ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-2643/2007 от 29.05.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения  арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  29 мая 2007 г.

Постановление  в полном объеме изготовлено 31 мая  2007 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г., 

при ведении протокола судебного заседания  ФИО1 , с участием:

от заявителя – представитель не явился, извещен,

от административного органа – представитель не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 мая 2007 г. апелляционную жалобу ООО «ЖЭУ Слобода», г.Казань,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан  от 19 марта  2007 г. по делу  № А65-28464/2006, судья  Галиуллин Э.Р.,

по заявлению  ООО «ЖЭУ Слобода», г.Казань,  к Центральному территориальному управлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г.Казань,

о признании незаконным постановления от 30.11.2006г. № 1981 о назначении административного наказания,     

УСТАНОВИЛ: 

Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ Слобода» (далее – ООО «ЖЭУ «Слобода», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан   с заявлением о  признании незаконным постановления Центрального территориального управлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее – ЦТУ Минэкологии и природных ресурсов РТ) от 30 ноября 2006г. № 1981 о назначении административного наказания  по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее -  КоАП РФ).

Решением суда от 19 марта  2007 г. в удовлетворении заявления отказано на том основании, что факт совершения Обществом правонарушения подтверждается материалами дела доказан и в действия лица, привлеченного к административной ответственности, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

В апелляционной жалобе ООО «ЖЭУ «Слобода» просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что Общество не является субъектом данного административного правонарушения, поскольку не осуществляет деятельность в области обращения с отходами.

В отзыве на апелляционную жалобу ЦТУ Минэкологии и природных ресурсов РТ просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на обоснованное привлечение ООО «ЖЭУ «Слобода» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, поскольку Общество не осуществляет должный контроль за своевременным вывозом бытовых отходов.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ЦТУ Минэкологии и природных ресурсов РТ  установлено, что Обществом не соблюдаются требования ст.51   Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ  «Об  охране окружающей среды», ст.ст.11,  18 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ  «Об отходах производствам потребления».

В ходе проверки выявлено, что ООО «ЖЭУ Слобода»  допускает несвоевременный вывоз ТБО, выразившийся в несанкционированном размещении отходов на почве площадью 6 квадратных метров (в результате переполнения 13 контейнеров) возле дома №18 по ул.Ак.Парина, а также несанкционированное размещение отходов на почве площадью 5 квадратных метров (в результате переполнения 6 контейнеров) возле дома №15 по ул.Камая.

По данному факту инспектором МРО в г.Казани УБПОООС МВД Республики Татарстан в отношении Общества 20 ноября 2006 г.  ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении №055082 (л.д.21).

На основании материалов об административном правонарушении ЦТУ Минэкологии и природных ресурсов РТ  30 ноября 2006г. было вынесено постановление №1981 о наложении на ООО «ЖЭУ Слобода» административного взыскания по ст.8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.4).

ООО «ЖЭУ Слобода» вменяется в вину несанкционированное размещение на почву площадью 6 и 5 квадратных метров отходов производства и потребления.

В соответствии со ст.56 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – КоАП  РФ)  в суде первой инстанции был допрошен в качестве свидетеля - ФИО2, предупрежденный об уголовной ответственности за уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний в соответствии со ст.ст. 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, который пояснил, что 20 ноября 2006 г. проводил проверку, совместно с ФИО3, в ходе проверки был установлен факт захламления контейнерной площадки по адресу ул.Камая,15, поскольку данную территорию обслуживает компания ООО «ЖЭУ «Слобода», начальник ЖЭУ ФИО4 подтвердил, что территорию где расположена контейнерная площадка обслуживает именно ООО «ЖЭУ «Слобода». Впоследствии был составлен протокол об административном правонарушении в присутствии начальника «ЖЭУ «Слобода», свои полномочия подтвердил доверенностью и приказом о назначении начальником ЖЭУ.

Отходы производства и потребления, в соответствии со ст.51 Федерального закона  от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Под обращением с отходами законодатель понимает деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов (ст. Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-Федерального закона «Об отходах производства и потребления», далее Федеральный закон № 89-ФЗ).

Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (глава 3).

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет привлечение к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

Объективная сторона данного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении порядка обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.

Из материалов дела следует, что образовавшиеся отходы производства и потребления были размещены на территории, обслуживаемой ООО «ЖЭУ Слобода».

В силу части 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена   административная   ответственность,   однако   данным   лицом   не   были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Виновность юридического лица считается установленной, если доказано событие
правонарушения и лицом, привлекаемым к ответственности, не заявлены возражения об
отсутствии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
предусмотрена административная ответственность либо о принятии всех зависящих от
него мер по их соблюдению.

Следовательно, юридическое лицо не подлежит ответственности, если будет доказано, что соблюдение закона было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающей бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, на административный орган. ООО «ЖЭУ Слобода» является субъектом правонарушения, поскольку деятельность Общества подпадает под действие Федеральных законов от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Событие административного правонарушения выявлено 20 ноября 2006г., постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 30 ноября 2006г., то есть в пределах двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. О составлении протокола от 20 ноября 2006г. об административном правонарушении №055082 и вынесении постановления от 30 ноября 2006г. по делу об административном правонарушении №1981 извещен законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - начальник ЖЭУ ФИО4

Как усматривается из материалов дела, а также из объяснения свидетеля ФИО2, в ходе проверки 20 ноября 2006г. был установлен факт захламления контейнерной площадки по адресу ул.Камая,15, данную территорию обслуживает компания ООО «ЖЭУ «Слобода», протокол об административном правонарушении составлен в присутствии начальника ООО «ЖЭУ «Слобода», подтвердивший свои полномочия доверенностью и приказом о назначении начальником ЖЭУ.

Кроме того, факт правонарушения подтверждается представленными в суд первой инстанции  фотографиями места совершения правонарушения и протоколом административного правонарушения, в котором начальник ЖЭУ указал, что недостатки будет устранять.

Таким образом, суд первой инстанции пришел  к правильному выводу о том, что факт совершения административного правонарушения материалами дела доказан и в действиях лица, привлеченного к административной ответственности, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РПФ.

Довод апелляционной жалобы о том, что Общество не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, опровергается доказательствами, представленными административным органом, согласно которым Обществом допущено захламление контейнерных площадок на обслуживаемой Обществом территории (что Обществом не отрицалось) вследствие неосуществления надлежащего контроля за своевременным вывозом бытовых отходов.

Вопреки требованиям п.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество  не доказало обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.

При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.

На основании изложенного решение суда от 19 марта  2007 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан  от 19 марта 2007 года  по делу №А65-28464/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «ЖЭУ Слобода» – без удовлетворения.    

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                         Е.Г.Филиппова

Судьи                                                                                                       В.Е.Кувшинов

                                                                                                                   Е.Г.Попова