ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-16493/14 от 03.12.2014 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

10 декабря 2014 года Дело № А55-10017/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 03 декабря 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено: 10 декабря 2014 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,

с участием:

от индивидуального предпринимателя ФИО1 – до и после перерыва ФИО2 (доверенность от 25.04.2014),

от Департамента потребительского рынка и услуг г.о. Самара – до и после перерыва ФИО3 (доверенность от 16.05.2014 №26-14-01/07/1282),

от Администрации Октябрьского района г. Самара – до и после перерыва ФИО4 (доверенность от 28.01.2014 №10-07/2954),

от Министерства имущественных отношений по Самарской области – до перерыва ФИО5 (доверенность от 26.12.2013 №365), после перерыва представитель не явился, извещен,

от Администрации городского округа Самара - до и после перерыва ФИО6 (доверенность от 16.10.2014 №3-01-02/10630),

от Управления МВД России по городу Самаре - до и после перерыва представитель не явился, извещен,

от ФИО7 – до и после перерыва представитель не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 октября 2014 года по делу № А55-10017/2014 (судья Медведев А.А.),

принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Самара,

к Департаменту потребительского рынка и услуг г.о. Самара, г. Самара,

к Администрации Октябрьского района г. Самара, г. Самара,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Министерства имущественных отношений по Самарской области, г. Самара,

Администрации городского округа Самара, г. Самара,

Управление МВД России по городу Самаре, г. Самара,

ФИО7, г. Самара,

об оспаривании действий,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о.Самара и Администрации Октябрьского района г.Самара по демонтажу и вывозу принадлежащих ИП ФИО1 на праве собственности 43 контейнеров, вместимостью 20 тонн каждый и на праве аренды 36 контейнеров и 11 металлических складов, расположенных по адресу: <...> (пересечении улиц К. Маркса, Революционной и Московского шоссе), об обязании ответчиков немедленно устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя путем возврата и приведения 43 контейнеров, вместимостью 20 тонн, 36 контейнеров и 11 металлических складов в первоначальное состояние.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений по Самарской области, Администрации городского округа Самара, Управление МВД России по городу Самаре, ФИО7.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, индивидуальный предприниматель ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.

По мнению подателя жалобы судом при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, ссылается на законный характер деятельности на территории ярмарки, неправомерное, в нарушение п. 2.6. Регламента, ненаправление ответчиками в адрес заявителя уведомления об устранении выявленных нарушений и неуведомление о предстоящем демонтаже в 2014г., считает, что Регламентом обязанность по вывозу объектов возложена непосредственно на заявителя.

Администрация Октябрьского района г. Самара апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Департамент потребительского рынка и услуг г.о. Самара апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 в судебном заседании просила решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель Департамента потребительского рынка и услуг г.о. Самара в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Администрации Октябрьского района г. Самара в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Министерства имущественных отношений по Самарской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Администрации городского округа Самара в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание 01.12.2014 представители Управления МВД России по городу Самаре, ФИО7 не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.

В судебном заседании 01.12.2014, в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 14 час. 45 мин. 03.12.2014. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

После перерыва рассмотрение дела продолжено.

Представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель Департамента потребительского рынка и услуг г.о. Самара в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Администрации Октябрьского района г. Самара в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Администрации городского округа Самара в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание после перерыва 03.12.2014 представители Министерства имущественных отношений по Самарской области, Управления МВД России по городу Самаре, ФИО7 не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

07.10.2013г. ГИБДД Управления МВД России по городу Самаре обратилось в Главе г.о. Самара с письмом № 54/10-4531, в котором указало на необходимость рассмот­рения вопроса о принудительном демонтаже металлических торговых палаток и тор­говых павильонов, установленных с нарушениями требований законодательства на земельном участке на пересечении улицы Революционной и проспекта Карла Маркса, на котором осуществляется несанкционированная торговая деятельность. В письме указано, что торговые палатки, используемые для тор­говли и расположенные на обозначенной территории, установлены самовольно, без каких-либо документов, подтверждающих право собственности и договоров аренды земельных участков. Разрешения на осуществление торговой деятельности у лиц, осуществляющих торговлю, отсутствуют.

