ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-16788/2014 от 26.01.2015 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

02 февраля 2015 года                                                                         Дело № А72-15366/2013

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 26 января 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  02 февраля 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,

без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 2, дело по  апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения «Городские дороги»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 сентября 2014 года

по делу № А72-15366/2013 (судья Корастелев В.А.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия «Сервис-К» (ИНН 7302029707, ОГРН 1057302013010), г.Димитровград Ульяновской области, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, об оспаривании решения и предписания,

и заявлению муниципального казенного учреждения «Городские дороги» (ИНН 7329006263, ОГРН 1127329000336), г.Димитровград Ульяновской области, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, об оспаривании решения и предписания, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Колесниковой Ольги Александровны (ИНН 730200093931, ОГРН 304730228100026), г.Димитровград Ульяновской области, Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда, г.Димитровград Ульяновской области,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Сервис-К» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения УправленияФедеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее – ответчик) от 01.10.2013 и предписания №58 от 01.10.2013, вынесенных по делу №9309/04-2013.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.11.2013 заявление МУП «Сервис-К» принято к производству с присвоением делу № А72-15366/2013.

Муниципальное казённое учреждение «Городское благоустройство» (далее - МКУ «Городское благоустройство») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене указанных выше решения и предписания Управления ФАС по

Ульяновской области.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.12.2013 заявление МКУ «Городское благоустройство» принято к производству с присвоением делу № А72-17174/2013.

Определением от 30.12.2013 года дела № А72-15366/2013 и № А72-17174/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу № А72- 15366/2013.

Определением от 31.01.2014 Арбитражный суд Ульяновской области произвел процессуальную замену заявителя МКУ «Городское благоустройство» на его правопреемника МКУ «Городские дороги».

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.09.2014 в удовлетворении заявленных требований МУП «Сервис-К» и МКУ «Городские дороги» - отказано.

Не согласившись с принятым решение, МКУ «Городские дороги»обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и прекратить производство по делу в отношении МКУ «Городские дороги».

Управление ФАС по Ульяновской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Индивидуальный предприниматель Колесникова Ольга Александровна апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Кроме того, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

15.02.2013 в УФАС поступило заявление от НП «Общество содействия развития похоронного дела», Похоронного агентства «Ритуальные услуги» ИП Колесниковой О.А. на действия специализированной организации МУП «Сервис -К», направленные на приобретение необоснованных преимуществ, путем оформления разрешений на захоронения, осуществление рытья могил, распределения времени захоронений.

Управлением 15.04.2013 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией МО «город Димитровград», Комитетом по жилищно­коммунальному комплексу и строительству администрации города Димитровграда, МКУ «Городское благоустройство» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании преимущественных условий МУП «Сервис-К» для осуществления деятельности по оказанию услуг по погребению.

Также 26.08.2013 Управлением возбуждено дело по признакам нарушения Комитетом по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации города Димитровграда, МКУ «Городское благоустройство» и МУП «Сервис-К» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании условий для ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке путем определения МУП «Сервис-К» времени захоронения и выдаче удостоверений захоронения.

По результатам проверки обоснованности указанного выше обращения Управление решило в оспариваемом обеими заявителями решении по делу № 9309/04-2013 от 01.10.2013:

1)Признать в действиях Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации города Димитровграда, МКУ «Г ородское благоустройство» и МУП «Сервис-К», выразившихся в создании условий для ограничения конкуренции на рынке ритуальных услуг, путем предоставления МУП «Сервис-К» права определения времени захоронения, нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2) Выдать Комитету по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации города Димитровграда, МКУ «Городское благоустройство» и МУП «Сервис-К» предписание, направленное на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

Оспариваемым со стороны МУП «Сервис-К» предписанием № 58 от 01.10.2013 данному заявителю предписано:

-в срок до 25.11.2103 прекратить нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании условий для ограничения конкуренции на рынке ритуальных услуг, путем предоставления МУП «Сервис-К» права определения времени захоронения.

-в срок до 25.11.2103 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем доведения информации до заинтересованных лиц (покупателей (заказчиков)) о возможности осуществлять заказ комплекса оказания ритуальных услуг и приобретение товара у иных хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные услуги и продажу ритуального товара на территории города Димитровграда.

