ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-13884/2013 от 30.08.2013 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г.Самара, ул.Аэродромная, 11А, тел.273-36-45, e-mail: info@11aas.arbitr.ru, www.11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

06 сентября 2013 года

гор. Самара

                      Дело № А49-10246/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 30 августа 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 06 сентября 2013 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гарифовым И.Ш.,

рассмотрев 30 августа 2013 года в открытом судебном заседании в зале № 4 апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 июня 2013 года, принятое по делу № А49-10246/2012 (судья Новикова С.А.)

по иску Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Пензенского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Центральной Волги» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (юр. адрес: 125993, <...>; почт. адрес: 440068, гор. Пенза, Аэропорт; ОГРН <***>)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области (440000, <...>; ОГРН <***>)

о признании условия договоров аренды земельных участков недействительными,

при участии в судебном заседании:

от истца - не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика – ФИО1 представитель по доверенности от 07.09.2012.

Установил:

Истец - Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Пензенского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Центральной Волги» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» обратился в Арбитражный суд Пензенской области с иском к ответчику - Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области о признании пункта 5.3. договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности от 06 апреля 2006 года № 206, от 06 апреля 2006 года № 207, от 14 апреля 2006 года № 207/1, от 14 апреля 2006 года № 208, от 02 июля 2008 года № 409, в части, касающейся пересмотра размера арендной платы «в одностороннем порядке на размер коэффициента – дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации».

Требования истца заявлены на основании ст. ст. 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации.

Определением от 11 июня 2013 года Арбитражным судом Пензенской области в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принят отказ от исковых требований в части признания недействительным п. 5.3. договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, со множественностью лиц на стороне арендатора № 409 от 02 июля 2008 года, в части касающейся пересмотра размера арендной платы «в одностороннем порядке на размер коэффициента – дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации». Производство по делу в данной части прекращено.

В связи с чем, иск считается заявленным о признании недействительным пункта 5.3. договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности от 06 апреля 2006 года № 206, от 06 апреля 2006 года № 207, от 14 апреля 2006 года № 207/1, от 14 апреля 2006 года № 208 в части, касающейся пересмотра размера арендной платы «в одностороннем порядке на размер коэффициента – дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации».

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18 июня 2013 года суд исковые требования удовлетворил. Признал недействительным абзац 3 пункта 5.3. договора аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности № 206 от 06 апреля 2006 года в редакции дополнительного соглашения от 02 февраля 2010 года, договора № 207 от 06 апреля 2006 года в редакции дополнительного соглашения от 10 марта 2010 года, № 207/1 от 14 апреля 2006 года в редакции дополнительного соглашения от 22 июля 2010 года, № 208 от 14 апреля 2006 года в редакции дополнительного соглашения от 10 марта 2010 года. Также суд взыскал с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» расходы по оплате государственной пошлины в размере 16 000 руб.

Заявитель - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку решение суда является необоснованным и незаконным, судом неправильно применены нормы материального права.

В обоснование своей позиции заявитель указывает, что пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Постановлением Правительства Пензенской области от 27 ноября 2009 года № 918-пП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Пензенской области. Указанное Постановление вступило в силу с 01 января 2010 года. С 04 августа 2009 года вступило в действие Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 (в ранее действовавшей редакции), при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер коэффициента - дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации. Коэффициент - дефлятор применяется ежегодно по состоянию на начало очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение о предоставлении земельного участка в аренду. В связи с чем, между сторонами были подписаны дополнительные соглашения к договорам аренды, в соответствии с которыми п. 5.3. договоров аренды был изложен в новой редакции. Данные соглашения с условиями расчета зарегистрированы в установленном порядке. Следовательно, стороны пришли к соглашению, что арендная плата с учетом коэффициента - дефлятора подлежит обязательной уплате арендатором в одностороннем порядке. Уведомлениями Территориальное управление сообщило арендатору об изменении размера арендной платы, приложив соответствующие расчеты арендной платы. При определении арендной платы на 2011 год, к ставкам арендной платы был применен коэффициент – дефлятор К1 в размере 1,372, установленный приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 27 октября 2010 года № 519. Поскольку порядок определения и изменения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, продиктован законодательно, пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию Территориального управления (арендодателя) на размер коэффициента - дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации, является законным и обоснованным.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Представил мотивированный отзыв, которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