26.02.2014г. Министерство имущественных отношений по Самарской области обратилось в Департамент потребительского рынка и услуг г.о. Самара с письмом №12/3254, в котором просило организовать работу по вывозу самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на земельном участке по адресу: г. Самара, Октябрьский район, пересечение улиц К. Маркса и Революционной.

В марте, апреле и мае 2014г. Департаментом совместно с Администрацией Октябрьского района городского округа Самара организованы мероприятия, направленные на устранение нарушений закона в части использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Московское шоссе/ ул. Революционная/ пр. Карла Маркса, в защиту законных прав и интересов Министерства имущества Самарской области, как органа, осуществляющего полномочия собственника указанного земельного участка.

Как следует из материалов дела, сотрудниками Администрации Октябрьского района в ходе осмотра указанного земельного участка в период с 19.03.2014 по 21.03.2014 выявлено 165 незаконно установленных нестационарных торговых объектов.

На каждый выявленный объект составлен акт о выявлении незаконно установленного нестационарного объекта потребительского рынка. Фотоснимки объектов приложены к соответствующим актам. Акты осмотра указанного земельного участка направлены в Департамент.

В ходе указанных мероприятий выявлены владельцы 24-х объектов, сведения о которых в графе «Сведения о владельцах» содержатся в актах (т.4, л.д.1-327).

Должностными лицами Администрации Октябрьского района городского округа Самара выявленные владельцы под роспись были уведомлены о необходимости добровольного освобождения незаконно занимаемого участка или представлении правоустанавливающих документов на указанный земельный участок.

10.04.2014 в газете «Самарская газета» №39 (5303) опубликовано обращение с предложением о добровольном вывозе объектов в месячный срок со дня опубликования настоящего обращения его владельцем или явиться в администрацию соответствующего района для выяснения правомерности установки объекта, а также соответствующая информация размещалась на объектах, расположенных по адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул. Московское шоссе / ул.Революционная / пр. Карла Маркса(т.3, л.д.130).

21.04.2014 Департаментом потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара совместно с администрацией Октябрьского района были начаты мероприятия по вывозу самовольно установленных объектов, владельцы которых были установлены, т.е. по истечении месячного срока с даты уведомления выявленных владельцев 24 объектов.

Вывоз объектов, владельцы которых не были установлены, был начат 12.05.2014, т.е. по истечении месячного срока с даты публикации информации в СМИ.

Согласно протоколам осмотра места происшествия, оформленным органами полиции, и актам приема-передачи, имеющимся в материалах дела, с территории земельного участка по адресу: <...> (пересечение улиц К. Маркса, Революционной и Московское шоссе) всего было вывезено 57 незаконно установленных нестационарных объектов потребительского рынка, в том числе 24 объекта - в апреле 2014 года, и 33 объекта - в мае 2014 года.

Как следует из актов приема-передачи имущества, приложенных к протоколам полиции, до 12.05.2014 вывоз контейнеров не осуществлялся. Более того, по объектам, которые были вывезены до 12.05.2014, владельцы установлены.

Среди 33 вывезенных объектов в период с 12.05.2014 по 15.05.2014, согласно протоколам полиции, было 29 контейнеров. Объекты, именуемые «Склад металлический» с территории спорного земельного участка не вывозились.