Оспариваемым со стороны МКУ «Городские дороги» (правопреемника МКУ «Городское благоустройство») предписанием № 57 от 01.10.2013 МКУ «Городское благоустройство» предписано:

-в срок до 25.11.2103 прекратить нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании условий для ограничения конкуренции на рынке ритуальных услуг, путем предоставления МУП «Сервис-К» права определения времени захоронения.

-в срок до 25.11.2103 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем исключения из должностных обязанностей смотрителя кладбища МКУ «Городское благоустройство» осуществления выделения мест для подготовки могил, установки надмогильных сооружений; поверки правильности оформления документов и дачи гражданам разрешения на захоронение и установку надмогильных сооружений, инвентаризации произведенных захоронений, регистрации захоронений в журнале уста новленной формы.

Не согласившись с указанным решением ответчика от 01.10.2013 по делу № 9309/04-2013 и с вынесенными в адреса заявителей предписаниями, заявители обратились в арбитражный суд с заявлениями об их оспаривании.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.

Пунктом  4 ст. 16 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет соглашений между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

ИП Колесникова О.А. пояснила, что при захоронении покойного Матвеева, родственники умершего приобрели у ИП Колесниковой О. А. ритуальный товар согласно товарной накладной от 13.07.2012 на сумму 1237 рублей 50 коп. Родственники умершего отказались от услуг ИП Колесниковой О.А. по захоронению, пояснив, что приемщиком заказов МУП «Сервис-К» было сообщено, что с военкоматом работает только предприятие и при предъявлении квитанции, подтверждающей приобретение товара и услуг от иных субъектов, компенсации по закону родственники не получат. Возврата денег не было, поскольку приобрели только товар.

При захоронении покойного Зотова родственники отказались от услуг ИП Колесниковой О.А., поскольку МУП «Сервис-К» предложило более подходящее время на захоронение, чем было предложено ИП Колесниковой О.А. На тот момент родственники уже оплатили товар и весь комплекс услуг на сумму 8 809 рублей 50, но после представленного МУП «Сервис-К» удобного для них времени, отказались от услуг предпринимателя. Вышеуказанную сумму предприниматель вернула клиенту полностью.

При захоронении Грунина С.И. родственники покойного воспользовались услугами ИП Колесниковой О.А., приобрели ритуальный товар и весь комплекс услуг по захоронению (товарный чек от 14.01.2013). Однако приемщиком заказов МУП «Сервис-К» для ИП Колесниковой О.А. было предложено время для захоронения - 16 часов. Для января месяца это соответствовало темному времени суток, поэтому родственники отказались от услуг ИП Колесниковой О.А. и МУП «Сервис-К» им же было предложено утреннее время для захоронения. Денежные средства, полученные от данного клиента предприниматель также вынужден был возвратить. Услуги по организации похорон и погребению родственникам Грунина С.И. оказаны МУП «Сервис-К», что подтверждается квитанцией о приеме заказа от 14.01.2013 № 000078. В журнале приема заказов МУП «Сервис-К» отсутствуют сведения о выдаче квитанции на захоронение Грунина С.И. 14.01.2013.

Ответчиком установлено, что ИП Колесниковой О.А. оказываются ритуальные услуги и осуществляется продажа товаров ритуального назначения. Индивидуальным предпринимателем оказываются ритуальные услуги, в частности по сопровождению тела умершего (услуга бригады на захоронение), услуги агента (прием заказа на похороны по телефону, предоставление документов на погребение, выезд на дом по адресу), услуга по оформлению документов в органах ЗАГС, Услуги по рытью могилы ИП Колесниковой О.А. не оказываются, поскольку данные услуги оказывает только МУП «Сервис-К». Бригада ИП Колесниковой О.А. осуществляет засыпку могилы.

В подтверждение указанных фактов имеются квитанции, выданные МУП «Сервис- К» на услуги по погребению, товарные чеки ИП Колесниковой О.А., подтверждающие приобретение гражданами товаров ритуального назначения и услуг по захоронению.

Согласно Уставу МУП «Сервис-К» осуществляет деятельность по оказанию ритуальных услуг (организация похорон и связанных с ними услуг), что является для него основным видом деятельности.

МУП «Сервис-К» является специализированной службой по вопросам похоронного дела на основании постановления Администрации города Димитровграда от 01.11.2005 № 2719.

