ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-2532/17 от 26.04.2017 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

28 апреля 2017 года Дело №А65-18714/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 26 апреля 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено: 28 апреля 2017 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,

с участием:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан – представителя Сабаевой Д.Л. (доверенность от 01.03.2017 № 2.9-44/4),

от общества с ограниченной ответственностью «Компания сетевые решения» - представителя Увакина А.Ю. (доверенность от 18.10.2016),

от общества с ограниченной ответственностью «Свиягастрой» - представителя Увакина А.Ю. (доверенность от 14.06.2016),

от общества с ограниченной ответственностью «ЭйТиДжи» - представителя Увакина А.Ю. (доверенность от 14.06.2016),

от Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан – представителя Тухватуллина Р.Р. (доверенность от 27.03.2017 № 2.4-15/10555),

от Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Татарстан – представитель не явился, извещена,

от Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена,

от УФНС России по Республике Татарстан – представителей Канифатовой Е.А. (доверенность от 30.03.2017 № 2.1-0-39/11), Фархутдинова Р.Д. (доверенность от 03.10.2016 № 36), Фахретдинова Р.А. (доверенность от 31.08.2016 №34),

от общества с ограниченной ответственностью «Виссон» - представителя Увакина А.Ю. (доверенность от 18.10.2016),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 января 2017 года по делу № А65-18714/2016 (судья Насыров А.Р.),

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания сетевые решения», г.Казань,

общества с ограниченной ответственностью «Свиягастрой», г.Казань,

общества с ограниченной ответственностью «ЭйТиДжи», г.Казань,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан, г.Казань,

с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан, г.Казань,

Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Татарстан, г.Казань,

Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан, г.Казань,

УФНС России по Республике Татарстан, г.Казань,

общества с ограниченной ответственностью «Виссон», г.Казань,

о признании незаконным решения № 32485А от 10 июня 2016 года об отказе в государственной регистрации юридического лица;

об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и зарегистрировать прекращение деятельности ООО «Компания сетевые решения», о признании незаконным решения № 32497А от 10 июня 2016 года об отказе в государственной регистрации юридического лица;

об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и зарегистрировать прекращение деятельности ООО «Свиягастрой»,

о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы№18 по РТ, №32498А от 10 июня 2016 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица незаконным, об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и о регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью «ЭйТиДжи»,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Компания сетевые решения», г.Казань, общество с ограниченной ответственностью «Свиягастрой», г.Казань, общество с ограниченной ответственностью «ЭйТиДжи», г.Казань (далее – заявители) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан, г.Казань, Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Татарстан, г.Казань, Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан, г.Казань, УФНС России по Республике Татарстан, г.Казань, общества с ограниченной ответственностью «Виссон», г.Казань, (далее – третьи лица), о признании незаконным решения № 32485А от 10 июня 2016 года об отказе в государственной регистрации юридического лица; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и зарегистрировать прекращение деятельности ООО «Компания сетевые решения», о признании незаконным решения № 32497А от 10 июня 2016 года об отказе в государственной регистрации юридического лица; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и зарегистрировать прекращение деятельности ООО «Свиягастрой», о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы№18 по РТ, №32498А от 10 июня 2016 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица незаконным, об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и о регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью «ЭйТиДжи».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 января 2017 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по РТ об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Компания сетевые решения», г.Казань при реорганизации в форме присоединения №32485А от 10.06.2016г., принятое Межрайонной инспекцией ФНС №18 по РТ. Признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по РТ об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ЭйТиДжи», г.Казань при реорганизации в форме присоединения №32498А от 10.06.2016г., принятое Межрайонной инспекцией ФНС №18 по РТ. Признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по РТ об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Свиягастрой» при реорганизации в форме присоединения №32497 А от 10.06.2016г., принятое Межрайонной инспекцией ФНС №18 по РТ. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №18 по РТ, г.Казань возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем осуществления государственной регистрации прекращения деятельности юридических лиц: Общества с ограниченной ответственностью Компания сетевые решения", г.Казань, Общества с ограниченной ответственностью "ЭйТиДжи", г.Казань, Общества с ограниченной ответственностью «Свиягастрой», г.Казань. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по РТ, г.Казань, зарегистрированной по адресу: РТ, г.Казань, ул.Кулагина, д.1, за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, находящихся на соответствующем счете федерального казначейства в пользу гражданина РФ Никитина Александра Георгиевича, г. Казань (ИНН 165908691970) взыскано 9 000 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.

