ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-21532/2021 от 30.03.2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

8 апреля 2022 года                                                                                  Дело №А49-13423/2019

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 8 апреля 2022 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Морозова В.А.,

судей Барковской О.В., Деминой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,

с участием:

от истца – ФИО1, представитель (доверенность № КЛ-21/05-481 от 13.05.2021, диплом № 2314 от 04.11.1999);

от ответчика – ФИО2, представитель (доверенность № 30 от 10.01.2022, диплом № 4394 от 25.09.2009);

в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2022 года в зале № 4 помещения суда апелляционную жалобу Администрации города Кузнецка Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 24 ноября 2021 года по делу №А49-13423/2019 (судья Новикова С.А.)

по иску общества с ограниченной ответственностью «Инфралинк» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Москва,

к муниципальному образованию город Кузнецк в лице Администрации города Кузнецка Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Пензенская область, г. Кузнецк,

о взыскании 84415347 руб. 63 коп.,

третьи лица:

- Пензенская область в лице Правительства Пензенской области,

- муниципальное унитарное предприятие «Водоканал»,

- Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области,

- Комитет по управлению имуществом города Кузнецка,

- Департамент по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области,

- общество с ограниченной ответственностью «Компьюлинг Интеграция»,

- Министерство финансов Пензенской области,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «УСП Компьюлинк» обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к муниципальному образованию город  Кузнецк в лице Администрации города Кузнецка Пензенской области (далее – Администрация, ответчик) о взыскании суммы 84415347 руб. 63 коп., в том числе:

- 6986787 руб. 63 коп. – расходы на создание канализационно-насосной станции по ул.Правды, 90, и создание самотечного коллектора по ул. Тихой – ул. Откормсовхоз г.Кузнецка Пензенской области по концессионному соглашению в отношении системы коммунальной инфраструктуры – централизованная система водоотведения города Кузнецка Пензенской области от 04.08.2017;

- 75292560 руб. – расходы на создание объекта – автоматизированная блок-модульная станция обезжелезивания воды, производительностью 10000 м³/сут «Южный» города Кузнецка Пензенской области по концессионному соглашению в отношении системы коммунальной инфраструктуры – централизованная система водоотведения города Кузнецка Пензенской области от 04.08.2017;

- 2136000 руб. – расходы на изготовление проектной документации на строительство автоматизированный блок-модульной станции обезжелезивания воды, производительностью 10000 м³/сут для ВЗУ № 8 города Кузнецка Пензенской области.

Определением суда от 27.05.2020 произведена смена наименования истца – общества с ограниченной ответственностью «УСП Компьюлинк» на общество с ограниченной ответственностью «Инфралинк» (далее – ООО «Инфралинк», Общество, истец).

Определениями суда от 18.12.2019, от 20.01.2020, от 10.02.2020, от 27.10.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Пензенская область в лице Правительства Пензенской области, муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (далее – МУП г.Кузнецка «Водоканал»), Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, Комитет по управлению имуществом города Кузнецка, Департамент по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, общество с ограниченной ответственностью «Компьюлинг Интеграция», Министерство финансов Пензенской области.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 24.11.2021 исковые требования удовлетворены частично. С Администрации в пользу ООО «Инфралинк» взыскано неосновательное обогащение в сумме 49234508 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 116648 руб. и судебные издержки в виде расходов по оплате стоимости судебной экспертизы в сумме 87486 руб. 38 коп. В остальной части иска отказано.

Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Третье лицо – Пензенская область в лице Правительства Пензенской области в отзыве на апелляционную жалобу указало, что поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, просило обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо – Пензенская область в лице Правительства Пензенской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.

Третье лицо – Комитет по управлению имуществом города Кузнецка отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, в котором указало, что его позиция была изложена в отзыве на исковое заявление и остается неизменной, просило обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо – Департамент по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в отзыве на апелляционную жалобу указало, что доводы жалобы заслуживают внимания, просило обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Третье лицо – Департамент по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.

Третье лицо – Министерство финансов Пензенской области в отзыве на апелляционную жалобу указало, что поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, и просило обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо – Министерство финансов Пензенской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.

Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.   

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отзывах истца и третьих лиц на апелляционную жалобу, заслушав выступления присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований и распределения судебных расходов по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании решения Собрания представителей города Кузнецка № 71-45/6 от 29.06.2017 «О заключении концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры: централизованная система водоснабжения города Кузнецка Пензенской области» 04.08.2017 между муниципальным образованием городской округ Кузнецк Пензенской области в лице Администрации города Кузнецка Пензенской области, МУП г. Кузнецка «Водоканал» (концедент), обществом с ограниченной ответственностью «УСП Компьюлинк» (концессионер) и субъектом Российской Федерации «Пензенская область» в лице Губернатора Пензенской области было заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры: централизованная система водоснабжения города Кузнецка Пензенской области (далее – соглашение), по условиям которого концессионер обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных соглашением, обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения, состав и описание которого приведены в разделе II соглашения, право собственности на которое будет принадлежать муниципальному образованию городского округа города Кузнецк Пензенской области; осуществлять водоснабжение с использованием объекта соглашения. Концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно пункту 2.1. соглашения объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры: централизованная система водоснабжения г. Кузнецка, в том числе объекты водоснабжения, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 соглашения и подлежащие созданию.

