ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
01 апреля 2021 года Дело А49- 6969/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 марта 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 28 декабря 2020 года по делу № А49- 6969/2020 (судья Дудорова Н.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Станкомашстрой-Гарант» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица: Департамент государственного имущества Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
администрация Канаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
Правительство Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Государственное казенное учреждение Пензенской области «Чаадаевское лесничество» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Станкомашстрой-Гарант» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, изложенного в письме № 16-3-3/3791 от 03.07.2020, об отказе в согласовании проекта постановления Правительства Пензенской области «О переводе земельного участка из одной категории в другую в Городищенском районе Пензенской области» в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:07:0020202:228 площадью 37728 кв.м в целях перевода из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли особо охраняемых территорий», а также с требованием обязать ответчика согласовать проект постановления Правительства Пензенской области «О переводе земельного участка из одной категории в другую в Городищенском районе Пензенской области» в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:07:0020202:228.
Протокольным определением от 22.12.2020 суд оставил без удовлетворения ходатайство ответчика о привлечении Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к участию в настоящем деле в качестве третьего лица.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент государственного имущества Пензенской области, администрация Канаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области, государственное казенное учреждение Пензенской области «Чаадаевское лесничество», Правительство Пензенской области.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 28 декабря 2020 года заявленные требования удовлетворены, постановлено признать недействительным изложенное в письме №16-3-3/3791 от 03.07.2020 решение Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области об отказе в согласовании проекта постановления Правительства Пензенской области «О переводе земельного участка из одной категории в другую в Городищенском районе Пензенской области» в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:07:0020202:228, площадью 37728 кв.м, в целях перевода из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли особо охраняемых территорий».
Возложена обязанность на Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области согласовать проект постановления Правительства Пензенской области «О переводе земельного участка из одной категории в другую в Городищенском районе Пензенской области» в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:07:0020202:228.
Взысканы с Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Станкомашстрой-Гарант» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
В апелляционной жалобе Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. В апелляционной жалобе ссылается на то, что часть спорного земельного участка является частью лесного квартала №1 лесов, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций ООО «Канаевское» Чаадаевского лесничества площадью 37га. Земли лесного фонда находятся в собственности Российской Федерации, перевод таких земель в иную категорию осуществляется Правительством Российской Федерации и требует проведения соответствующей процедуры. Также указал, что на спорном земельном участке располагается пруд на р. Можаровка и река Можаровка, которая относится к водным объектам, находящимся в федеральной собственности. Также в жалобе ссылается на то, что проведение работ по определению береговой линии р. Можаровка запланировано на 2021 год.
Общество с ограниченной ответственностью «Станкомашстрой-Гарант» представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Правительство Пензенской области представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, которое приобщено к материалам дела.
В судебное заседание 03.03.2021 лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Судебное заседание определением суда отложено на 29.03.2021 на 09 час. 20 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, отложении судебного разбирательства, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание 29.03.2021 лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 37728 кв.м с кадастровым номером 58:07:0020202:228, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Пензенская область, Городищенский район, с/с Канаевский. Земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: спорт, природно-познавательный туризм, охота и рыбалка, для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения.
Имея намерение использовать земельный участок в рекреационных целях, общество обратилось в Департамент государственного имущества Пензенской области с ходатайством о переводе земельного участка в категорию рекреационного назначения (том 1 л.д. 19).
Был подготовлен проект постановления Правительства Пензенской области о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий, который Департаментом госимущества Пензенской области 06.04.2020 направлен для согласования в Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области.
В письме №16-3-3/3791 от 03.07.2020 Минлесхоз изложил свое решение об отказе в согласовании проекта постановления по двум основаниям: 1) на территории испрашиваемого к переводу земельного участка находятся земли лесного фонда, а именно: лесотаксационные выделы 19 и 20 лесного квартала 1 леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций ООО «Канаевское» Чаадавеского лесничества. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда находятся в федеральной собственности;
2) на земельном участке располагаются следующие водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, - пруд на р. Можаровка и р. Можаровка. Ширина водоохранной зоны составляет 100м, ширина береговой полосы - 20м. Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте; приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, а также земельных участков, на которых располагаются пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования, запрещена.