Постановлением Администрации города Димитровграда от 29.06.2009 № 1761 утверждены Положение о порядке содержания кладбищ и иных мест захоронения на территории МО «город Димитровград» и Положение о гарантированном перечне услуг по погребению на территории МО «город Димитровград».

Положением о гарантированном перечне услуг по погребению определено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1)оформление документов, необходимых для погребения;

2)предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3)перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4)погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Гарантированный перечень услуг по погребению на территории МО «город Димитровград» оказывается специализированной службой по вопросам похоронного дела в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и муниципальными правовыми актами. Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела, ее задачи и полномочия определяются муниципальными правовыми актами (п. 2).

Пунктом 3 указанного Положения установлены следующие требования к качеству услуг, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище должна осуществляться с предоставлением катафалка (машины) для перевозки покойного на кладбище на время не более 1 часа 30 мину; погребение должно включать предоставление могилы, переноску гроба от катафалка до могилы, опускание гроба в могилу.

Согласно представленным в УФАС от МУП «Сервис-К» и МКУ «Городское благоустройство» сведениям о количестве произведенных захоронениях на территории города Димитровграда, услуги по погребению (рытье могилы) оказываются единственной организацией- МУП «Сервис-К».

Из общего количества произведенных захоронений в 2012 году - 1277, МУП «Сервис-К» оформлено 1250 заказов на оказание услуг по погребению. Согласно журналу регистрации захоронений населением самостоятельно выполняются работы по рытью могилы. Захоронение лиц, личность которых не установлена, малоимущих граждан также осуществляется МУП «Сервис-К».

При оформлении заказа на погребение МУП «Сервис-К» выдает квитанцию, подтверждающую оплату услуги на погребение.

На основании постановления Администрации города Димитровграда от 16.01.2012 № 106 создано МКУ «Городское благоустройство». Комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству осуществляет функции и полномочия учредителя МКУ «Городское благоустройство». Согласно Приложению № 1 к постановлению от 16.01.2012 № 106 организация оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения является основной целью деятельности Учреждения.

Согласно Уставу МКУ «Городское благоустройство», утвержденному приказом от 30.01.2012 № 06-ДО/12 Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству, учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность и оказывать платные услуги.

Согласно уставу Казенное учреждение осуществляет следующие виды деятельности: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, в том числе: благоустройство мест захоронения (кладбищ), охрана кладбищ, определение схемы захоронений, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений, организация работы специализированной службы по вопросу похоронного дела (п.п. 4 п. 2.2).

Таким образом, данное муниципальное казенное учреждение является хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции».

Приказом Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству от 13.02.2012 № 11-ОДР приказано директору МКУ осуществлять строгий контроль за соблюдением осуществления захоронений в соответствии со схемой определения земельных участков под захоронения на действующем кладбище города Димитровграда; осуществлять строгий контроль за соблюдением порядка и последовательностью захоронений на действующем кладбище города Димитровграда; вести в установленном порядке журнал захоронений на действующем кладбище.

Функции по ведению журнала захоронений, определению места захоронения на кладбище согласно схеме определения земельных участков под захоронения осуществляются смотрителем кладбища МКУ «Городское благоустройство».

Согласно должностной инструкции смотрителя кладбища МКУ«Городскоеблагоустройство» (раздел 3) смотритель кладбища осуществляет своевременное выделение мест для подготовки могил, установки надмогильных сооружений; проверку правильности оформления документов и дает гражданам разрешение на захоронение и установку надмогильных сооружений, инвентаризацию ранее произведенных захоронений, регистрацию захоронений в журнале установленной формы.

Приемщик заказов МУП «Сервис-К», осуществляющий прием заказов на предмет похоронного ритуала, на обслуживание автокатафалка, на рытье могил и захоронение, сопровождение тела покойного, на обслуживание похорон оркестром, на доставку ритуальных принадлежностей, ведет журнал приема заказов.

Из представленного в УФАС журнала приема заказов МУП «Сервис-К» Управлением установлено, что МУП «Сервис-К» при приеме заказа на погребение определяет время погребения.

При этом сведения о времени погребения также указываются в квитанции о приеме заказа.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что время захоронения определяет МУП «Сервис-К». Сведения о времени захоронения указываются в журнале регистрации захоронений, ведение которого осуществляет смотритель кладбища.