В своем отзыве истец указывает, что при заключении договоров аренды земельных участков, годовые размеры арендной платы в соответствии со ст. 3 ФЗ -137 от 25 октября 2005 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» были рассчитаны исходя из кадастровой стоимости земельных участков с применением коэффициента по видам использования земель в размере 1,5 % от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. В последствии, в связи с изменением кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, к договорам аренды были заключены дополнительные соглашения, предусматривающие изменение годового размера арендной платы, а так же были внесены дополнения в пункт 5.3., которым установлен пересмотр размера арендной платы, а именно включено условие о праве арендодателя в одностороннем порядке изменять годовой размер арендной платы путем применения коэффициента - дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации. Пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер коэффициента - дефлятора в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, право постоянного (бессрочного) пользования которых было переоформлено на аренду, является не соответствующим действующему законодательству. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность нa которые не разграничена - в соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ № 137 от 25 октября 2005 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте. Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии со ст. 3 ФЗ № 137 от 25 октября 2005 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка. Пункт 5.3. заключенных договоров аренды земельных участков от 06 апреля 2006 года № 206, от 06 апреля 2006 года № 207, от 14 апреля 2006 года № 207/1, от 14 апреля 2006 года № 208, предусматривает возможность изменения исчисления размера арендной платы только в случае изменения нормативно - правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения. В связи с этим, исчисление годового размера арендной платы с учетом применения коэффициента дефлятора является незаконным и необоснованным.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения № 13-р от 19 января 2006 года Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» на земельные участки и 06 апреля 2006 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области (Арендодателем) и ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (Арендатором) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № 206.

В соответствии с п. 3 договор действует 49 лет по 31 декабря 2055 года.

Согласно п. 1 указанного договора Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное владение и пользование земельные участки из состава земель поселений, расположенные по адресу: гор. Пенза, Первомайский район, ул. Центральная, общей площадью 86 668 кв.м, в границах, указанных в кадастровых картах (планах) участков, прилагаемых к договору и являющихся его неотъемлемой частью:

- земельный участок площадью 3 200 кв.м, имеющий кадастровые номер 58:29:03 008 004:0016, для использования в целях размещения и эксплуатации водонапорной башни и артскважины;

- земельный участок площадью 1 971 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0033, для использования в целях размещения общественной застройки. В соответствии с условиями дополнительного соглашения, подписанного сторонами 08 августа 2006 года указанный земельный участок предоставлен в целях размещения и эксплуатации МРЛ-2;

- земельный участок площадью 3 497 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0015, в целях размещения и эксплуатации котельной.

Земельные участки находятся в собственности Российской Федерации на основании свидетельств о праве собственности: № 58 АА 022018 от 13 октября 2005 года, № 58 АА 022019 от 13 октября 2005 года, № 58 АА 022021 от 13 октября 2005 года.

Во исполнение условий договора, Арендодатель передал в арендное пользование Арендатора земельные участки, о чем сторонами составлен и подписан акт приема-передачи от 01 января 2006 года.

Размер арендной платы за пользование земельными участками в соответствии с п. 5.1. договора аренды составил: 139 554 руб. - в год, и 11 629 руб. 27 коп. - в месяц.

В соответствии с дополнительным соглашением от 10 декабря 2009 года сторонами внесено изменение в преамбулу договор аренды № 206 от 06 апреля 2006 года в части касающейся наименования Арендодателя. В связи с чем, Арендодателем по указанному договору стало Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пензенской области (в настоящее время Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области).

Кроме того, на основании распоряжения № 13-р от 19 января 2006 года прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» на земельные участки и 06 апреля 2006 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области (Арендодателем) и ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (Арендатором) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № 207.

В соответствии с п. 3 договор действует 49 лет по 31 декабря 2054 года.

В соответствии с дополнительным соглашением подписанным сторонами, договор действует 49 лет по 31 декабря 2055 года.