Сведения о составе и описании объекта соглашения, в том числе о технико-экономических показателях, техническом состоянии, сроке службы, стоимости передаваемого объекта соглашения приведены в приложениях №№ 1, 2, 3. Данные объекты закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП г.Кузнецка «Водоканал» (пункты 2.2., 2.3. соглашения).

В соответствие с пунктом 3.1. соглашения концедент обязуется передать концессионеру, а концессионер обязуется принять объект соглашения, а также права владения и пользования указанным объектом в срок – в течение 30 дней со дня подписания соглашения (пункты 3.1., 9.4. соглашения). Передача объекта соглашения осуществляется по актам приема-передачи, подписываемым: концессионером и Комитетом по управлению имуществом г. Кузнецка, в случае если объектом соглашения является казенное имущество, концессионером и МУП г.Кузнецка «Водоканал» в случае если объектом соглашения выступает имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения. Одновременно с подписанием актов приема-передачи концедент передает концессионеру документы, относящиеся к передаваемому объекту соглашения.

Концессионер обязан за свой счет и (или) за счет привлеченных средств создать объекты, входящие в состав объекта соглашения, описание и состав, технико-экономические показатели которых установлены в приложении № 3, в сроки, указанные в раздел IX соглашения – в течение 30 календарных дней с даты окончания срока действия соглашения или с даты досрочного прекращения соглашения (пункты 4.1., 9.5. соглашения).

В соответствии с приложением № 4 концессионер обязуется обеспечить строительство автоматизированной блок-модульной станции обезжелезивания воды производительностью 10000 м³/сут для ВЗУ «Южный» г.Кузнецка Пензенской области согласно имеющейся проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы №58-1-4-097-15 от 29.05.2015 ГАУ РЦЭЦС Пензенской области стоимостью 75292560 руб., автоматизированной блок-модульной станции обезжелезивания воды производительностью 10000 м³/сут для ВЗУ №8 г. Кузнецка Пензенской области стоимостью 74707700 руб., а так же изготовить проектную документацию на строительство блок-модульной станции обезжелезивания воды производительностью 10000 м³/сут для ВЗУ №8 г. Кузнецка Пензенской области с получением положительного заключения государственной экспертизы стоимостью 2500000 руб.

Концессионер обязан достигнуть плановых значений показателей деятельности концессионера, указанных в приложении № 8 (пункт  4.2. соглашения).

Концессионер обязан в установленные заданием концедента сроки за свой счет разработать, согласовать с концедентом и получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, необходимой для создания объекта соглашения, указанного в приложении № 3 соглашения (пункт 4.6. соглашения).

Концессионер обязан обеспечить ввод в эксплуатацию объектов недвижимого имущества, входящих в состав объекта соглашения с установленными технико-экономическими показателями, указанными в приложении № 3, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в установленный соглашением срок (пункт 4.12. соглашения).

Для осуществления деятельности концессионеру предоставляются земельные участки в аренду согласно разделу V концессионного соглашения.

Концессионер обязан передать концеденту, а концедент обязан принять объект соглашения (объекты, входящие в состав объекта соглашения) в сроки, указанные в пункте 9.5. соглашения (пункт 7.1. соглашения).

Передача концессионером концеденту объектов, указанных в пункте 7.1. соглашения, осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому сторонами (пункт 7.2. соглашения).

Согласно пункту 8.1. соглашения концессионер обязан на условиях, предусмотренных соглашением, осуществлять деятельность, указанную в пункте 1 соглашения, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Концессионер вправе самостоятельно заключать договоры с потребителями, выставлять им счета и собирать плату за услуги по водоснабжению и водоотведению, в том числе очистке сточных вод, обращении с осадком сточных вод, прием и транспортировку сточных вод.

В соответствии с пунктом 8.11. соглашения концессионер обязан предоставить обеспечение исполнения обязательств, предусмотренных соглашением.

Концессионер обязан предоставить обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению в виде безотзывной банковской гарантии. Банковская гарантия должна быть непередаваемой и соответствовать иным требованиям постановления Правительства РФ от 19.12.2013 № 1188 «Об утверждении требований к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем».

Размер банковской гарантии - 5% от суммы предельного размера расходов на создание объекта соглашения, указанного в пункте 4.14. соглашения, что составляет 7610013 руб.

Срок действия банковской гарантии - вступает в силу не позднее 30 календарных дней с даты заключения концессионного соглашения и действует до 01.01.2020.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует 23 года (пункт 9.1. соглашения).

Сроки создания, ввода в эксплуатацию недвижимого имущества, входящего в состав объекта соглашения, определяются заданием (приложение № 4) (пункт 9.2. соглашения).

Согласно пункту 9.6. соглашения срок осуществления концессионером деятельности, указанной в пункте 1 соглашения – с даты приема-передачи объекта соглашения до прекращения обязанности концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной пунктом 1 соглашения.

Кроме того, 04.08.2017 между муниципальным образованием городской округ Кузнецк Пензенской области в лице Администрации города Кузнецка Пензенской области, МУП г.Кузнецка «Водоканал» (концедент), ООО «Инфралинк» (концессионер) и субъектом Российской Федерации «Пензенская область» в лице Губернатора Пензенской области было заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры: централизованная система водоотведения города Кузнецка Пензенской области, по условиям которого концессионер обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных соглашением, обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения, состав и описание которого приведены в разделе II соглашения, право собственности на которое будет принадлежать муниципальному образованию городского округа города Кузнецк Пензенской области; осуществлять водоотведение, в том числе очистку сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировку сточных вод с использованием объекта соглашения.

Объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры: централизованная система водоотведения города Кузнецка Пензенской области, в том числе объекты водоотведения, очистки сточных вод, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 соглашения и подлежащие созданию (пункт 2.1. соглашения).

В соответствии с приложением № 4 концессионер обязуется обеспечить строительство канализационно-насосной станции по ул. Правды, 90, и самотечного коллектора по ул. Тихой – ул. Откормсовхоза г. Кузнецка Пензенской области согласно имеющейся проектно-сметной документации и положительному заключению государственной экспертизы №58-1-5-214-13 от 26.12.2013 ГАУ РЦЭЦС Пензенской области стоимостью 7045702 руб.

Данное концессионное соглашение было заключено на аналогичных условиях как и концессионное соглашение в отношении централизованной системы водоснабжения г.Кузнецка.

Согласно пунктам 9.4. концессионных соглашений от 04.08.2017 в отношении системы коммунальной инфраструктуры: централизованная система водоотведения города Кузнецка Пензенской области и централизованная система водоснабжения города Кузнецка Пензенской области, срок передачи концедентом концессионеру объектов соглашения и иного имущества - 30 дней с момента подписания концессионного соглашения.

То есть, концедент обязан был передать концессионеру объекты концессионных соглашений в течение 30 дней - до 04.09.2017, но в нарушение пунктов 9.4. концессионных соглашений данные обязательства со стороны концедента не были выполнены.

Из представленной в материалы дела переписки сторон следует, что 19.09.2017 Администрация города Кузнецка Пензенской области направила на электронный адрес ООО «УСП Компьюлинк» письмо № 2923 о принятии имущества по концессионным соглашениям и определения уполномоченных лиц для его осмотра и приема.

22.11.2017 Комитет по управлению имуществом города Кузнецка по электронной почте направил в адрес операционного директора ООО «УСП Компьюлинк» проекты актов приема-передачи имущества по концессионным соглашениям.

22.11.2017 для проверки актов приема-передачи с приложениями концессионных соглашений операционный директор ООО «УСП Компьюлинк» перенаправил акты, полученные от Комитета по управлению имуществом города Кузнецка исполнительному директору ООО «УСП Компьюлинк» и специалисту поддержки бизнеса ООО «УК Компьюлинк Инфраструктура».

После проверки имущества, указанного в актах приема-передачи, с имуществом, указанным в приложениях к концессионным соглашениям, были выявлены замечания, а именно: перечень имущества по акту к концессионному соглашению водоснабжения не совпадал, поскольку в акте отсутствовала информация по п. 5.225 из КС - убежище.

04.12.2017 исполнительный директор ООО «УСП Компьюлинк» направил по электронной почте председателю Комитета по управлению имуществом города Кузнецка и директору МУП г.Кузнецка «Водоканал» письмо, в котором указал, что пересылает замечания по актам передачи имущества, просит проверить и отредактировать в максимально короткие сроки, поскольку 06.12.2017 планируется приезд представителя истца.

05.12.2017 специалист поддержки бизнеса ООО «УСП Компьюлинк» направил в Комитет по управлению имуществом города Кузнецка письмо с просьбой связаться по телефону для уточнения перечня имущества в актах по концессионному соглашению.

Однако ответа истец так и не получил.

В обоснование исковых требований истец указал, что указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении со стороны Администрации города Кузнецка Пензенской области обязательств, вытекающих из пункта 9.4. концессионных соглашений, устанавливающих сроки передачи имущества по концессионным соглашениям.

То есть, истец фактически не мог приступить к исполнению обязательств по концессионным соглашениям в части оказания услуг водоснабжения и водоотведения в г.Кузнецке.

За установлением тарифов на водоснабжение и водоотведение истец в Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области не обращался.

Деятельность по оказанию услуг ВКХ в г. Кузнецке как до подписания концессионных соглашений, так и после продолжало осуществлять МУП г.Кузнецка «Водоканал», у которого объекты, подлежащие передаче истцу, находились на праве хозяйственного ведения и для которого были установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение на территории г. Кузнецка.

Между тем после подписания соглашения в отношении централизованной системы водоснабжения г. Кузнецка концессионер приступил к выполнению своих обязанностей в части создания объекта - автоматизированной блок-модульной станции обезжелезивания воды, производительностью 10000 м³/сут. «Южный» города Кузнецка Пензенской области, для чего 18.08.2017 между Комитетом по управлению имуществом города Кузнецка и ООО «Инфралинк» был заключен договор аренды земельного участка №6091/5, гос.регистрация которого произведена 13.12.2017; 18.09.2017 МУП г.Кузнецка «Водоканал» были продлены технические условия на подключение к инженерным сетям канализации, водоснабжения, электроснабжения проектируемой ВЗУ; 20.10.2017 Администрацией города Кузнецка Пензенской области выдано разрешение на строительство № 58-RU58303000-193-2017. Далее концессионером были предприняты меры для постановки на кадастровый учет ВЗУ, а именно: кадастровым инженером ФИО3 подготовлены технические планы, которые были переданы концеденту 26.03.2018; 09.01.2019 истцом получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 58 - RU 58303000-1 2018.

06.03.2019 МУП г.Кузнецка «Водоканал» сопроводительным письмом передана исполнительная документация; 16.04.2019 произведена регистрация права муниципальной собственности за концедентом на ВЗУ.

