ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-15691/19 от 07.11.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

13 ноября 2019 года                                                                           Дело № А72-18531/2018      г. Самара

Резолютивная часть  постановления  объявлена 07 ноября 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2019 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Романенко С.Ш.,

судей Коршиковой Е.В., Пышкиной Н.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лариной Ю.Н.,

при участии:

от истца – Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу – представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчиков: от Администрации города Димитровграда Ульяновской области - представитель Спирина А.Н. по доверенности №01-26/4370 от 21.08.2019 г.,

от МКУ «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от МКУ «Городские дороги» - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от третьих лиц – представители не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 07 ноября 2019 года в зале № 6 апелляционную жалобу Администрации города Димитровграда Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 июля 2019 года по делу № А72-18531/2018 (судья Крамаренко Т.М.),

по иску Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (ОГРН 1075262003992, ИНН 5262209369),

к Администрации города Димитровграда Ульяновской области (ОГРН 1027300539892, ИНН 7302011562),

Муниципальному казенному учреждению «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» (ОГРН 1107302000035, ИНН 7302043444),

Муниципальному казенному учреждению «Городские дороги» (ОГРН 1127329000336, ИНН 7329006263),

о признании отсутствующим права собственности на земельные участки, признании недействительными материалов межевания земельных участков, снятии с кадастрового учета земельных участков, прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки,

третьи лица - Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, г.Ульяновск, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г.Ульяновск, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области, г.Ульяновск, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» в лице Ульяновского филиала, кадастровый инженер Огаркова Ирина Петровна, Русскомелекесское участковое лесничество,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Администрации города Димитровграда Ульяновской области, Муниципальному казенному учреждению «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» о признании отсутствующим права собственности Муниципального образования «Город Димитровград» на земельные участки с кадастровыми номерами 73:08:020101:1514, 73:08:020101:1560, 73:08:020101:2061, 73:08:020101:1562; признании недействительными материалов межевания земельных участков с кадастровыми номерами 73:08:020101:1514, 73:08:020101:1560, 73:08:020101:2061, 73:08:020101:1562; снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 73:08:020101:1514, 73:08:020101:1560, 73:08:020101:2061, 73:08:020101:1562; прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Муниципального казенного учреждения «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» на земельные участки с кадастровыми номерами 73:08:020101:1514, 73:08:020101:1560, 73:08:020101:2061, 73:08:020101:1562.

Определением от 25.12.2018 исковое заявление принято судом к производству.

Суд по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области.

Определением от 28.01.2019 суд в порядке ст.51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Муниципальное казенное учреждение «Городские дороги».

Определением от 04.03.2019 суд в порядке ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» в лице Ульяновского филиала, кадастрового инженера Огаркову Ирину Петровну.

Определением от 25.03.2019 суд по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве соответчика Муниципальное казенное учреждение «Городские дороги».

Определением от 07.05.2019 суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований. Истец просил: признать отсутствующим право собственности Муниципального образования «Город Димитровград» на земельные участки с кадастровыми номерами 73:08:020101:1514, 73:08:020101:1560, 73:08:020101:1561, 73:08:020101:1562; признать недействительными материалы межевания земельных участков с кадастровыми номерами 73:08:020101:1514, 73:08:020101:1560, 73:08:020101:1561, 73:08:020101:1562; снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 73:08:020101:1514, 73:08:020101:1560, 73:08:020101:1561, 73:08:020101:1562; прекратить право постоянного (бессрочного) пользования муниципального казенного учреждения «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» на земельные участки с кадастровыми номерами: 73:08:020101:1514, 73:08:020101:1561, 73:08:020101:1562; прекратить право постоянного (бессрочного) пользования МКУ «Городские дороги» на земельный участок с кадастровым номером: 73:08:020101:1560.

Определением от 30.05.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Русскомелекесское участковое лесничество.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30 июля 2019 года по делу № А72-18531/2018 исковые требования удовлетворены частично. Признано отсутствующим право собственности Муниципального образования «Город Димитровград» на земельные участки с кадастровым номером 73:08:020101:1560, площадью 356169 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для действующего кладбища, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Куйбышева, 423, с кадастровым номером 73:08:020101:1514, площадью 100077 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – ритуальная деятельность, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, севернее земельного участка по ул. Куйбышева, 423, с кадастровым номером 73:08:020101:1561, площадью 9132 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,

телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для действующего кладбища, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Куйбышева, 425, с кадастровым номером 73:08:020101:1562, площадью 177792 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для действующего кладбища, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград. Признано отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования Муниципального казенного учреждения «Дирекция инвестиционных и инновационных» проектов» на земельные участки с кадастровым номером 73:08:020101:1514, площадью 100077 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – ритуальная деятельность, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, севернее земельного участка по ул. Куйбышева, 423, с кадастровым номером 73:08:020101:1561, площадью 9132 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для действующего кладбища, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Куйбышева, 425, с кадастровым номером 73:08:020101:1562, площадью 177792 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для действующего кладбища, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград. Признано отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования Муниципального казенного учреждения «Городские дороги» на земельный участок с кадастровым номером 73:08:020101:1560, площадью 356169 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для действующего кладбища, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Куйбышева, 423. Признаны недействительными ранее выполненные работы по межеванию земельных участков с кадастровыми номерами 73:08:020101:1514, 73:08:020101:1560, 73:08:020101:1561, 73:08:020101:1562. В остальной части иска отказано.

Не согласившись с принятым  судебным актом, Администрация города Димитровграда Ульяновской области обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить в иске отказать.

При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11ааs.arbitr.ruи на доске объявлений в здании суда.

В судебном заседании представитель Администрации города Димитровграда Ульяновской области апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

В судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Проверив законность и обоснованность  обжалуемого решения  в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы  в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителя, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.

Как следует из материалов дела, что за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок с кадастровым номером 73:00:000000:8, категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования: участок лесного фонда, общая площадь 300955971 кв.м., дата присвоения кадастрового номера – 02.10.2007, находящийся по адресу: Ульяновская область, Мелекесский лесхоз, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.01.2004 сделана запись регистрации № 73:01:316/2003:496 (выписка из ЕГРН от 04.07.2019, т. 3 л.д. 22-32),свидетельство о государственной регистрации права серии 73-АТ № 101943 от 22.01.2004) (т. 1 л.д.12). В качестве основания для регистрации права указана ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации № 22-ФЗ от 30.03.2012.

Из представленной выписки из ЕГРН в отношении указанного земельного участка следует, что земельный участок представляет собой единое землепользование, граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена, статус сведений в отношении указанного земельного участка – «актуальные».

Решением Городской Думы г. Димитровграда Ульяновской области от 28.07.2019 был утвержден Генеральный план г. Димитровграда Ульяновской области. Указанным Решением в границы г. Димитровграда Ульяновской области были включены земельные участки, расположенные на землях лесного фонда: части выделов 1-24 квартала 47, части выделов 11, 12, 24 квартала 48, части выделов 1-11, 13 квартала 56, части выделов 1, 6 квартала 57 Русскомелекесского участкового лесничества Мелекесского лесничества Ульяновской области.

Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.

В свою очередь, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, схемы территориального планирования муниципального района, отображающих границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (статья 84 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки и утверждения схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана городского округа, поселения определен статьями 20, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проект генерального плана, схемы территориального планирования подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов, входящих в состав соответствующих городского округа, поселения, муниципального района, земельных участков из состава земель лесного фонда.

Несоблюдение установленной процедуры согласования с собственником земель лесного фонда - Российской Федерацией в лице Федерального агентства лесного хозяйства именно (именно к полномочиям данного органа до 01.01.2015 относилось получение указанного согласования) перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими, что подтверждается судебной практикой (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.07.2013 N ВАС-8236/13).

По указанному основанию решением Ульяновского областного суда от 25.10.2018 по делу № 3а-172/2018 был удовлетворен административный иск Федерального агентства лесного хозяйства к Городской Думе города Димитровграда Ульяновской области. Признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Городской Думы города Димитровграда от 28.07.2019 № 34/459 «Об утверждении Генерального плата города Димитровграда Ульяновской области» в части включения в границы города Димитровграда Ульяновской области участков, расположенных на землях лесного фонда: части выделов 1-24 квартала 47, части выделов 11, 12, 24 квартала 48, части выделов 1-11, 13 квартала 56, части выделов 1, 6 квартала 57 Русскомелекесского участкового лесничества Мелекесского лесничества Ульяновской области (т. 1 л.д. 72-79).

Данное решение вступило в законную силу 21.02.2019 после рассмотрения апелляционной жалобы Верховным Судом Российской Федерации (т. 2 л.д. 130-131).