В жалобе указывает на то, что предусмотренная нормами ГК РФ и положениями Закона № 14-ФЗ процедура реорганизации предполагает добросовестные действия реорганизуемого юридического лица по выявлению его кредиторов, предоставление последним возможности заявить свои требования и реальную передачу прав, обязанностей и имущества от одного юридического лица к другому.

Однако, по мнению подателя жалобы, реорганизация вышеуказанных юридических лиц проведена не для осуществления тех правомерных действий, ради которых этот институт закреплен в законодательстве (создание юридического лица, прекращение юридического лица, санация, соблюдение антимонопольных требований, реструктуризация бизнеса и т.п.), а для реализации целей иного противоправного характера, что свидетельствует о том, что реорганизация является мнимой сделкой, совершенная лишь для вида, с целью создания видимости перехода прав и обязанностей присоединенного юридического лица, освобождения его от кредиторской задолженности, не влекущей соответствующих правовых последствий (статья 170 ГК РФ).

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Компания сетевые решения», общества с ограниченной ответственностью «Свиягастрой», общества с ограниченной ответственностью «ЭйТиДжи», общества с ограниченной ответственностью «Виссон» в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Представитель УФНС России по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В судебное заседание представители Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Татарстан, Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.

Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 05.04.2017 на 26.04.2017.

О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.

Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Компания сетевые решения», общества с ограниченной ответственностью «Свиягастрой», общества с ограниченной ответственностью «ЭйТиДжи», общества с ограниченной ответственностью «Виссон» в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу.

Представитель УФНС России по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В судебное заседание 26.04.2017 представители Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Татарстан, Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в Инспекцию 03.06.2016г. от заявителей по электронным каналам связи представлены документы, предусмотренные п. 3 ст. 17 Закона №129-ФЗ по форме Р16003 в отношении ООО «ЭЙТИДЖИ», ООО «СВИЯГАСТРОЙ», ООО «КОМПАНИЯ СЕТЕВЫЕ РЕШЕНИЯ», для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридических лиц в форме присоединения к ООО «ВИССОН» ОГРН 1161690060135.

10.06.2016 года Инспекцией приняты решения №№32485А, 32497А, 32498А об отказе в государственной регистрации на основании п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (т.1, л.д.13, т.2, л.д.14, т.3, л.д.14).

Решениями УФНС России по Республике Татарстан от 18.07.2016г., 19.07.2016г. по жалобе заявителей решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан №№32485А, 32497А, 32498А об отказе в государственной регистрации оставлены без изменения, жалобы без удовлетворения.

Не согласившись с указанными решениями №№32485А, 32497А, 32498А об отказе в государственной регистрации, заявители обратились в суд.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявленные требования удовлетворены.

Суд исходил из неоспоренного ответчиком факта подачи полного комплекта документов, необходимых для государственной регистрации процедуры присоединения, а также подтвержденной документально достоверности адреса юридического лица правопреемника - ООО «ВИССОН», поскольку копия акта обследования от 02.06.2016г., представленная инспекцией, не отвечает критериям относимости и допустимости доказательств, поскольку не подтверждена ее достоверность путем сличения с оригиналом данного документа.

Суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами в обоснование своей позиции доказательства в совокупности, установил следующее.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно статье 2 Закона №129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. №506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Из материалов дела следует, что 03.06.2016г. от заявителей по электронным каналам связи в адрес представлены документы, предусмотренные п. 3 ст. 17 Закона №129-ФЗ по форме Р16003 в отношении ООО «ЭЙТИДЖИ», ООО «СВИЯГАСТРОЙ», ООО «КОМПАНИЯ СЕТЕВЫЕ РЕШЕНИЯ», для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридических лиц в форме присоединения к ООО «ВИССОН» ОГРН 1161690060135.

Представление полного пакета документов в регистрирующий орган означает, что документы должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в ней информации.

Из содержания ст. 17 и 18 Закона №129-ФЗ следует, что Закон предусматривает не только формальное соблюдение требований к представлению документов, но и соответствие этих документов требованиям закона об их содержании.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление заявителем определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

При этом предоставляемые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и содержать достоверную информацию.

