ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-1481/2017 от 23.03.2017 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

30 марта 2017 года                                                                                    Дело №А55-7303/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2017 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Морозова В.А.,

судей Деминой Е.Г., Шадриной О.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сердитовой Д.Д.,

с участием:

от истца – ФИО1, представитель (доверенность № 1 от 11.01.2016);

от ответчика – ФИО2, нач. юргруппы обособленного подразделения «Санкт-Петербургское» (доверенность № 1759 от 31.10.2016);

в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 марта 2017 года в зале № 2 помещения суда апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Саратовской области «Облводоресурс» на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 декабря 2016 года по делу №А55-7303/2016 (судья Ануфриева А.Э.)

по иску государственного унитарного предприятия Саратовской области «Облводоресурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Саратов,

к акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» в лице филиала «Самарский» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Москва,

третье лицо – общество с ограниченной ответственностью «ГУЖФ», г. Москва,

о взыскании 481701 руб. 20 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие Саратовской области «Облводоресурс» (далее – ГУП СО «Облводоресурс», предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» в лице филиала «Самарский» (далее – АО «ГУ ЖКХ», общество, ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги водоотведения за период с 29.10.2015 по 29.01.2016 в сумме 481701 руб. 20 коп. (с учетом принятых судом уточнений исковых требований).

Определением суда от 12.12.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ГУЖФ» (далее – ООО «ГУЖФ», третье лицо).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2016 исковые требования удовлетворены частично. С АО «ГУ ЖКХ» в пользу ГУП СО «Облводоресурс» взыскано 217741 руб. 11 коп., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 5711 руб. В остальной части иска отказано. ГУП СО «Облводоресурс» возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 26033 руб.

Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение изменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.

В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, отзыве ответчика на апелляционную жалобу, заслушав выступления присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ГУП СО «Облводоресурс» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения на территории Саратовской области, в том числе в г. Шиханы Саратовской области.

Имущественный комплекс водопроводных и канализационных сооружений, в том числе централизованные канализационные сети г. Шиханы, переданы истцу в хозяйственное ведение на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской облает от 12.12.2014 № 1141 и извещением № I от 30.01.2015.

В соответствии с постановлением Главы администрации ЗАТО Шиханы от 07.05.2015 № 236 ГУП СО «Облводоресурс» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах ЗАТО Шиханы Саратовской области.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1089-р от 11.06.2015 АО «ГУ ЖКХ» определено единственным исполнителем осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации закупок, работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений. Этим же распоряжением предписано обеспечить передачу обществу на праве безвозмездного пользования соответствующих объектов, необходимых для осуществления функций.

Во исполнение данного распоряжения 21.09.2015 между Министерством обороны Российской Федерации и АО «ГУ ЖКХ» был заключен государственный контракт №4-ВКХ на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, согласно которому АО «ГУ ЖКХ» передается на обслуживание военный городок №7, расположенный по адресу: Саратовская обл., г. Вольск-17.

На территории указанного военного городка находятся водопроводные и канализационные сети, переданные АО «ГУ ЖКХ» по договору безвозмездного пользования №БП/ГУЖКХ-ВКХ-6 от 30.10.2015. Из акта приема-передачи №1 от 30.10.2015, являющегося неотъемлемой частью указанного договора, следует, что в числе прочих объектов ответчику переданы объекты водопроводно-канализационного хозяйства, расположенные по адресу: Саратовская область, г. Вольск-17, в/г №7 (п.Шиханы-4).

Водоотведение из данных объектов осуществляется в канализационную сеть военного городка № 7 с последующей передачей к очистным сооружениям. Сточная вода от объектов АО «ГУ ЖКХ» (12 многоквартирных жилых дома, штаб МО РФ, штаб тыла МО РФ, котельная) из сетей АО «ГУ ЖКХ» поступает в сеть ГУП СО «Облводоресурс».

В период ноябрь 2015 года – январь 2015 года ответчик пользовался услугами водоотведения без заключения договора, что зафиксировано актом осмотра канализационных сетей от 29.01.2016 и ответчиком не оспаривается.

Истцом произведен расчет оказанных услуг по водоотведению по Методическим указаниям по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, утвержденным приказом Минстроя России от 17.10.2014 № 641/пр.