Однако, в период до принятия вышеуказанного судебного акта ввиду вхождения лесных кварталов в границы г. Димитровграда в соответствии с утвержденным Генеральным Планом города, в границах спорного участка лесного фонда были сформированы и поставлены на кадастровый учет следующие земельные участки:

-земельный участок с кадастровым номером 73:08:020101:1560, площадью 356169 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для действующего кладбища, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Куйбышева, 423, поставлен на государственный кадастровый учет 11.04.2017.

Согласно выписки из ЕГРН собственником вышеуказанного земельного участка является Муниципальное образование «Город Димитровград Ульяновской области» (дата регистрации 11.04.2017), право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за Муниципальным казенным учреждением «Городские дороги» (дата регистрации – 27.07.017) (т. 1 л.д. 16-18).

-земельный участок с кадастровым номером 73:08:020101:1514, площадью 100077 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – ритуальная деятельность, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, севернее земельного участка по ул. Куйбышева, 423, поставлен на государственный кадастровый учет 30.01.2014. Согласно выписки из ЕГРН собственником вышеуказанного земельного участка является Муниципальное образование «Город Димитровград Ульяновской области» (дата регистрации 24.04.2015), право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за Муниципальным казенным учреждением «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» (дата регистрации – 10.05.2017) (т. 1 л.д. 13-15).

Из земельного участка с кадастровым номером 73:08:020101:1514 путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах образованы земельные участки с кадастровыми номерами 73:08:020101:1562 и 73:08:020101:1562.

-земельный участок с кадастровым номером 73:08:020101:1561, площадью 9132 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для действующего кладбища, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Куйбышева, 425, поставлен на государственный кадастровый учет 11.12.2017. Согласно выписки из ЕГРН собственником вышеуказанного земельного участка является Муниципальное образование «Город Димитровград Ульяновской области» (дата регистрации 11.12.2017), право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за Муниципальным казенным учреждением «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» (дата регистрации – 11.12.2017) (т. 1 л.д. 19-21).,

-земельный участок с кадастровым номером 73:08:020101:1562, площадью 177792 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для действующего кладбища, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, поставлен на государственный кадастровый учет 11.12.2017. Согласно выписки из ЕГРН собственником вышеуказанного земельного участка является Муниципальное образование «Город Димитровград Ульяновской области» (дата регистрации 11.12.2017), право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за Муниципальным казенным учреждением «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» (дата регистрации – 11.12.2017) (т. 1 л.д. 13-15).

В соответствии с Заключениями Ульяновского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 09.10.2018 №№ 1, 2, 3, основанными на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на карту (схему) границ городского округа, в границы муниципального образования включены лесные участки лесного фонда.

В частности, установлено пересечение границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий: земельный участок с кадастровым номером 73:08:020101:1560 частично расположен на землях лесного фонда, а именно, в части выделов 2, 4, 8, 12 квартала 56, в части выдела 4 квартала 67 Русскомелекесского участкового лесничества Мелекесского лесничества Ульяновской области (площадь пересечения составляет 18 402 кв.м.), земельный участок с кадастровым номером 73:08:020101:1514 частично расположен на землях лесного фонда, а именно, в части выделов 11, 24 квартала 11, в части выделов 3-4 квартала 56, в части выделов 1-6 квартала 57 Русскомелекесского участкового лесничества Мелекесского лесничества Ульяновской области (площадь пересечения составляет 97 046 кв.м.), земельный участок с кадастровым номером 73:08:020101:1562 частично расположен на землях лесного фонда, а именно, в части выдела 21 квартала 47, в части выделов 11, 12, 24 квартала 48, в части выделов 2-4 квартала 56 Русскомелекесского участкового лесничества Мелекесского лесничества Ульяновской области (площадь пересечения составляет 109 926 кв.м.), земельный участок с кадастровым номером 73:08:020101:1561 частично расположен на землях лесного фонда, а именно, в части выделов 2-4 квартала 56 Русскомелекесского участкового лесничества Мелекесского лесничества Ульяновской области (площадь пересечения составляет 9 132 кв.м.) (т. 2 л.д. 8-19).

Данное обстоятельства не отрицалось Администрацией г. Димитровграда при рассмотрении дела № 3а-172/2018 (что следует из решения суда), не оспаривалось и в рамках настоящего дела.

Из представленной в материалы дела выписки из таксационного описания на кварталы 47, 48, 56, 57, 67, полученной по результатам таксации Русскомелекесского участкового лесничества Мелекесского лесничества Ульяновской области, следует, что возраст лесной растительности, произрастающей на спорных выделах, в среднем составляет от 35 до 75 лет, что не может являться результатом самосева лесных культур (т. 1 л.д. 106-116).