ИП ФИО1 до начала вывоза контейнеров с территории земельного участка по адресу: <...> (пересечение улиц К. Маркса, Революционной и Московское шоссе) 6 мая 2014г. обратилась в арбитражный суд Самарской области с требованиями к Департаменту и Администрации Октябрьского района о признании незаконными действий по демонтажу и вывозу 43 контейнеров вместимостью 20 тонн каждый, принадлежащих заявителю на праве собственности, и 36 контейнеров и 11 металлических складов, принадлежащих заявителю на праве аренды, расположенных по адресу: <...> (пересечение улиц К. Маркса, Революционной и Московского шоссе) и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя путем приведения 43 контейнеров вместимостью 20 тонн каждый, 36 контейнеров и 11 металлических складов в первоначальное состояние.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 19.10.2011 № 1282 утвержден Регламент действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара.

Пунктом 1.3 Регламента определено, что под самовольно установленным нестационарным объектом потребительского рынка понимается объект, установленный без оформления правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок.

Регламентом определен порядок действий Администрации городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и храпения нестационарных объектов потребительского рынка, самовольно установленных па земельных участках, находящихся в собственности городского округа Самара, а также па земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Как предусмотрено п. 2.1 Регламента Администрация городского округа Самара через свои территориальные органы, в лице администраций соответствующих районов проводит работу по выявлению незаконно установленных объектов.

Выявление объектов осуществляется должностными лицами администрации соответствующего района городского округа Самара в процессе обследований территории соответствующего района городского округа, проводимых ежедневно в соответствии с их полномочиями, а также на основании информации, полученной от Департамента управления имуществом городского округа Самара; контрольных, надзорных и правоохранительных органов, органов исполнительной власти Самарской области; заявлений и обращений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, чьи права и интересы нарушены незаконной установкой Объектов; информации, полученной из средств массовой информации, из сети Интернет, в том числе из блога Главы городского округа Самара; иных источников информации.

В день обнаружения объектов должностными лицами составляется акт о выявлении незаконно установленного нестационарного объекта потребительского рынка по форме согласно приложению № 1 к настоящему Регламенту, схема размещения объекта, чертеж земельного участка с указанием его площади и делаются фотографии объекта и направляется в Департамент потребительского рынка и услуг для внесения соответствующей записи в Реестр.

После выявления объекта Должностные лица проводят работу по выявлению владельца объекта (2.6.).

В течение двух рабочих дней со дня выявления владельца ему должностными лицами под подпись вручается либо отправляется по почте заказным письмом с уведомлением предложение о добровольном вывозе объекта за подписью заместителя Главы городского округа - главы администрации района городского округа Самара с указанием срока, в течение которого лицо должно своими силами и за свой счет вывезти Объект.

Должностные лица при установлении владельца объекта не позднее двух рабочих дней со дня его установления направляют сведения о нем в Департамент потребительского рынка и услуг для внесения в Реестр.

При невозможности установить лицо, самовольно установившее объект, Администрацией городского округа Самара в средствах массовой информации публикуется обращение с предложением о добровольном вывозе Объекта в месячный срок со дня опубликования настоящего обращения его владельцем или явиться в администрацию соответствующего района для выяснения правомерности установки Объекта, а также соответствующая информация размещается на Объекте (2.7).

Вывоз самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка осуществляется лицом, незаконно его установившим, собственными силами и за счет собственных средств (3.1).

Принудительный вывоз самовольно установленного объекта осуществляется на основании решения суда в порядке, определенном действующим законодательством. В рамках административного производства (ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в целях пресечения административного правонарушения Объект может быть изъят уполномоченными должностными лицами в порядке, установленном действующим законодательством (3.2).

При поступлении в администрацию соответствующего района от министерства имущественных отношений Самарской области, органов внутренних дел, прокуратуры, Департамента управления имуществом городского округа Самара информации о нахождении на территории соответствующего района самовольно установленного Объекта администрацией данного района организуется вывоз и хранение объекта с привлечением специализированной организации в места, определенные администрацией соответствующего района в установленном порядке, за счет средств бюджета городского округа Самара (3.3).