Возражая против таких выводов Управления, основанных на представленных в дело доказательствах, заявители в судебном разбирательстве представили иной журнал, который, как установил суд при сопоставлении с имеющейся в деле копией ранее представлявшегося в Управление журнала, был переписан позднее вынесения оспариваемого решения, следовательно, как верно указал суд, относимым доказательством не является. Иных доказательств, опровергающих данные выводы Управления, в дело не представлено.

МУП «Сервис-К» и, в частности, ИП Колесникова О.А. действуют на товарном рынке ритуальных услуг в городе Димитровграде.

Исходя из изложенного, судом верно указано, что МКУ «Городское благоустройство» осуществляет контроль за соблюдением осуществления захоронений, при этом время захоронений определяет МУП «Сервис-К», что создает преимущество для МУП «Сервис-К» как хозяйствующему субъекту.

Решением УФАС от 30.08.2013 по делу № 9665/04-2013 действия Комитета по жилищно-­коммунальному комплексу и строительству администрации города Димитровграда, выразившиеся в наделении МКУ «Городское благоустройство» полномочиями органа местного самоуправления по определению мест захоронений, осуществлению контроля за осуществлением захоронений, ведению журнала регистрации захоронений на действующем кладбище города Димитровграда, а также по предоставлению земельных участков на кладбище города Димитровграда под захоронения, что может привести ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг, признаны нарушением ч. 3 ст. 15 Закона «О защите конкуренции».

Как следует из материалов дела, решение в установленном законом порядке не обжаловано и не признано неправомерным.

Согласно пункту 2 статьи 9, пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела, в том числе и по погребению как одному из видов ритуальных услуг, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления через создаваемые этими органами специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Вместе с тем, оказанием ритуальных услуг, в том числе и погребением, может заниматься не только специализированная организация, созданная органом исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Статьей 6 указанного Закона установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в ст. 5 Закона лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно статье 9 Закона специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам гарантированный перечень услуг по погребению. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов.

Статья 10 Закона от 12.01.1996№8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается.

Следовательно, Федеральный закон предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Статьей 25 Закона закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Однако данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Однако, согласно п. 2 Положения о гарантированном перечне услуг по погребению МУП «Сервис-К» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим жителям города услуги по погребению согласно гарантированному перечню услуг по погребению. В силу указанных норм и обстоятельств дела услуги по оформлению документов, перевозке тел, погребению осуществляет лишь МУП «Сервис-К».

Таким образом, для получения услуги по погребению, в том числе рытья могилы, близкие родственники или иные лица, взявшие на себя ответственность осуществить погребение умершего, обращаются в МУП «Сервис-К».

Поскольку деятельность по погребению умерших может осуществляться не только специализированной службой, но и иной коммерческой организацией, предоставление МУП «Сервис-К» права осуществлять услуги по погребению, в том числе по рытью могил, при этом определять время захоронения, фактически обеспечивает предприятию преимущественные условия деятельности и создает угрозу ограничения конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг (в том числе по причине того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ ставится в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях).

В силу статьи 16 Закона о защите конкуренции квалифицирующее значение имеют не только действительные, но и возможные негативные последствия для конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке).

Наличие возможных негативных последствий для конкуренции на данном рынке определяется действиями Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству администрации по предоставлению права МКУ «Городское благоустройство» осуществлять

контроль за соблюдением порядка захоронений и организации работы специализированной службы по вопросу похоронного дела, что обеспечивает более благоприятные условия осуществления МУП «Сервис-К» деятельности по оказанию услуг по погребению, в том числе по рытью могил, также определять время захоронения, что создает МУП «Сервис-К» благоприятные условия деятельности на товарном рынке, что препятствует иным участникам товарного рынка осуществлять соответствующую деятельность в надлежащей конкурентной среде.

Таким образом, выводы Управления, к которому оно пришло в оспариваемом решении, соответствуют имеющимся в деле допустимым доказательствам, которые в совокупности не вызывают сомнений в своей достоверности.

Как установлено, МУП «Сервис-К» является специализированной службой по вопросам похоронного дела на основании постановления Администрации города Димитровграда от 01.11.2005 №2719.

В соответствии с пунктом 2 Положения о гарантированном перечне услуг по погребению МУП «Сервис-К» является единственным хозяйствующим субъектом», оказывающим жителям города услуги по погребению согласно гарантированному перечню по погребению. Услуги по оформлению документов, перевозке тел, погребению осуществляет лишь МУП «Сервис-К».