Факт образования земельных участков с кадастровыми номерами 73:08:020101:1514, 73:08:020101:1560, 73:08:020101:1562, 73:08:020101:1561 из земель лесного фонда в части выделов 1, 24 квартала 48; 2, 3 квартала 56; 1, 6 квартала 57; 2, 4, 8, 12 квартала 56; 4 квартала 67; 2 – 7 квартала 56; 21 квартала 47; 1, 12, 24 квартала 48; 2 – 4 квартала 56 Русскомелекесского участкового лесничества Мелекесского лесничества Ульяновской области послужил основанием для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.

Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего  исследования представленных доказательств, суд первой инстанции  обосновано частично удовлетворил заявленные исковые требования  по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, ст. 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьям 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 06.03.1993 № 4616-1, частью 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 №22-ФЗ единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

В силу пункта 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

По смыслу указанной нормы земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.

Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.

Лесным кодексом предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).

Таким образом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.

Статья 92 Лесного кодекса предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.

Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 № 4890/14).

Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 3 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").

Согласно ст. 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что факт регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 73:00:000000:8 подтверждает, что на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на этот лесной участок был представлен план участка, что свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре.

Сведения об участке с кадастровым номером 73:00:000000:8 в государственный кадастр недвижимости были внесены по результатам государственной регистрации Управлением Росреестра по Ульяновской области права собственности Российской Федерации, проведенной 22.01.2004 на основании заявления представителя соответствующего госоргана и плана лесного участка, при этом согласно записям Единого государственного реестра прав земельному участку был присвоен условный номер: 73-01-00/316/2003-496 (свидетельство от 22.01.2014 № 73-АТ 101943).

На основании сведений о правах, зарегистрированных в Едином государственном реестре прав, в целях включения в государственный кадастр недвижимости сведений о расположенных на территории Ульяновской области ранее учтенных лесных участках, не поставленных на кадастровый учет, 02.10.2007 в ГКН были внесены сведения о вышеуказанном земельном участке со статусом «актуальный, ранее учтенный», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (сведений о координатах характерных точек границ указанного земельного участка ГКН не содержит, межевание участка не проводилось), участку был присвоен кадастровый номер 73:00:000000:8 (т. 3 л.д. 22-23).

Судом первой инстанции верно установлен, а ответчиком не опровергнут факт частичного наложения земельных участков с кадастровыми номерами 73:08:020101:1514, 73:08:020101:1560, 73:08:020101:1562, 73:08:020101:1561 с разрешенным использованием «ритуальная деятельность», «для действующего кладбища» на земли лесного фонда.

При этом как обоснованно указано судом первой инстанции в материалах дела отсутствуют сведения об изъятии лесного участка, перевода его в иную категорию земель.

Материалы лесоустройства содержат неизменные данные о землях лесного фонда.

Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируется гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и земли лесного фонда.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства, нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 №496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Кроме того, согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно указал, что доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду (статья 3, 67-70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, если земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, что обусловлено вышеприведенными нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно частям 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных данным законом сведений.

Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально- определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно указанным нормам государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей.

При этом суд первой инстанции верно отметил, что доказательств, опровергающих заключение Федерального агентства лесного хозяйства Поволжский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» о частичном наложении земельных участков с кадастровыми номерами 73:08:020101:1514, 73:08:020101:1560, 73:08:020101:1562, 73:08:020101:1561 на земли лесного фонда, в материалы дела не представлено.

При формировании земельных участков с кадастровыми номерами 73:08:020101:1514, 73:08:020101:1560, 73:08:020101:1562, 73:08:020101:1561 последние были поставлены на кадастровый учет без учета материалов лесоустройства.

Между тем, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а так же нарушать требования, установленные настоящим кодексом, другими федеральными законами (в частности не допускается нарушение ст. 8 Лесного кодекса РФ о собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда). Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков (части 6, 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

На основании статьи 7 Лесного кодекса земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, является лесным участком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Порядок перевода земельных участков из одной категорию в другую, а также состав необходимой документации установлен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий".

Перевод земельного участка из состава земель лесного фонда возможен только в установленном законом порядке с обязательным согласованием собственника.

