ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
26 января 2016 года Дело № А49-9347/2015
г.Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1, с участием:
от администрации города Пензы – представитель не явился, извещена,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: Управления образования города Пензы – представитель не явился, извещено,
муниципального унитарного предприятия «Аналитический региональный центр информационных систем г.Пензы» - представитель не явился, извещено,
общества с ограниченной ответственностью «ТИТАН -2001» - представитель не явился, извещено,
общества с ограниченной ответственностью «Детское питание» - представитель не явился, извещено,
общества с ограниченной ответственностью «Комбинат школьного питания г.Пензы» - представитель не явился, извещено,
общества с ограниченной ответственностью «Комбинат школьного питания» - представитель не явился, извещено,
индивидуальный предприниматель ФИО2 – не явилась, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 января 2016 года апелляционную жалобу администрации города Пензы
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 23 ноября 2015 года по делу №А49-9347/2015 (судья Дудорова Н.В.), принятое по заявлению администрации города Пензы (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза, третьи лица: Управление образования города Пензы (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза, муниципальное унитарное предприятие «Аналитический региональный центр информационных систем г.Пензы» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза, общество с ограниченной ответственностью «ТИТАН -2001» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза, общество с ограниченной ответственностью «Детское питание» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза, общество с ограниченной ответственностью «Комбинат школьного питания г.Пензы» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза, общество с ограниченной ответственностью «Комбинат школьного питания» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза, индивидуальный предприниматель ФИО2 (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза,
о признании недействительными решения и предписания от 21 мая 2015 года по делу № 3-09/48-2014,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация города Пензы (далее – администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее УФАС России по Пензенской области, антимонопольный орган) от 21 мая 2015 года по делу № 3-09/48-2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление образования города Пензы, муниципальное унитарное предприятие «Аналитический региональный центр информационных систем г.Пензы», общество с ограниченной ответственностью «ТИТАН -2001», общество с ограниченной ответственностью «Детское питание», общество с ограниченной ответственностью «Комбинат школьного питания г.Пензы», общество с ограниченной ответственностью «Комбинат школьного питания», индивидуальный предприниматель ФИО2.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 23 ноября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация города Пензы просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на незаконность оспариваемого решения антимонопольного органа. По мнению администрации города Пензы, суд не учел, что проект «Электронная школа» являлся пилотным ввиду того, что в городе Пензе автоматизированная система оплаты и учета школьного питания вводилась впервые, аналог данной системы в городе отсутствовал, действующее законодательство какие-либо требованиям к оператору системы не устанавливает. Установить критерии отбора организации, осуществляющей функции оператора автоматизированной системы, провести конкурс в соответствии с такими критериями не представлялось возможным. При этом по завершении пилотного проекта любой хозяйствующий субъект, имеющий соответствующее оборудование и программное обеспечение, имеет возможность присоединиться к внедренной в образовательных учреждениях автоматизированной системе оплаты школьного питания и оказывать процессинговые услуги.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В отзыве на апелляционную жалобу управление образования города Пензы поддержало доводы апелляционной жалобы администрации города Пензы.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании поступившей из прокуратуры Пензенской области информации о наличии в действиях администрации города Пензы признаков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации при внедрении автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» антимонопольным органом было возбуждено дело № 3-09/48-2014 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения указанного дела антимонопольным органом 21 мая 2015 года принято решение и выдано предписание № 3-09/48-2014 от 21 мая 2015 года.
Названным решением антимонопольный орган признал администрацию города Пензы нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в результате установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (т.1, л.д. 17-31).
В целях устранения выявленных антимонопольным органом нарушений выдано предписание (т.1, л.д. 30-31), которым администрации города Пензы предписано: 1) в срок до 25 июня 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, для чего: 1.1) из постановления администрации города Пензы от 31 марта 2014 года № 417 «О реализации пилотного проекта внедрения автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа»» исключить пункт 2; 1.2) при введении в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы системы электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений не допускать ограничение выбора хозяйствующих субъектов, оказывающих процессинговые услуги.