Согласно п. 1 указанного договора Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок из состава земель поселений, с кадастровым номером 58:29:03 008 003:0031, расположенный по адресу: гор. Пенза, Первомайский район, ул. Ереванская, 16А, для использования в целях размещения и эксплуатации объектов воздушного транспорта, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью общей площадью 20 452 кв.м.

Земельный участок находится в собственности Российской Федерации на основании свидетельства о праве собственности: № 58 АА 022022 от 13 октября 2005 года.

Во исполнение условий договора, Арендодатель передал в арендное пользование Арендатора земельный участок, о чем сторонами составлен и подписан акт приема-передачи от 01 января 2006 года.

Размер арендной платы за пользование земельным участком в соответствии с п. 5.1. договора аренды составил: 382 656 руб. - в год, и 31 888 руб. 08 коп. - в месяц.

В соответствии с дополнительным соглашением от 10 декабря 2009 года сторонами внесено изменение в преамбулу договор аренды № 207 от 06 апреля 2006 года в части касающейся наименования Арендодателя. В связи с чем, Арендодателем по указанному договору является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пензенской области.

На основании распоряжения № 149-р от 10 апреля 2006 года прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» на земельные участки и между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области (Арендодателем) и ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (Арендатором) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № 207/1 от 14 апреля 2006 года.

В соответствии с п. 3 договор действует 49 лет с 01 апреля 2006 года по 31 марта 2055 года.

В соответствии с п. 1 указанного договора Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное владение и пользование земельные участки из состава земель поселений, расположенные по адресу: гор. Пенза, Аэропорт, общей площадью 516 382 кв.м, в границах, указанных в кадастровых картах (планах) участков, прилагаемых к договору и являющихся его неотъемлемой частью:

- площадью 208 582 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0036, для использования в целях размещения и эксплуатации СДП-287 и ГРМ-287 (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 072528 от 19 января 2006 года);

- площадью 161 907 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0034, для использования в целях размещения и эксплуатации KPM-107 и СДП-107 (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 072527 от 19 января 2006 года);

- площадью 49 985 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0035, для использования в целях размещения и эксплуатации РСП (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 073410 от 28 февраля 2006 года);

- площадью 34 013 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0032, для использования в целях размещения и эксплуатации объектов связи, радиовещания, телевидения и информатики (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 073411 от 28 февраля 2006 года);

- площадью 51 341 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0037, для использования в целях размещения и эксплуатации БПРМ-287 и КРМ-287 (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 0734109 от 28 февраля 2006 года);

- площадью 10 554 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0031, для использования в целях размещения и эксплуатации объектов связи, радиовещания, телевидения и информатики (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 073404 от 28 февраля 2006 года).

Во исполнение условий договора, Арендодатель передал в арендное пользование Арендатора земельные участки, о чем сторонами составлен и подписан акт приема-передачи от 01 апреля 2006 года.

Размер арендной платы за пользование земельными участками в соответствии с п. 5.1. договора аренды составил: 8 313 750 руб. - в год, и 692 812 руб. 52 коп. - в месяц.

20 апреля 2007 года между указанными лицами подписано дополнительное соглашение к договору аренды № 207/1 от 14 апреля 2006 года, в соответствии с которым Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во владение и пользование земельные участки из состава земель поселений, расположенные по адресу: гор. Пенза, Аэропорт, общей площадью 482 369 кв.м, в границах, указанных в кадастровых картах (планах) участков, прилагаемых к Договору и являющихся его неотъемлемой частью:

- площадью 208 582 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0036, для использования в целях размещения и эксплуатации СДП-287 и ГРМ-287 (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 072528 от 19 января 2006 года);

- площадью 161 907 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0034, для использования в целях размещения и эксплуатации КРМ-107 и СДП-107 (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 072527 от 19 января 2006 года);

- площадью 49 985 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0035, для использования в целях размещения и эксплуатации РСП (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 073410 от 28 февраля 2006 года);

- площадью 51 341 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0037, для использования в целях размещения и эксплуатации БПРМ-287 и КРМ-287 (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 0734109 от 28 февраля 2006 года);

- площадью 10 554 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0031, для использования в целях размещения и эксплуатации объектов связи, радиовещания, телевидения и информатики (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 073404 от 28 февраля 2006 года).