Доказательств перевода спорного участка из категории земель лесного фонда в другую иную категорию земель в установленном законом порядке не имеется, равно как и доказательств, свидетельствующих о прекращении права собственности Российской Федерации на данные участки, в том числе путем принятия собственником участка решения о его отчуждении.

Исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.

Таким образом суд верно отметил, что  указание ответчиком категории земельного участка - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, при установлении факта наложения на земли лесного фонда не изменяет правового статуса земель лесного фонда и не влечет прекращения зарегистрированного права собственности Российской Федерации на эти лесные участки.

Также суд обоснованно указал, что согласно непосредственному содержанию статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Вместе с тем, ни названный закон N 172-ФЗ, ни иные нормативные акты, включая Гражданский, Лесной и Земельный кодексы РФ, не устанавливают, что перевод земельного участка из одной категорию в другую влечет прекращение вещных прав на него, либо переход таковых между публичными образованиями различных уровней.

Кроме того, представленные материалы дела прямо свидетельствуют об отсутствии выражения воли компетентных федеральных органов в сфере управления лесами, имущественными отношениями, на изменение границ участков лесного фонда в процессе согласования границ муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области, а также не подтверждают волеизъявления на переход права собственности относительно соответствующего участка лесного фонда в собственность муниципального уровня.

Таким образом, итогово определенные границы муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области в установленных по настоящему делу обстоятельствах не могут бесспорным образом свидетельствовать об отнесении всех включенных в границы такового земельных участков к муниципальной собственности, что влечет сохранение для всех иных собственников их правового статуса и правовых возможностей по защите своих прав, безотносительно вопроса о категории земель соответствующих участков.

Как следует из пунктов 52, 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.

Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.

По мнению суда верно определено, что в настоящем случае норма ст. 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" о приоритете сведений ЕГРН перед сведениями лесного реестра применению не подлежит, поскольку право собственности Российской Федерации удостоверяется не только Выпиской из государственного лесного реестра, но также и свидетельством о государственной регистрации права от 22.01.2004. Поскольку права Муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области и Российской Федерации на один и тот же земельный участок зарегистрированы, приоритет сведений о праве собственности муниципального образования на спорный земельный участок в данном случае отсутствует.

 При этом отклоняя доводы ответчика со ссылкой на нормы статей 4, 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 1 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно приходит к следующему.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В пунктах 3 и 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (абз. 4 п. 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22).

По смыслу указанных разъяснений применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установленного факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.

При этом иск о признании отсутствующим права относится к числу исков об оспаривании права, ввиду чего полномочиями заявлять такой иск обладает лицо, которое с учетом положений ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, докажет факт восстановления его нарушенных прав в результате удовлетворения такого иска.

Заявляя требование о признании отсутствующим права собственности муниципального образования на земельные участки с кадастровыми номерами 73:08:020101:1514, 73:08:020101:1560, 73:08:020101:1562, 73:08:020101:1561, представитель истца указал, что наличие зарегистрированного за ответчиком права собственности на спорные земельные участки препятствует ему во владении, пользовании и распоряжении лесным участком с кадастровым номером 73:00:000000:8 в части его наложения на муниципальные земельные участки, нарушает права и законные интересы Российской Федерации.

Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что истец является лицом, имеющим материально-правовой интерес в оспаривании указанного права ответчика.

Возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество, являющемуся одновременно с другим лицом собственником этого имущества в силу записи в ЕГРП (пункт 12 Информационного письма от 15.01.2013 № 153 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения»).

Иск об отсутствии права имеет узкую сферу применения и не может заменять собой иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного прав иными средствами.

Указанный способ защиты права, непосредственно связанный с восстановление положения, существовавшего до нарушения права заинтересованного лица, и пресечением неправомерных действий, одновременно обеспечивает достоверность, непротиворечивость публичных сведений о существовании, принадлежности и правовом режиме объектов недвижимости, содержащихся в ЕГРП.

Таким образом, иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим законодательством. Правом на этот иск обладает только владеющий собственник недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП.

Ответчик утверждает, что он является владеющим собственников спорных земельных участков, в том числе в той части, которая накладывается на земли лесного фонда.

Возражая против заявленных ответчиком доводов, истец указал, что Российская Федерация продолжает оставаться владеющим собственников спорных земельных участков в той части, которая накладывается на земли лесного фонда.

По сведениям истца, спорный лесной участок обременен правом аренды, правом постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, то есть владение земельными участками происходит опосредованно.