Статьей 1 Закона о защите конкуренции установлены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
По смыслу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях органа местного самоуправления необходимо, чтобы лицо, совершило действия, которые непосредственно были направлены на получение преимуществ одного хозяйствующего субъекта перед другими; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7); признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17).
Вместе с тем следует учитывать, что перечень признаков ограничения конкуренции, указанный в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 30 от 30 июня 2008 года «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а органом (или организацией) не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу (организации) принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), то нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции является доказанным. При этом достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами. Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями с целью соблюдения антимонопольного законодательства.
С 2008 года в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование» в стране реализуется проект «Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях», который нацелен на осуществление комплексной модернизации питания в российских школах.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации № 213/178 от 11 марта 2012 года утверждены Методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Согласно подпункту «з» пункта 21 названных Методических рекомендаций ежегодный всероссийский мониторинг организации школьного питания рекомендуется осуществлять на основе анализа состояния питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, в том числе по направлению – система электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений (т.2, л.д. 5-8).
В целях реализации данного направления в администрации города Пензы 25 июня 2013 года состоялось заседание по вопросу проведения пилотного проекта по внедрению автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в городе Пензе в целях совершенствования системы оплаты и учета школьного питания, улучшения обеспечения горячим питанием и буфетной продукцией обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы, повышения эффективности контроля за целевым использованием выделяемых на питание обучающихся бюджетных и родительских средств. По итогам заседания принято решение: организовать и обеспечить внедрение в городе Пензе пилотного проекта системы оплаты и учета школьного питания посредством карт «Электронная школа», ответственными исполнителями назначены МУП «АРЦИС» и Управление образования г. Пензы; разработать в рамках реализации пилотного проекта проект постановления «О внедрении автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» и представить на согласование в установленном порядке, ответственным исполнителем назначено Управление образования; проработать вопрос о возможности предоставления учреждениями образования МУП «АРЦИС» площади для размещения оборудования в рамках реализации пилотного проекта, ответственными исполнителями назначены Управление образования г. Пензы и МУП «АРЦИС» (т.2, л.д. 26-27).
Администрацией города Пензы издано постановление № 863 от 06 августа 2013 года «О внедрении автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» (т.1, л.д. 74).
Указанным актом администрация города Пензы постановила: с 01 сентября 2013 года на территории г.Пензы начать внедрение в муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» (далее – Автоматизированная система) (пункт 1); назначить МУП «АРЦИС» специализированным оператором автоматизированной системы (пункт 4); Управлению образования г.Пензы с 01 сентября 2013 года организовать внедрение автоматизированной системы в муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы, а также оказывать содействие МУП «Аналитический центр информационных систем города Пенза» в подготовке и внедрении в данных учреждениях автоматизированной системы (пункты 5.1, 5.2); МУП «АРЦИС» - обеспечить изготовление бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» (пункт 6.1), создать технологический центр обработки информации (пункт 6.2), организовать оснащение муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных общеобразовательных учреждений средствами приема и обслуживания пластиковых карт (пункт 6.3), организовать работу сервисной службы (пункт 6.4).
Во исполнение пункта 5.1 постановления № 863 Управлением образования города Пензы издан приказ № 237 от 12 августа 2013 года «О внедрении автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы на базе пилотных площадок» (т.1, л.д. 83-84). Данным приказом утвержден список пилотных площадок образовательных учреждений, а также предписано руководителям муниципальных общеобразовательных учреждений оказывать содействие МУП «АРЦИС» в работе по внедрению автоматизированной системы, организовать размещение терминала пополнения в доступном месте с соблюдением санитарных и противопожарных норм и правил, а также совместно с МУП «АРЦИС» организовать проведение собраний для родителей учащихся по вопросу разъяснения внедрения системы.