И с 01 мая 2007 года размер арендной платы за земельные участки составил 7 766 140 руб. 90 коп. в год.

В соответствии с дополнительным соглашением от 10 декабря 2009 года сторонами внесено изменение в преамбулу договор аренды № 207/1 от 14 апреля 2006 года в части касающейся наименования Арендодателя. В связи с чем, Арендодателем по указанному договору является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пензенской области.

28 июня 2010 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пензенской области и ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № 207/1 от 14 апреля 2006 года, согласно которому, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во владение и пользование земельные участки из земель населенных пунктов, расположенные по адресу: гор. Пенза, Аэропорт, общей площадью 269 121 кв.м, из них:

- земельный участок площадью 208 582 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0036, для использования в целях размещения и эксплуатации СДП-287 и ГРМ-287 (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 072528 от 19 января 2006 года);

- земельный участок площадью 49 985 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0035, для использования в целях размещения и эксплуатации РСП (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 073410 от 28 февраля 2006 года);

- земельный участок площадью 10 554 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0031, для использования в целях размещения и эксплуатации объектов связи, радиовещания, телевидения и информатики (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 073404 от 28 февраля 2006 года).

Условия данного дополнительного соглашения стороны распространили на отношения с 01 июля 2010 года.

В соответствии с п. 3. указанного дополнительного соглашения с 01 июля 2010 года размер арендной платы составил 1 183 589 руб. 50 коп. в год.

Кроме того, на основании распоряжения № 149-р от 10 апреля 2006 года прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» на земельные участки и 14 апреля 2006 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области (Арендодателем) и ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (Арендатором) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № 208, в соответствии с условиями которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное владение и пользование земельные участки из состава земель поселений, расположенные по адресу: гор. Пенза, Первомайский район, ул. Центральная, общей площадью 6 106 кв.м, в границах, указанных в кадастровых картах (планах) участков, прилагаемых к договору и являющихся его неотъемлемой частью:

- земельный участок площадью 1 948 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0008, для использования в целях размещения и эксплуатации склада агрегатов (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 073407 от 01 марта 2006 года);

- земельный участок площадью 2 502 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0010, для использования в целях размещения эксплуатации здания ремонтно-эксплуатационных мастерских (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 073406 от 01 марта 2006 года);

- земельный участок площадью 1 656 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0009, в целях размещения и эксплуатации служебного здания (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 073408 от 01 марта 2006 года).

Согласно п. 3 договор действует 49 лет по 31 марта 2055 года.

Во исполнение условий договора, Арендодатель передал в арендное пользование Арендатора земельные участки, о чем сторонами составлен и подписан акт приема-передачи от 01 апреля 2006 года.

Размер арендной платы за пользование земельными участками в соответствии с п. 5.1. договора аренды составил: 98 306 руб. - в год, и 8 192 руб. 22 коп. - в месяц.

В соответствии с условиями дополнительного соглашения, подписанного сторонами 08 августа 2006 года к договору аренды № 208 от 14 апреля 2006 года, земельный участок площадью 1 656 кв.м., имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0009, предоставлен арендатору в целях размещения и эксплуатации ОКС и ОМТС.

Дополнительным соглашением от 10 декабря 2009 года сторонами внесено изменение в преамбулу договор аренды № 208 от 14 апреля 2006 года в части касающейся наименования Арендодателя. В связи с чем, Арендодателем по указанному договору является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пензенской области.

Вышеуказанные договоры аренды и все дополнительные соглашения к ним зарегистрированы надлежащим образом в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 5.3. договоров аренды № 206 от 06 апреля 2006 года, № 207 от 06 апреля 2006 года, № 207/1 от 14 апреля 2006 года, № 208 от 14 апреля 2006 года размер арендной платы пересматривается:

- при изменении ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случаях определения арендной платы исходя из ставок земельного налога, установленного за такие земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах);

- при изменении рыночной стоимости земельных участков или рыночной арендной платы за земельные участки, но не реже одного раза в три года (в случаях определения арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка).

В случаях, указанных в настоящем пункте, и при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения, размер арендной платы исчисляется, а порядок и условия ее внесения определяются в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.

