ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-13642/13 от 23.12.2013 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

24 декабря 2013 года Дело №А55-2935/2013

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года

В полном объеме постановление изготовлено 24 декабря 2013 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23.12.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Думы городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2013 по делу №А55-2935/2013 (судья Мальцев Н.А.), принятое по заявлению Мэрии городского округа Тольятти, г.Тольятти Самарской области, к Думе городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального автономного учреждения «КДЦ «Буревестник», муниципального автономного учреждения «КДК «Тольятти», муниципального бюджетного учреждения городского округа Тольятти «Парки города», муниципального бюджетного учреждения «Зеленстрой», о признании действий по проведению проверки, утверждению и направлению отчета незаконными, о признании результатов проверки, выраженных в отчете, недействительными и об обязании осуществить отзыв отчета,

с участием в судебном заседании:

от Думы г.о.Тольятти - ФИО1 (доверенность от 21.02.2013 №7),

от мэрии г.о.Тольятти - ФИО2 (доверенность от 18.12.2013 №10475/1),

ФИО3 – представителя МАУ «КДЦ «Буревестник» (доверенность от 05.03.2013 №17), МАУ «КДК «Тольятти» (доверенность от 13.03.2013 №03), мэрии г.о. Тольятти (доверенность от 04.12.2012 №11374/1),

представители МБУ г.о.Тольятти «Парки города», МБУ «Зеленстрой» не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

мэрия городского округа Тольятти обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения предмета иска) о признании незаконными действий Думы городского округа Тольятти по проведению проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, предусмотренных в бюджете городского округа Тольятти в 2012 году на празднование 275-й годовщины со дня основания Ставрополя-Тольятти, а также о признании недействительными результатов проверки, выраженных в отчете контрольно-счетной палаты Думы городского округа Тольятти от 24.12.2012, в части:

- признания бюджетных средств в сумме 12206,0 тыс.руб. необоснованно представленными муниципальным автономным учреждениям культуры в нарушение Порядка, утвержденного постановлением мэрии городского округа Тольятти от 24.02.2012 №522-п/1, и расходования их без проведения торгов;

- признания неэффективным использования средств бюджета в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в сумме 12206,0 тыс.руб.;

- признания неправомерным предоставления субсидий МАУ «КДЦ «Буревестник» в сумме 8010,0 тыс.руб., МАУ «КДК «Тольятти» в сумме 3297,0 тыс.руб. в связи с отсутствием у данных учреждений кадрового потенциала и собственной материальной базы на выполнение праздничных мероприятий;

- признания нецелевым использования средств бюджета МАУ «КДК «Тольятти» в сумме 178,3 тыс. руб. в нарушение статьи 289 БК РФ;

- признания неправомерным совершения крупной сделки МАУ «КДК «Тольятти» без предварительного одобрения Наблюдательного совета в нарушение пункта 5 Устава учреждения;

- признания необоснованно использованными средств бюджета по договорам, заключенным с коммерческими организациями МАУ «КДЦ «Буревестник» в сумме 6510,0 тыс.руб., МАУ «КДК «Тольятти» в сумме 3295,8 тыс.руб.;

- признания нецелевым использования бюджетных средств в нарушение статьи 289 БК РФ в сумме 3010,1 тыс.руб., в том числе: МБУ г.о. Тольятти «Зеленстрой» - в сумме 599,1 тыс.руб., МБУ по. Тольятти «Парки города» - в сумме 2411,0 тыс.руб.;

- вывода о причинении ущерба бюджету городского округа в виде завышенных объемов выполнения муниципального задания МБУ г.о. Тольятти «Парки города» в сумме 1252,0 тыс.руб.;

- признания неправомерно заключенной крупной сделки, совершенной МБУ г.о. Тольятти «Парки города» без предварительного согласия учредителя;

- признания неэффективным использования бюджетных средств в нарушение статьи 34 БК РФ в сумме 405,9 тыс.руб.;

- обязания мэрии городского округа Тольятти обеспечить возврат в бюджет городского округа Тольятти субсидий, использованных не по целевому назначению в сумме 3188,4 тыс.руб., в том числе: МАУ «КДК «Тольятти» - в сумме 178,3 тыс.руб., МБУ г.о. Тольятти «Зеленстрой» - в сумме 599,1 тыс.руб., МБУ г.о. Тольятти «Парки города» - в сумме 2411,0 тыс.руб. (в том числе ущерб бюджету 1252,0 тыс.руб.).

