ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-13997/19 от 02.09.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

09 сентября 2019 года                                                                            Дело № А55-11965/2019

г.Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2019 года. 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Лихоманенко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1 с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «Мегаполис Комфорт» - представителя ФИО2 (доверенность от 01.03.2018),

от государственной жилищной инспекции Самарской области – представителя ФИО3 (доверенность от 15.01.2019),

рассмотрев в открытом судебном заседании 02 сентября 2019 года апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2019 года по делу № А55-11965/2019 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мегаполис Комфорт», г. Самара, к государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,

о признании незаконным и об отмене предписания №Сор-69907 от 15.03.2019,

У С Т А Н О В И Л:

            Общество с ограниченной ответственностью «Мегаполис Комфорт» (далее - ООО «МК», заявитель, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - госжилинспекция) о признании незаконным предписания №Сор- 69907 от 15.03.2019.

            Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены, предписание госжилинспекции №Сор-69907 от 15.03.2019 признано недействительным. С госжилинспекции в пользу ООО «МК» взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.

В апелляционной жалобе госжилинспекция просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что предписание выдано в соответствии с вышеуказанными нормами жилищного законодательства РФ.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «МК» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

  В судебном заседании представитель госжилинспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт.

Представитель ООО «МК» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, ООО «МК» организация, на которую договором от 01.10.2018 возложено обязательство (возмездно) выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № 38 по улице Ново-Садовой.

На основании распоряжения № Сор-69907 от 15 марта 2019 года заместителя руководителя госжилинспекции проведена внеплановая документарная проверка по вопросу правомерности порядка расчета и внесения платы за содержание в многоквартирном доме № 38 по улице Ново-Садовой. По результатам проверки госжилинспекцией заявителю выдано предписание № Сор-69907 об устранении выявленных нарушений действующего жилищного законодательства Российской Федерации от 15 марта 2019 года, которым ООО «МК» в срок до 15 мая 2019 года предписано:

- произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения (содержание, текущий ремонт, обслуживание ВДГО) собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: <...>, начисленной с января 2019 года;

- производить начисление размера платы за содержание жилого помещения (содержание, текущий ремонт, обслуживание ВДГО) собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: <...>, исходя из размера платы утвержденного решением собственников жилых помещений МКД, за вычетом платы за ТКО согласно договора управления от 01.10.2018.

ООО «МК» считает, что обязательство по перерасчету и последующим начислениям, исходя из размера платы, указанной в приложении № 1 к договору управления от 01.10.2018, незаконно и неисполнимо.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, исходя при этом из следующего.

В силу части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора управомочены на выдачу предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Согласно пункту 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 16 статьи 161 ЖК РФ установлено, что лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, госжилинспекцией проведена внеплановая документарная проверка по обращению № 4067-ц от 07.02.2019 в отношении ООО «МК» по вопросу правомерности начисления платы за содержание жилого помещения, а именно: начисления платы собственникам помещений в МКД по адресу: <...> с января 2019 года за содержание (16.24 руб.), текущий ремонт (8.01руб.), обслуживание ВДГО (1.01 руб.).

Из представленной информации № 156 от 12.03.2019 и платежных документов следует, что ООО «МК» с 01.11.2018 осуществляет управление многоквартирным домом №38 по ул. Ново-Садовая г. Самара на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 38 по ул. Ново­-Садовая, г. Самара и договора управления от 01.10.2018.

Согласно договору управления от 01.10.2018 собственниками жилых помещений собрания собственников помещений многоквартирного дома № 38 по ул. Ново-Садовая, г.Самара установлен размер платы с 01.11.2018 за содержание (18.87 руб. за кв.м) в том числе за вывоз ТБО -2.98 руб. за кв.м, текущий ремонт (7.88 руб. за кв.м), обслуживание ВДГО (0.99 руб. за кв.м).

Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.

Подпунктом «а» пункта 4 статьи 9 Федерального закона № 503-ФЗ от 31 декабря 2017 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 503-ФЗ) предусмотрено, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Ссылаясь на данное изменение законодательства, ООО «МК» с 01.01.2019 собственникам жилых помещений многоквартирным домом № 38 по ул. Ново-Садовая г. Самара произвело начисление платы за содержание (16.24 руб.за кв.м), текущий ремонт (8.01 руб. за кв.м), обслуживание ВДГО (1,01 руб.), руководствуясь постановлением администрации городского округа Самара № 1042 от 26.12.2018 «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2019 году».

В соответствии с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

Исходя из ч.1 ст.158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Пунктом 4.7 ст.156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст.ст.45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В п. 5.1 договора управления от 01.10.2018 закреплено следующее условие: «Размер платы для собственников устанавливается на общем собрании собственников помещений на срок не менее чем на один год с момента проведения такого собрания с учетом предложений управляющей организации за 1 кв. метр в месяц».

Исходя из приложения 1 к договору управления от 01.10.2018 плата за вывоз твердых бытовых отходов установлена в размере 2 руб. 98 коп. за м была учтена в плате за содержание (18.87 руб. кв.м).