По завершении процедуры государственной регистрации прав концессионером в адрес концедента направлен проект акта об исполнении концессионером своих обязательств по созданию и реконструкции имущества, входящего в объект соглашения, сопроводительным письмом от 21.03.2019 № Ис-2019/УСП-21.03-10.

Письмом от 29.03.2019 № 845 Комитет по управлению имуществом города Кузнецка отказал в подписании акта об исполнении обязательств, после чего концессионер направил свои возражения письмом от 04.04.2019 № Ис-2019/УСП-04.04-1. Указанный акт до настоящего времени не подписан.

Также истцом были выполнены работы по изготовлению проектной документации на строительство блок-модульной станции обезжелезивания воды производительностью 10000 м³/сут для ВЗУ №8 г. Кузнецка Пензенской области по договору подряда №03/18-112-1-000590 от 09.10.2017, заключенному с ООО «Компьюлинг Интеграция».

Кроме того, во исполнение приятых на себя обязательств по соглашению от 04.08.2017 в отношении централизованных систем водоотведения г.Кузнецка, концессионер приступил к выполнению своих обязанностей в части создания объекта - канализационно-насосной станции по ул. Правды, 90 (далее – КНС), и самотечного коллектора по ул.Тихой – ул.Откормсовхоз г. Кузнецка Пензенской области, а именно: 18.09.2017 МУП г.Кузнецка «Водоканал» были продлены технические условия на подключение к инженерным сетям канализации, проектируемой КНС; 20.11.2017 между Комитетом по управлению имуществом города Кузнецка и истцом был заключен договор аренды земельного участка № 6118, регистрация которого произведена 24.11.2017; 01.12.2017 Администрацией города Кузнецка Пензенской области было выдано разрешение на строительство № 58-RU 58303000-220; 09.02.2018 концессионером получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 58 - RU 58303000-3 2018.

Далее концессионером были предприняты меры для постановки на кадастровый учет КНС в составе самой КНС, самотечного коллектора и электрических сетей, в частности, кадастровым инженером ФИО3 подготовлены технические планы, которые были переданы концеденту 07.02.2018 и 19.11.2018; 06.03.2019 концеденту сопроводительным письмом передана исполнительная документация; 17.12.2018 произведена регистрация права муниципальной собственности за концедентом на КНС, 26.12.2018 - на самотечный коллектор, 29.04.2019 - на электрические сети, что подтверждается представленными в материалы дела копиями выписок из ЕГРН на указанные объекты.

По завершении процедуры государственной регистрации прав между концессионером и концедентом 20.12.2018 был подписан акт об исполнении концессионером своих обязательств по созданию и реконструкции имущества, входящего в объект соглашения.

При строительстве указанных объектов концессионных соглашений истец обращался к ответчику с просьбой расторгнуть соглашения, произвести уступку своих прав и обязанностей по концессионным соглашениям, чтобы минимизировать понесенные им в будущем расходы на строительство новых объектов концессионных соглашений.

Так, ООО «Инфралинк» направило в адрес Администрации города Кузнецка письмо №Ис-2018/УСП-07.02-9 от 07.02.2018 (т. 2, л.д. 105-106), в котором указало, что в процессе заключения концессионных соглашений в противоречие со ст. 10 части 6.5. ФЗ 115 «О концессионных соглашениях» не было предусмотрено такое существенное условие, как объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессии, в том числе на каждый год срока действия концессионных соглашений, поэтому в силу ст. 168 ГК РФ концессионные соглашения являются недействительными и противоречат публичным интересам. В силу того, что концессионные соглашения являются недействительными, заключение каких-либо дополнительных соглашений, изменяющих их условия, также противоречит действующему законодательству, в связи с чем общество считает целесообразным рассмотреть вопрос о расторжении концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры: централизованная система водоснабжения города Кузнецка Пензенской области от 04.08.2017 и концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры: централизованная система водоотведения города Кузнецка Пензенской области от 04.08.2017. Расторжение соглашений не повлияет на обеспечение потребителей г. Кузнецка услугами водоснабжения и водоотведения, так как переходный период по передаче функций по эксплуатации объектов не завершен и осуществляется на сегодняшний день силами МУП г. Кузнецка «Водоканал». Частью 5 статьи 15 Федерального закона «О концессионных соглашениях» предусматривается обязанность концедента возместить концессионеру расходы на создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения независимо от оснований его расторжения. ООО «Инфралинк», принимая во внимание социальную значимость для города Кузнецка строительство объектов коммунальной инфраструктуры, которые должны были быть построены в рамках исполнения обязательств по концессионным соглашениям, готово рассмотреть вопрос о завершении нижеследующих работ: строительство автоматизированной блок-модульной станции обезжелезивания воды производительностью 10000 м³/сут на ВЗУ «Южный» города Кузнецка Пензенской области; строительство канализационной насосной станции по ул. Правды, 90 и самотечного коллектора по ул. Тихой – ул. Откормсовхоз города Кузнецка Пензенской области; изготовление проектной документации на строительство автоматизированной блок-модульной станции обезжелезивания воды производительностью 10 000 м³/сут для ВЗУ №8 города Кузнецка Пензенской области. Завершение указанных работ и последующая их передача концеденту предлагается рассмотреть на следующих условиях: расторжение концессионных соглашений по соглашению сторон; возмещение концессионеру фактически понесенных расходов в течении 6 месяцев с момента расторжения концессионного соглашения.

