ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
27 сентября 2019 года Дело № А72-2554/2019
г.Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Засыпкиной Т.С., Бажана П.В.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1 с участием:
от потребительского общества взаимного страхования «Альянс» - представитель не явился, извещено,
инспектор ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО2 - не явилась, извещена,
начальник отдела работы с налогоплательщиками ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО3 - не явилась, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2019 года апелляционную жалобу потребительского общества взаимного страхования «Альянс»
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 июля 2019 года по делу №А72-2554/2019 (судья Пиотровская Ю.Г.), принятое по заявлению потребительского общества взаимного страхования «Альянс» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Ульяновск, к инспектору ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО2, г.Ульяновск, к начальнику отдела работы с налогоплательщиками ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО3, г. Ульяновск,
о признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л:
Потребительское общество взаимного страхования «Альянс» (далее - ПАО «Альянс», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к инспектору ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО2 (далее - инспектор ФИО2), к начальнику отдела работы с налогоплательщиками ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО3 (далее - начальник отдела ФИО3) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии (не регистрации) отчетности по страховым взносам за полугодие 2018 года по форме КНД1151111 на бумажном носителе, представленной председателем ПО «Альянс» ИНН <***> лично 12.07.2019.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23 июля 2019 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ПАО «Альянс» просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Сотрудниками инспекции было отказано в принятии налоговой декларации в связи с неправильностью указанных в декларации платежных реквизитов, при этом данные действия явно противоречат законодательству. Доказательствами, подтверждающими данные обстоятельства являются показания директора ПАО «Альянс», ответчиков, которые данное обстоятельство не отвергали, видеоматериалы.
В отзыве на апелляционную жалобу начальник отдела Ашанина И.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ПО «Альянс», зарегистрировано в ИФНС России по Засвияжскому району 20.08.2012, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, председателем ПО «Альянс» является ФИО4, что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
ФИО4 12.07.2018 являясь руководителем юридического лица ПО «Альянс», обратился в ИФНС по Засвияжскому району г. Ульяновска с целью сдачи расчета по страховым взносам. При принятии расчета работники налогового органа выявили нарушения порядка заполнения расчета, а именно: не был указан период, за который сдаётся отчетность, указан один и тот же КБК и для страховых взносов пенсионного страхования, и для страховых взносов на медицинское страхование; расчет был заполнен частично с использованием печатного устройства, частично рукописно.
Заявитель указывает, что работники ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО2 и ФИО3 препятствовали сдаче им нулевого расчёта по страховым взносам ПО «Альянс», не имея на то законных оснований. Обосновывая отказ, указанные сотрудники ссылались на отсутствие кода в графе расчётный (отчетный) период, а после его проставления ручкой, сослались на недопустимость дописок в расчёте рукописным текстом и посоветовали нанять бухгалтера или обратиться к платным аудиторам в здании налоговой инспекции. По данному вопросу произошел определенный спор между ним и указанными лицами, поскольку заявитель посчитал причину отказа в принятии отчета необоснованной. После отказа в приеме документов он обратился к начальнику отдела ФИО3, которая передала на него сообщение в полицию. Прибыв по вызову тревожной кнопки, сотрудники патрульно-постовой службы задержали его, некоторое время он пробыл в отделе полиции, затем его отпустили ввиду отсутствия правонарушения.
Приведенные обстоятельства являлись предметом разбирательства в суде общей юрисдикции.
Заявитель считает, что поскольку в пунктах 27, 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) приложение к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99-н (далее - Административный регламент) представлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме квартальной отчетности установленной формы, у должностных лиц налогового органа отсутствовали законные основания для непринятия представляемых обществом расчетов.
Представители ответчика требования не признали, сославшись на пункт 30 Административного регламента, указали, что в день сдачи налоговой отчетности неуважительное и оскорбительное поведение представителя ПО «Альянс»в налоговом органе породило конфликтную ситуацию, в последующем у налогоплательщика имелась возможность представить расчеты, однако он данным правом не воспользовался.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
Исходя из положений статьи 19 НК РФ, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно пункту 7 статьи 431 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу части 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с частью 7 статьи 80 НК РФ формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Административная процедура по приему налоговых деклараций выполняется налоговыми органами в соответствии с вышеуказанным Административным регламентом.
Согласно пункту 28 Административного регламента основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются: 1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом; 2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы; 3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); 4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации; 5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС; 6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Согласно пункту 194 Административного регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в пункте 28 настоящего Административного регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов: 1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии); 2) для организации: а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования); б) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации; в) вида документа: первичный (корректирующий); г) наименования налогового органа; д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.
Порядок заполнения расчёта по страховым взносам утвержден приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@, согласно которому предусмотрено заполнение кодов, определяющих расчетный период (отчетный), и указание соответствующих кодов бюджетной классификации, на которые подлежат зачислению суммы страховых взносов, исчисленные за расчетный период, или возмещению из бюджета, исчисленные за расчетный период. По каждому виду страховых взносов в разделе 1 расчета необходимо указывать соответствующие КБК, утверждённые на 2018 год.
При заполнении недопустимы исправления ошибок с помощью корректора или иного другого средства.
Согласно пункту 195 Административного регламента в случаях, если в налоговой декларации (расчете) нечетко (неправильно) заполнены отдельные реквизиты и показатели, что влечет невозможность их однозначного прочтения, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) и выявленных недостатках, а также предлагает устранить допущенные недостатки немедленно.