С 1 января 2016 года вступил в силу подпункт "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ, предусматривающий в качестве основания для отказа в государственной регистрации юридического лица:

х) несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

Реорганизация в форме присоединения подразумевает собой укрупнение бизнеса. Предусмотренная нормами ГК РФ и положениями Закона № 14-ФЗ процедура реорганизации предполагает добросовестные действия реорганизуемого юридического лица по выявлению его кредиторов, предоставление последним возможности заявить свои требования и реальную передачу прав, обязанностей и имущества от одного юридического лица к другому.

Как верно указал ответчик, мнимость реорганизации - это отсутствие у сторон действительных правовых намерений создать те правовые последствия, которые характерны для такого рода отношений (п. 1 статьи 170 ГК РФ); на совершение реорганизации с намерением причинить вред другому юридическому лицу, в обход закона с противоправной целью (статьи 10 и 168 ГК РФ); на совершение реорганизации с целью заведомо противной основам правопорядка (пункт 1 статьи 169 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Пунктом 4 названной нормы предусмотрено, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

Пунктом 2 статьи 58 ГК РФ установлено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Следовательно, процедура реорганизации предполагает добросовестные действия реорганизуемого юридического лица по выявлению его кредиторов, предоставление последним возможности заявить свои требования и реальную передачу прав, обязанностей и имущества от одного юридического лица к другому.

В соответствии с пунктом 3 статьи 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан провести проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

Как указано налоговым органом, в данном случае реорганизация вышеуказанных юридических лиц проведена не для осуществления тех правомерных действий, ради которых этот институт закреплен в законодательстве (создание юридического лица, прекращение юридического лица, санация, соблюдение антимонопольных требований, реструктуризация бизнеса и т.п.), а для реализации целей иного-противоправного характера, что свидетельствует о том, что реорганизация является мнимой сделкой, совершенная лишь для вида, с целью создания видимости перехода прав и обязанностей присоединенного юридического лица, освобождения его от кредиторской задолженности, не влекущей соответствующих правовых последствий (статья 170 ГК РФ).

По результатам проверки представленных заявителями документов налоговым органом установлено, что юридическое лицо, к которому принято решение о присоединении (ООО «ВИССОН» ИНН 1655349637), по трем признакам относится к категории фирм «однодневок»: «массовый» руководитель, «массовый» учредитель, адрес «массовой» регистрации.

ООО «ВИССОН», создано в феврале 2016 г., а в марте 2016 г. начата процедура реорганизации в форме присоединения к нему других юридических лиц.

Учредителем юридического лица ООО «ВИССОН» является КОМПАНИЯ «РУДИВАС ЛИМИТЕД», зарегистрированная в Республике Сейшелы, которая не имеет аккредитации на территории Российской Федерации, в связи с чем, у регистрирующих органов Российской Федерации отсутствуют сведения о легитимности статуса указанного лица.

Функции исполнительного органа осуществляет управляющая компания ООО «ЭЛЕФАНТ» ИНН 1658178919, осуществляющее полномочия по руководству в 39 юридических лицах и входит в состав участников в 17 юридических лиц. Данная управляющая компания является «массовой».

Участниками ООО «ЭЛЕФАНТ» являются иностранные юридические лица КОМПАНИЯ «РУДИВАС ЛИМИТЕД» и ТОВАРИЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПРОЭКТИВ МУВ ЛП», зарегистрированное в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, которое также не имеет аккредитации на территории Российской Федерации, в связи с чем, у регистрирующего органа Российской Федерации отсутствуют сведения о легитимности статуса указанного лица.

Руководителями ООО «ЭЛЕФАНТ» являются Садыков Роберт Фагимович и Жучков Владислав Владимирович.

Садыков Р.Ф. имеет признаки «массового» учредителя и руководителя: осуществляет полномочия руководителя в 141 юридического лица и входит в состав участников в 154 организациях, а также привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Факт «массовости» руководителя исключает возможность осуществления им организационно-хозяйственных функций руководителя в должном объеме в соответствии с Законом № 14-ФЗ.