По результатам проверки госжилинспекция пришла к выводу о том, что ООО «МК» с 01.01.2019 собственникам жилых помещений многоквартирного дома № 38 по ул. Ново- Садовая г. Самара произвело начисление платы за содержание (16.24 руб. за кв.м), текущий ремонт (8.01 руб. за кв.м), обслуживание ВДГО (1,01 руб.) в нарушение ч.7 ст.156 и ст. 162 ЖК РФ.

Арбитражный суд первой инстанции посчитал выводы госжилинспекции необоснованными и ошибочными по следующим основаниям.

Согласно пункту 5.3 договора управления многоквартирным домом № 38 по улице Ново-Садовой от 01.10.2018 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающий в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества установлен равным плате, установленной органом местного самоуправления для нанимателей, с учетом утвержденного плана работы по текущему ремонту и в соответствии со стандартами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».

В пункте 5.15 договора управления многоквартирным домом № 38 по улице Ново-Садовой от 01.10.2018 указано, что в случае изменения в установленном действующим законодательством порядке тарифов на коммунальные услуги управляющая организация применяет новые тарифы со дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта. В случае непринятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества или отказа собственников от применения размера, предложенного управляющей организацией, в последующие периоды подлежит применению размер платы, установленный органом местного самоуправления для нанимателей.

В связи с непринятием собственниками помещений решения о размере платы и изданием постановления администрации городского округа Самара от 26.12.2018 № 1042 «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2019 году», руководствуясь п. 5.15 договора управления многоквартирным домом № 38 по улице Ново-Садовой, от 01.10.2018, управляющая организация ООО «МК» с 01.01.2019 производит начисления в многоквартирном доме № 38 по улице Ново-Садовой за содержание -16 руб. 24 коп. за 1 кв.м, текущий ремонт - 8 руб. 01 коп. за 1 кв.м, техническое обслуживание ВДГО - 1 руб. 01 коп. за 1 кв.м.

Кроме того, согласно п. 31 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» размер платы за содержание жилого помещения устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

В силу ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Постановлением администрации городского округа Самара от 26.12.2018 №1042 «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2019 году» в 2019 году установлена плата для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда за содержание жилых помещений с 01 января 2019 года.

В многоквартирном доме по адресу <...> находятся 2 (два) жилых помещения, занимаемых по договорам социального найма (копия письма департамента управления имуществом г.о. Самара от 19 октября 2018 года прилагается), с целью недопущения нарушения п. 31 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» ООО «МК» обязано производить в отношении всех собственников помещений в многоквартирном доме № 38 по улице Ново­-Садовой начисления за содержание общего имущества в соответствии с актом органа местного самоуправления по муниципальному образованию городской округ Самара.

Также тариф за содержание в размере 16 рублей 24 копейки, установленный постановлением администрации городского округа Самара от 26.12.2018 № 1042 «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2019» и применяемый ООО «МК» для содержания многоквартирного дома № 38 по улице Ново-Садовой, исключает из себя плату за услугу по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов.

Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 декабря 2018 года № 51876-00/04 «О размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив», в договоре управления может быть предусмотрена индексация тарифов размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в таком случае повторное принятие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, так как такая индексация устанавливается соглашением сторон, а не односторонним волеизъявлением управляющей организации.

Кроме того, часть квартир в МКД по адресу: <...>, находится в муниципальной собственности, т.е. начисление нанимателям этих квартир, должно производиться на основании акта органа местного самоуправления.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» в п. 16 указано: при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

Также суд первой инстанции сослался на п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 2, указав, что управляющая организация не вправе начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом

Суд первой инстанции посчитал, что собственники, приняв соответствующее решение общего собрания собственников, оформленное протоколом и заключив договор управления с такими условиями (об изменении платы за содержание и текущий ремонт равным плате, установленной органом местного самоуправления для нанимателей, с учетом утвержденного плана работы по текущему ремонту и в соответствии со стандартами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД с учетом ежегодной индексации. Установление размера платы в таком порядке не требует принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что основания для перерасчета платы за содержание, текущий ремонт, техническое обслуживания ВДГО и последующего начисления платы исходя из размера, утвержденного решением собственников за вычетом ТКО, у ООО «МК» отсутствуют, поскольку изменение тарифов за содержание, текущий ремонт, ТО ВДГО предусмотрены договором управления от 01.10.2018 и действующим законодательством Российской Федерации, а также начисления за содержание в размере 16 руб. 24 коп. не включают в себя плату за ТКО.

Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.

