ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-13336/19 от 02.10.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

            Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 г.

            Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2019 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,

с участием:

от Прокурора Чердаклинского района Ульяновской области – представитель ФИО1 (удостоверение от 25.04.2017 ТО №223852)

 от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области – представитель ФИО2 (доверенность от 12.08.2019)

от  Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области – представитель не явился, извещено,

от общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» - представитель не явился, извещено,

 от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ДОМ» - представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 02 октября 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу Прокурора Чердаклинского района Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 июня 2019 года по делу № А72-5083/2019 (судья Овсяникова Ю.А.)

 по  заявлению  Прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, Ульяновская область, р.п. Чердаклы

 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области,

общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ульяновск,

 общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ДОМ», (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ульяновск

 об оспаривании постановления от 18.03.2019 о прекращении производства по делу №15489-К/04-2019 об административном правонарушении по ч.9 ст.7.32.4 КоАП РФ в отношении Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконным и отмене постановления УФАС по Ульяновской области от 18.03.2019 о прекращении производства по делу об административном    правонарушении    №15489-К/04-2019    в    отношении    Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области и возвращении дела на новое рассмотрение.

Определением суда от 14.05.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство" и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДОМ".

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24 июня 2019 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе прокурор просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель антимонопольного органа в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направили.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области в ходе проверки исполнения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах выявлены нарушения законодательства при исполнении договора №РТС273Г180068(Д) от 09.06.2018, заключенного между Фондом (Заказчик) и ООО «Благоустройство» (Подрядчик).

В соответствии с указанным договором №РТС273Г180068(Д) от 09.06.2018, Подрядчик обязался выполнить работы по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также выполнить ремонт крыш домов №№ 12, 13 по ул. 1-й Микрорайон с. Озерки Чердаклинского района Ульяновской области на общую сумму 5 897 074,44 руб.

Согласно пункту 1.4 указанного договора ООО «Благоустройство» должно было выполнить работы по капитальному ремонту крыш дома №12 в срок до 01.12.2018, дома №13 - до 01.10.2018.

В установленные договором сроки указанные работы выполнены не были; условиями договора случаи, при которых могут быть продлены сроки выполнения работ, не предусмотрены.

Однако, как указывает прокурор, ООО «Благоустройство» совместно с Фондом организована подготовка протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирных домов №№12, 13 по ул. 1-й Микрорайон с. Озерки от 29.09.2018 и от 30.11.2018, в которых содержатся сведения о согласовании жителями указанных домов переноса сроков окончания проведения капитального ремонта на 01.06.2019.

После получения указанных протоколов, Фондом и ООО «Благоустройтство» без внесения изменений в региональную программу и в отсутствие предусмотренных ЖК РФ оснований, заключены дополнительные соглашения к договору от 09.06.2018, предусматривающие перенос сроков проведения капитального ремонта крыш указанных многоквартирных домов на 01.06.2019, а именно: дополнительное соглашение от 01.10.2018, которым изменены сроки завершения работ по капитальному ремонту крыши дома №13 с 01.10.2018 на 01.06.2019 и дополнительное соглашение от 30.11.2018 - изменены сроки завершения работ по капитальному ремонту крыши дома №12 с 01.12.2018 на 01.06.2019.

Таким образом, как считает заявитель, Фондом незаконно были изменены условия договора, касающиеся сроков проведения ремонтных работ, в действиях Фонда содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.7.32.4 КоАП РФ - изменение лицом, являющимся стороной договора, условий договора при его исполнении по соглашению сторон в случае, если федеральным законом предусмотрен запрет такого изменения.

05.02.2019 Прокурором Чердаклинского района в отношении Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.7.32.4 КоАП РФ, в соответствии со ст.ст. 23.48, 29.5 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с материалами проверки направлены для рассмотрения в УФАС по Ульяновской области.

18.03.2019 заместитель руководителя УФАС по Ульяновской области по результатам рассмотрения постановления Прокуратуры Чердаклинского района от 05.02.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении вынес постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении №15489-К/04-2019 в отношении Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области по ч. 9 ст. 7.32.4 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Прокурор Чердаклинского района, не согласившись с постановлением УФАС по Ульяновской области от 18.03.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в ходе рассмотрения поступившего постановления прокурора УФАС по Ульяновской области установило отсутствие нарушений при заключении дополнительных соглашений от 01.10.2018 г. и 30.11.2018 г. к договору № РТС273Г1800689Д) от 09.06.2018 г., ответчик обоснованно постановлением от 18.03.2019 г. по делу об административном правонарушении № 15489-К/04-2019 прекратил производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Суд апелляционной инстанции с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

Оспаривание постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении рассматривается судом по правилам статей 210-211 АПК РФ, в соответствии с которыми арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для принятия решения, соблюден ли установленный порядок, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч.9 ст. 7.32.4 КоАП РФ изменение организатором обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продавцом государственного или муниципального имущества, а также лицом, являющимся стороной   договора,   условий   договора   при   его   заключении   или   исполнении, установленных в документации о таких торгах, извещении о проведении торгов, информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, проектах договоров, по соглашению сторон или в одностороннем порядке в случае, если федеральным законом предусмотрен запрет такого изменения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.32 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 9 ст. 7.32.4 КоАП РФ, отнесено Кодексом к компетенции антимонопольного органа.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 № 51-П утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014 - 2044 годы, согласно которой многоквартирные дома № 12 и № 13, расположенные по адресу: <...> включены в данную региональную программу с периодом выполнения работ на 2018-2020 годы.

Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 01.03.2018 № 09-од утвержден на 2016 - 2018 годы краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014 - 2044 годы, согласно которому сроком выполнения работ по ремонту крыш вышеназванных многоквартирных домов является IV квартал 2018 года.

Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28.12.2018 № 68-од утвержден на 2017 - 2019 годы краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014 - 2044 годы, согласно которому срок выполнения работ по ремонту крыш вышеназванных многоквартирных домов смещен на 2019 год.

09.06.2018 между Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (заказчик) и ООО «Благоустройство» (подрядчик) заключен договор на оказание услуг и выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома № РТС273Г180068(Д) (далее Договор), по которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства оказать услуги и выполнить работы по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома - капитальный ремонт крыш по адресам: <...> и д. 13 в соответствии с условиями Договора и техническими строительными нормами, правилами, государственными стандартами.

Согласно п. 1.4 Договора установлены следующие сроки выполнения работ (капитального ремонта крыши): для многоквартирного дома № 12 - 01.12.2018, для многоквартирного дома № 13 - 01.10.2018.

Согласно п. 223 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 (далее Положение № 615), предмет договора о проведении капитального ремонта, место оказания услуг и (или) проведения работ, виды услуг и (или) работ не могут изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

Сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства:

а) изменение объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

б) недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации к оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора о проведении капитального ремонта;

в) приостановка оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.

Дополнительным соглашением от 01.10.2018 к Договору вышеуказанные сроки выполнения работ по МКД № 13 продлены до 01.06.2019 на основании пп. «а» п. 223 Положения № 615.

Дополнительным соглашением от 30.11.2018 к Договору вышеуказанные сроки выполнения работ по МКД № 12 продлены до 01.06.2019 на основании пп. «а» п. 223 Положения № 615.

Между тем, ни при рассмотрении дела УФАС, ни при рассмотрении настоящего дела никаких документов, подтверждающих как изменение объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон, влекущих продление срока выполнения работ, так и согласования таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством РФ, представлено не было.

 При  этом,  несмотря  на наличие  в  материалах дела  протокола от 29.09.2018 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 13, расположенном по адресу: <...> а также протокола от 30.11.2018 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 12, расположенном по адресу: <...> в данных протоколах не указано основание продления срока проведения капитального ремонта крыши до 01.06.2019.

Более того, согласно объяснениям 25.03.2019 в прокуратуре Чердаклинского района Ульяновской области представителя ООО «Благоустройство» ФИО3 на момент подготовки протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирных домов №№ 12, 13 по ул. 1-й Микрорайон с. Озерки от 29.09.2018 и 30.11.2018 вопрос изменения объемов работ по сравнению с условиями конкурсной документации он с жителями не обсуждал, изменение объемов работ с ними не согласовывал. При продлении сроков исполнения договора о проведении капитального ремонта изменение объема работ не учитывалось,  поскольку  выполнить работы  в  срок  ввиду  отсутствия  положительных заключений государственной экспертизы было невозможно.

Также согласно объяснениям ФИО4 от 27.03.2019 проектную документацию он не согласовывал, об изменениях объема выполняемых работ не знал, общее собрание жителей дома по вопросу согласования изменения объема выполняемых работ не проводилось.

Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что поскольку материалы прокурорской проверки содержали документы, что фактически общее собрание МКД не проводилось, но при рассмотрении дела в УФАС данным доказательствам не была дана оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Допущенные процессуальные нарушения являются существенными, поэтому на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ обжалуемое постановление антимонопольного органа подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого следует учесть вышеизложенное, устранить имеющиеся недостатки и пробелы по делу, надлежащим образом исследовать доказательства и вынести обоснованное и законное постановление.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ с вынесением нового судебного акта по делу об удовлетворении заявленных требований и признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 18.03.2019 г. № 15489-К/04-2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:  

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 июня 2019 года по делу № А72-5083/2019 отменить.

Принять новый судебный акт.

Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 18.03.2019 г. № 15489-К/04-2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                       Н.В. Сергеева

Судьи                                                                                                      И.С. Драгоценнова

                                                                                                                 Е.Г. Попова