Для реализации пилотного проекта по внедрению автоматизированной системы была создана рабочая комиссия под председательством заместителя главы администрации города Пензы из числа сотрудников администрации, Управления образования и МУП «АРЦИС». На заседании рабочей комиссии 29 августа 2013 года был одобрен следующий план мероприятий по проектированию и внедрению автоматизированной системы в 2013-2015 годах: монтаж ЛВС в образовательных учреждениях, установка оборудования в образовательных учреждениях, установка программного обеспечения на оборудование, настройка сетевого взаимодействия узлов образовательных учреждений и ЦОД, тестирование и поднастройка, работы по порталу, обучение сотрудников КШП, эмиссия карт, обучение сотрудников в образовательных учреждениях, обучение родителей/законных представителей, тестирование комплексного питания (без денег), тестирование буфета, запуск комплексного питания в опытную эксплуатацию, запуск буфета в опытную эксплуатацию, подписание акта ввода в эксплуатацию образовательными учреждениями.
Обеспечить выполнение мероприятий рекомендовано МУП «АРЦИС».
МУП «АРЦИС» во исполнение возложенных на него функций в июне 2014 года проведен открытый конкурс на право заключения договора на внедрение Автоматизированной системы, по итогам которого между МУП «АРЦИС» (заказчик) и ОАО «Оператор электронного правительства» (исполнитель) заключен договор № 1ЭШ-ДВС-14 от 08 июля 2014 года (т.5, л.д.111-120), по условиям которого исполнитель обязуется осуществить внедрение системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа». Внедрение системы подразумевает: поставку оборудования, входящего в состав системы; передачу прав на использование программного обеспечения, входящего в состав системы, в соответствии с его целевым назначением, на условиях простой лицензии; выполнение работ по вводу системы в эксплуатацию.
Цена договора составляет 18000000 руб., в том числе: стоимость оборудования – 6210091 руб., стоимость исключительных прав на использование программного обеспечения – 6375824 руб. 22 коп., стоимость работ по вводу системы в промышленную эксплуатацию – 5414084 руб. 71 коп. (пункт 3.1 договора № 1ЭШ-ДВС-14 от 08.07.2014).
В пункте 3.3 договора стороны установили, что стоимость договора выплачивается исполнителю частями ежемесячно в виде вознаграждения исполнителя по договору по мере ввода в эксплуатацию системы в каждом образовательном учреждении и подписании сторонами актов вводы системы в эксплуатацию. Размер ежемесячной платы составляет 2% от совокупного размера безналичной оплаты за питание, совершенной с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» в образовательных учреждениях г.Пензы (с введенной в промышленную эксплуатацию системой) и списанной с лицевых счетов в системе в период одного календарного месяца.
В силу пункта 3.5 договора обязательства заказчика по выплате вознаграждения исполнителю возникают с момента подписания сторонами акта ввода системы в постоянную эксплуатацию по каждому образовательному учреждению (начала постоянной эксплуатации системы в общеобразовательном учреждении в полном объеме) и подлежат исполнению в течение трех лет с даты ввода системы в эксплуатацию в последнем образовательном учреждении.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.7 исполнитель поэтапно передает заказчику оборудование, пригодное для использования по целевому назначению в рамках внедрения системы. Право собственности на переданное заказчику оборудование переходит к заказчику в полном объеме в момент подписания акта приема-передачи.
Разделом 6 «Порядок выполнения работ по вводу системы в эксплуатацию» предусмотрено, что исполнитель передает заказчику базовый комплект системы с полным функционалом, позволяющим осуществлять полное функционирование и администрирование системы. Все работы данного этапа проводятся на территории заказчика и включают в себя установку и настройку всех компонентов системы в информационной среде заказчика, проведение предварительного тестирования, передачу пользовательской документации, обучение пользователей, загрузку исходных данных, проведение испытаний системы и прочие работы. После ввода системы в эксплуатацию на оборудовании заказчика исполнитель производит работы по поэтапному вводу системы в промышленную эксплуатацию в каждом общеобразовательном учреждении по списку, в соответствии с приложением № 2.1.
Из материалов дела следует, что исполнителями услуг по организации питания в образовательных учреждениях, участвующих в пилотном проекте, являются ООО «Титан-2001», ООО «Детское питание», ООО «Комбинат школьного питания», индивидуальный предприниматель ФИО2 ООО «Комбинат школьного питания г. Пензы».