Заявитель считает, что данное решение Министерства не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы общества, поскольку создает ему необоснованные препятствия в испрашиваемом переводе земельного участка в иную категорию, поэтому обратился в суд с заявлением о признании решения Министерства недействительным.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Одним из основополагающих принципов земельного законодательства, закрепленных в подпункте 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В пункте 1 статьи 7 ЗК РФ приведено деление земель Российской Федерации по категориям, в их составе выделены, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации №184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель.
Согласно подпункту «б» пункта 14 статьи 21 Закона Пензенской области № 906-ЗПО от 22.12.2005 «О Правительстве Пензенской области» Правительство Пензенской области осуществляет полномочия органов государственной власти Пензенской области по переводу земель и земельных участков из одной категории в другую в соответствии с федеральным законодательством, в том числе: перевод земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения в иные категории земель, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пензенской области №651-пП от 23.11.2015 утвержден Административный регламент предоставления Правительством Пензенской области и Департаментом государственного имущества Пензенской области государственной услуги «Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую». Данным Административным регламентом предусмотрена процедура согласования проекта решения Правительства Пензенской области о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
В рамках данной процедуры проект постановления Правительства Пензенской области по спорному вопросу был направлен на согласование в Минлесхоз Пензенской области.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется, в том числе, Земельным кодексом Российской Федерации, нормами Федерального закона №172-ФЗ от 01.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон №172-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона №172-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Так, в соответствии с названной нормой перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Из оспариваемого решения Минлесхоза не следует, что основанием для отказа в согласовании проекта постановления послужили предусмотренные статьей 4 Федерального закона №172-ФЗ обстоятельства.
Суд первой инстанции верно отметил, что обстоятельства, на которые ответчик ссылается как на основание в отказе в согласовании постановления, документально им не подтверждены, его ссылки на сведения публичной кадастровой карты не могут быть приняты в качестве достаточных и неоспоримых доказательств вхождения частично спорного земельного участка в состав земель лесного фонда.
Из материалов дела следует, сторонами не оспаривалось, что принадлежащий заявителю земельный участок с кадастровым номером 58:07:0020202:228 сформирован из земельного участка с кадастровым номером 58:07:0020202:225 из категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.
Постановлением администрации Канаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области №73 от 18.11.2019 земельный участок с кадастровым номером 58:07:0020202:228 отнесен к землям рекреационного назначения (том 1 л.д. 54).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Канаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области зона рекреационного назначения Р-1 выделена для создания правовых условий формирования территорий с целью обустройства мест для занятия спортом, физкультурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки, иной деятельности (том 1 л.д. 41). Установленные для земельных участков данной зоны виды разрешенного использования допускают использование участков, в том числе, в следующих целях: спорт, природно-познавательный туризм, охота и рыбалка, размещение водных объектов, что соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРН, в отношении спорного земельного участка в части разрешенного использования (том 1 л.д. 23). Сведения о земельном участке в ЕГРН имеют статус «актуальные».
Федеральным законом №280-ФЗ от 29.07.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель. Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона №172 от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Федерального закона №280-ФЗ от 29.07.2017) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Право заявителя на исходный земельный участок возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от 08.08.2014, заключенного по результатам аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений о цене земельного участка, зарегистрировано 27.08.2014 (том 2 л.д. 110-112, 129).
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
Суд первой инстанции верно указал, что ответчиком не представлено материалов лесоустройства, иных документов, свидетельствующих об установлении местоположения границ лесных участков, лесотаксационных выделов 19 и 20 лесного квартала 1, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций ООО «Канаевское» Чаадаевского лесничества, а также иных документов, свидетельствующих о размещении указанных объектов на территории принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 58:07:0020202:228.