В ответ на указанное письмо истца ответчик письмом № 398 от 13.02.2018 (т. 2, л.д.107-108) сообщил, что Администрация города Кузнецка Пензенской области считает целесообразным рассмотреть вариант выполнения ООО «УСП Компьюлинк» обязательств концессионера (строительство двух автоматизированных модульных станций обезжелезивания воды, а также канализационно-насосной станции и самотечного коллектора) в установленные сроки, то есть до 31.09.2018. Одновременно с этим предложил проработать юридическую сторону процедуры расторжения концессионных соглашений и схему финансового взаимодействия, предусматривающую возмещение фактически понесенных концессионером затрат.

28.03.2018 истец направил в Администрацию города Кузнецка Пензенской области письмо № Ис-2018/УСП-28.03-8 от 28.03.2018 (т. 2, л.д. 110-111) о принятии обязательств по завершению строительства объектов КНС и ВЗУ, изготовлению проектно-изыскательных работ по ВЗУ № 8 с предложением способа прекращения прав и обязанностей по концессионным соглашениям: расторжение и перемена лиц в обязательстве.

В ответ на письмо истца ответчик письмом № 1430 от 25.05.2018 (т. 2, л.д. 112-114) сообщил о том, что Администрация города Кузнецка Пензенской области считает целесообразным рассмотреть вопросы о расторжении концессионных соглашений по соглашению сторон и о схеме возмещения финансовых затрат после выполнения ООО «УСП Компьюлинк» всех обязательств концессионера.

Истец направил ответчику письмо № Ис-2018/УСП-11.04-3 от 11.04.2018 с предложением провести рабочую группу с участием потенциального концессионера в связи с предложением расторгнуть концессионные соглашения от 04.08.2017. В результате проведенных переговоров решение принято не было.

В связи с бездействием сторон концессионных соглашений истец направил в адрес ответчика письмо №Ис-2018/УСП-05.07.9 от 05.07.2018, которым уведомил о прекращении деятельности по концессионным соглашениям от 04.08.2017 и предложил расторгнуть концессионные соглашения по соглашению сторон (т. 2, л.д. 119-120).

Рассмотрев данное предложение, Администрация города Кузнецка Пензенской области письмом № 2257 от 03.08.2018 предложила провести переговоры, приложив копию письма в адрес субъекта РФ от 02.08.2018 № 2225, согласно которому концедентом предложен порядок действий по концессионным соглашениям: завершение строительства, принятие объектов в муниципальную собственность, передача их в хозяйственное ведение, компенсация затрат концессионера, в том числе в судебном порядке.

Письмом №Ис-2018/УСП-07.08.28 от 07.08.2018 истец обратился к Губернатору Пензенской области, Главе Администрации города Кузнецка Пензенской области, МУП г.Кузнецка «Водоканал», сообщив о том, что после переговоров, проведенных с Главой Администрации города Кузнецка Пензенской области, учитывая социальную значимость концессионного проекта, было принято решение о необходимости завершить строительство объектов водоснабжения и водоотведения, провести пуско-наладочные работы и ввести их в эксплуатацию в установленном законом порядке. По состоянию на 07.08.2018 ведется завершение работ по строительству канализационно-насосной станции по ул. Правды, 90, самотечного коллектора по ул.Тихой – ул.Откормсовхоз, автоматизированной блок-модульной станции обезжелезивания воды для ВЗУ «Южный» г.Кузнецка Пензенской области. Для предъявления объектов водоснабжения и водоотведения приемочной комиссии необходимо произвести пуско-наладочные работы с участием организации, готовой в последующем эксплуатировать указанные объекты и осуществлять деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории г.Кузнецка Пензенской области, в связи с чем в срок до 20.08.2018 необходимо назначить эксплуатирующую организацию, готовую принять в эксплуатацию вновь построенные объекты по водоснабжению и водоотведению на территории г.Кузнецка и расторгнуть концессионные соглашения по соглашению сторон.

Администрация города Кузнецка Пензенской области в ответ на указанное письмо истца письмом № 2311 от 08.08.2018 сообщила о том, что концедент по концессионным соглашениям от 04.08.2017 не возражает против их расторжения, в том числе по соглашению сторон, после выполнения концессионером следующих инвестиционных и сопутствующих обязательств: завершение концессионером строительства станции обезжелезивания воды на водозаборе «Южный», КНС, напорного и самотечного коллекторов, завершение разработки ПСД на станцию обезжелезивания на водозаборе №8; ввод объектов в эксплуатацию; регистрация права муниципальной собственности города Кузнецка на объекты, передача документации и закрепление объектов в хозяйственное ведение МУП г.Кузнецка «Водоканал». В связи с тем, что компенсация концессионеру его расходов на создание объектов соглашения противоречит модели возмещения таких расходов при досрочном расторжении соглашения, предусмотренной заключенными 04.08.2017 концессионными соглашениями (возмещение расходов концессионера осуществляется концедентом только в объеме, в котором соглашения за счет выручки от реализации выполненных работ, оказанных услуг по регулируемым ценам (тарифам)), Администрация города Кузнецка Пензенской области указала, что решение вопроса о возмещении таких расходов за счет бюджетных средств возможно исключительно в судебном порядке.

В связи с неисполнением условий концессионных соглашений ответчик направил истцу претензии № 2965, № 2963 от 28.09.2018 о нарушении существенных условий концессионных соглашений, а 15.02.2019 – соглашения о расторжении концессионных соглашений в отношении систем коммунальной инфраструктуры: централизованная система водоснабжения и водоотведения города Кузнецка Пензенской области от 04.08.2017.