Согласно заключенным между данными хозяйствующими субъектами (исполнитель) и образовательными учреждениями (заказчик) гражданско-правовым договорам на оказание услуги по обеспечению горячим питанием учащихся в 2014 году и 1 квартале 2015 года исполнитель обязан при внедрении в общеобразовательном учреждении автоматизированной системы (постановление администрации г.Пензы от 06 августа 2013 года № 863) присоединиться к данной системе согласно правилам системы, размещенной на сайте «эл-школа.рф», не позднее 5 рабочих дней со дня подписания договора присоединения образовательной школы к автоматизированной системе, и представить заказчику копию заключенного договора присоединения исполнителя услуг питания к автоматизированной системе, подтверждающую факт присоединения к системе.
МУП «АРЦИС» (оператор) с юридическими лицами, оказывающими услуги по организации питания (поставщик) заключены договоры на оказание процессинговых услуг (далее - договор): договор от 17 марта 2014 года № 5КП-2014 с ООО «Комбинат школьного питания г.Пензы»; договор от 17 марта 2014 года № 4КП-2014 с ИП ФИО2; договор от 17 марта 2014 года № 3КП-2014 с ООО «Комбинат школьного питания»; договор от 17 марта 2014 года № 2КП-2014 с ООО «Детское питание»; договор от 14 февраля 2014 года № 1КП-2014 ООО «Титан 2001».
По условиям указанных договоров поставщик поручает, а оператор принимает на себя обязательства осуществлять от своего имени и за счет поставщика прием от физических лиц (плательщиков) платежей в целях пополнения остатка денежных средств на лицевых счетах в системе для последующих расчетов за услуги питания, оказываемые поставщиком. Денежные средства, принятые от плательщиков в качестве предоплаты за услуги питания, оператор зачисляет и хранит на отдельном счете в банке. Оператор обеспечивает информационное и технологическое взаимодействие между участниками в системе посредством оказания пользователям процессинговых услуг (пункты 1.1, 1.2).
Вознаграждение оператора за оказанные по настоящему договору услуги устанавливается в размере 100 руб. 00 коп. (пункт 3.4 договоров).
Постановлением администрации города Пензы № 953 от 13 августа 2014 года для МУП «АРЦИС» установлен тариф на оказание услуг по внедрению и эксплуатационно-технологическому сопровождению автоматизированной системы в размере 2,6% от совокупного размера безналичной оплаты за питание с учетом затрат платежного субагента и оператора (т.1, л.д. 75).
Согласно объяснениям лиц, участвующих в деле, процессинговые услуги до завершения пилотного проекта по внедрению автоматизированной системы (01.04.2015) оказывались оператором бесплатно.
Постановлением администрации города Пензы № 417 от 31 марта 2015 года «О реализации пилотного проекта внедрения автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в общеобразовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа»» пилотный проект внедрения автоматизированной системы признан завершенным, постановление администрации города Пензы № 863 от 06 августа 2013 года признано утратившим силу.
Пунктом 2 названного постановления рекомендовано руководителям образовательных учреждений использовать автоматизированную систему оплаты и учета школьного питания (горячее питание и буфетная продукция).
Согласно гражданско-правовым договорам на оказание услуг по организации питания, заключенным образовательными учреждениями с хозяйствующими субъектами – исполнителями услуги «школьное питание» и действующим с 01 апреля 2015 года, исполнитель обязан: при введении в общеобразовательном учреждении безналичной оплаты за питание (комплексное питание, буфетная продукция) принимать оплату за питание в порядке безналичных платежей посредством пластиковых карт; ежедневно и/или по запросу представлять заказчику отчеты об объемах выполненной работы согласно форме; ежедневно производить выгрузку информации о меню средствами программно-аппаратного комплекса для размещения в «Личных кабинетах» родителей обучающихся на сайте «эл-школа.рф»; ежедневно и ежемесячно (за предыдущую дату/период) предоставлять заказчику и в Управление образования информацию по организации питания в общеобразовательном учреждении по форме. Размещение информации производится средствами программно-аппаратного комплекса в «Личных кабинетах» руководителя общеобразовательного учреждения и Управления образования на сайте «эл-школа.рф».
