ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-18223/2021 от 09.12.2021 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2021 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,

судей Драгоценновой И.С., Некрасовой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,

рассмотрел посредством веб-видеоконференц-связи в режиме «Онлайн-заседания» в открытом судебном заседании в зале № 4,в помещении суда апелляционную жалобу Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 сентября 2021 года по делу № А72-7212/2021 (судьяОвсяникова Ю.А.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дубравка» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск

к Муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, Ульяновская область, р.п. Чердаклы

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, г. Ульяновск

о признании незаконным отказа,

с участием в судебном заседании:

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Дубравка» (далее – ООО «Дубравка», общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа Муниципального учреждения Администрации  Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области (далее – администрация) от 17.05.2021 в предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 73:21:220401:ЗУ1, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, муниципальное образование «Октябрьское сельское поселение» в 1,5 км юго-западнее п.Чердаклы; об обязании Муниципального учреждения Администрации  Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области удовлетворить заявление общества с ограниченной ответственностью «Дубравка» о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 73:21:220401:ЗУ1, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, муниципальное образование «Октябрьское сельское поселение» в 1,5 км юго-западнее п.Чердаклы.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28 сентября 2021 года по делу № А72-7212/2021 заявленные требования удовлетворены.

Отказ Муниципального учреждения Администрации Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области в предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 73:21:220401:ЗУ1, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, муниципальное образование «Октябрьское сельское поселение» в 1,5 км юго-западнее п.Чердаклы, выраженный в письме от 17.05.2021 признан недействительным.

Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства.

Не согласившись с выводами суда, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд первой инстанции принял незаконное и необоснованное решение, неверно применил нормы материального и процессуального права.

Администрация указывает, что установленные Приказом Росреестра от 02.09.2020 № П/0321 документы, а именно государственное задание, предусматривающее выполнение мероприятий по государственному геологическому изучению недр, либо государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр обществом не предоставлялись.

Кроме того, географические координаты испрашиваемого обществом земельного участка для недропользования не соответствуют координатам земельного участка, указанного в качестве приложения к лицензии, выданной обществу.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

ООО «Дубравка» апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Третье лицо, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Судом удовлетворено ходатайство ООО «Дубравка» об участии представителя в судебном заседании посредством веб-видеоконференц-связи в режиме «Онлайн-заседания».

Судом апелляционной инстанции было произведено подключение к сервису «Онлайн-заседания», однако установить связь с представителем общества в полном объеме не удалось.

Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени проведения которого извещены надлежащим образом, в соответствии со ст.ст.123, 186 АПК РФ.

На основании ст.ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 19.04.2021 ООО «Дубравка» обратилось в администрацию с заявлением о формировании земельного участка и предварительном согласовании предоставлении ему в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 73:21:220401:ЗУ1, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, муниципальное образование «Октябрьское сельское поселение» в 1,5 км юго-западнее п.Чердаклы.

Обращаясь в администрации, общество к заявлению приложило (кроме лицензии со всеми приложениями) Технический проект разработки и рекультивации месторождения строительных песков Дубравка (участок №1), утвержденный распоряжением Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области № 1573 от 07.09.2015; Заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе запасов общераспространенных полезных ископаемых – Государственная экспертиза материалов «Отчета о результатах геологоразведочных работ на месторождении строительных песков Дубравка (участок 1) в Чердаклинском районе Ульяновской области», утвержденное распоряжением Минприроды Ульяновской области № 245 от 18.02.2015; Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории  по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, муниципальное образование «Октябрьское сельское поселение» в 1,5 км юго-западнее п.Чердаклы.

По итогам рассмотрения данного обращения, администрация письмом от 17.05.2021 отказала обществу в предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов спорного земельного участка.

Отказ мотивирован тем, что представленная обществом проектная документация от 2015 года не согласована Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области; обществом не приложены государственное задание, предусматривающее выполнение мероприятий по государственному геологическому изучению недр, или государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному) либо их части, предусматривающий осуществление соответствующей деятельности (за исключением сведений, содержащих государственную тайну).

ООО «Дубравка», полагая, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества.

Согласно 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Виды пользования недрами перечислены в ст.6 Закона о недрах.

В силу статьи 7 Закона о недрах, в соответствии с лицензией на пользование недрами участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 названного Закона орган государственное горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области Обществу с ограниченной ответственностью «Дубравка» выдана лицензия на пользование недрами серии УЛН № 80076 ТЭ от 05.09.2018 для разведки и добычи строительных песков месторождения Дубравка (участок 1)  сроком до 13.04.2029, в связи с чем были проведены работы по образованию земельного участка с кадастровым номером 73:21:220401: ЗУ 1 площадью 44477 кв.м.

Участок недр расположен на территории МО «Чердаклинский район» в 1,5 км (к юго-западу от р.п. Чердаклы, к западу от автомобильного шоссе Чердаклы – Крестово-Городище.

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Приложения  1 к лицензии УЛН № 80076-ТЭ обществу предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи строительных песков месторождения Дубравка (участок 1), расположенного на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, в порядке переоформления лицензии.

