ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-2762/2021 от 14.04.2021 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

апреля 2021 года                                                                                    Дело №А49-4531/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2021 года

Постановление в  полном объеме изготовлено 20 апреля 2021 года 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Лихоманенко О.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14.04.2021 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирмы «Термодом» на решение Арбитражного суда Пензенской области от 19.01.2021 по делу №А49-4531/2020 (судья Дудорова Н.В.), возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирмы «Термодом» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Пенза, к министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Пенза, третье лицо: государственное казенное учреждение Пензенской области «Ахунско-Ленинское лесничество» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Пенза, об оспаривании ненормативного правового акта,

в судебном заседании приняли участие:

от ООО ПКФ «Термодом» - ФИО1 (доверенность от 17.02.2021),

от иных лиц - не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Термодом» (далее - ООО ПКФ «Термодом», общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 26.02.2020 №16-2-3/1065 отказа министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее - Министерство) в заключении договора аренды лесного участка без проведения торгов; об обязании Министерства направить в адрес общества подписанный проект договора аренды лесного участка площадью 18,7 га, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 58:24:390501:107, расположенного по адресу: Пензенская область, Пензенский район, Ахунское лесничество, Засурско-Леонидовское участковое лесничество (ФИО2 участок), лесной квартал №400 (лесотакционные выделы 2, ч.3, 4, 5), №401 (лесотакционный выдел ч.8), №403 (лесотакционные выделы 1, 2, ч.3, 4, 5, ч.6, ч.8, 9), №404 (лесотакционный выдел ч.4), №407 (лесотакционный выдел ч.2), без проведения торгов.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Пензенской области «Ахунско-Ленинское лесничество» (далее - ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество»).

Решением от 19.01.2021 по делу №А49-4531/2020 Арбитражный суд Пензенской области в удовлетворении заявленных требований отказал.

ООО ПКФ «Термодом» в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Министерство апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее; просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

В судебном заседании представитель ООО ПКФ «Термодом» апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.

В соответствии со ст.156 и 266 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителя ООО ПКФ «Термодом» в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, ООО ПКФ «Термодом» осуществляет пользование недрами на участке недр «Терновское-3», расположенном в 1,5 км на северо-восток от с.Засечное Пензенского района Пензенской области, на основании лицензии на пользование недрами ПНЗ 00164 ТР (от 13.10.2015 №164) со сроком действия до 13.10.2040.

В составе лицензии определены границы участка недр «Терновское-3» и предоставлен горный отвод в предварительных границах для целей геологического изучения, разведки и добычи строительного песка. Площадь участка предварительного горного отвода 31,5 га, глубина отработки - до 15,0 м.

28.01.2020 ООО ПКФ «Термодом» обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка площадью 18,7 га, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 58:24:390501:107, расположенного по адресу: Пензенская область, Пензенский район, Ахунское лесничество, Засурско-Леонидовское участковое (ФИО2 участок), лесной квартал №400 (лесотаксационные выделы 2, ч.3, 4, 5), лесной квартал №401 (лесотаксационный выдел ч.8), лесной квартал №403 (лесотаксационные выделы 1, 2, ч.3, 4, 5, 6, 8, 9), лесной квартал №404 (лесотаксационный выдел ч.4), лесной квартал №407 (лесотаксационный выдел ч.2) для недропользования, проведения работ, связанных с пользованием недрами.

По результатам рассмотрения указанного обращения Министерство в письме от 26.02.2020 №162-3/1065 сообщило обществу о том, что согласно лесохозяйственному регламенту Ахунского лесничества, государственному лесному реестру испрашиваемый лесной участок по целевому назначению относится к защитным лесам, категория защитных лесов - ценные леса (нерестоохранные полосы лесов). На испрашиваемом лесном участке выделены особо защитные участки лесов, где запрещается осуществление деятельности, не совместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Предоставление в аренду лесных участков для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых возможно в эксплуатационных лесах и на нелесных землях.

Изложенное послужило основанием для обращения ООО ПКФ «Термодом» с заявлением в арбитражный суд.

При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).

В соответствии со ст.3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами (ст.9 ЛК РФ).