Следовательно, для получения услуги по погребению, в том числе рытья могилы, близкие родственники или иные лица, взявшие на себя ответственность осуществить погребение умершего, обращаются в МУП «Сервис-К».

МУП «Сервис-К», оказывая услуги по погребению, определяет и время для захоронения.

Из материалов дела следует, что для граждан, которые приобрели товар и заказали услуги, в частности, у ИП Колесниковой О.А., МУП «Сервис-К» определяло более позднее время для захоронения, что явилось причиной для отказа от услуг предпринимателя, о чем имеются пояснения физических лиц и товарные чеки с отметкой о возврате оплаты товара и услуг.

В силу Устава МКУ «Городское благоустройство» данное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность и оказывать платные услуги; осуществляет следующие виды деятельности: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, в том числе: благоустройство мест захоронения (кладбищ), охрана кладбищ, определение схемы захоронений, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений, организация работы специализированной службы по вопросу похоронного дела.

Следовательно МКУ «Городское благоустройство» является хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Функции по ведению журнала захоронений, определению места захоронения на кладбище согласно схеме определения земельных участков под захоронения осуществляются смотрителем кладбища МКУ «Городское благоустройство».

Согласно должностной инструкции смотрителя кладбища МКУ«Городскоеблагоустройство» (раздел 3) смотритель кладбища осуществляет своевременное выделение мест для подготовки могил, установки надмогильных сооружений; проверку правильности оформления документов и дает гражданам разрешение на захоронение и установку надмогильных сооружений, инвентаризацию ранее произведенных захоронений, регистрацию захоронений в журнале установленной формы.

Приемщик заказов МУП «Сервис-К», осуществляющий прием заказов на предмет похоронного ритуала, на обслуживание автокатафалка, на рытье могил и захоронение, сопровождение тела покойного, на обслуживание похорон оркестром, на доставку ритуальных принадлежностей, ведет журнал приема заказов.

Из журнала приема заказов МУП «Сервис-К» усматривается, что МУП «Сервис-К» при приеме заказа на погребение определяет время погребения. Сведения о времени погребения также указываются в квитанции о приеме заказа.

Следовательно, время захоронения определяет МУП «Сервис-К», что верно установленоУправлением в оспариваемом решении.

Поскольку деятельность по погребению умерших может осуществляться не только специализированной службой, но и иной коммерческой организацией, предоставление МУП «Сервис-К» права осуществлять услуги по погребению, в том числе по рытью могил, при этом определять время захоронения, фактически обеспечивает предприятию преимущественные условия деятельности и создает угрозу ограничения конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг (в том числе по причине того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ ставится в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях).

Управление сделало верный вывод о том, что наличие возможных негативных последствий для конкуренции на данном рынке определяется действиями Комитета по жилищно­коммунальному хозяйству и строительству администрации по предоставлению права МКУ «Городское благоустройство» осуществлять контроль за соблюдением порядка захоронений и организации работы специализированной службы по вопросу похоронного дела, что обеспечивает более благоприятные условия осуществления МУП «Сервис-К» деятельности по оказанию услуг по погребению, в том числе по рытью могил, также определять время захоронения, что создает МУП «Сервис-К» благоприятные условия деятельности на товарном рынке и препятствует иным участникам товарного рынка осуществлять соответствующую деятельность.

Содеянное заявителями верно квалифицировано со стороны Управления в оспариваемом решении как нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В полном соответствии с полномочиями, предоставленными Управлению статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Закона о защите конкуренции, заявителям выданы оспариваемые предписания.

Исходя из всего вышеизложенного, судом правомерно отказано в удовлетворении заявления, законные решение и предписание Управления не подлежат отмене по доводам МУП «Сервис-К» и МКУ «Городские дороги» (правопреемника МКУ «Городское благоустройство»), не основанным на имеющихся в деле доказательствах.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявителями не подтверждено наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, оценка требований была правомерно осуществлена судом первой инстанции с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 того же Кодекса).

Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 29 сентября 2014 года по делу                          № А72-15366/2013, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 сентября 2014 года по делу                          № А72-15366/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                   И.С. Драгоценнова

Судьи                                                                                                       Е.Г. Попова

                                                                                                                 А.А. Юдкин