Согласно пункту п. 2.2. приложения 1 к лицензии УЛН №80076-ТЭ, лицензионному участку придается статус горного отвода в предварительных границах (указаны географические координаты). Площадь Лицензионного участка 542400 кв.м.

Приложением №3 к лицензии УЛН № 80076-ТЭ утверждена Схема расположения месторождения строительных песков Дубравка (участок 1).

Как указано в п.2.3 Приложения №1 к лицензии, Лицензионный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения; администрацией Чердаклинского района дано разрешение на разведку и добычу строительных песков месторождения Дубравка (письмо от 23.03.3009 № 699). Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством, после утверждения технического проекта освоения Лицензионного участка и получения необходимых согласований и экспертиз.

В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.

Подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления недропользователю земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Статьей 39.15 ЗК РФ регламентирована процедура предварительного согласования предоставления земельного участка.

Под предварительным согласованием предоставления земельного участка понимается вынесение уполномоченным органом власти решения по промежуточному одобрению предоставления без проведения торгов земельного участка с конкретными характеристиками (адресные ориентиры, кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, категорию земель) в случае, если земельный участок предстоит образовать либо границы существующего земельного участка подлежат уточнению.

Предварительное согласование предоставления земельного участка оформляется решением властного органа. Для получения такого решения заинтересованным лицам надлежит обращаться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.15 ЗК РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 ЗК РФ).

Перечень оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ, а именно:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ)

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № П/0321 от 02.09.2020, действующим с 09.01.2021, в том числе, для земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами  без проведения торгов, - проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, - государственное задание, предусматривающее выполнение мероприятий по государственному геологическому изучению недр, или государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному) либо их части, предусматривающий осуществление соответствующей деятельности (за исключением сведений, содержащих государственную тайну); - выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке); - выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

Как верно отмечено судом первой инстанции, ООО «Дубравка» имеет лицензию на пользование недрами серии УЛН № 80076 ТЭ для разведки и добычи строительных песков месторождения Дубравка (участок 1), следовательно, в силу перечисленных положений законодательства, заявитель имеет право получения в аренду земельного участка в границах горного отвода без проведения торгов.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что ограничений, установленных в соответствии с законодательством, для предоставления испрашиваемого участка в аренду, в рассматриваемом случае не имеется.

Исходя из текста оспариваемого решения от 17.05.2021, основанием для отказа обществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка послужил тот факт, что представленная обществом проектная документация не согласована Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов обществом была приложена проектная документация «Технический проект разработки и рекультивации месторождения строительных песков Дубравка (участок 1), расположенного на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, согласованный Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. (Распоряжение № 1573 от 07.05.2015).

Выданная обществу лицензия УЛН № 80076 ТЭ предусматривает виды недропользования -  для разведки и добычи строительных песков, вследствие чего требование о предоставлении государственного задания или государственного контракта по геологическому изучению недр (самостоятельного вида недропользования, которое в лицензии ООО «Дубравка» отсутствует) правомерно признано судом первой инстанции необоснованным.

Ссылка администрации на то, что общество испрашивает земельный участок в иных координатах, чем те, на которые у ООО «Дубравка» имеется лицензия, обоснованно отклонена судом первой инстанции в виду следующего.

В соответствии с подпунктом 25 ст.39.16 ЗК РФ (которое может быть применено по аналогии), основанием для отказа в предоставлении земельного участка мог послужить тот факт, если бы площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышала площадь, указанную в схеме или проекте.

Однако в рассматриваемом случае при площади горного отвода (лицензионного участка) 542400 кв.м общество испрашивает земельный участок в границах данного горного отвода площадью 44477 кв.м.

Общество указывает, что действительно испрашивается земельный участок меньше, чем установлено границами горного отвода, поскольку ранее уже был освоен участок внутри данного горного отвода. При этом испрашиваемый участок согласно схемы его расположения не выходит за границы координат горного отвода, указанных в лицензии.

При данных обстоятельствах, подтвержденных приложенными к заявлению документами – Схемой расположения месторождения строительных песков (приложение №3 к лицензии) и Схемой расположения земельного участка с кадастровым номером 73:21:220401:ЗУ1 на кадастровом плане территории - указанное основание администрации суд первой инстанции также правильно посчитал необоснованным, при том, что данное основание отсутствует в оспариваемом отказе от 17.05.2021.

С учетом изложенного, суд первой инстанции поддержал позицию общества о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность заключения государственного контракта или получения государственного задания на разведку и добычу полезных ископаемых, и правомерно не усмотрел правовых оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному и мотивированному выводу, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по изложенным в нем основаниям не соответствует приведенным положениям действующего законодательства РФ – Закону о недрах и Земельному кодексу, и нарушает права и законные интересы ООО «Дубравка».

Повторно проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа администрации.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.

Доводы администрации, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу.

Несогласие администрации с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 сентября 2021 года по делу № А72-7212/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                    

О.А. Лихоманенко

Судьи 

И.С. Драгоценнова

Е.Н. Некрасова