ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Васиной О.В. , с участием:
от заявителя – представитель не явился, извещен,
от административного органа – представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24, 26 января 2007 г. апелляционную жалобу ООО «Вираж», г.Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 декабря 2006 г. по делу №А65-21769/2006, судья Хамитов З.Н.,
по заявлению ООО «Вираж», г.Казань, к Управлению по технологическому и экологическому надзору по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным постановления от 22 сентября 2006 г. № 190 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Вираж» (далее – ООО «Вираж», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным постановления Управления по технологическому и экологическому надзору по Республике Татарстан (далее – Управление) от 22 сентября 2006 г. № 190 о привлечении ООО «Вираж» к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением суда от 12 декабря 2006 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО «Вираж» просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Законность решения суда от 12 декабря 2006 г. проверена в апелляционном порядке.
В судебное заседание ООО «Вираж» и Управление, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей не направили, дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доводы апелляционной жалобы в совокупности с материалами дела, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением 11 августа 2006 г. была проверено соблюдение Обществом требований законодательства об охране окружающей природной среды и промышленной безопасности по месту осуществления деятельности по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский район, н.<...>.
По результатам проверки 17 августа 2006 г. Казанской природоохранной прокуратурой было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и направлении его для рассмотрения в Управление (л.д.5).
Управлением 22 сентября 2006 г. было вынесено постановление №190 о привлечении ООО «Вираж» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д.6).
Материалами дела подтверждается нарушение Обществом требований п.2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), выразившееся в несоблюдении требований, предъявляемых к установлению нормативов качества окружающей среды, обезвреживания выбросов загрязняющих веществ, обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления. Обществом не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; не проведена инвентаризация отходов производства и потребления; к обращению с опасными отходами допущены лица, не имеющие профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с опасными отходами; не в полном объеме разработаны паспорта на опасные отходы; предприятием осуществляется деятельность по обращению с опасными отходами без соответствующей лицензии; предприятием не ведется учет образовавшихся, использованных, а также размещенных отходов; предприятием не ведется селективный сбор отходов производства и потребления.
Из п. 1 ст.22 Федерального закона № 7-ФЗ следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В силу требований ст.11 и п.3 ст.18 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов и иной деятельности, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Отходы производства и потребления, в соответствии со ст.51 Федерального закона № 7-ФЗ, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.
Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать.
Юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, разрабатывают проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации, и представляют его для утверждения в территориальные органы Министерства природных ресурсов.
Осуществление деятельности по обращению с отходами, в том числе и утверждение лимитов на размещение отходов, то есть соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, возможно только при наличии лицензии, дающей право на управление с отходами.
Судом первой инстанции установлено, что ООО «Вираж» осуществляет деятельность по обращению с отходами на основании договора на вывоз мусора и отходов с ООО «Полигон».
В соответствии с п.2 ст.39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет привлечение к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
Судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что ООО «Вираж» были нарушены требования п.2 ст.39 Федерального закона № 7-ФЗ, предъявляемые к установлению нормативов качества окружающей среды, обезвреживания выбросов загрязняющих веществ, обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления.
Управлением по результатам проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и промышленной безопасности был составлен акт от 11 августа 2006 г. в присутствии руководителя предприятия ФИО1, которому права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, были разъяснены при вынесении постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 17 августа 2006 г., о чем свидетельствуют его подписи в указанных документах (л.д.45, 46). В материалах дела имеется определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении №160 от 14 сентября 2006 г. (л.д.9), о получении которого расписалась представитель ОООО «Вираж» по доверенности ФИО2, уполномоченная доверенностью от 01 сентября 2006 г. №25/6 на представительство интересов ООО «Вираж» (л.д.53).
Управление исходя из требований ч.1 ст.65, ч.4 ст.210 АПК РФ доказало обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ООО «Вираж» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
Суд первой инстанции в соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ пришел к правильному выводу о том, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что вменяемое Обществу правонарушение не отвечает требованиям законодательства в части состава административного правонарушения, опровергается материалами дела. Предусмотренная п.2 ст.39 Федерального закона № 7-ФЗ обязанность по соблюдению юридическими лицами нормативов качества охраны окружающей среды включает в себя и выполнение требований законодательства по их установлению, предусмотренных ст.11 и п.3 ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 12 декабря 2006 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 декабря 2006 г. по делу №А65-21769/2006, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Вираж» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г.Филиппова
Судьи В.С.Семушкин
Е.И.Захарова