Арендатор перечисляет арендную плату за каждый месяц вперед не позднее десятого числа текущего месяца (п. 5.4. договоров).

При заключении указанных договоров аренды в соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» годовые размеры арендной платы были рассчитаны исходя из кадастровой стоимости земельных участков с применением коэффициента по видам использования земель в размере 1,5 % от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.

Арбитражным судом также установлено, что в связи с изменением кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, к вышеназванным договорам аренды были заключены дополнительные соглашения, предусматривающие изменение годового размера арендной платы, а именно:

- к договору аренды земельного участка от 06 апреля 2006 года № 206 было заключено Дополнительное соглашение от 02 февраля 2010 года № б/н., в соответствии с которым, с 01 января 2010 года размер арендной платы составил 169 756 руб. 43 коп. в год;

- к договору аренды земельного участка от 06 апреля 2006 года № 207 заключено Дополнительное соглашение от 10 марта 2010 года № б/н., в соответствии с которым, с 01 января 2010 года размер арендной платы составил 120 374 руб. 34 коп. в год;

- к договору аренды земельного участка от 14 апреля 2006 года № 207/1 было заключено Дополнительные соглашения от 22 июля  2010 года № б/н, в соответствии с которым, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во владение и пользование земельные участки из земель населенных пунктов, расположенные по адресу: гор. Пенза, Аэропорт, общей площадью 320 462 кв.м, из них:

- земельный участок площадью 208 582 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0036, для использования в целях размещения и эксплуатации СДП-287 и ГРМ-287 (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 072528 от 19 января 2006 года);

- земельный участок площадью 49 985 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0035, для использования в целях размещения и эксплуатации РСП (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 073410 от 28 февраля 2006 года);

- земельный участок площадью 51 341 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0037, для использования в целях размещения и эксплуатации БПРМ-287 и КРМ-287 (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 0734109 от 28 февраля 2006 года);

- земельный участок площадью 10 554 кв.м, имеющий кадастровый номер 58:29:03 008 004:0031, для использования в целях размещения и эксплуатации объектов связи, радиовещания, телевидения и информатики (свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ 58 АА № 073404 от 28 февраля 2006 года), с 01 января 2010 года размер арендной платы составил 1 420 122 руб. 62 коп. в год;

- к договору аренды земельного участка от 14 апреля 2006 года № 208 было заключено дополнительное соглашение от 10 марта 2010 года № б/н., размер арендной платы с 01 января 2010 года составил 97 086 руб. 93 коп. в год.

Кроме того, пункт 5.3. договоров аренды № 206 от 06 апреля 2006 года, № 207 от 06 апреля 2006 года, № 207/1 от 14 апреля 2006 года и № 208 от 14 апреля 2006 года сторонами изложен в следующей редакции:

«5.3. Размер арендной платы пересматривается:

- при изменении ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случаях определения арендной платы исходя из ставок земельного налога, установленного за такие земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах); - при изменении кадастровой стоимости земельных участков (в случае определения арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельных участков);

- в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер коэффициента-дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации;

- при изменении рыночной стоимости земельных участков или рыночной арендной платы за земельные участки, но не чаще чем 1 раз в год (в случае определения арендной платы исходя из рыночной стоимости земельных участков).

В случаях, указанных в настоящем пункте, и при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения, размер арендной платы исчисляется, а порядок и условия ее внесения определяются в соответствии с указанными нормативными правовыми актами».

Названные дополнительные соглашения зарегистрированы в установленном законом порядке.

Письмами от 19 мая 2011 года ответчик направил в адрес истца уведомления об изменении арендной платы в одностороннем порядке на размер коэффициента-дефлятора с 01 января 2011 года с приложением расчета арендной платы к договорам аренды № 206 от 06 апреля 2006 года, № 207 от 06 апреля 2006 года, № 207/1 от 14 апреля 2006 года, № 208 от 14 апреля 2006 года.

