ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-2936/2022 от 30.05.2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45


www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

03 июня 2022 года                                                                                Дело № А55-12829/2021

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2022 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г.,

судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В., 

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,

приучастии:

от Министерства имущественных отношений Самарской области – представитель не явился, извещено,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – представитель ФИО1 (доверенность от 24.12.2021 № 12-5822),

от третьих лиц – представители не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 января 2022 года по делу           № А55-12829/2021 (судья Рагуля Ю.Н.),

по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,

третьи лица:

1. ГБОУ Самарской области "Школа-интернат № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Жигулевск",

2. Администрации г.о. Жигулевск Самарской области,

о признании незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Управление), в котором просит:

- признать уведомление Управления Росреестра по Самарской области от 07.04.2021 № КУВД-001/2021-12899412/1 о возврате заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов незаконным;

- обязать Управление Росреестра по Самарской области осуществить внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 63:02:0206007:10, расположенном по адресу: <...>, в части изменения вида разрешенного использования с «для строительства школы-интерната в пос. Моркваши» на «образование и просвещение».

В соответствии со ст. 51 АПК РФ судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ГБОУ Самарской области "Школа-интернат № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Жигулевск", Администрация г.о. Жигулевск Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 января 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Министерство просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 26 января 2022 года по делу № А55-12829/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.

Определением суда апелляционной инстанции от 28.02.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 04.04.2022.

В материалы дела от ГБОУ Самарской области "Школа-интернат № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Жигулевск" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо поддерживает апелляционную жалобу Министерства.

Определением суда апелляционной инстанции от 04.04.2022 судебное разбирательство по делу было отложено на 20.04.2022.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 20 апреля 2022 года до 27 апреля 2022 года. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда).

В судебном заседании 27.04.2022 Управлением представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 26 января 2022 года по делу № А55-12829/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.

Определением суда апелляционной инстанции от 28.04.2022 судебное разбирательство по делу было отложено на 30.05.2022.

В судебном заседании апелляционного суда 30.05.2022 представитель Управления возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представители Министерства и третьих лиц в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей Министерства и третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает судебный акт арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта.

Как следует из материалов дела, в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке площадью 39 067 кв.м, местоположение: Самарская область, городской округ Жигулёвск, <...>, с кадастровым номером 63:02:0206007:10, вид разрешённого использования: «Для строительства школы-интерната в пос. Моркваши». Дата постановки на государственный кадастровый учёт - 02.11.2007.

При этом как следует из ЕГРН сведения о площади и местоположении границ указанного земельного участка имеют уточнённый характер.

В отношении рассматриваемого земельного участка в ЕГРН содержится запись от 26.11.2018 № 63:02:0206007:10-63/002/2018-1 о праве собственности Самарской области, которое возникло в силу закона в порядке разграничения государственной собственности на землю (основание - абз.2 п.2 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

05.04.2021 в регистрирующий орган обратилось Министерство имущественных отношений Самарской области в лице уполномоченного представителя с заявлением № OfSite-2021-04-05-279058   (№   КУВД-001/2021-12899412)   об   осуществлении   государственного кадастрового   учета   изменений   земельного   участка   с    кадастровым    номером 63:02:0206007:10 в части указания характеристики - вид разрешенного использования   «Образование и просвещение».

В качестве документа-основания для совершения заявленного учётно-регистрационного действия был представлен приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 11.02.2021 № 198 «Об установлении вида разрешённого использования земельного участка (объекта недвижимости), расположенного по адресу: Самарская область. г. Жигулевск, ул. Пролетарская, № 27. Согласно указанному приказу земельному участку с кадастровым номером 63:02:0206007:10 был установлен вид разрешенного использования - образование и просвещение.

В ответ на данное обращение из регистрирующего органа Министерством было получено уведомление от  07.04.2021 № КУВД-001/2021-12899412/1 о возвратезаявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав без рассмотрения.

Данное уведомление ответчика  содержит ссылки на ст.25 Федерального закона Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В то же время, в названном  уведомлении № КУВД-001/2021-12899412/1 о возврате заявления Управление Росреестра указано на невозможность внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорного земельного участка в части  вида разрешенного использования с «Для строительства школы-интерната в пос. Моркваши»  на «Образование и просвещение».

Согласно Уведомлению единственной причиной невозможности внесения изменений в сведения ЕГРН об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:02:0206007:10 является несоответствие (превышение) предельных размеров земельных участков, установленных Правилами землепользования и застройки городского округа Жигулевск Самарской области, в отношении земельных участков с разрешенным использованием «образование и просвещение».