Указанный факт свидетельствует, что фактически исполнительный орган не имеет возможности осуществлять управление юридическими лицами, расположенными в разных регионах страны, и свидетельствуют о фиктивных действиях со стороны вышеуказанного физического лица, направленных

Аналогичные выводы содержатся в судебных актах по делу №А72-10689/2016.

Судом первой инстанции при вынесении решения не учтено заключение налогового органа в отношении юридического лица ООО «ВИССОН», поскольку, как указал суд, мотивированное заключение составлено в один и тот же день, что и подача заявлений о реорганизации. Данное заключение поступило в МРИ ФНС РФ no PT 03.06.2016 г., что вызывает сомнение относительно полноты и достоверности указанных сведений при такой оперативном подходе во временном пространстве...» (абз.2 стр. 10 Решения).

Однако, согласно статье 13.1 Закона №129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведение о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с пунктом 5. статьи 51 Закона №14-ФЗ, реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении.

Согласно пункту 1 статьи 7.1 Закона №129-ФЗ сведения, подлежащие опубликованию. в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе уведомления о реорганизации, ликвидации юридического лица, а также иные сведения, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, вносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7.1 Закона №129-ФЗ единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Сведения о начале процедуры реорганизации ООО «СВИЯГАСТРОЙ», ООО «КОМПАНИЯ СЕТЕВЫЕ РЕШЕНИЯ», ООО «ЭЙТИДЖИ» были внесены в ЕГРЮЛ 03.03.2016 года.

Таким образом, регистрирующий орган был уведомлен о начале процедуры реорганизации вышеуказанных юридических с лиц с 03.03.2016 года.

Именно после уведомления о проведения процедуры реорганизации в форме присоединения было подготовлено заключение налогового органа по месту учета вероятного правопреемника, что не противоречит нормам действующего законодательства.

Следовательно, материалы, доказывающие мнимость процедуры реорганизации имелись в регистрирующем органе на момент вынесения решения об отказе в государственной регистрации.

Судом первой инстанции не дана оценка приобщенным к материалам дела документам, подтверждающим, что реорганизация вышеуказанных юридических лиц проведена не для осуществления тех правомерных действий, ради которых этот институт закреплен в законодательстве (создание юридического лица, прекращение юридического лица, санация, соблюдение антимонопольных требований, реструктуризация бизнеса и т.п.), а для реализации иных целей, что свидетельствует о том, что реорганизация является мнимой сделкой, совершенная лишь для вида, с целью создания видимости перехода прав и обязанностей присоединенного юридического лица, освобождения его от кредиторской задолженности, не влекущей соответствующих правовых последствий (статья 170 ГК РФ).

Как следует из материалов дела, ООО «ВИССОН» состоит на налоговом учете по месту нахождения в Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан.

Согласно сведениям, поступившим из налогового органа по месту учета юридического лица, по состоянию на 11.07.2016 г. у ООО «ВИССОН» отсутствуют открытые налоговые обязательства. Применяет общий режим налогообложения. С даты постановки на налоговый учет отчетность не представлялась. Среднесписочная численность на 01.03.2016 года - 1 чел. Срок для представления справок по форме 2-НДФЛ не наступил. Сведения в Пенсионный Фонд не представлялись. Имеется задолженность по штрафам за нарушение законодательства о налогах и сборах в размере 10 000 рублей.

Сведения о наличии зарегистрированных земельных участков, имущества, транспорта, обособленных структурных подразделений, открытых расчетных счетах - отсутствуют.

Юридические лица, прекращающие деятельность в результате реорганизации (ООО «СВИЯГАСТРОЙ» ОГРН 1111675000843, ООО «ЭЙТИДЖИ» ОГРН 1111690085540), состоят на налоговом учете в Межрайонной ИФНС № 5 по Республике Татарстан.

Согласно сведениям, поступившим из налогового органа по месту учета юридического лица, ООО «СВИЯГАСТРОЙ» применяет общую систему налогообложения. Последняя налоговая отчетность представлена за 2015 г. по налогу на прибыль организации с отражением результатов финансово-хозяйственной деятельности. Имеется задолженность по налогам и сборам. По состоянию на 24.10.2016 г. общая задолженность составляет 11 760 712 рублей 72 копейки. На момент принятия решения об отказе в государственной регистрации сумма задолженности составляла 7 222 359, 67рублей.