Довод Минлесхоза о том, что на спорном земельном участке располагаются водные объекты, находящиеся в федеральной собственности - пруд на реке Можаровка и река Можаровка, что исключает возможность приватизации земельного участка и ограничивает его в обороте, судом первой инстанции обоснованно отклонен, как не имеющий отношения к предмету спора.
Вопросы приватизации земельного участка представленным на согласование проектом постановления Правительства Пензенской области не решаются. Право собственности заявителя на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, не оспорено и не признано недействительным.
Местоположение реки Можаровка также не определено, как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, проведение работ по определению береговой линии р. Можаровка возможно в 2021 году.
Заявитель указывает, что на территории земельного участка имеется пруд, который образовался при строительстве переезда через овраг «Дубенский» и овраг «Кудряшов» для прогона скота с целью выгула (овцы, лошади), пруд используется для поения скота. Переезд был сооружен в 2014-2015гг. по согласованию с Отделом водных ресурсов по Пензенской области Верхне-Волжского бассейнового водного управления (том 2 л.д. 81-82). Пруд подпитывается талыми водами, дождями, является мелководным, его площадь менее 1га, не имеет гидрологической связи с иными водными объектами, в силу положений частей 2, 3, 4 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации является собственностью заявителя. На земельном участке реки Можаровка, иных рек не имеется.
Судом первой инстанции истребованы в Верхне-Волжском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов сведения о водном объекте - река Можаровка, ее местоположении (начало и конец), наличии плотин (том 2 л.д. 90). По сообщению уполномоченного органа река Можаровка значится в регионе 58 - Пензенская область, подбассейн 05 - Сура. Информация о местоположении (начало и конец), наличии плотин на реке Можаровка в государственном водном реестре отсутствует (том 2 л.д. 93-94).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Министерством при рассмотрении вопроса о согласовании проекта постановления Правительства Пензенской области «О переводе земельного участка из одной категории в другую в Городищенском районе Пензенской области» не выявлено обстоятельств, являющихся в силу статьи 4 Федерального закона №172-ФЗ основанием для отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую, указанные в оспариваемом решении основания не подкреплены доказательствами и обоснованно признаны судом первой инстанции неправомерными.
Суд первой инстанции верно указал, что данное решение нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку создает для него препятствие в реализации его права на перевод земельного участка в другую категорию земель.
Совокупность данных обстоятельств в силу части 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции верно счел необходимым возложить на Министерство обязанность согласовать проект постановления Правительства Пензенской области «О переводе земельного участка из одной категории в другую в Городищенском районе Пензенской области» в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:07:0020202:228, площадью 37728 кв.м, в целях перевода из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли особо охраняемых территорий».
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание по следующим основаниям.
В силу пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения.
Согласно подпункту "б" пункта 14 статьи 21 Закона Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" Правительство Пензенской области осуществляет полномочия органов государственной власти Пензенской области по переводу земель и земельных участков из одной категории в другую в соответствии с федеральным законодательством, в том числе: перевод земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения в иные категории земель, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пензенской области от 23.11.2015 N 651-пП утвержден Административный регламент предоставления Правительством Пензенской области и Департаментом государственного имущества Пензенской области государственной услуги "Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую", которым предусмотрена процедура согласования проекта постановления Правительства Пензенской области о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
В соответствии с действующим законодательством РФ перевод земельных участков из одной категории в другую определяется Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В статье 4 указанного закона указаны случаи, которые являются основанием для отказа в осуществлении перевода земель или земельных участков в их составе из одной категории в другую, а именно:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Ответчик в ходе рассмотрения дела в Арбитражном суде Пензенской области не привел аргументов, основанных на вышеприведенных нормах действующего законодательства.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2,3 статьи 36). В силу пункта 4 части 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области от 23.11.2015 №651-пП «Об утверждении Административного регламента предоставления Правительством Пензенской области и Департаментом государственного имущества Пензенской области государственной услуги "Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую» органами исполнительной власти, отвечающими за рассмотрение вопроса о переводе земельного участка из одной категории в другую являются - Правительство Пензенской области, Департамент государственного имущества Пензенской области.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категорию в другую, осуществляется Законом о переводе земель. Частью 1 статьи 2 названного Закона регламентировано, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую частью 4 статьи 2 Закона о переводе земель предусмотрено предоставление заявителем следующих документов: 1) выписки из ГКН относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка; 2) копий документов, удостоверяющих личность заявителя; 2.1) выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписки из единого государственного реестра юридических лиц; 3) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; 4) заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 5) согласия правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о переводе земель по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд (часть 8 статьи 3 Закона о переводе земель).