Направленное истцом в адрес ответчика письмо от 30.12.2015 № 2290 с требованием оплатить стоимость самовольного пользования услугами водоотведения оставлено ответчиком без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (пункт 1 статьи 8).

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 167 от 12.02.1999 (в редакции, действовавшей в спорный период, далее – Правила № 167), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 644 от 29.07.2013 (далее – Правила № 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 776 от 04.09.2013 (далее – Правила № 776).

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона № 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.

При этом отсутствие заключенного сторонами договора на водоотведение не освобождает ответчика от оплаты оказанных ему услуг по приему сточных вод.

Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14 от 05.05.1997 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами энергоснабжения, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, в связи с чем, данные отношения должны рассматриваться как договорные.

Из разъяснений, данных в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 30 от 17.02.1998 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», следует, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Таким образом, исходя из существа регулируемых названными нормами обязательств, отказ заказчика от оплаты оказанных ему исполнителем услуг при условии их надлежащего исполнения не допускается.

Из материалов дела усматривается, что между сторонами возник спор по поводу объема и стоимости фактически оказанных услуг.

В соответствии со статьей 20 Закона № 416-ФЗ коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения: сточных вод, принятых от абонентов по договорам водоотведения. Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом. При отсутствии прибора учета допускается осуществление коммерческого учета расчетным способом.

В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вол принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.

Согласно пункту 82 Правил № 644 определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 Правил № 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом № 416-ФЗ.

Статьей 31 Закона № 416-ФЗ установлено, что тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения подлежат государственному регулированию.

Согласно пункту 2 статьи 32 Закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области № 65/32 от 18.12.2015 для ГУП СО «Облводоресурс» были утверждены и введены в действие двухставочные тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 года: водоотведение 11,02 руб. без учета НДС; 13,00 руб. с учетом НДС; ставка платы за содержание централизованных систем водоотведения 8908,59 руб./куб. м в час без НДС; 10512,14 руб./куб. м в час с учетом НДС.

Ответчик представил в распоряжение истца сведения об объектах и объемах водопотребления за спорный период, который составляет 5881,4 куб. м и принят истцом как достоверный.

Вместе с тем, поскольку ответчик не представил документов, подтверждающих объемы присоединенной мощности на 2015 и 2016 годы, предусмотренные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», истец самостоятельно произвел расчет присоединенной мощности объектов ответчика и начисления за услуги водоотведения в соответствии с СП 32.13330.2012 Свод правил «Канализация. Наружные сети и сооружения» Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85, утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/11, с применением максимального коэффициента неравномерности притока сточных вод при 1% обеспеченности в размере 3,0 л/с.

Указанный коэффициент представляет собой наибольший возможный расход сточных вод в единицу времени.

В дополнении к иску истец указал, что в соответствии с п. 5.1.1 СП 32.13330.2012 при проектировании систем канализации населенных пунктов расчетное удельное среднесуточное (за год) водоотведение бытовых сточных вод от жилых зданий следует принимать равным расчетному удельному среднесуточному (за год) водопотреблению согласно СП 31.13330 без учета расхода воды на полив территорий и зеленых насаждений. При этом для определения максимальной величины истцом применен именно коэффициент внутричасовой неравномерности притока сточных вод при 1% обеспеченности возможного увеличения расхода сточных вод (в среднем 1 раз в течение 5-6 суток и средних расходах менее 5 литров в секунду). Истец при составлении расчета присоединенной мощности по водоотведению для жилого фонда применял нормативный показатель, который привязан именно к количеству граждан, фактически проживающих в многоквартирных домах военного городка ЗАТО Шиханы.

Таким образом, согласно уточненным расчетам истца присоединенная мощность объектов ответчика составляет штаб – 0,22 куб. м/ч., котельная – 0,3 куб. м/ч., жилой фонд – 12,33 куб. м/ч., а задолженность ответчика за период ноябрь 2015 года – январь 2016 года составила 481701 руб. 20 коп.

Ответчик не согласился с расчетом присоединенной мощности в части применения коэффициента неравномерности притока сточных вод, представил контррасчет присоединенной мощности без применения данного коэффициента.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования), тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, транспортировку холодной воды, водоотведение и транспортировку сточных вод рассчитываются в виде одноставочных, двухставочных и многоставочных тарифов в соответствии с методическими указаниями.