Обособленные подразделения - отсутствуют, зарегистрированная контрольно-кассовая техника отсутствует. В собственности у ООО «СВИЯГАСТРОЙ» недвижимого имущества, транспортных средств, земельных объектов не зарегистрировано.

Среднесписочная численность работников согласно представленным сведениям составила за 2013 г. - 1 чел., за 2014 г. - 380 чел., за 2015 г. - 503 чел. Фонд оплаты труда за 2014 г. составил 172 597 601.79 рублей, за 2015 г. - 237 979 451.58 рублей.

Согласно информационной базе данных исполнительных производств, размещённой на официальном сайте Управления службы судебных приставов по Республике Татарстан ООО «СВИЯГАСТРОЙ» имеет задолженность по штрафу в размере 220 000,00 рублей по исполнительному производству № 123638/16/16006 - ИПот 09.12.2016 г.

Таким образом, на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации общая сумма задолженности у ООО «СВИЯГАСТРОЙ» составляла 7 442 359,67рублей.

28.09.2016 г. в журнал ИР ОГРАНИЧЕНИЯ (программный комплекс АИС «НАЛОГ 3») на основании Постановления о запрете по внесению изменений в Единый государственный реестр юридических лиц от 13.09.2016 г. по исполнительному производству № 142119/16/16006 - ИП Ново-Савиновского РОСП г. Казани внесен запрет на внесение изменений в ЕГРЮЛ в отношении должника ООО «СВИЯГАСТРОЙ». Документы о снятии запрета в регистрирующий орган в настоящее время не поступили.

Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, в конце ноября 2015 года в ООО «СВИЯГАСТРОЙ» произошла одновременная смена участника и руководителя Общества, где единственным участником и исполнительным органом Общества стала «массовая» организация ООО «ЭЛЕФАНТ». Ранее в начале декабря 2015 г. ООО «СВИЯГАСТРОЙ» уже участвовала в процедуре реорганизации в форме присоединения к ООО «ФОКУС» к которому, согласно сведениям ЕГРЮЛ присоединилось большое количество юридических лиц, и которое также по трем признакам относится к категории фирм «однодневок»: «массовый» руководитель, «массовый» учредитель, адрес «массовой» регистрации.

Участником и исполнительным органом ООО «ФОКУС» является все то же юридическое лицо ООО «ЭЛЕФАНТ».

Согласно сведениям, поступившим из налогового органа по месту учета юридического лица ООО «ЭЙТИДЖИ» применяет общепринятую систему налогообложения. Бухгалтерская отчетность представлена за 2014 г., налоговая отчетность за 9 мес. 2015 г. По состоянию на 11.10.2016 г. общая задолженность составляет 74 709, 37рублей.

На момент принятия решения об отказе в государственной регистрации сумма задолженности составляла 73 230, 72 рублей.

Сведения о зарегистрированных объектах недвижимого имущества, земельных участках, транспортных средствах в собственности налогоплательщика отсутствуют.

Среднесписочная численность за 2013 г. - 0 чел, за 2014г - 3 чел, за 2015г - 4 чел. Справки по форме 2-НДФЛ представлены только за 2014 г.

Сведения об обособленных подразделениях отсутствуют. Сведения о зарегистрированной контрольно-кассовой техники отсутствуют.

ООО «ЭЙТИДЖИ» имеет следующие риски: отсутствие основных средств, представление «нулевой» налоговой отчетности, непредставление налоговой отчетности.

28.09.2016 г. в журнал ИР ОГРАНИЧЕНИЯ (программный комплекс АИС «НАЛОГ 3») на основании Постановления о запрете по внесению изменений в Единый государственный реестр юридических лиц от 13.09.2016 г. по исполнительному производству № 76010/16/16006 - ИП Ново-Савиновского РОСП г. Казани внесен запрет на внесение изменений в ЕГРЮЛ в отношении должника ООО «ЭЙТИДЖИ». Документы о снятии запрета в регистрирующий орган в настоящее время не поступили.

ООО «КОМПАНИЯ СЕТЕВЫЕ РЕШЕНИЯ» ИНН 1661010610) состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС № 3 по Республике Татарстан.

Согласно сведениям, поступившим из налогового органа по месту учета юридического лица, организация находится на общей системе налогообложения. Численность сотрудников в 2013 г. - 5 человек, в 2014 г.- 3 человека, 2015 г. - 3 человека.