В силу пункта 196 Административного регламента в случае, если заявитель отказывается устранить указанные недостатки немедленно или их устранение в настоящий момент невозможно, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, принимает налоговую декларацию (расчет) и регистрирует ее в информационном ресурсе инспекции ФНС России. На титульном листе налоговой декларации (расчета) проставляются отметка об ее приеме и дата приема с оттиском штампа «Требует уточнения». По просьбе заявителя на представленной им копии налоговой декларации (расчета) проставляются отметка о приеме налоговой декларации (расчета) и дата приема. В целях информирования заявителя о результатах приема налоговой декларации (расчета) на ее копии проставляется штамп «Принята. Требует уточнения».
Согласно пункту 30 Административного регламента основаниями, при наличии которых государственная услуга не предоставляется, являются содержащиеся в запросах нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц налоговых органов и (или) членов их семей.
По материалам дела установлено, что директор ПО «Альянс» ФИО4 обратился в окно операционного зала налогового органа с намерением сдать расчет по страховым взносам ПО «Альянс». Поскольку в расчете отсутствовало указание периода, работник инспекции ФИО2 указала на данный недочет и предложила воспользоваться программой на компьютере в операционном зале для устранения неточностей. Однако ФИО4, употребив нецензурное выражение и забрав представляемые расчеты обратился в другое окно операционного зала, где ему также было указано на недочеты в оформлении расчетов, неверное заполнение кодов бюджетной классификации и недопустимость заполнения расчета частично в компьютерном, частично в рукописном варианте (запись из операционного зала ch 07-01 со 2 мин. по 3 мин., ch 04-01 с 4 мин. по 10 мин.).
В последующем представитель налогоплательщика, оставшись недоволен работой инспекторов налогового органа, обратился к начальнику отдела учета и работы с налогоплательщиками ФИО3, которая представила ФИО4 в распечатанном виде коды бюджетной классификации, и указала на то, что при неверном заполнении расчета он не будет в дальнейшем обработан ФКУ «Налог-Сервис». В процессе общения с представителем налогоплательщика, ФИО3, посчитав его поведение оскорбительным, сочла необходимым вызвать наряд полиции.
Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 08.08.2018 ФИО3 просила привлечь к ответственности директора ПО «Альянс» ФИО4, который 12.07.2018, находясь в помещении её кабинета, оскорбил её путем показания неприличного жеста и словами, также оскорбил сотрудника инспекции ФИО2, в отношении Федеральной налоговой службы также были высказаны слова о некомпетентности и неверной политике. На основании заявления ФИО3 ФИО4 был доставлен в дежурную часть ОМВД России по Засвияжскому району для дальнейшего разбирательства.
Согласно протоколу заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов №04-07/006 от 19.07.2018 ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска, комиссия установила, что сотрудники отдела учета и работы с налогоплательщиками ФИО3, и ФИО2 соблюдали требования к служебному поведению государственных гражданских служащих и не нарушали этики делового общения при работе с налогоплательщиком.
В подтверждение доводов налогового органа о конфликтной ситуации, возникшей в ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска 12.07.2018, в материалы дела представлены объяснения ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ, необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив материалы дела и доводы сторон, суд первой инстанции не установил незаконности оспариваемых действий ФИО2 и ФИО3, поскольку с учетом совокупности представленных в дело доказательств, придя к выводу о том, что действия работников налогового органа были направлены на выявление содержащихся в представляемой отчетности недочетов (неправильное указание КБК, отсутствие указания налогового периода, заполнение расчёта частично рукописно, частично использованием печатного устройства) с целью их устранения налогоплательщиком для последующей обработки расчетов на стадии ввода данных в автоматизированную систему налоговых органов ФКУ «Налог-Сервис», что предусмотрено пунктом 195 Административного регламента и не нарушает прав налогоплательщика.
Обстоятельства, которые выяснены судом в ходе судебного разбирательства, указывают на то, что инспектор ФИО2, консультируя налогоплательщика в рамках Административного регламента, не отказывала в приеме налоговой отчетности (запись из операционного зала ch 07-01 со 2 мин. по 3 мин.). Действия начальника отдела ФИО3 в конкретной ситуации, с учетом положений пункта 30 Административного регламента, который подлежит применению к рассматриваемым обстоятельствам по аналогии с ситуацией при направлении запросов в налоговый орган, не могут быть расценены как не соответствующие законодательству и нарушающие права заявителя.
При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд первой инстанции на нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сотрудниками инспекции было отказано в принятии налоговой декларации в связи с неправильностью указанных в декларации платежных реквизитов, что явно противоречит законодательству, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку материалами дела не подтверждается незаконность оспариваемых заявителем действий сотрудников налогового органа, которые, действуя в рамках Административного регламента, не совершали каких-либо противоправных действий, не допускали бездействия в отношении ФИО4 При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что вступившим в законную силу решением Засвияжского районного суда от 10 октября 2018 года отказано в удовлетворении заявления ФИО4 к инспекторам ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО2, ФИО5, начальнику отдела работы с налогоплательщиками ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО3, заместителю начальника ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО9 о признании незаконными действий (бездействия), уведомления, которое было предъявлено в суд общей юрисдикции в связи с обстоятельствами, на которые заявитель ссылается в своем заявлении в рамках настоящего дела.
Также решением Засвияжского районного суда от 24.04.2019 по делу № 2-1342/19 ФИО4 было отказано в удовлетворении заявления о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда в связи с обстоятельствами, которые являлись предметом рассмотрения в рамках настоящего дела. Однако данное решение обжалуется в апелляционном порядке.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 23 июля 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 июля 2019 года по делу №А72-2554/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить потребительскому обществу взаимного страхования «Альянс» из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 15 августа 2019 года государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г. Филиппова
Судьи Т.С. Засыпкина
П.В. Бажан