размещения сооружений для отстоя плавательных средств.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 июля 2022 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижнее-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, изложенный в письме 02-437 от 14.02.2022, в предоставлении водного объекта.

На Отдел водных ресурсов по Республике Татарстан Нижнее - Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Гранум» путем принятия в течение тридцати дней после вступления решения в законную силу решения о проведении аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования на использование участка акватории Куйбышевского водохранилища площадью 0,042857 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г. Казань, Приволжский район, в районе земельного участка с кадастровым номером 16:5 0:080704:3 длиною 243 м. шириной 196 м. на 20 лет для размещения сооружений для отстоя плавательных средств.

Признано незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о невозможности предоставления разрешения водопользования для целей размещения сооружений для отстоя плавательных средств обществу с ограниченной ответственностью «Гранум», изложенное в письме от 10.01.2022 №15/11-05-10-16.

Не согласившись с выводами суда, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства города Казани» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по данному делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных к Управлению ООО «Гранум» требований полностью.

В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.

В жалобе указывает на то, что поскольку Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани не является государственным органом субъекта РФ в области градостроительной деятельности, согласие которого в данном случае требуется при принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование, оспариваемые действия по отказу в согласовании условий водопользования водного объекта, не нарушают права и законные интересы заявителя.

Общество с ограниченной ответственностью «Гранум» апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Представитель  общества с ограниченной ответственностью «Гранум» в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание представители Муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани»,   Нижне - Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя общества с ограниченной ответственностью «Гранум», суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

22.11.2021 ООО «Гранум» обратилось в Отдел водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов с заявлением о предоставлении в пользование примыкающей к земельному участку акватории водного объекта - Волжский участок Куйбышевского водохранилища площадью 0,042857 кв.м. для целей отстоя плавательных средств и других объектов и сооружений (далее по тексту - Участок акватории).

Приказом Нижне - Волжского бассейнового водного управления №584 от 28.12.2021 принято решение провести открытый аукцион №833 по приобретению права на заключение договора водопользования на использование участка акватории Куйбышевского водохранилища площадью 0,042857 кв.м., расположенного в районе г. Казань, Республика Татарстан с целью размещения сооружений для отстоя плавательных средств.

Извещение № 301221/2359392/01 о проведении открытого аукциона № 833 по приобретению права на заключение договора водопользования размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов -http ://torgi. gov.ru/, о чем обществу «Гранум» направлено уведомление №02-5394 от 30.12.2021.

Отдел водных ресурсов 02.12.2021 обратился в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан с запросом от 02.12.2021         №02-4913 о предоставлении разъяснений по вопросу использования акватории Куйбышевского водохранилища с целью размещения на акватории сооружений для отстоя плавательных средств в районе земельного участка №16:50:080704:3 Приволжского района города Казани Республики Татарстан.

В ответ на запрос Отдела водных ресурсов 12.01.2022 направлен ответ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в электронной форме №01-09-277 от 12.01.2022, к которому приложено письмо Муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани» от 10.01.2022 №15/11¬05-10-16.

В письме Муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани» от 10.01.2022 № 15/11-05-10-16 указано на невозможность предоставления разрешения водопользования Обществу для запрашиваемых целей со ссылкой на то, что ранее Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани на запрашиваемую территорию иному лицу согласованы условия для водопользования в целях проведения дноуглубительных работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов для МУП г.Казани «Водоканал». На смежную территорию разрабатывается Проект планировки и межевания территории, ограниченной улицами Портовая, Меховщиков, Магистральная и Лесная Гавань.

Приказом №50 от 14.08.2022 отменен открытый аукцион по приобретению права на заключение договора водопользования на использование участка акватории Куйбышевского водохранилища площадью 0,042857 кв.м., расположенного в районе г. Казань Республика Татарстан, о чем письмом от 14.02.2022 № 02-443 Отдел водных ресурсов сообщил обществу.

Соответствующее уведомление об отмене аукциона № 833 по приобретению права на заключение договора водопользования размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru/.

Отделом водных ресурсов по Республике Татарстан 14.02.2022 вынесен мотивированный отказ в предоставлении Обществу водного объекта для заявленной цели в связи с тем, что право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу (письмо № 02-437 от 14.02.2022).

Не согласившись с отказом Нижне - Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан в представлении водного объекта для заявленной цели и отказом Муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» в предоставлении разрешения водопользования для запрашиваемых целей, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Частью 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Согласно статье 11 ВК РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса;

2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи;

3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Статья 12 ВК РФ устанавливает, что по договору водопользования одна сторона -исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

В соответствии с частью 1 статьи 16 ВК РФ договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 16 ВК РФ договор водопользования заключается без проведения аукциона в случае приобретения права пользования в целях, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, а также в случаях, установленных статьями 15, 47, 49 и 50 настоящего Кодекса.