Сведения об объектах недвижимого имущества отсутствуют, на организации числится одно транспортное средство.

У ООО «КОМПАНИЯ СЕТЕВЫЕ РЕШЕНИЯ» имеется задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации. Согласно информационной базе данных исполнительных производств, размещённой на официальном сайте Управления службы судебных приставов по Республике Татарстан ООО «КОМПАНИЯ СЕТЕВЫЕ РЕШЕНИЯ» имеет задолженность в размере 348 771, 46 рублей по исполнительному производству № 123628/16/16002 - ИП от 03.06.2016 г. и в размере 123 000,00 рублей по исполнительному производству № 119388/16/16002-ИП от 25.05.2016 г.

Таким образом, общая сумма задолженности на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации по действующим исполнительным производствам составляла 471 771, 46 рублей.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что в случае предъявления требований кредиторов, они должны быть предъявлены к вероятному правопреемнику - ООО «ВИССОН».

Однако, у ООО «ВИССОН» отсутствует расчетный счет, а также какое-либо имущество для исполнения требований кредиторов.

Инициирование процедуры банкротства вновь созданного юридического лица по той же причине (отсутствия имущества) и аккумулирование в нем всех долгов иных юридических лиц присоединенных к нему, также не приведут к удовлетворению требований кредиторов.

Кроме того, судом первой инстанции не учтено, что адрес места нахождения ООО «ВИССОН»: РТ, г. Казань, ул. Габдуллы Тукая, д.91, помещение 1126, является адресом «массовой» регистрации, по которому зарегистрировано 33 юридических лиц.

Адресом места нахождения ООО «СВИЯГАСТРОЙ» является адрес - 420124, Республика Татарстан, город Казань, улица Мусина, дом 29, помещение 5.

В связи с подачей ООО «СВИЯГАСТРОЙ» сведений о начале процедуры реорганизации 04.04.2016 г. Межрайонной ИФНС России № 5 по РТ был проведен осмотр юридического адреса, в ходе которого установлено, что ООО «СВИЯГАСТРОЙ» по указанному адресу отсутствует.

Адресом места нахождения ООО «ЭЙТИДЖИ» является адрес - 420094, Республика Татарстан, город Казань, улица Маршала Чуйкова, д. 2.

В ходе осмотра места нахождения ООО «ЭЙТИДЖИ» по адресу 420094, Республика Татарстан, город Казань, улица Маршала Чуйкова, д. 2 установлено, что данная организация отсутствует по указанному адресу. Какие-либо признаки позволяющие определить нахождения юридического лица по данному адресу отсутствуют.

В адрес ООО «ЭЙТИДЖИ» направлялось налоговое уведомление. 11.05.2016 г. конверт вернулся обратно в налоговый орган с отметкой «истек срок хранения».

Адресом места нахождения ООО «КОМПАНИЯ СЕТЕВЫЕ РЕШЕНИЯ» является адрес - 420127, Республика Татарстан, город Казань, улица, Копылова, д. 12.

Согласно протоколу осмотра от 31.10.2016 г. ООО «КОМПАНИЯ СЕТЕВЫЕ РЕШЕНИЯ» по юридическому адресу: 420127, Республика Татарстан, город Казань, улица, Копылова, д. 12, не находится.

Таким образом, сведения, об адресе места нахождения юридических лиц прекращающих деятельность в результате реорганизации и о правопреемнике ООО «ВИССОН» содержащиеся в публикации о реорганизации, размещенные в средствах массовой информации в Вестнике о регистрации с целью предъявления требований кредиторов являются недостоверными.

Кроме того, в период с января по февраль 2016 г. у ООО «ЭЙТИДЖИ» и ООО «КОМПАНИЯ СЕТЕВЫЕ РЕШЕНИЯ» произошла одновременная смена участников и руководителя на «массовую» организацию ООО «ЭЛЕФАНТ».

Таким образом, до проведения процедуры реорганизации практически одновременно у всех трех юридических лиц произошла смена руководящего состава, где участником и исполнительным органом у всех трех юридических лиц стало ООО «ЭЛЕФАНТ», осуществляющее данные функции в большом количестве юридических лиц.