Между исполнителями услуг по обеспечению питанием и образовательными учреждениями 15 апреля 2015 заключены дополнительные соглашения к указанным договорам, согласно которым Исполнитель обязан: при введении в общеобразовательном учреждении безналичной оплаты за питание (комплексное питание, буфетная продукция) не препятствовать оплате за питание посредством безналичных платежей; ежедневно и/или по запросу представлять заказчику отчеты об объемах выполненной работы согласно форме; ежедневно производить выгрузку информации о меню средствами программно-аппаратного комплекса; ежедневно и ежемесячно (за предыдущую дату/период) предоставлять заказчику и в Управление образования информацию по организации питания в общеобразовательном учреждении по форме.
Для выполнения указанных обязательств по договорам у исполнителей услуги школьного питания возникает необходимость присоединиться к автоматизированной системе, а также необходимость в услугах по приему, обработке и предоставлению отчетов на основании данных, полученных от оборудования автоматизированной системы (процессинговых услугах). Иной системы, кроме внедренной и обслуживаемой МУП «АРЦИС», в муниципальных образовательных учреждениях нет. Перечень организаций, способных осуществлять сопровождение процедуры безналичного расчета за школьное питание, не доводился ни до исполнителей услуги школьного питания, ни до муниципальных образовательных учреждений, ни до родителей (законных представителей) учеников. Имеющиеся договоры на оказание процессинговых услуг заключены с МУП «АРЦИС», с 01 апреля 2015 года услуги оказываются на возмездной основе по тарифам, установленным администрацией города Пензы постановлением № 953 от 13 августа 2014 года. Конкурсные процедуры по отбору хозяйствующих субъектов для исполнения указанных услуг по сопровождению процедуры безналичного расчета за школьное питание не проводились.
Оспаривая решение и предписание антимонопольного органа, администрация города Пенза приводит доводы о том, что ею при внедрении автоматизированной системы не было предоставлено каких-либо преимуществ МУП «АРЦИС» и не устанавливалось для участников спорных правоотношений ограничений выбора хозяйствующих субъектов, обеспечивающих функционирование автоматизированной системы. В подтверждение своих доводов заявитель говорит о том, что проект по внедрению автоматизированной системы был пилотным, экспериментальным, ранее такой системы на территории города Пензы не было. В этой связи не представлялось возможным провести конкурс по выбору специализированного оператора автоматизированной системы, поскольку не было даже выработано критериев, которым должен соответствовать данный субъект. О внедрении автоматизированной системы оповещали через телевидение за год до ее внедрения, более года реализовывался пилотный проект, о чем население информировалось через средства массовой информации. Ходатайств на участие в данном проекте не поступало. МУП «АРЦИС», имевший подобный опыт при внедрении автоматизированной системы оплаты проезда в транспорте с использованием транспортных карт, был назначен специализированным оператором на время проведения пилотного проекта; всю работу в период действия пилотного проекта выполнял на безвозмездной основе. По завершении пилотного проекта любой хозяйствующий субъект, имеющий соответствующее оборудование и программное обеспечение, имеет возможность, при условии заключения договоров с исполнителем услуги школьного питания, присоединиться к внедренной в образовательных учреждениях автоматизированной системе и оказывать процессинговые услуги в качестве платежного агента.
На данные обстоятельства ссылался также и представитель МУП «АРЦИС» в судебном заседании, который пояснил, что в настоящее время процессинговые услуги в качестве платежного агента может выполнять любой хозяйствующий субъект, имеющий оборудование и программное обеспечение, позволяющие присоединиться к автоматизированной системе и обмениваться информацией. Исполнители услуги школьного питания самостоятельны в выборе оператора электронных платежей.
Проанализировав обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о о наличии в действиях заявителя нарушения антимонопольного законодательства.