Вывоз и хранение объекта, владелец которого не выявлен, организуется администрацией соответствующего района с привлечением специализированной организации в места, определенные администрацией соответствующего района в установленном порядке, за счет средств бюджета городского округа Самара не позднее трех рабочих дней после истечения срока, указанного в пункте 2.7 настоящего Регламента (3.4).

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о соблюдении заинтересованными лицами требований Регламента.

Однако, как установлено судом и следует из материалов дела, изъятие незаконно установленных нестационарных торговых объектов осуществлялось не заинтересованными лицами, а должностными лицами Управления МВД России по городу Самаре на основании протоколов осмотра места происшествия, содержащих ссылку на ст.164, 176, ч.1-4, 6 ст.177 УПК РФ (т.3, л.д.43-127).

Согласно ч.2 ст.176 УПК РФ осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

ИП ФИО1 требования к Управлению МВД России по городу Самаре не предъявляла.

Таким образом, отсутствуют основания для проверки законности следственных действий, регламентированных уголовно-процессуальным законодательством, в рамках арбитражного процесса.

Заинтересованными лицами положения п.3.2 Регламента не нарушены.

Суд первой инстанции, отклоняя доводы заявителя о нарушении ответчиком п. 2.6 Регламента, согласно которому в течение двух рабочих дней со дня выявления владельца ему Должностными лицами под подпись вручается либо отправляется по почте заказным письмом с уведомлением предложение о добровольном вывозе Объекта за подписью заместителя Главы городского округа - главы администрации района городского округа Самара с указанием срока, в течение которого лицо должно своими силами и за свой счет вывезти Объект, правомерно руководствовался следующим.

Положениями п.2.1-2.6 Регламента предусмотрен не поиск объектов известного лица, а выявление владельца конкретного контейнера, склада, прилавка, незаконно находящегося на земельном участке.

Заявитель, ссылаясь на осведомленность ответчиков о собственнике (владельце) спорных объектов, в нарушение ст.65 АПК РФ, не представил доказательства того, что Департаменту потребительского рынка и услуг администрации г.о.Самара и Администрации Октябрьского района г.Самара было известно о праве собственности (владения) ИП ФИО1 на контейнеры и металлические склады, отраженные в актах осмотра от 19.03.2014 и 21.03.2014г.

Уведомление от 19.07.2011г. № 14-01/02, письмо Управления Внутренних дел РФ по г.Самаре от 17.02.2014г. № 54/5 2826, судебные акты по делам № А55-7270/2012 и № А55-18249/2012 не содержат указание на количество, вид, индивидуальные признаки, местоположение на земельном участке незаконно установленных нестационарных торговых объектов. Более того, судебный акт по делу А55-18249/2012 содержит вывод об отсутствии доказательств наличия имущества ИП ФИО1 на спорной территории.

Доказательства представления в Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о.Самара и Администрацию Октябрьского района г.Самара договора купли-продажи 43 контейнеров от 05.10.2009 года, заключенного ИП ФИО1 с ФИО8, и договора аренды 36 контейнеров и 11 металлических складов от 29.11.2010г., заключенного ИП ФИО1 с ИП ФИО7, в материалах арбитражного дела отсутствуют.

Таким образом, как правильно указал суд, без указанных сведений заинтересованные лица не имели возможности установить, что обнаруженные в ходе осмотра объекты принадлежат ИП ФИО1 на праве собственности либо по договору аренды.

Доводы заявителя о том, что ИП ФИО1 ведет торговую деятельность «на территории ярмарки» на земельном участке по адресу: <...> (пересечение улиц К. Маркса, Революционной и Московское шоссе) на законных основаниях, являются несостоятельными, поскольку ИП ФИО1 имела право осуществлять торговую деятельность на указанном земельном участке лишь в 2009 и 2010 гг., в соответствии с Положением о порядке организации деятельности ярмарок на территории Самарской области, утвержденным Приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 01.06.2007 № 27 план проведения ярмарок формируется органами местного самоуправления на год и согласовывается с Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

В соответствии с постановлениями Администрации городского округа Самара от 30.12.2008 № 11169 и от 31.12.2009 № 1494 ФИО1 была включена в план проведения ярмарок на 2009 и 2010 гг., о чем ИП ФИО1 была уведомлена письмами Департамента потребительского рынка и услуг от 24.12.2009 № 14-01/02-2626 и от 11.01.2010 № 14-01/02-07/7.