Письмом № Ис-2019/УСП-27.02-4 от 27.02.2019 истец уведомил ответчика об отказе от подписания соглашений о расторжении концессионных соглашений на предложенных условиях.

В связи с нарушением истцом существенных условий концессионных соглашений, в частности: не осуществил ввод в эксплуатацию автоматизированной блок-модульной станции обезжелезивания воды для ВЗУ «Южный» в срок до 31.12.2017; не изготовил проектную документацию на строительство станции обезжелезивания воды для ВЗУ №8 города Кузнецка с получением положительного заключения государственной экспертизы в срок до 31.12.2017; не осуществил строительство автоматизированной блок модульной станции обезжелезивания воды производительностью 10000 м3/сутки для ВЗУ №8 города Кузнецка (в срок до 31.09.2018; объекты концессионных соглашений системы водоснабжения не приняты по акту приема-передачи, срок подписания которого истек 04.09.2017; не осуществляет деятельность по водоснабжению в городе Кузнецк Пензенской области; концессионером не предоставлена банковская гарантия; канализационно-насосная станция по ул. Правды, д. 90, и самотечный коллектор по ул.Тихой – ул. Откормсовхоз г. Кузнецка Пензенской области построены и сданы в эксплуатацию с нарушением установленного соглашением сроков (до 31.12.2017); объекты концессионных соглашений системы водоотведения не приняты по акту приема-передачи в срок до 04.09.2017, Администрация города Кузнецка Пензенской области обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «УСП Компьюлинк» (в настоящее время - ООО «Инфралинк») о расторжении концессионных соглашений в отношении систем коммунальной инфраструктуры: централизованная система водоснабжения и водоотведения города Кузнецка Пензенской области от 04.08.2017, также Администрация со ссылкой на положения пункта 3 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации просила суд определить последствия расторжения концессионных соглашений в отношении систем коммунальной инфраструктуры: централизованная система водоснабжения и водоотведения города Кузнецка Пензенской области от 04.08.2017 в виде не возмещения концессионеру затрат на создание объектов концессионных соглашений.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 02.07.2019 по делу №А49-2795/2019 исковые требования Администрации города Кузнецка Пензенской области удовлетворены частично: концессионные соглашение от 04.08.2017 в отношении системы коммунальной инфраструктуры: централизованная система водоснабжения и водоотведения города Кузнецка Пензенской области признаны расторгнутыми; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

После вступления в законную силу указанного судебного акта 17.09.2019 истец направил в адрес ответчика требования № Ис-2019/УКСП-17.09-4 и № Ис-2019/УКСП-17.09-5 о возмещении концедентом расходов концессионера на создание объектов концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры: централизованной системы водоотведения города Кузнецка Пензенской области, предметом которого являлось строительство канализационно-насосной станции по ул.Правды, 90, и самотечного коллектора по ул.Тихой – ул.Откормсовхоз г. Кузнецка Пензенской области, а также централизованной системы водоснабжения города Кузнецка Пензенской области, предметом которого являлось строительство автоматизированной блок-модульной станции обезжелезивания воды производительностью до 10000 м³/сут для ВЗУ «Южный» города Кузнецка Пензенской области.

Письмом № 3253 от 23.10.2019 Администрация города Кузнецка Пензенской области сообщила истцу об отказе в возмещении расходов, поскольку в соответствии с пунктом 16.6. концессионных соглашений расходы концессионера не возмещаются концедентом в случае досрочного  расторжения концессионного соглашения в связи с невыполнением концессионером полностью или частично существенных условий концессионного соглашения.

Поскольку ответчик в добровольном порядке отказался возместить истцу понесенные расходы, ООО «Инфралинк» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Правоотношения между сторонами по настоящему делу, учитывая цели и характер заключенных соглашений от 04.08.2017, регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также специальными положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ).

Рассмотрев заявленные истцом требования, суд первой инстанции посчитал их обоснованными и подтвержденными достаточными доказательствами, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения в части взыскания с ответчика в пользу истца расходов на создание объектов концессионных соглашений от 04.08.2017 в размере 49234508 руб.

При этом суд первой инстанции исходил из следующего.

В заключенных концессионных соглашениях не указан объем валовой выручки концессионера и не произведен его расчет с учетом окупаемости инвестиций по проекту, являющееся существенным условием концессионного соглашения согласно пункту 6.5 части 1 статьи 10 Закона № 115-ФЗ; не предусмотрены ни мероприятия по реконструкции существующих объектов водоснабжения/водоотведения, ни затраты на проведение ремонтных работ в отношении существующих объектов.

Кроме того, концессионные соглашения были подписаны между истцом и ответчиком на основании решения Собрания представителей города Кузнецка Пензенской области от 29.06.2017 № 71-45/6 «О заключении концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры: централизованная система водоснабжения города Кузнецка Пензенской области» и решения Собрания представителей города Кузнецка Пензенской области от 29.06.2017 № 70-45/6 «О заключении концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры: централизованная система водоотведения города Кузнецка Пензенской области».

Пунктом 2 данных решений были установлены условия концессионного соглашения согласно приложению № 1 к настоящему решению, по которым должны были быть заключены концессионные соглашения.

Пунктами 9 Условия концессионного соглашения (приложение № 1), утв. Решениями Собрания представителей города Кузнецка, был определен объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения.