Назначив МУП «АРЦИС» специализированным оператором автоматизированной системы, предоставив ему полномочия по внедрению и сопровождению такой системы в образовательных учреждениях города Пензы, администрация города Пензы предоставила данному хозяйствующему субъекту беспрепятственный доступ к товарному рынку оказания услуг по внедрению и эксплуатационно-технологическому сопровождению автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания «Электронная школа» в муниципальных образовательных учреждениях города Пензы, процессинговых услуг, в отсутствие конкурентоспособного соперничества с другими хозяйствующими субъектами. Причем, этот доступ был обеспечен не только на время проведения пилотного проекта, но и после его завершения.
Ещё до завершения пилотного проекта, 13 августа 2014 года, администрация города Пензы постановлением № 953 установила для МУП «АРЦИС» тариф на оказание услуг по внедрению и эксплуатационно-технологическому сопровождению автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания «Электронная школа» в муниципальных образовательных учреждениях города Пензы в размере 2,6% в месяц от совокупного размера безналичной оплаты за питание с учетом затрат платежного субагента и оператора.
Расчет тарифа произведен по данным об оказании услуг питания в общеобразовательных учреждениях города Пензы и затратам непосредственно МУП «АРЦИС» в размере: 1,25% - оплата услуг по поставке оборудования, программного обеспечения и внедрения системы; 0,8% - оплата услуг платежному субагенту за осуществление деятельности по приему денежных средств; 0,55% - оплата процессинговых услуг и услуг по сопровождению оператору системы (по затратам МУП «АРЦИС»).
Из писем администрации города Пензы № 6-05-5799 от 08 октября 2014 года (т.1, л.д. 99-101) и МУП «АРЦИС» № 145 от 07 октября 2014 года (т.1, л.д. 72-73), № 172 от 30 октября 2014 года (т.1, л.д.103-104) в антимонопольный орган следует, что для поставщиков услуг питания МУП «АРЦИС» выполняет функцию платежного агента по сбору денежных средств и оказывает за плату процессинговые услуги. В период тестовой эксплуатации системы тариф не применяется. С момента ввода системы в промышленную эксплуатацию МУП «АРЦИС» оказывает процессинговые услуги за плату, с поставщиками услуг питания будут заключены договоры, предусматривающие оплату в размере 2,6%. То есть, изначально предполагалось, что и в период действия пилотного проекта и после его завершения функции платежного агента и процессинговые услуги в связи с действием автоматизированной системы будут осуществляться МУП «АРЦИС». По завершении пилотного проекта, с 01 апреля 2015 года тариф применяется МУП «АРЦИС» при расчетах с исполнителями услуги школьного питания.
При проведении открытого конкурса на право заключения договора на внедрение автоматизированной системы в конкурсной документации (информационной карте (т.4, л.д. 68-70), техническом задании (т.4, л.д. 169-175), а затем и в заключенном по итогам конкурса МУП «АРЦИС» с ОАО «Оператор электронного правительства» договоре №1ЭШ-ДВС-14 от 08 июля 2014 года (т.5, л.д.111-120) предусмотрено внедрение автоматизированной системы не только в образовательных учреждениях, определенных приказом Управления образования в качестве пилотных площадок на время проведения пилотного проекта, но и во всех остальных муниципальных общеобразовательных учреждениях города Пензы.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено и в судебном заседании не оспаривалось, что в участвующих в пилотном проекте образовательных учреждениях продолжает действовать безналичная оплата за питание. Иная автоматизированная система, обеспечивающая возможность приема безналичных платежей за услуги питания в образовательных учреждениях г. Пензы, кроме внедренной и обслуживаемой МУП «АРЦИС», отсутствует.
В целях исполнения условий договоров на оказание в течение 2 квартала 2015 года услуг по обеспечению горячим питанием учащихся в образовательных учреждениях, в том числе прием платежей за питание в безналичной форме, формирование отчетов об объемах выполненной работы, информации по организации питания в общеобразовательном учреждении согласно формам, указанным в договорах по обеспечению питанием, выгрузка информации о меню средствами программно-аппаратного комплекса, у поставщиков питания возникает необходимость в приобретении процессинговых услуг. Единственным хозяйствующим субъектом, в настоящее время оказывающим эти услуги, является МУП «АРЦИС».