Согласно п.1 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Исходя из п.11 ч.1 ст.25 ЛК РФ, осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых является одним из видов использования лесов.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст.25 ЛК РФ. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (ч.1 и 2 ст.72 ЛК РФ).

В силу ч.1 ст.73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных ч.3 данной статьи, ч.1 ст.74 ЛК РФ.

П.1 ч.3 ст.73.1 ЛК РФ предусмотрено, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных ст.36, 43-45 ЛК РФ.

Как установлено в ч.1 и 2 ст.43 ЛК РФ, использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута. Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со ст.9 ЛК РФ.

Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода (ст.25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»).

Таким образом, земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом №2395-1.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст.39.2 ЗК РФ.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.

В соответствии с пп.20 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.

Как установлено судом первой инстанции, по сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 58:24:0390501:107 площадью 109 172 293 кв.м, на часть которого претендует ООО ПКФ «Термодом», отнесен к категории земель лесного фонда с разрешенным использованием для размещения объектов лесного фонда.

Следовательно, наличие горноотводного акта и лицензии на право пользования участком недр наделило общество исключительным правом на получение земельного участка без проведения торгов, однако само по себе не влечет возникновение безусловной обязанности предоставить такой участок в нарушение условий и ограничений, предусмотренных лесным законодательством.

Ст.1 ЛК РФ установлено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты, основываются на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах.

В соответствии с ч.1 ст.10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: 1) защитные леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса.

Согласно ч.4 ст.12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В ч.1 ст.25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов. В соответствии с ч.2 ст.25 ЛК РФ леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ч.1 данной статьи, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с ч.3 и 6 ст.111 ЛК РФ проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных ч.5.1 ст.21 ЛК РФ, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Ч.5.1 ст.21 ЛК РФ установлено, что в защитных лесах предусмотренные ч.5 данной статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных п.1-4 ч.1 данной статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства (ч.3 ст.43 ЛК РФ).

Исходя из ч.4 ст.43 ЛК РФ, в случае, предусмотренном ч.3 данной статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со ст.81-84 ЛК РФ.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 №515 утвержден Порядок использования лесов (действовал в рассматриваемом периоде; утратил силу с 01.01.2021).

В п.9 Порядка №515 предусмотрено, что В целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.

Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.

Согласно ч.1, п.1 и 8 ч.2 ст.119 ЛК РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. К особо защитным участкам лесов относятся, в частности, берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов и другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.

На особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч.6 ст.119 ЛК РФ).

Как предусмотрено в п.21 Лесоустроительной инструкции (утв.Приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122), особо защитные участки лесов проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.

Согласно ч.1 ст.115 ЛК РФ к ценным лесам относятся леса, имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение, в частности, нерестоохранные полосы лесов (леса, расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов) (п.12).

В ценных лесах запрещаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений (ч.2 ст.115 ЛК РФ).

Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 №849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, п.2 которого содержит прямой запрет на размещение карьеров в особо защитных участках лесов.

Согласно выписке из Государственного лесного реестра, а также сведениям лесохозяйственного регламента Ахунского лесничества КГУ Пензенской области «Ахунско-Ленинское лесничество», кварталы 400, 401, 403, 404, 407 Ахунского лесничества, Засурско-Леонидовского участкового лесничества (ФИО2 участок) отнесены к категории защитных лесов, категория защитности - нерестоохранные полосы лесов, что исключает возможность предоставления лесных участков в названных кварталах для недропользования и связанных с ним работ, на что правомерно указало Министерство в письме от 26.02.2020 №16-2-3/1065.

Доводы ООО ПКФ «Термодом», со ссылкой на письмо ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество» от 17.03.2020 №138, об отсутствии в месте размещения испрашиваемого участка водоемов, об отсутствии на испрашиваемой территории особо защитных участков лесов, суд первой инстанции обоснованно отклонил как противоречащие материалам Государственного лесного реестра, сведениям лесохозяйственного регламента Ахунского лесничества КГУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество», а также письму того же ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество» от 24.02.2015 №54 (л.д.74).

Будучи привлеченным к участию в деле в качестве третьего лица, ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество» допустимых и достаточных доказательств, опровергающих сведения Государственного лесного реестра и лесохозяйственного регламента лесничества об отнесении испрашиваемого участка к категории защитных лесов, нерестоохранным полосам лесов, не представило.

Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, оспариваемый отказ не влечет нарушение прав и законных интересов общества в связи со следующим.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.

В пп.20 п.2 ст.39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.

Таким образом, по смыслу приведенных норм материального права в их совокупности и взаимосвязи земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с недропользованием, предоставляются исключительно пользователям недр на период не менее срока действия соответствующей лицензии. При этом соответствующий договор аренды такого участка заключается без проведения торгов.

Ст.39.17 ЗК РФ урегулирован порядок предоставления земельных участков без торгов.

В соответствии с пп.3 п.5 ст.39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст.39.16 данного кодекса.

Согласно п.24 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что у ООО ПКФ «Термодом» имеется лицензия на право пользования недрами сроком действия лицензии до 13.10.2040, ему предоставлен горный отвод, границы которого на момент обращения в Министерство, являлись предварительными и не были уточнены. Площадь участка предварительного горного отвода составляла 31,5 га. В границах горного отвода располагается земельный участок с кадастровым номером 58:24:390501:107 площадью 10917,23 га. Общество обратилось с заявлением о предоставлении лесного участка площадью 18,7 га, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 58:24:390501:107, без его раздела и установления кадастровых границ в соответствии с требованиями земельного законодательства и Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Порядок пользования земельным участком на праве аренды регламентирован в ст.22 ЗК РФ.

По смыслу п.1 ст.432 и п.3 ст.607 ГК РФ, ст.22 ЗК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его государственного кадастрового учета, поэтому до тех пор, пока земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, он не может являться объектом гражданско-правовых отношений, то есть быть предметом сделок.

Наряду с этим необходимо учитывать, что глава V ЗК РФ содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, в связи с чем заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается (п.9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»).

В силу ч.2 ст.72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлена ст.39.14 ЗК РФ и включает в себя, в том числе, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 данного кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В силу пп.3 п.2 ст.39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается, в том числе, проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта.

Проектная документация испрашиваемого лесного участка в Министерство с заявлением от 28.01.2020 ООО ПКФ «Термодом» представлена не была.

При таких обстоятельствах, как верно указал суд первой инстанции, у ООО ПКФ «Термодом» отсутствовало право на получение лесного участка в аренду, следовательно, оспариваемый отказ Министерства не повлек нарушения его прав и законных интересов.

Довод Министерства о том, что оспариваемый отказ, по сути, является информационным письмом, так как заявление общество направлено с нарушением Административного регламента, суд первой инстанции обоснованно отклонил.

Постановлением Губернатора Пензенской области от 03.07.2013 №130 утвержден Административный регламент предоставления Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области государственной услуги «Предоставление лесных участков в аренду».

Согласно п.15 Административного регламента для получения государственной услуги заявитель (его представитель, уполномоченный на осуществление действий от имени заявителя) представляет заявление в одном экземпляре по форме согласно приложению №1 или №2 к Административному регламенту.

В соответствии с пп.«б» п.24 Административного регламента Министерство принимает решение об отказе в предоставлении государственной услуги в соответствии с ч.3 ст.73.1 ЛК РФ, в том числе в случае подачи заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим административным регламентом.

Представленное ООО ПКФ «Термодом» заявление содержит все необходимые сведения, перечисленные в приложении №1 к Административному регламенту, в оспариваемом письме (решении) не приведено доводов о том, что это заявление рассмотрено как обычное обращение, не связанное с предоставлением лесного участка в аренду. Между тем, поскольку указанное письмо (решение) могло создать препятствия для ООО ПКФ «Термодом» в реализации его волеизъявления на получение лесного участка в аренду, оно могло быть обжаловано в суд в порядке гл.24 АПК РФ.

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.

Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, суд первой инстанции обоснованно отказал ООО ПКФ «Термодом» в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. относятся на ООО ПКФ «Термодом».

В соответствии со ст.104 АПК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО ПКФ «Термодом» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне зачтенную по справке Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020 №99319(1) и платежному поручению от 28.09.2020 №4357.

Руководствуясь статьями 104, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 19 января 2021 года по делу №А49-4531/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирме «Термодом» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                    

Е.Н. Некрасова

Судьи 

А.Б. Корнилов

О.А. Лихоманенко