Кроме того, мэрия городского округа Тольятти просила признать незаконными действия Думы городского округа Тольятти в лице председателя контрольно-счетной палаты по утверждению отчета контрольно-счетной палаты Думы городского округа Тольятти от 24.12.2012 и направлению этого отчета в адрес мэра городского округа Тольятти, а также восстановить нарушенное право мэрии городского округа Тольятти путем обязания Думы городского округа Тольятти осуществить отзыв из мэрии городского округа Тольятти указанного отчета.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены муниципальное автономное учреждение «КДЦ «Буревестник», муниципальное автономное учреждение «КДК «Тольятти», муниципальное бюджетное учреждение городского округа Тольятти «Парки города», муниципальное бюджетное учреждение «Зеленстрой».

Решением от 19.06.2013 по делу №А55-2935/2013 Арбитражный суд Самарской области, частично удовлетворив заявление мэрии городского округа Тольятти, признал действия Думы городского округа Тольятти по проведению проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, предусмотренных в бюджете городского округа Тольятти в 2012 году на празднование 275-й годовщины со дня основания Ставрополя-Тольятти, по утверждению отчета контрольно-счетной палаты Думы городского округа от 24.12.2012 и направлению этого отчета в адрес мэра городского округа Тольятти незаконными, а результаты проверки, выраженные в этом отчете, - недействительными. В удовлетворении остальной части заявления (то есть в части требования о восстановлении нарушенного права путем обязания Думы городского округа Тольятти осуществить отзыв из мэрии городского округа Тольятти указанного отчета) было отказано.

В апелляционной жалобе Дума городского округа Тольятти просила отменить полностью указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению Думы городского округа Тольятти, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.

Мэрия городского округа Тольятти в отзыве и дополнении к нему апелляционную жалобу отклонила и просила оставить обжалованное судебное решение без изменения.

Муниципальное автономное учреждение «КДЦ «Буревестник», муниципальное автономное учреждение «КДК «Тольятти», муниципальное бюджетное учреждение городского округа Тольятти «Парки города», муниципальное бюджетное учреждение «Зеленстрой» в отзывах апелляционную жалобу также отклонили.

Дума городского округа Тольятти представила дополнительные письменные пояснения по делу.

В судебных заседаниях представители Думы городского округа Тольятти поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, а также по основаниям, приведенным в дополнительных письменных пояснениях.

Представители мэрии городского округа Тольятти и третьих лиц в судебных заседаниях апелляционную жалобу отклонили по основаниям, изложенным в отзывах.

В связи с нахождением судьи Поповой Е.Г. в отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 23.12.2013, определением суда апелляционной инстанции от 23.12.2013 произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Захарову Е.И.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзывах, письменных пояснениях, выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, в судебных заседаниях, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Согласно отчету контрольно-счетной палаты Думы городского округа по проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, предусмотренных в бюджете городского округа Тольятти в 2012 году на празднование 275-й годовщины со дня основания Ставрополя-Тольятти, составленному на основании плана деятельности контрольно-счетной палаты по осуществлению муниципального финансового контроля на 4 квартал 2012 года и утвержденному руководителем контрольно-счетной палаты 24.12.2012, мэрии городского округа Тольятти было предложено в соответствии с бюджетным законодательством результативно и эффективно использовать бюджетные средства при исполнении расходных обязательств (пункт 1 предложений по отчету), в том числе: обоснованно предоставлять субсидии в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением мэрии городского округа Тольятти от 24.02.2012 №522-п/1, и с учетом видов деятельности, определенных Уставами учреждений (пункт 1.1), привести Уставы подведомственных учреждений в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.2), при реализации программ (праздничных мероприятий) осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.3).