Согласно пункту 8 Основ ценообразования двухставочные тарифы устанавливаются в виде следующих ставок:

а) ставка за содержание централизованных систем холодного водоснабжения или водоотведения либо объектов, входящих в состав этих систем (далее – ставка платы за содержание мощности);

б) ставка за объем поданной с использованием указанных систем (объектов) воды или принятых вод соответственно.

До вступления в силу указанных Основ ценообразования аналогичным образом был решен вопрос регулирования тарифов постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и в порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», согласно которым органы регулирования могли устанавливать двухставочный тариф, который состоит из:

- ставки платы за потребление холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. м холодной воды (переменная составляющая платы);

- ставки платы за содержание системы холодного водоснабжения из расчета платы за 1 куб. м холодной воды в час присоединенной мощности (постоянная составляющая платы).

Таким образом, при расчете за услуги водоснабжения по двухставочному тарифу потребитель оплачивает равными долями в течение года плату за содержание сетей водоснабжения, а плата за потребление вносится в соответствии с показаниями приборов учета воды. Лимиты объема водопотребления, установленные в договорах на оказание услуг, определяются по данным проектной документации соответствующего объекта водопотребления, либо по договорам на подключение объектов.

Согласно пункту 51 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» расчетные объемы поставки товаров (оказания услуг), а также величина присоединенной мощности потребителей товаров (услуг) рассчитываются совокупно за весь период регулирования.

Вместе с тем, пунктом 50 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» установлено следующее:

«3) Присоединенная мощность объектов капитального строительства определяется по каждому потребителю товаров (услуг) в сфере холодного водоснабжения. Единицей измерения для услуг холодного водоснабжения является величина метр куб. потребляемого ресурса (услуги) в час, которая определяет максимально возможную величину отбора питьевой воды.

В жилищном секторе потребителями товаров (услуг) организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения являются:

а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары (услуги) для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом;

б) в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги.

4) Присоединенная мощность определяется исходя из технических условий (условий на подключение) объекта капитального строительства к системе коммунальной инфраструктуры. В случае отсутствия в документах на подключение данных о величине нагрузки, выраженной в кубических метрах в час, указанная величина принимается равной величине нагрузки, выраженной в кубических метрах в сутки, деленной на 24.

Если в отношении объекта потребления отсутствуют подтверждающие документы в виде технических условий и указанной в них величины нагрузки в расчете кубических метров в час либо кубических метров в сутки, то такая величина определяется в порядке, предусмотренном пунктами 3, 4 и 5 настоящего Порядка, и принимается для последующих расчетов при установлении тарифов и их применении.

5) В отношении объектов капитального строительства, по которым утрачены технические условия (условия подключения), либо в случае внесения существенных конструктивных изменений по отношению к данному объекту в ходе его реконструкции (модернизации, капитального ремонта), величина присоединенной мощности определяется через процедуру паспортизации (независимой экспертизы) объекта капитального строительства. Полученная при составлении паспорта дома величина присоединенной мощности по водопотреблению фиксируется в договоре.

5. При отсутствии подтверждающих документов по объекту потребления для жилого здания, в состав которого входят только жилые квартиры, расчет величины нагрузки по водопотреблению осуществляется исходя из степени благоустройства жилого здания, количества квартир в жилом здании, средней заселенности квартир в поселении и максимальных суточных нормативов потребления, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 22, ст. 2338).

Рассчитанная таким образом величина фиксируется в договоре».

Как следует из буквального содержания указанных норм, данный расчетный метод определения мощности не предусматривает его увеличение на коэффициент максимального коэффициента неравномерности притока сточных вод, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал представленный ответчиком контррасчет присоединенной мощности и суммы задолженности обоснованным.

Принимая во внимание, что факт оказания услуг, наличие и размер задолженности подтверждены документально, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд первой инстанции, исследовав и оценив составленный истцом расчет задолженности и представленный ответчиком контррасчет задолженности на основании статей 309, 310, 539-548, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по оплате фактически оказанных услуг в размере 217741 руб. 11 коп.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.

На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены или изменения отсутствуют.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 декабря 2016 года по делу №А55-7303/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Саратовской области «Облводоресурс» – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе отнести на заявителя жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий судья

Судьи    

В.А. Морозов

Е.Г. Демина

О.Е. Шадрина