В решении антимонопольного органа указано, что, исходя из имеющейся в материалах дела информации, а также объяснений представителя МУП «АРЦИС», иное лицо не имеет возможности оказывать процессинговые услуги с использованием Автоматизированной системы, оператором которой является предприятие (страница 10 решения).
В судебном заседании представители администрации и МУП «АРЦИС» пояснили, что в настоящее время процессинговые услуги в качестве платежного агента может выполнять любой хозяйствующий субъект, имеющий оборудование и программное обеспечение, позволяющие присоединиться к автоматизированной системе и обмениваться информацией. Исполнители услуги школьного питания самостоятельны в выборе оператора электронных платежей.
По завершении пилотного проекта, в соответствии с условиями договора № 1ЭШ-ДВС-14 от 08 июля 2014 года оборудование и базовый комплект автоматизированной системы с полным функционалом, позволяющим осуществлять полное функционирование и администрирование системы, переходят в собственность МУП «АРЦИС». Иные хозяйствующие субъекты, если и могут вступить в данные отношения, то только с использованием принадлежащей МУП «АРЦИС» системы, при условии соответствия их оборудования и программного обеспечения требованиям данной системы и только в качестве платежных агентов. Функции эксплуатационно-технологического сопровождения автоматизированной системы предоставлены МУП «АРЦИС». Следовательно, даже при участии в качестве платежного агента иного хозяйствующего субъекта провайдером платежного сервиса остается МУП «АРЦИС», оказание процессинговых услуг без его участия невозможно.
Установленный постановлением администрации № 953 от 13 августа 2014 года для МУП «АРЦИС» тариф включает в себя, в том числе, оплату процессинговых услуг (т.1, л.д. 72, 99-101).
Таким образом, введение в общеобразовательных учреждениях г.Пензы безналичной оплаты за питание привело к тому, что в целях выполнения исполнителями услуги школьного питания возложенных на них договорами по обеспечению питанием соответствующих обязанностей необходимо заключить договор на оказание процессинговых услуг с использованием автоматизированной системы МУП «АРЦИС».
Назначение МУП «АРЦИС» специализированным оператором автоматизированной системы, без обеспечения публичности, открытости и прозрачности процедуры безналичных расчетов и предоставления права их обслуживания неограниченному кругу лиц, привело к отсутствию у лиц, осуществляющих оказание услуги по организации питания в образовательных учреждениях, права выбора хозяйствующих субъектов, которые могли бы оказывать процессинговые услуги, тем самым лишило потенциальных исполнителей данных услуг равных условий выхода на соответствующий товарный рынок, а МУП «АРЦИС» поставило в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичный вид деятельности, обеспечив ему более выгодные условия деятельности на рынке услуг по внедрению и сопровождению системы электронных безналичных расчетов при оплате школьного питания обучающихся в географических границах города Пензы.
На рынке услуг по внедрению и сопровождению системы электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся действуют и иные хозяйствующие субъекты. Антимонопольным органом установлено, что система электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений внедряется также за пределами города Пензы. Так, на сайте средней образовательной школы № 1 г.Шумеля www.sosh1-gshum.edu.cap.ru размещена информация о том, что «в рамках проводимой работы по организации безналичной системы оплаты питания в образовательных учреждениях Чувашским отделением № 8613 ОАО «Сбербанк России» разработан и внедряется проект «Школьное питание». Технология представляет собой инновационную автоматизированную карточную систему бесконтактной оплаты, учета и организации питания учащихся школ Чувашской Республики».
В открытом доступе имеется информация об оказании процессинговых услуг, включающих в себя осуществление деятельности по приему, обработке и предоставлению отчетов на основании полученных данных, возможно также иными хозяйствующими субъектами, расположенными на территории г.Пензы (ООО «РН-Карт-Пенза» (ИНН <***>), ООО «Регистрационно-процессинговый центр «Партнер» (ИНН <***>).