Кроме того, мэрии городского округа Тольятти было предложено обеспечить возврат в бюджет городского округа Тольятти субсидий, использованных не по целевому назначению в сумме 3188,4 тыс.руб., в том числе: МАУ «КДК «Тольятти» - в сумме 178,3 тыс.руб., МБУ г.о. Тольятти «Зеленстрой» - в сумме 599,1 тыс.руб., МБУ г.о. Тольятти «Парки города» - в сумме 2411,0 тыс.руб. (в том числе ущерб бюджету 1252,0 тыс.руб.) (пункт 2 предложений по отчету).

В отчете также указано (пункт 3 предложений по отчету): в соответствии со статьями 282 и 283 БК РФ применить соответствующие меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

В статье 282 БК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 №252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №252-ФЗ)), указывалось, что к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

В статье 283 БК РФ (в той же редакции) были приведены основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, включая нецелевое использование бюджетных средств.

Требования мэрии городского округа Тольятти о признании недействительными результатов проверки, выраженных в отчете контрольно-счетной палаты Думы городского округа Тольятти от 24.12.2012, и о признании незаконным действий по утверждению данного отчета являются, по своей сути, двумя составляющими требования об оспаривании этого отчета, поскольку включение в отчет результатов проверки и его утверждение как раз и представляют собой в совокупности этот отчет.

Данный отчет не может быть признан ненормативным правовым актом, поскольку непосредственно этим отчетом на мэрию городского округа Тольятти или на третьих лиц не возлагаются какие-либо обязанности и им не создаются препятствия для осуществления деятельности. Этот отчет, как указано и в нем самом, мог послужить лишь основанием для применения мер принуждения в соответствии со статьями 282 и 283 БК РФ. То есть непосредственно этим отчетом не нарушены права и законные интересы мэрии городского округа Тольятти или третьих лиц.

Таким образом, указанный отчет не может быть оспорен в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц».

Кроме того, пунктом 42 «б» статьи 1 Закона №252-ФЗ глава 28 БК РФ (включая статьи 282 и 283) признана утратившей силу с 04.08.2013, то есть со дня официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Статьей 270.2, введенной Законом №252-ФЗ с 04.08.2013, предусмотрено, что в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

С учетом изложенного само по себе направление указанного отчета в адрес мэра городского округа Тольятти также не нарушает права и законные интересы мэрии городского округа Тольятти или иных лиц.

Оспаривание действий Думы городского округа Тольятти по назначению и проведению проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств является, по сути, оспариванием результатов проверки по процессуальным (процедурным) основаниям, а поэтому вопрос о законности или незаконности указанных действий может быть рассмотрен и разрешен только в рамках судебного дела об оспаривании в порядке главы 24 АПК РФ ненормативных правовых актов, вынесенных на основании указанного отчета, или конкретных действий, совершенных в целях его исполнения.

Требование мэрии городского округа Тольятти о восстановлении ее нарушенного права путем обязания Думы городского округа Тольятти осуществить отзыв из мэрии городского округа Тольятти указанного отчета фактически заявлено в порядке части 5 статьи 201 АПК РФ и, соответственно, является производным от вышеуказанных требований, а поэтому результат его рассмотрения полностью зависит от результата рассмотрения вышеуказанных требований.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 269 и пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, отменяет решение суда первой инстанции и прекращает производство по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Прекращение производства в отношении указанных требований не препятствует мэрии городского округа Тольятти приводить доводы, в частности, о незаконности действий Думы городского округа Тольятти по назначению и проведению проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств и об ошибочности выводов, содержащихся в отчете, в случае оспаривания в судебном порядке в порядке главы 24 АПК РФ ненормативных правовых актов, вынесенных на основании указанного отчета, или конкретных действий, совершенных в целях его исполнения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 июня 2013 года по делу №А55-2935/2013 отменить.

Производство по делу №А55-2935/2013 прекратить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий В.С. Семушкин

Судьи Е.И. Захарова

Е.Г. Филиппова