ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-1518/2021 от 03.03.2021 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

11 марта 2021 года                                                                   Дело № А65- 23786/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2021 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 марта 2021 года  в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2020 года по делу № А65- 23786/2020 (судья Бредихина Н.Ю.)

по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Набережные Челны (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным отказа от 13.07.2020 года за №06/4234,

об обязании Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны Республики Татарстан выдать разрешение на использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, площадью 240 кв.м. (кадастровый квартал 16:52:070302) для размещения «кармана» для стоянки автомобильного транспорта, вместимостью не менее 12 машиномест,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к  муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны" (далее – ответчик) о признании незаконным отказа от 13.07.2020 за №06/4234 и об обязании Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны Республики Татарстан выдать разрешение на использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, площадью 240 кв.м. (кадастровый квартал 16:52:070302) для размещения «кармана» для стоянки автомобильного транспорта, вместимостью не менее 12 машиномест.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2020 года в удовлетворении  заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В апелляционной жалобе ссылается на то, что суд первой инстанции подменяет понятие парковка («карман») на парковку (автостоянки), тем самым выстраивает свою позицию, основываясь на законодательных и нормативных актах, которые применяются к автостоянкам. Считает, что приравнивание парковки (карман) к автостоянке недопустимо, что подтверждается судебной практикой.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов  дела, согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 16:52:070303, расположенный по адресу: <...> в районе д.92 (26-04)  общей площадью 1115 кв.м., принадлежит на праве собственности заявителю (право зарегистрировано 26.12.2019 №16:52:070303:4500-16/022/2019-5).

На указанном  земельном  участке  расположен  объект недвижимости - «Объект  розничной торговли»  с кадастровым номером 16:52:070303:4662  общей  площадью 437,6 кв.м.,  принадлежащий  заявителю на праве собственности (право зарегистрировано 01.11.2019 №16:52:070303:4662-16/022/2019-1).

05.07.2020 заявитель обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в кадастровом квартале 16:52:070302 без предоставления земельного участка для благоустройства и размещения парковки («кармана») площадью 240 кв. м. для стоянки  автомобильного транспорта, вместимостью не менее 12 машино-мест.

В обоснование размещения указанного «кармана» заявитель указал на необходимость  увеличения парковочных мест  к  объекту  «Объект  розничной  торговли», расположенному по адресу: <...> здание 90 «Б» по бульвару Юных Ленинцев, на территории 26 микрорайона Автозаводского  района  города Набережные Челны.

Письмом от  13.07.2020 №06/4234 ответчик отказал заявителю в выдаче разрешения на основании пп. "б" п. 14 Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Кабинета Министров РТ от 05.06.2015 N 416, ввиду того, что в обращении  заявителем указан  предполагаемый  объект, не входящий  в перечень видов  объектов, утвержденных Правительством РФ  в соответствии с п.3 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Заявитель, полагая отказ МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны" от 13.07.2020 за №06/4234 незаконным и нарушающим его права, обратился в арбитражный суд с  настоящим  заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса.

Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).

В пункте 4 указанного Перечня предусмотрены объекты: элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 N 416 утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 14 Порядка отказ в разрешении на размещение объектов принимается в том числе, в случае, если: б) в заявлении указаны предполагаемые виды объектов, не входящие в перечень видов объектов, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ.

Согласно пункту 15 Порядка в отказе в выдаче разрешения на размещение объектов должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 14 Порядка.

Как усматривается из материалов дела, в заявлении о выдаче разрешения на использование земель заявителем указана цель использования – размещение «кармана» для стоянки  автомобильного транспорта, вместимостью не менее  12 машино-мест.

Кроме того, в обоснование своих требований заявитель указал, что в данном случае парковочное место («карман») или площадка автостоянок относятся к элементам благоустройства территории муниципального образования  город Набережные Челны в соответствии с Решением Горсовета муниципального образования "г. Набережные Челны" от 24.10.2017 N 20/8 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Набережные Челны" (далее - Правила благоустройства территории муниципального образования город Набережные Челны   от 24.10.2017 N 20/8).

Из положений пункта 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, следует, что парковкой (парковочным местом) является специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

В соответствии с пунктом 38 статьи 1 ГрК РФ элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр утверждены Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, в которых предусмотрены объекты благоустройства - территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе: детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга; площадки для выгула и дрессировки собак; площадки автостоянок; улицы (в том числе пешеходные) и дороги; парки, скверы, иные зеленые зоны; площади, набережные и другие территории; технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны; контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов (п. 1.3), а также элементы благоустройства - элементы озеленения; покрытия; ограждения (заборы); водные устройства; уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование; игровое и спортивное оборудование; элементы освещения; средства размещения информации и рекламные конструкции; малые архитектурные формы и городская мебель; некапитальные нестационарные сооружения; элементы объектов капитального строительства.