Приведенные в судебном заседании представителями администрации города Пензы и МУП «АРЦИС» доводы о том, что указанными юридическими лицами не могли выполняться функции специализированного оператора по ряду причин (вследствие противоречия уставным видам деятельности, неадаптированности к условиям города Пензы, предложения невыгодных условий), не подтверждены документально. Более того, все эти обстоятельства подлежали оценке при выборе оператора конкурентными способами, установленными Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Суд первой инстанции также согласился с доводом антимонопольного органа о том, что при совершении рассматриваемых действий по внедрению автоматизированной системы администрация вышла за пределы своей компетенции.
Из преамбулы документа следует, что постановление издано в целях совершенствования системы оплаты и учета школьного питания, улучшения обеспечения горячим питанием и буфетной продукцией обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы, повышения эффективности контроля за целевым использованием выделяемых на питание обучающихся бюджетных средств, а также средств родителей, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 31, 33 устава города Пензы.
Однако ни нормами Федерального закона № 131-ФЗ, ни уставом города Пензы не установлены полномочия администрации города Пензы по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях.
Действующим законодательством не регламентирован порядок организации безналичного расчета за школьное питание и привлечение соответствующих организаций. Не установлены как требования к таким организациям, так и критерии отбора. Требования устанавливаются исходя из потребности заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» организация питания возложена на организации, осуществляющие, образовательную деятельность. Администрация города Пензы такую деятельность не осуществляет.
Таким образом, оспариваемое предписание № 3-09/48-2014 от 21 мая 2015 года выдано в соответствии со статьями 49, 50 Закона о защите конкуренции и направлено на устранение допущенного заявителем нарушения антимонопольного законодательства.
Пунктом 1.1 предписания на администрацию города Пензы возложена обязанность исключить пункт 2 из постановления администрации города Пензы от 31 марта 2014 года №417 «О реализации пилотного проекта внедрения автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа»».
Пунктом 2 постановления № 417 от 31 марта 2015 года рекомендовано руководителям муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждений города Пензы использовать автоматизированную систему оплаты и учета школьного питания (горячее питание и буфетная продукция).
Оспаривая предписание в целом, заявитель указал в частности, что пункт 2 постановления № 417 от 31 марта 2015 года, на устранение которого направлен пункт 1.1 предписания, носит ненормативный, диспозитивный характер и не предполагает обязательное применение образовательными учреждениями автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания, поэтому не является нарушением антимонопольного законодательства.
Суд находит избранный антимонопольным органом способ устранения нарушения антимонопольного законодательства правомерным, поскольку пункт 2 постановления № 417 от 31 марта 2015 года содержит рекомендации образовательным учреждениям присоединиться к автоматизированной системе, внедренной и эксплуатируемой с нарушением антимонопольного законодательства.
На основании изложенного арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение антимонопольного органа № 3-09/48-2014 от 21 мая 2015 года и выданное на его основе в целях устранения выявленного нарушения предписание являются законными и обоснованными и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установить критерии отбора организации, осуществляющей функции оператора автоматизированной системы, провести конкурс в соответствии с такими критериями не представлялось возможным, несостоятельны, поскольку надлежащими доказательствами не подтверждены. При этом критерии отбора организаций могут быть различными, законодательство не ограничивает организатора торгов конкретным перечнем таких критериев.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что по завершении пилотного проекта любой хозяйствующий субъект, имеющий соответствующее оборудование и программное обеспечение, имеет возможность присоединиться к внедренной в образовательных учреждениях автоматизированной системе оплаты школьного питания и оказывать процессинговые услуги, необоснованны. Последующее присоединение к внедренной автоматизированной системе не может расцениваться как предоставление равных условий на участие в процедуре конкурентного отбора организации, оказывающей вышеуказанные услуги. Кроме того, как установлено судом первой инстанции, иная автоматизированная система, обеспечивающая возможность приема безналичных платежей за услуги питания в образовательных учреждениях г.Пензы, кроме обслуживаемой МУП «АРЦИС», отсутствует.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 23 ноября 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Пензы - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на администрацию города Пензы, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 23 ноября 2015 года по делу №А49-9347/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г. Филиппова
Судьи А.А. Юдкин
И.С. Драгоценнова