В связи с изменением нормативно-правовой базы, регулирующей порядок организации ярмарок на территории Самарской области, обязательным условием организации ярмарки является наличие у организатора ярмарки права собственности, иного законного владения земельным участком (объектом недвижимости), на котором предполагается размещение ярмарки.

Правительством Самарской области принято постановление от 22.12.2010 № 669 «Об утверждении порядка организации и проведения ярмарок на территории Самарской области, требований к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках на территории Самарской области».

На основании Приказа Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 27.12.2010 № 184 Положение о порядке организации деятельности ярмарок на территории Самарской области, утвержденное Приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 01.06.2007 № 27, утратило силу.

ИП ФИО1 не представила в Департамент документы, подтверждающие право собственности (иного законного владения) на земельный участок по адресу: <...> (пересечение улиц К. Маркса, Революционной и Московское шоссе), по истечении 2010 года никакие разрешительные процедуры, касающиеся организации ярмарки по указанному адресу, в отношении ИП Петрухновой не осуществлялись.

Таким образом, с 2011 года ИП ФИО1 утратила какое-либо право осуществлять на указанном земельном участке деятельность.

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 № 271- ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Порядком организации и проведения ярмарок на территории Самарской области и Требований к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 22.12.2010 № 669 в целях содействия товаро- и сельхозпроизводителям в расширении рынка сбыта товаров, информирования населения о местах торговли (выполнения работ, оказания услуг), уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области формируется реестр ярмарок, организованных на территории Самарской области.

Судом установлено, что указанный земельный участок в реестр ярмарок не включался, документы, подтверждающие разрешение на проведение на указанном земельном участке ярмарки у ИП ФИО1 отсутствует, что подтверждается письмом Департамента потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара от 19.07.2011, разрешение на организацию рынка, выданное органом местного самоуправления в материалы дела не представлено.

Кроме того, у ИП ФИО1 отсутствуют договорные отношения с Министерством в отношении земельного участка площадью 6 284 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, пр. Карла Маркса/улица Революционная, отсутствуют.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2013 по делу № А55-18249/2012 частично удовлетворены требования Министерства о взыскании суммы неосновательного обогащения за использование земельного участка, расположенного по адресу: <...>, что свидетельствует о факте использования ИП ФИО1 указанного земельного участка без правовых оснований.

Вместе с тем, судебные акты не конкретизируют объекты, использованные ИП ФИО1 в незаконной деятельности.

При этом судебной коллегией достоверно установлено, что ответчик не использовал земельный участок площадью 6 284 кв. м, на котором расположены объекты третьих лиц, в пользовании ответчика в спорный период находились земельные участки площадью 639 кв. м и 836 кв. м, общей площадью 1475 кв. м.

Кроме того, в судебном акте по делу № А55-18249/2012 сделан вывод об отсутствии доказательств нахождения на спорном земельном участке каких-либо объектов ответчика.

Исходя из указанных обстоятельств, у собственника земельного участка отсутствовали основания считать, что после 7 марта 2013 г. на земельном участке площадью 6 284 кв.м., расположенном по адресу: г. Самара, Октябрьский район, пр. Карла Маркса/улица Революционная, находились объекты, принадлежащие ИП ФИО1, у Департамента и Администрации Октябрьского района отсутствовали основания считать, что обнаруженные на земельном участке нестационарные объекты потребительского рынка принадлежат ИП ФИО1

Судебная коллегия апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заинтересованными лицами предприняты надлежащие и достаточные меры по выявлению и извещению владельцев незаконно установленных объектов, нарушение заинтересованными лицами п.2.6 Регламента отсутствует.