Решением Горсовета муниципального образования "г. Набережные Челны" от 24.10.2017 N 20/8  предусмотрено, что Правила благоустройства территории муниципального образования город Набережные Челны устанавливают единые нормы и требования по благоустройству территории муниципального образования город Набережные Челны, в том числе по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичности их выполнения, а также порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, к планировке, размещению, обустройству и содержанию элементов объектов благоустройства, в том числе информационных конструкций, малых архитектурных форм, мест отдыха (площадок и зон отдыха), площадок автостоянок, элементов озеленения, детских площадок, спортивных площадок, строительных площадок, площадок для выгула и дрессировки животных, ограждений (заборов), объектов (средств) наружного освещения.

Согласно подпункту 1 пункта 6 Правил благоустройства территории муниципального образования город Набережные Челны от 24.10.2017 N 20/8  под благоустройством понимается  комплекс мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Подпунктом 12 пунктом 6 Правил благоустройства территории муниципального образования город Набережные Челны от 24.10.2017 N 20/8   определено понятие «малые архитектурные формы (далее - МАФ)», по которыми  понимаются элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения (беседки, арки, садово-парковая скульптура, вазоны, цветочницы, шпалеры), водные устройства (фонтаны, бюветы, декоративные водоемы), городская мебель (скамьи для отдыха, размещенные на территории общественных пространств, рекреаций и дворов; скамьи, столы для настольных игр на площадках, в сезонных кафе; садовая и уличная мебель), коммунально-бытовое и техническое оборудование (контейнеры для сбора бытового мусора, урны, почтовые ящики, элементы инженерного оборудования), смотровые люки и т.д.:

В соответствии с подпунктом 27 пункта 6 Правил благоустройства территории муниципального образования город Набережные Челны от 24.10.2017 N 20/8  установлено понятие «элементы объектов благоустройства»  - конструктивные и функциональные составляющие объектов благоустройства, определяющие их внешний вид, обеспечивающие визуальное восприятие объектов благоустройства, а также использование (эксплуатацию) объектов благоустройства в соответствии с их функциональным назначением.

Судом первой инстанции установлено, что  заявитель фактически испрашивает  земельный участок, находящийся в кадастровом  квартале 16:52:070302, для организации парковки (автостоянки), которая не может быть отнесена к элементам благоустройства, представляет собой отдельный объект благоустройства, для размещения которого необходимо предоставление земельного участка.

Правила благоустройства территории муниципального образования город Набережные Челны  от 24.10.2017 N 20/8 содержат обязательный перечень элементов, включаемых (техническая составляющая) в состав автостоянок.

В то же время, техническое наличие в составе автостоянок в качестве отдельных элементов покрытия, бортовых камней, разделительных элементов, не влияет на определение порядка предоставления земельных участок для размещения такого объекта.

Перечень, утвержденный постановлением N 1300, указания на автомобильные парковки в качестве объектов, допустимых к размещению без предоставления земельного участка, не содержит.

Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу, что ответчиком не допущено незаконного отказа  в выдаче  разрешения  на размещение  объектов  на  землях  или  земельных  участках, находящихся  в государственной  или муниципальной  собственности,  без предоставления  земельных участков и установления сервитута, права и охраняемые законом интересы заявителя не нарушены.

С учетом изложенного, суд первой инстанции верно указал на то, что заявителем не доказана совокупность установленных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий для признания оспариваемого отказа ответчика недействительным.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание, поскольку  парковка (стоянка) не относятся к элементам благоустройства, в целях содержания и обслуживания которых подлежит заключение договора на размещение объектов инженерной инфраструктуры и элементов благоустройства на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании Постановления N 1300 и Правил благоустройства территории муниципального образования город Набережные Челны от 24.10.2017 N 20/8  .

При этом арбитражный апелляционный суд отмечает, что предоставление земельных участков для размещения парковки возможно путем заключения договоров аренды, заключаемых по результатам торгов.

Ссылки предпринимателя на судебную практику не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении арбитражных дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.

Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.

Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:  

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2020 года по делу №А65- 23786/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                       Н.В. Сергеева

Судьи                                                                                                     И.С. Драгоценнова

                                                                                                                В.А. Корастелев