Действующим законодательством установлено два порядка заключения договора водопользования: по результатам проведения аукциона согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе,  и  о проведении  аукциона» (далее - постановления Правительства РФ № 230) и без проведения аукциона в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» (далее - постановления Правительства РФ № 165).

Согласно пункту 39 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденного Приказом Минприроды России от 22.05.2014 № 225 (далее по тексту - Административный регламент), действовавшим до 12.04.2022, то есть в момент вынесения оспариваемых ненормативных актов, основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

1) документы представлены с нарушением требований, установленных Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 года № 165;

2) получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), указанных в пункте 70 настоящего Регламента, в согласовании условий водопользования;

3) право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;

4) использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием для отказа в предоставлении водного объекта явилось предоставление запрашиваемого участка МУП г.Казани «Водоканал» для водопользования в целях проведения дноуглубительных работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов.

Как установил суд, решением Нижне - Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 13.09.2021 МУП «Водоканал» предоставлен водный объект - участок акватории Куйбышевского водохранилища в пользование для проведения дноуглубительных работ, связанных с изменением дня и берегов поверхностных водных объектов.

В соответствии с частью 2 статьи 47 ВК РФ использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ на территории морского порта или в акватории речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации осуществляется без предоставления водных объектов в пользование.

В соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации путевые работы - дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы, проводимые на внутренних водных путях для содержания судовых ходов.

В соответствии с частью 1 статьи 8 КВВТ РФ содержание внутренних водных путей, заключающееся в содержании судовых ходов (в том числе проведение путевых работ и осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов), проведении работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, содержании судов технического флота (судов, предназначенных для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием судовых ходов работ), содержании инфраструктуры внутренних водных путей, организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также из других не запрещенных законом источников.

Работы по содержанию внутренних водных путей осуществляются без специальных разрешений и согласования (часть 3 статьи 8 КВВТ РФ).

Таким образом, исходя из буквального толкования данных норм, использование поверхностных водных объектов для эксплуатации гидротехнических сооружений осуществляется без предоставления водных объектов в пользование только на территории морского порта или в акватории речного порта.

В соответствии с частью 1 статьи 38 ВК РФ, исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:

1) совместное водопользование;

2) обособленное водопользование.

В силу части статьи 38 ВК РФ обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Совместное водопользование предполагает пользование водным объектом различными лицами для различных целей.

Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 2 статьи 38 Водного кодекса и составляющих обособленное водопользование: для обеспечения обороны страны и безопасности государства; иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами; для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

При этом статья 38 Водного кодекса Российской Федерации не ограничивает возможность совместного водопользования целями водопользования, поскольку это противоречило бы основным принципам гражданского законодательства (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 39 ВК РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия);

Как установил суд, на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru/ опубликовано извещения о проведении открытого аукциона № 833 по приобретению права на заключение договора водопользования, из которого следует, что предоставление запрашиваемого Обществом участка акватории предполагалось для совместного водопользования, что не противоречит указанным предписаниям закона.

В пункте 2.2. Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 13.09.2021 установлен согласованный вид использования водного объекта: совместное водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта.

Установление ответчиком режима совместного водопользования предполагает пользование водным объектов не только МУП «Водоканал», но и другими лицами.

В соответствии с положениями статей 67, 68 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Принимая во внимание изложенное, суд верно указал, что отказ в предоставлении в пользование участка акватории со ссылкой на его предоставление другому лицу является незаконным и необоснованным, поскольку факт предоставления Обществу акватории в водопользование не исключает возможности использования данного водного объекта для иных целей, в том числе, для проведения дноуглубительных работ МУП «Водоканал».

Следовательно, отказ Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, изложенный в письме 02-437 от 14.02.2022, в предоставлении  водного объекта является незаконным.

Как правильно указано судом первой инстанции, фактически оспариваемый отказ Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне - Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, изложенный в письме 02-437 от 14.02.2022, основан на решении Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о невозможности предоставления разрешения водопользования для целей размещения сооружений для отстоя плавательных средств обществу с ограниченной ответственностью «Гранум», изложенном в письме от 10.01.2022 №15/11-05-10-16.

Между тем, в силу пункта 6 статьи 23 ВК РФ, порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2022 № 18 утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Предоставление в пользование в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, водоемов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации, или частей таких водоемов, а также морей или их отдельных частей осуществляется на основании решения Федерального агентства водных ресурсов или его территориального органа (пункт 4 Правил №18).

Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 5 Правил №18).

Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления (пункт 6 Правил №18).

Куйбышевское водохранилище отнесено к водоемам, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации (пункт 34 Распоряжения Правительства РФ от 31.12.2008 № 2054-р «Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации»).