При этом законодатель в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона о переводе земель установил, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного назначения.
В пункте 1 статьи 77 ЗК РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ). В соответствии с ГОСТом 26640-85 «Земли: термины и определения», утвержденным, введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.1985 № 3453 и действующим в настоящее время, сельскохозяйственными угодьями являются земли или земельные участки в составе таких земель, которые систематически используются для целей, пашни (сельскохозяйственные угодья, систематически обрабатываемые и используемые под посев сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетней травы, а также чистые пары), сенокос (сельскохозяйственные угодья, систематически используемые под сенокошение), пастбища (сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для выпаса травоядных животных), залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Таким образом, сельскохозяйственными угодьями являются только те земли или земельные участки в составе таких земель, которые систематически используются для вышеуказанных целей. Также ограничения на перевод земель или земельных участков из отдельной категории земель установлены Законом о переводе земель в статьях 9-12.
В статье 9 Закона о переводе земель закреплены ограничения при переводе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию.
В статье 10 Закона о переводе земель определены ограничения по переводу земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Земельный участок, принадлежащий ООО «Станкомашстрой-Гарант» к таким землям не относится. Статья 11 Закона о переводе земель разрешает перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае организации особо охраняемых природных территорий. Как отмечалось выше к особо охраняемым территориям относятся земли рекреационного назначения. При этом стоит отметить, что земли лесного фонда соседствуют с земельным участком ООО «Станкомашстрой-Гарант», а не являются его частью. В соответствии со статьёй 12 Закона о переводе земель перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях создания особо охраняемых природных территорий, куда входят земли рекреационного назначения.
Все вышеприведенные нормы действующего законодательства, регламентирующие положения и правила, касающиеся перевода земельного участка из одной категории целевого назначения в другую категорию, а именно из сельскохозяйственного назначения в земли рекреационные - разрешают данный перевод. Также следует отметить, что пунктом 2.9. Административного регламента предоставления Правительством Пензенской области и Департаментом государственного имущества Пензенской области государственной услуги "Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 23 ноября 2015 г. N 651-пП приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа переводе земельного участка из одной категории в другую, а именно:
1) установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации;
4) ходатайство и документы поданы с нарушением требований, установленных подпунктами 2.6.2 и 2.6.3 пункта 2.6 Регламента.
О том, что нарушений в том числе подпунктов 1-3 указанного регламента не было допущено ООО «Станкомашстрой-Гарант» и об отсутствии правовых препятствий для осуществления перевода земельного участка из категории сельскохозяйственного назначения в категорию рекреационного назначения указывалось выше.
Доводы ответчика о том, что земельный участок, принадлежащий ООО «Станкомашстрой-Гарант», является частью лесного фонда, противоречит действующему законодательству РФ. Так в пункте 3 статьи 14 Закона о переводе земель указано, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Право собственности ООО «Станкомашстрой-Гарант» возникло, как указывалось, ранее этой даты, т.е. 27.08.2014 года. Также как и право собственности РФ на земли лесного фонда с кадастровым номером 58:07:0000000:264, а именно: 17.02.2012 года. Исходя из этого, ссылки ответчика на то, что имеются у него какие либо планы, границы лесничеств и т.п. - являются несостоятельными и противоречат действующему законодательству.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 28 декабря 2020 года по делу № А49-6969/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Сергеева
Судьи И.С. Драгоценнова
В.А. Корастелев