06 декабря 2012 года ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Центральной Волги» Пензенский центр ОВД обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области с письмом, в котором указало на то, что в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков, в соответствии со ст. 3 ФЗ от 25 октября 2005 года № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» годовой размер арендной платы устанавливается в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Изменение годового размера арендной платы в соответствии с данным Федеральным законом может предусматриваться договорами аренды земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка. В данном случае коэффициент-дефлятор не применяется. В связи с чем, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Центральной Волги» Пензенский центр ОВД просило подписать направленные в адрес ТУ Росимущества в Пензенской области дополнительные соглашения к договорам аренды земельных участков.

В ответ на указанное письмо Территориальное управление Росимущества в Пензенской области в адрес ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Центральной Волги» Пензенский центр ОВД направило письмо от 17 декабря 2012 года № 01/3791, в котором указало на то, что основания для внесения изменений в договоры аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в предложенной Арендатором редакции и подписания дополнительных соглашений к данным договорам, отсутствуют, поскольку в 2011 году в соответствии с п. 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, арендная плата изменялась в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер коэффициента-дефлятора, ежегодно утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации, в 2012 году арендная плата изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.

В связи с отказом ТУ Росимущества в Пензенской области от внесения изменений в договоры аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, истец обратился с иском в Арбитражный суд Пензенской области о признании недействительным пункта 5.3. договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности № 206 от 06 апреля 2006 года, № 207 от 06 апреля 2006 года, № 207/1 от 14 апреля 2006 года, № 208 от 14 апреля 2006 года в части, касающейся пересмотра размера арендной платы «в одностороннем порядке на размер коэффициента – дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации».

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, суд первой инстанции правомерно посчитал, что исковые требования подлежат удовлетворению, а доводы ответчика противоречащими нормам действующего законодательства в силу следующего.

В силу п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Как следует из положений ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу ст. 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Как разъяснено в пункте 32 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 6/8 от 01 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», учитывая, что Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица в сроки, установленные пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.

В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.

Предметом договоров аренды № 206 от 06 апреля 2006 года, № 207 от 06 апреля 2006 года, № 207/1 от 14 апреля 2006 года, № 208 от 14 апреля 2006 года являются 9 земельных участков из состава земель поселений с различным разрешенным использованием. На данных земельных участках расположены объекты недвижимости, которые находятся у истца на праве хозяйственного ведения, относятся к объектам Единой системы организации воздушного движения, находящиеся в федеральной собственности. Перечень таких объектов определен Приказом Министерства России от 18 апреля 2005 года № 31 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Объекты Единой системы организации воздушного движения»,

В силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.

В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен; стороны при заключении договора обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за соответствующие земельные участки (Постановление Президиума ВАС РФ от 02 февраля 2010 года № 12404/09).

В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации утверждены Постановлением правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены "Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", согласно которым арендная плата при аренде земельных участков определяется исходя из принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Согласно пункту 2 Правил размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:

а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;

б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);

в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;

г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В пункте 3 Правил указано, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах, в том числе 1,5 процента в отношении земельного участка, ограниченного в обороте и не относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах «а» - «г» настоящего пункта, если право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты), в том числе для размещения аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения.

В соответствии с пунктом 8 названных Правил, в редакции от 16 июля 2009 года, действующей на момент внесения изменений в договоры аренды, при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер коэффициента-дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор применяется ежегодно по состоянию на начало очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение о предоставлении земельного участка в аренду.

Вместе с тем, при подписании дополнительных соглашений в 2010 году к договорам аренды в которых предусматривается одностороннее изменение размера арендной платы на коэффициент-дефлятор, стороны не учли, что договоры аренды были заключены при переоформлении Арендатором права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. А согласно п. 2. ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте. Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

Таким образом, исходя из способа расчета арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков установлен предельно допустимый размер арендной платы за земельный участок, ограниченный в обороте и не относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством (1,5 % от его кадастровой стоимости).

Аналогичный предел процентов (1,5 %) кадастровой стоимости земельных участков, ограниченных в обороте, для годовой арендной платы установлен абзацем 3 пункта 2 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Следовательно, возможность изменения размера арендной платы в соответствии с п. 8 Правил № 582 на коэффициент дефлятор в данном случае не допустима в силу Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», имеющего большую юридическую силу, чем Постановление Правительства РФ № 582.