Несмотря на то, что условия решений содержали объем валовой выручки концессионера, они не были указаны концедентом в концессионных соглашениях.

При заключении между истцом и ответчиком концессионных соглашений истцом не представлялась безотзывная банковская гарантия, не производилась передача концессионером конценденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада  (депозита), не осуществлялось страхование риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению, однако ответчик подписал концессионные соглашения.

Условия концессионных соглашений, утв. Решениями Собрания представителей города Кузнецка Пензенской области от 29.06.2017 № 70-45/6, № 71-45/6, содержали порядок возмещения фактически понесенных расходов концессионера, подлежащих возмещению.

Согласно пункту 13 Условия концессионных соглашений «Порядок возмещения фактически понесенных расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения, указан в приложении № 6 к настоящим Условиям концессионного соглашения».

Пункт 13 Условий концессионных соглашений, утв. Решениями Собрания представителей города Кузнецка Пензенской области, а также приложение № 6 к данным Условиям не содержит в качестве основания для отказа в возмещении концедентом расходов концессионера досрочное расторжение соглашения в связи с невыполнением концессионером существенных условий концессионных соглашений.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 02.07.2019 по делу №А49-2795/2019 концессионные соглашения от 04.08.2017, заключенные между истцом и ответчиком расторгнуты в связи с существенным нарушением условий соглашений со стороны концессионера.

Однако судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела установлено нарушение условий концессионных соглашений и со стороны концендента.

Так, срок окончания строительства КНС и самотечного коллектора согласно приложению № 4 к концессионному соглашению согласован сторонами в отношении системы водоотведения – 31.12.2017, тогда как договор аренды земельного участка заключен сторонами 20.11.2017, хотя по условиям соглашения земельный участок должен был быть предоставлен в течение 14 дней со дня заключения соглашения – не позднее 18.08.2017 (пункт 5.1. соглашения), что является существенным нарушением условий соглашения со стороны ответчика (пункт 16.4. соглашения). В связи с чем разрешение на строительство указанных объектов было получено только 01.12.2017. 09.02.2018 объекты введены в эксплуатацию и до регистрации права собственности на них за муниципальным образованием г.Кузнецк эксплуатировались МУП г.Кузнецка «Водоканал».

Как следует из материалов дела и установлено судом, объекты по концессионным соглашениям от 04.08.2017 построены и введены в эксплуатацию, за муниципальным образованием г.Кузнецк зарегистрировано право собственности на КНС, на самотечный коллектор, на электрические сети, на ВЗУ, результат работ ответчиком принят.

Интерес концедента заключался лишь в создании за счет концессионера новых объектов водоотведения и водоснабжения. При этом концеденту было достоверно известно, что источники для покрытия расходов концессионера (за счет тарифа) отсутствуют и несмотря на это, концедент фактически понуждал концессионера завершить строительство КНС и ВЗУ с условием последующей компенсации расходов, что следует из представленной в материалы дела переписки между сторонами (письма от 13.02.2018 № 398, от 25.05.2018 № 1430, от 03.08.2018 № 2257, от 08.08.2018 № 2311), тогда как концессионером предлагался вариант расторжения концессионных соглашений на начальной инвестиционной стадии (объекты не были построены, инвестиционные вложения концессионера были минимальны).

Тем не менее, концедент настаивал на завершении работ в части создания КНС и ВЗУ, понуждал концессионера произвести соответствующие расходы с обещанием разработать и осуществить схему финансового закрытия понесенных затрат, а после выполнения концессионером своих обязательств отказался от возмещения затрат.

Своими действия ответчик в нарушение ст. 10 ГК РФ злоупотребляет правом, предлагая истцу сначала выполнить обязательства по осуществлению строительства объектов концессионных соглашений и рассмотреть вопрос о возмещении фактических расходов, а в последующем, отказавшись от их возмещения, ссылаясь на п. 16.6 концессионных соглашений.

При установленных обстоятельствах суд первой инстанции посчитал, что в данном случае, подлежат применению общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о расторжении договоров и разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 № 35 «О последствиях расторжения договоров» (далее – Постановление № 35).

Таким образом, суд первой инстанции применительно к обстоятельствам настоящего дела пришел к выводу, что в обязанности истца входит не только доказывание выполнения обязательства по осуществлению строительства канализационно-насосной станции по ул. Правды, 90, и автоматизированной блок-модульной станции обезжелезивания воды, производительностью 10000 м³сут. «Южный» города Кузнецка Пензенской области, передачи объектов соглашения концеденту до расторжения соглашения, но и нарушение со стороны Администрации города Кузнецка Пензенской области согласованной сторонами эквивалентности встречных предоставлений в конкретном размере с учетом того, что деятельность истца по эксплуатации сооружения носила коммерческий характер, подлежала тарифному регулированию.

Сам по себе факт расторжения концессионного соглашения не предоставляет Администрации города Кузнецка Пензенской области права на отказ от возмещения расходов, связанных с созданием объекта соглашения и фактически понесенных концессионером. Тем более, ч. 5 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях не содержит положений о не возмещении концедентом фактически понесенных концессионером расходов на создание объекта концессионного соглашения, а лишь предлагает согласовать в концессионном соглашении порядок и сроки возмещения.