Управляющей организацией были нарушены требования жилищного законодательства при начислении платы за содержание в размере 16 руб. 24 коп. за 1 кв.м, текущий ремонт - 8 руб. 01 коп. за 1 кв.м, техническое обслуживание ВДГО - 1 руб. 01 коп. за 1 кв.м с учетом тарифов, утвержденных постановлением администрации городского округа Самара от 26.12.2018 № 1042 «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2019 году», которое не подлежит применению к рассматриваемым отношениям по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Содержащееся в пункте 5.15 договора управления от 01.10.2018 условие, на которое также ссылался заявитель, о применении управляющей организацией новых тарифов в случае изменения в установленном действующим законодательством порядке тарифов на коммунальные услуги, суд первой инстанции истолковал без учета того, что в этом же пункте договора управления было предусмотрены ещё другие положения, согласно которым в случае непринятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества или отказа собственников от применения размера, предложенного управляющей организацией, в последующие периоды подлежит применению размер платы, установленный органом местного самоуправления для нанимателей.

Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено противоречие между решением собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> от 01.10.2018, (п. 6) и договором управления многоквартирным домом № 38 по улице Ново-Садовой от 01.10.2018 (п.5.3).

Как видно из материалов дела, согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, в форме очно-заочного голосования, № 01 от 01.10.2018,  в пункте 6 установлена плата за работы по текущему ремонту 7 руб. 88 коп. за 1 кв.м и услуги по содержанию жилого помещения в размере 18 руб. 87 коп. в месяц, в соответствии с составом работ и услуг, содержащимися в проекте договора, приложенном к настоящему протоколу, а также плата за техническое обслуживание систем внутридомового газового оборудования в размере 0 руб. 99 коп. за 1 кв.м и плата за коммунальные ресурсы при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, решением общего собрания собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме от 01.10.2018 утверждены конкретные размеры платы за работы по текущему ремонту и услуги по содержанию жилого помещения. При этом в вышеуказанном протоколе общего собрания отсутствует решение об индексации или каком-либо другом изменении указанной платы вследствие изменения тарифов на коммунальные услуги, утвержденных в установленном порядке, также как и условие о том, что размер платы устанавливается равным тарифам, утвержденным органом местного самоуправления для муниципального жилья. Не указан и период, в течение которого подлежат применению установленные размеры платы за работы по текущему ремонту и услуги по содержанию жилого помещения, соответственно данные тарифы (установленные решением общего собрания собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме от 01.10.2018) подлежат применению до принятия следующего решения общего собрания собственников помещений по этому вопросу, но на срок не менее чем один год.

Вместе с тем согласно п.5.3 договора управления от 01.10.2018 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающий в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества установлен равным плате, установленной органом местного самоуправления для нанимателей.

Однако собственники помещений на общем собрании 01.10.2018 при установлении размера платы за работы по текущему ремонту и услуги по содержанию жилого помещения не принимали такого решения (которое содержится в п.5.3 договора управления). При этом само по себе принятие решения о заключении договора управления с ООО «МК» в соответствии с проектом договора управления, прилагаемым к протоколу, на общем собрании 01.10.2018 (пункт 4 протокола) не может свидетельствовать об утверждении общим собранием именно указанного в п.5.3 договора управления порядка определения размера платы за по текущему ремонту и услуги по содержанию жилого помещения. Из протокола общего собрания не усматривается, что данный проект рассматривался, обсуждался, утверждался и с его содержанием собственники помещений (большинство) были согласны.

Кроме того, учитывая, что договор управления многоквартирным домом № 38 по улице Ново-Садовой, заключен 01.10.2018, а изменение размера платы произведено с 01.01.2019, т.е. по истечении трех месяцев с момента заключения указанного договора, управляющей организацией был нарушен п. 7 ст. 156 ЖК РФ.

Вывод суда первой инстанции о том, что ООО «Мегаполис Комфорт» обязано производить в отношении всех собственников помещений в многоквартирном доме № 38 по улице Ново-Садовой начисления за содержание общего имущества в соответствии с актом органа местного самоуправления по муниципальному образованию городской округ Самара, так как в вышеуказанном доме находятся 2 жилых помещения, занимаемых по договорам социального найма (собственник жилых помещений муниципальное образование г.о. Самара), противоречит жилищному законодательству по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Исходя из вышеизложенного вывод суда первой инстанции о том, что в случае если в многоквартирном доме имеются жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда управляющая компания обязана применять размер платы установленный органом местного самоуправления, противоречит норме ч. 4 ст. 155 ЖК РФ.

            Согласно п.17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, с учетом принятого 01.10.2018 на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об установлении конкретных размеров платы за работы по текущему ремонту и услуги по содержанию жилого помещения, принимая во внимание, что вопрос о признании указанной платы равной плате, установленной органом местного самоуправления для нанимателей, на данном и иных собраниях собственников помещений не рассматривался, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание госжилинспекции соответствует вышеуказанным нормам жилищного законодательства РФ и не нарушает прав заявителя, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.

            На основании п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 04 июля 2019 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ООО «МК» отказать.

   Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина государственной жилищной инспекцией Самарской области в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд            

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2019 года по делу № А55-11965/2019 отменить. Принять новый судебный акт.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Мегаполис Комфорт» отказать.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                      Е.Г. Филиппова

Судьи                                                                                                           П.В. Бажан

                                                                                                                О.А. Лихоманенко