Как следует из материалов дела, у юридических лиц, прекращающих деятельность в результате реорганизации (ООО «СВИЯГАСТРОЙ», ООО «КОМПАНИЯ СЕТЕВЫЕ РЕШЕНИЯ», ООО «ЭЙТИДЖИ») разные виды деятельности с юридическим лицо к которому осуществляется присоединение (ООО «ВИССОН»). Присоединяемые юридические лица занимались производственной деятельность, правопреемник оказывает консультационные услуги, что указывает на исключение ведения совместной деятельности юридических лиц и доказывают действия данного должностного лица по проведению «мнимой, массовой» реорганизации в целях прекращения деятельности юридических лиц.

Кроме этого, при принятии Решения судом первой Инстанции не учтено, что в производстве Арбитражного суда Республики Татарстан имеется дело А65-27339/2016 по иску к ООО «СВИЯГАСТРОЙ» о взыскании 700 200 000 руб.

Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что юридическое лицо, к которому принято решение о присоединении (ООО «ВИССОН»), создано без цели осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности; заявители намерены осуществить «мнимую» реорганизацию с целью создания видимости перехода прав и обязанностей присоединяемых юридических лиц, уклонения от исполнения налоговых обязательств, погашения кредиторской задолженности.
  Также необходимо отметить, что суд первой инстанции, как следует из абзаца 2-3 страницы 9 решения от 10.01.2017 г., посчитал, что ООО «Виссон» по адресу: г. Казань, ул. Г. Тукая, 91, пом. 1126 получает почтовую корреспонденцию, что свидетельствует о двухсторонней переписке и подтверждает двухстороннюю связь с юридическим лицом.

Между тем, налоговым органом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представлено решение от 11.08.2016 г. № 2.16-06/2363-р о привлечении ООО «Виссон» к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно решению, Межрайонной ИФНС России № 14 по РТ в соответствии со ст. 93.1 НК РФ 19.05.2016 г. в адрес ООО «Виссон» (420021, г. Казань, ул. Г. Тукая, д. 91, пом. 1126) и управляющей компании ООО «Элефант» (420095, г. Казань, ул. Восход, 5, 10) было направлено требование от 18.05.2016 г. № 2.16-11/8698 о представлении документов. Согласно сведениям с сайта «Почты России», письмо, направленное по адресу г. Казань, ул. Г. Тукая, д. 91, пом. 1126 возвращено из отделения почтовой связи в связи с истечением срока хранения. Письмо, направленное по адресу г. Казань, ул. Восход, 5, 10 получено адресатом, однако ответ на требование налогового органа не представлен. По факту выявленного нарушения налоговым органом 21.06.2016 г. был составлен акт № 2.16-06/1831-а, который был направлен также в два адреса 23.06.2016 г. Письмо, направленное по адресу г. Казань, ул. Г. Тукая, д. 91, пом. 1126 также возвращено в налоговый орган в связи с истечением срока хранения. На основании вышеизложенного ООО «Виссон» было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по ч. 2 ст. 126 НК РФ с назначением штрафа в размере 10 000 руб.

Решением от 19.12.2016 г. № 2.16-06/3838-р ООО «Виссон» привлечено к ответственности за совершение аналогичного правонарушения по ч. 2 ст. 126 НК РФ с назначением штрафа в размере 20 000 руб. При этом, согласно сведениям с сайта «Почты России», требование о представлении документов от 21.09.2016 г. № 2.16-11/17249 было направлено 27.09.2016 г. по адресу: 420021, г. Казань, ул. Г. Тукая, д. 91, пом. 1126, однако было перенаправлено на адрес: 420095, г. Казань, ул. Восход, 5, 10, по месту нахождения управляющей компании ООО «Элефант». Ответ по требованию в налоговый орган не представлен.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что налоговым органом доказано соответствие оспариваемых решений Налоговому кодексу Российской Федерации, заявленные требования являются необоснованными и в их удовлетворении суд апелляционной инстанции отказывает и отменяет решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 января 2017 года по делу №А65-18714/2016.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 января 2017 года по делу №А65-18714/2016 отменить. Принять новый судебный акт.

В удовлетворении заявлений ООО «Компания сетевые решения», ООО «Свиягастрой», ООО «ЭйТиДжи» отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий И.С. Драгоценнова

Судьи Е.Г. Попова

В.С. Семушкин