Таким образом, принятие решения о предоставлении в пользование части Куйбышевского водохранилища может приниматься только Федеральным агентством водных ресурсов или его территориальным органом.

Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани является органом местного самоуправления.

Правила не предусматривают согласование условий водопользования с органом местного самоуправления.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани не является органом, обладающим правом принимать решение или согласовывать предоставление разрешения водопользования для целей размещения сооружений для отстоя плавательных средств, что признал и сам ответчик.

Следовательно, решение Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о невозможности предоставления разрешения водопользования для целей размещения сооружений для отстоя плавательных средств обществу с ограниченной ответственностью «Гранум», изложенное в письме от 10.01.2022 №15/11-05-10-16, является незаконным.

Как верно отмечено судом, признание оспариваемых отказов незаконными не означает наличия права у общества «Гранум» на приоритетное заключение договора водопользования, поскольку в данном случае право на заключение договора для целей размещения в акватории плавательных средств в данном случае может приобретено только на аукционе.

Так, согласно статье 16 ВК РФ договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Договор водопользования заключается без проведения аукциона в случае приобретения права пользования в целях, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, а также в случаях, установленных статьями 15, 47, 49 и 50 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» установлено, что право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

По смыслу названного пункта, на аукционе приобретается право на заключение договора водопользования в целях строительства в соответствии с водным и градостроительным законодательством зданий, строений, сооружений, размещения плавательных средств, не относящихся к объектам недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ № 165 водные объекты или их части, находящиеся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее - водный объект), предоставляются в пользование для: а) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; б) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; в) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии. Согласно пункту 2 данного постановления действие настоящих Правил не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.

В случае, когда с заявлением о заключении договора водопользования обращается собственник уже существующего, построенного объекта недвижимости, расположенного в части водной акватории, в целях эксплуатации такого объекта, то договор заключается в порядке, предусмотренном постановлением Правительства № 165.

Между тем заявителем в материалы дела не представлены сведения и документальные доказательства наличия у общества «Гранум» построенного объекта недвижимости, расположенного в части водной акватории.

Таким образом, в соответствии с положениями статьи 16 ВК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 право на заключение договора для целей размещения в акватории плавательных средств в данном случае может приобретено только на аукционе.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В рассматриваем случае судом в целях восстановления нарушенного права заявителя на Отдел водных ресурсов по Республике Татарстан Нижнее - Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов правомерно возложена обязанность принятия в течение тридцати дней после вступления решения в законную силу решения о проведении аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования на использование участка акватории Куйбышевского водохранилища площадью 0,042857 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г. Казань, Приволжский район, в районе земельного участка с кадастровым номером 16:50:080704:3 длиною 243 м. шириной 196 м. на 20 лет для размещения сооружений для отстоя плавательных средств.

При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый акт (Письмо УАиГ ИКМО г.Казани от 10.01.2022 №15/11-05-10-16) не нарушает права и законные интересы заявителя.

Факт нарушения прав и законных интересов ООО «Гранум» оспариваемым ненормативным актом подтверждается содержанием Письма от 10.01.2022 №15/11-05-10-16: так в письме указано, что «Управление архитектуры и градостроительства  Исполнительного комитета г.Казани, считает невозможным предоставление разрешения водопользования для запрашиваемых целей».

Факт того, что оспариваемое письмо от 10.01.2022 №15/11-05-10-16 не адресовано непосредственно ООО «Гранум», не свидетельствует о том, что права и законные интересы ООО «Гранум"» данным письмом не нарушаются.

Как следует из материалов дела, фактически оспариваемый отказ Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне - Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, изложенный в письме 02-437 от 14.02.2022, основан на решении Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о невозможности предоставления разрешения водопользования для целей размещения сооружений для отстоя плавательных средств обществу с ограниченной ответственностью «Гранум», изложенном в письме от 10.01.2022 №15/11-05-10-16.

Из Письма от 10.01.2022 №15/11-05-10-16 следует, что:

1)   в   тексте   указано   наименование   лица,   обратившегося   с   заявлением   о предоставлении права пользования участком акватории - ООО «Гранум»;

2) указан кадастровый номер земельного участка, смежного с частью акватории, испрашиваемый ООО «Гранум».

Следовательно, довод подателя жалобы об отсутствии нарушения прав и интересов ООО  «Гранум» оспариваемым актом опровергается содержанием самого оспариваемого акта, из которого явно усматривается, в связи с подачей заявки какой организации принято решение об отказе в согласовании предоставления водного объекта в пользование.

Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 июля 2022 года по делу                   № А65-6293/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                               И.С. Драгоценнова

Судьи                                                                                                              Н.В. Сергеева

                                                                                                                         О.П. Сорокина