ИП ФИО1 указала, что действия органов местного самоуправления нарушают ее права на добровольный вывоз и демонтаж принадлежащего имущества, предусмотренный положениями Регламента.

Однако, как правильно указал суд, пункт 3.1 Регламента сформулирован не в качестве права, а как обязанность осуществить вывоз самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка лицом, незаконно его установившим, собственными силами и за счет собственных средств. Невыполнение данной обязанности влечет осуществление принудительного вывоза.

Тогда как у заявителя имелась и имеется возможность законного и добросовестного поведения: добровольно освободить земельный участок после 2010г.; согласиться с Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2012 по делу по делу N А55-18249/2012 об обязании освободить земельный участок, имеющий кадастровый номер 63:01:0617002:256, расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, пр. Карла Маркса/улица Революционная, площадью 6 284,00 кв. м, от всякого рода строений и сооружений (если по состоянию на 7 марта 2013 г. они там находились); не устанавливать вновь нестационарные объектов потребительского рынка на данном земельном участке после 7 марта 2013 г. (если по состоянию на момент рассмотрения дела апелляционным судом такие объекты действительно отсутствовали).

Кроме того, примененные судом обеспечительные меры по настоящему делу запрещают действия только Департаменту и Администрации Октябрьского района, не препятствуя реализации права ИП ФИО1 на добровольный вывоз и демонтаж принадлежащего ему имущества.

ИП ФИО1 вышеуказанным правом и возможностью законного и добросовестного поведения не воспользовалась; доказательства добровольного освобождения земельного участка в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах действия заявителя направлены не на защиту действительных прав, а на злоупотребление правом.

Кроме того договор купли-продажи 43 контейнеров от 05.10.2009 года, заключенный ИП ФИО1 с ФИО8, и договор аренды 36 контейнеров и 11 металлических складов от 29.11.2010г., заключенный ИП ФИО1 с ИП ФИО7, Департаменту потребительского рынка и услуг Администрации г.о.Самара и Администрации Октябрьского района г.Самара не представлялись.

ИП ФИО1 просила суд признать незаконными действия органов местного самоуправления по демонтажу и вывозу 43 контейнеров на праве собственности, 36 контейнеров и 11 металлических складов на праве аренды и обязать органы местного самоуправления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата и приведения 43 контейнеров, вместимостью 20 тонн, 36 контейнеров и 11 металлических складов в первоначальное состояние, требования заявителя касались 90 объектов (суммарно 46 контейнеров + 36 контейнеров + 11 металлических складов), которые надлежит возвратить заявителю.

ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд 6 мая 2014г. до начала вывоза контейнеров с территории земельного участка по адресу: <...> (пересечение улиц К. Маркса, Революционной и Московское шоссе).

Следовательно, на момент обращения в арбитражный суд оспариваемые заявителем действия Департамента и Администрации Октябрьского района не были совершены и не могли нарушить права ИП ФИО1

Поскольку по смыслу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, данным в п. 6 Постановления от 01.07.1996 № 6/8 основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, а оспариваемые действия Департамента и Администрации Октябрьского района соответствуют закону и не нарушают права и охраняемые законные интересы заявителя, судом правомерно отказано в удовлетворении заявления.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

С момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу отменяются обеспечительные меры, принятые Определением Арбитражного суда Самарской области от 14.05.2014 по делу №А55-10017/2014.

Излишне уплаченная по чеку-ордеру от 15.10.2014 года государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1900 рублей, в соответствии со ст. 333.40 НК РФ, подлежит возврату индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 03 октября 2014 года по делу №А55-10017/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 излишне уплаченную по чеку-ордеру от 15.10.2014 года государственную пошлину в сумме 1900 рублей.

Справку на возврат государственной пошлины выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий И.С. Драгоценнова

Судьи Е.И. Захарова

А.А. Юдкин