Суд первой инстанции, проанализировав доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, правомерно пришел к выводу, что Администрацией г. Димитровграда не доказан факт того, что ритуальные захоронения на земельных участках с кадастровыми номерами 73:08:020101:1560, 73:08:020101:1561, 73:08:020101:1562 с разрешенным использованием «для действующего кладбища» фактически произведены в той части, которая накладывается на земли лесного фонда. На земельном участке с кадастровым номером 73:08:020101:1514 с разрешенным использованием «ритуальная деятельность» ритуальные захоронения, со слов представителя Администрации, не ведутся.

Соответственно, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что истец не утратил право владения участком лесного фонда.

При изложенных обстоятельствах избранный истцом способ защиты нарушенного права является надлежащим и, и верно по мнению суда, единственно возможным в сложившейся ситуации.

Право муниципальной собственности на спорные земельный участки с кадастровыми номерами 73:08:020101:1560, 73:08:020101:1561, 73:08:020101:1562, 73:08:020101:1514 суд признает отсутствующим.

В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Идентификация земельного участка осуществляется проведением государственного кадастрового учета, с отражением указанных сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В этой связи, признание права собственности отсутствующим в отношении части земельного участка, без формирования в установленном порядке частей земельного участка и проведения их кадастрового учета, позволяющих осуществить внесение сведений в реестр недвижимости, не отвечает общеправовому принципу исполнимости судебных актов (статья 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьями 16, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Кроме того законом не предусмотрено признание отсутствующим права на недвижимое имущество в какой-либо части.

На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что земельные участки с кадастровыми номерами 73:08:020101:1560, 73:08:020101:1561, 73:08:020101:1562, 73:08:020101:1514 должны повторно пройти государственный кадастровый учет.

Также истцом заявлено требование о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 73:08:020101:1561, 73:08:020101:1562, 73:08:020101:1514 за МКУ «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» и на земельный участок с кадастровым номером 73:08:020101:1560 за МКУ «Городские дороги».

Оценив существо заявленных требований, суд, руководствуясь положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010, разъяснениями Постановления ВАС РФ от 15.10.2013 N 8094/13, правомерно пришел к выводу о том, что преследуемый истцом материально-правовой интерес фактически заключается в признании права постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрированное за муниципальными казенными учреждениями, отсутствующим.

Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что зарегистрированное муниципальным образованием на основании противоречащего нормам земельного законодательства право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками препятствует Российской Федерации в осуществлении прав владения и пользования, в связи с чем указанное требование является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Предметом спора также является требование о признании недействительными материалов межевания земельных участков с кадастровыми номерами 73:08:020101:1560, 73:08:020101:1561, 73:08:020101:1562, 73:08:020101:1514.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действовавшем на момент составления спорного межевого плана) под межевым планом понимается документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В силу положений части 2 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

Межевой план состоит из графической и текстовой частей (часть 4 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

В соответствии с частью 5 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Частью 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Поскольку при межевании земельных участков с кадастровыми номерами 73:08:020101:1560, 73:08:020101:1561, 73:08:020101:1562, 73:08:020101:1514 были допущены нарушения специальных правил в области землеустройства, а именно Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, заключающееся в не выявлении на стадии подготовительных работ в месте формирования земельных участков, которым впоследствии присвоены кадастровые номера 73:08:020101:1560, 73:08:020101:1561, 73:08:020101:1562, 73:08:020101:1514, ранее сформированного объекта землеустройства, участка лесного фонда с кадастровым номером 73:00:000000:8, являющегося федеральной собственностью, результаты межевания вышеуказанных земельных участков следует признать недействительными.

Отдельно изложенное в иске требование о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 73:08:020101:1560, 73:08:020101:1561, 73:08:020101:1562, 73:08:020101:1514 не подлежит удовлетворению, поскольку решение суда само по себе будет являться основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН, но в заявительном порядке с представлением заинтересованным лицом в регистрирующий орган иных необходимых документов (пункт 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", статья 60 Закона о регистрации).

С учетом изложенного, исковые требования  правомерно удовлетворены судом первой инстанции частично.

У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для частичного удовлетворения иска.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 30 июля 2019 года по делу № А72-18531/2018, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина  взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.

Руководствуясь статьями 266-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 июля 2019 года по делу № А72-18531/2018 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Димитровграда Ульяновской области - без удовлетворения.

Постановление  вступает в  законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                             С.Ш. Романенко

Судьи                                                                                                                         Е.В. Коршикова

                                                                                                                         Н.Ю. Пышкина