О не применении коэффициента дефлятора в отношении договоров аренды земельных участков, на которых расположены объекты, указанные в абз. 1 п. 2 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» независимо от сроков заключения договоров аренды также указано в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 июня 2010 года № Д23-2129.

При принятии решения судом первой инстанции также учтено, что подпунктом 5.2.6 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 437, к полномочиям этого министерства отнесено принятие нормативных правовых актов, устанавливающих коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. В целях реализации указанного полномочия министерством утверждено несколько различных по значению коэффициентов-дефляторов, в частности, коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации коэффициент-дефлятор К1 является корректирующим коэффициентом базовой доходности, показывающим степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, а именно учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде. Проанализировав методику расчета и порядок применения коэффициента-дефлятора К1, суд пришел к выводу о том, что названный коэффициент может быть применен лишь для тех целей, которые непосредственно указаны в соответствующих приказах Министерства экономического развития Российской Федерации.

Учитывая, что приказ от 27 октября 2010 года № 519, положенный ТУ Росимущества в основу увеличения размера арендной платы, регулирует налоговые правоотношения и не имеет отношения к вопросам определения размера арендной платы по гражданско-правовому договору, следовательно, к спорным правоотношениям не применим коэффициент-дефлятор К1, установленный на 2011 год в размере 1,372.

На момент подписания сторонами дополнительного соглашения в 2010 году и по настоящее время коэффициент-дефлятор, подлежащий применению для целей изменения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации не установлен.

Кроме того, из содержания пункта 5.3 договоров аренды и пункта 8 Правил прямо не следует, что размер арендной платы изменяется именно на коэффициент-дефлятор К1, утверждаемый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход.

Также следует отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 697 в пункт 8 Правил внесены изменения. Согласно новой редакции данного пункта размер арендной платы изменяется в зависимости от уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. Применение коэффициента-дефлятора не предусмотрено.

В пункте 9 Правил указано, что при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 01 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.

Пунктом 3 Постановления № 582 установлено, что до утверждения Министерством экономического развития Российской Федерации ставок арендной платы либо методических указаний по ее расчету, предусмотренных пунктом 2 настоящего Постановления, арендная плата определяется в соответствии с пунктами 3 и 6 Правил. В силу пунктов 3, 6 Правил арендная плата определяется соответственно на основании кадастровой стоимости земельного участка (пункт 3), рыночной стоимости земельного участка (пункт 6).

В 2011 году Министерством экономического развития Российской Федерации во исполнение пункта 2 Постановления № 582 был издан приказ от 26 октября 2011 года № 597 об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов.

Указанным приказом определены разные размеры ставки арендной платы в зависимости от пассажиропотока (например, 2,1 руб./кв.м в год; 0,05 руб./кв.м в год).

Вышеуказанные обстоятельства являются основанием для установления для истца нового размера арендной платы.

Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.

Таким образом, исключение абз. 3 пункта 5.3. из договоров в той редакции, в которой он был изложен, не ущемляет право арендодателя руководствоваться предписанным законом размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Следовательно, пункт 5.3 договоров аренды № 206 от 06 апреля 2006 года, № 207 от 06 апреля 2006 года, № 207/1 от 14 апреля 2006 года, № 208 от 14 апреля 2006 года в части, касающейся пересмотра размера арендной платы «в одностороннем порядке на размер коэффициента – дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации» не соответствует действующему законодательству, так как не учитывает фактические обстоятельства.

На основании вышеизложенного, исковые требования истца о признании пункта 5.3 договоров аренды № 206 от 06 апреля 2006 года, № 207 от 06 апреля 2006 года, № 207/1 от 14 апреля 2006 года, № 208 от 14 апреля 2006 года в части, касающейся пересмотра размера арендной платы «в одностороннем порядке на размер коэффициента – дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации» суд первой инстанции правильно признал обоснованными и в соответствии со ст. ст. 167, 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежащими удовлетворению.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.

В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Пензенской области от 18 июня 2013 года, принятого по делу № А49-10246/2012 и для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина  взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 июня 2013 года, принятое по делу № А49-10246/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                         С.Ю. Николаева

Судьи                                                                                                        С.Ш. Романенко

                                                                                                                   Е.А. Терентьев