Суд первой инстанции посчитал, что в действиях ответчика, связанных с отказом в возмещении понесенных истцом затрат на многомиллионные суммы на строительство объектов централизованного водоснабжения и водоотведения г.Кузнецка, которые включены в казну муниципального образования г.Кузнецк, без понесенных затрат на их создание и переданных в хозяйственное введение МУП г.Кузнецка «Водоканал», которое использует их с момента ввода в эксплуатацию, усматривается злоупотребление правом по отношении к истцу, поэтому суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности обстоятельств сбережения ответчиком денежных средств за счет истца, и отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, при том, что и действия ответчика повлекли нарушение истцом обязательств по концессионным соглашениям, что привело к их расторжению в судебном порядке.

Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.

Часть 5 статьи 15 Закона № 115-ФЗ не устанавливает явно выраженный запрет на установление сторонами условий, предусматривающих невозмещение концессионеру понесенных расходов. При этом порядок и срок осуществления указанного возмещения определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения.

Порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения относится к существенным условиям концессионного соглашения (пункт 6.3. части 1 статьи 10 Закона № 115-ФЗ).

Истец при заключении концессионных соглашений согласовал все существенные условия, в том числе пункт 16.6. концессионных соглашений, согласно которому расходы концессионера не возмещаются концедентом в случае досрочного расторжения соглашения в связи с невыполнением концессионером полностью или частично существенных условий соглашения.

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 115-ФЗ стороны концессионного соглашения несут имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по концессионному соглашению, предусмотренную настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и концессионным соглашением.

Таким образом, невозмещение концедентом расходов в случае досрочного расторжения соглашения в связи с невыполнения концессионером существенных условий соглашения, по сути, является мерой ответственности концессионера за неисполнение своих обязательств.

Поскольку концессионные соглашения расторгнуты в связи с нарушением истцом существенных условий концессионных соглашений, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 02.07.2019 по делу №А49-2795/2019, суд апелляционной инстанции считает, что у истца отсутствуют правовые основания для взыскания понесенных расходов на создание объектов концессионных соглашений от 04.08.2017 в размере 49234508 руб.

При этом следует отметить, что в случае добросовестного исполнения концессионных соглашений истец получал бы возмещение за созданные объекты за счет оказания услуг водоснабжения и водоотведения по регулируемым ценам (тарифам) в течение длительного времени.

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).

Требуя единовременного взыскания затрат за возведенные объекты, истец намерен извлечь преимущество из своего недобросовестного исполнения обязательств по концессионным соглашениям.

Вывод суда первой инстанции о нарушении концедентом условий концессионного соглашения по своевременному предоставлению концессионеру земельного участка не соответствует обстоятельствам дела и не основан на нормах права, поскольку действующим законодательством обязанность обращения с заявлением о предоставлении земельного участка возлагается на концессионера, с учетом положений статей 39.6, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок предоставлен концессионеру с соблюдением указанного срока.

Также не соответствует обстоятельствам дела и вывод суда первой инстанции о нарушении ответчиком эквивалентности встречных предоставлений в конкретном размере, поскольку доказательств неравноценного взаимного предоставления в период действия концессионных соглашений в материалы дела не представлено.

Кроме того, Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.12.2019 по делу №А49-2795/2019 дал правовую оценку условиям пункта 16.6. концессионных соглашений, указав, что в рассматриваемом случае спорные правоотношения прямо урегулированы как законодательством (статья 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 15 Федерального закона «О концессионных соглашениях»), так и соглашением сторон (пункты 16.6, 16.7 концессионных соглашений), в связи с чем отсутствуют правовые основания для применения аналогии закона. Судебные акты по делу №А49-2795/2019 в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.

Пункт 16.6. концессионных соглашений, согласно которому расходы концессионера не возмещаются концедентом в случае досрочного расторжения соглашения в связи с невыполнением концессионером полностью или частично существенных условий настоящего соглашения, не предполагает двоякого толкования.

Указанные условия концессионных соглашений направлены на защиту публичных интересов муниципального образования в случае недобросовестного исполнения обязательств концессионером.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания расходов на изготовление проекторной документации на строительство блок-модульной станции обезжелезивания воды производительностью 10000м³/сут для ВЗУ №8 г.Кузнецка Пензенской области в сумме 2136000 руб., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Администрации города Кузнецка Пензенской области не возникло обязательств по уплате затрат, понесенных истцом в сумме 2136000 руб., поскольку в силу п.1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация не прошла государственную экспертизу. Кроме того, ответчиком утрачен интерес в представленной истцом проектной документации, поскольку уже имеется проектная документация «Станции осветления и обезжелезивания воды производительностью до 10000 м³/сут для водозаборного узла г.Кузнецка Пензенской области», прошедшая государственную экспертизу.

При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, о наличии оснований для удовлетворения иска в части взыскания с ответчика в пользу истца неосновательного обогащения в размере 49234508 руб. не соответствуют обстоятельствам дела, решение в указанной части принято с нарушением норм материального права и подлежит отмене на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу в этой части нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.

В остальной части обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены или изменения в указанной части отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску и расходы по оплате стоимости судебной экспертизы подлежат отнесению на истца.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 24 ноября 2021 года по делу №А49-13423/2019 в части удовлетворения исковых требований и распределения судебных расходов отменить, принять по делу в указанной части новый судебный акт.

Исковые требования оставить без удовлетворения. Расходы по уплате государственной пошлины по иску и расходы по оплате стоимости судебной экспертизы отнести на истца.

В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий судья

Судьи    

В.А. Морозов

О.В. Барковская

Е.Г. Демина