Министерство, не согласившись с указанным решением, обратилось в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, проанализировав основания, указанные Управлением в оспариваемом уведомлении о возврате заявления, указав, что согласно ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (данная норма содержится и в п.1 ст.11 Правил землепользования и застройки городского округа Жигулевск, утвержденных Решением Думы городского округа Жигулёвск Самарской области от 25.10.2018 № 388.), а таб. 10 ст.66 указанных Правил, содержащей градостроительный регламент территориальной зоны О3-3, предельный (максимальный) размер земельного   участка   с   видом   разрешённого   использования   «Образование   и просвещение» составляет 35 000 кв.м, что меньше, чем площадь земельного участка с кадастровым номером 63:02:0206007:10, согласился с позицией Управления, а также дополнительно сославшись на ч.13 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ,   п.2 ч.1 ст.32 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ и указав, что предусмотренное данной нормой решение не было направлено Минисерством, в регистрирующий орган, сделал вывод об отсутствии совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимых для признания оспариваемого уведомления Управления Росреестра по Самарской области от 07.04.2021 № КУВД-001/2021-12899412/1 недействительным.        

Однако судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя.

При этом в силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"  ( далее- Федеральный закон №218- ФЗ, Закон о государственной регистрации недвижимости) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ  государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"  в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

 К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений ( ч.2 ст.8 Федерального закона  N 218-ФЗ).

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке ( часть 3 ст.8  Федерального закона  N 218-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 этого Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества - вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).

В части 4 статьи 18 Закона N 218 определено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав предусмотрены статье 21 Закона N 218-ФЗ.

Статьей 25 Закона N 218 установлены основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения.

В соответствии с данной нормой орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если:

1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования;

1.1) заявление о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемые к нему документы представлены в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и при этом не соблюдены требования, установленные статьей 36.2 настоящего Федерального закона;

2) такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;

3) информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем;

4) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона;

5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оспариваемое Министерством в настоящем деле уведомление от  07.04.2021 № КУВД-001/2021-12899412/1 о возврате заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав без рассмотрения,  содержит ссылку на вышеуказанную статью 25  Закона N 218-ФЗ, однако не содержит ссылок на конкретный  пункт указанной статьи 25 Закона N 218-ФЗ как и не содержит  мотивов и оснований, предусмотренных нормами статьи 25  Закона N 218-ФЗ для возврата заявления и приложенных к нему документов без рассмотрения.

В этой связи,  оспариваемое уведомление не основано на законе.

Ответчик в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции указал, что  заявление Министерства  было рассмотрено Управлением Росреестра по Самарской области  по существу  и,  по сути, направленное в адрес Министерства уведомление .04.2021 № КУВД-001/2021-12899412/1 о возврате заявления необходимо рассматривать как уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Данные доводы  ответчика не основаны на законе и обстоятельствах настоящего дела.

Отказ регистрирующего органа должен быть мотивированным, основанным на конкретных положениях норм закона и обоснован ссылками на конкретные нормы права, принятым с соблюдением установленной законом процедуры.

Согласно ч.1 ст.27 Закона N 218-ФЗ  в  осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Основания для приостановления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора закреплены в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, содержащей 63 пункта.

В соответствии с ч.2 ст.26  Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Однако, в оспариваемом уведомлении № КУВД-001/2021-12899412/1 ссылки на нормы ст.26 Закона N 218-ФЗ и конкретные пункты данной статьи, как и на положения ст.27 Закона N 218-ФЗ, не  приведены ответчиком.

Также, в рассматриваемом случае, приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не осуществлялось Управлением, а по прошествию  двух дней после подачи Министерством заявления от 05.04.2021 года, вынесено оспариваемое Уведомление  от 07.04.2021 года о возврате заявления и прилагаемых к нему документов со ссылкой на статью 25 Закона N 218-ФЗ, которое как полагает сам ответчик, является решением об отказе в  осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Ответчик, указывая на то, что оспариваемое Уведомление от 07.04.2021 № КУВД-001/2021-12899412/1   о возврате заявления и прилагаемых к нему документов (со ссылкой на статью 25 N 218-ФЗ), является решением об отказе в  осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, вместе с тем,  не представил  доказательств подтверждения  соблюдения им   процедуры   и последовательности принятия решения об отказе в  осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не подтвердил оснований со ссылкой на конкретные нормы закона..

Вышеизложенное свидетельствует о грубом нарушении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области требований и положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В этой связи апелляционный суд полагает,  что оспариваемое решение не основано  на законе и нарушает права и законные интересы заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции отменяет решение Арбитражного суда Самарской области от 26 января 2022 года по делу № А55-12829/2021 и принимает по делу новый судебный акт, которым удовлетворяет заявление Министерства о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 07.04.2021 № КУВД-001/2021-12899412/1 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения.

Из норм пункта 3 части 4, пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ следует, что при удовлетворении требований заявителя в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия)  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения, действия (бездействия) незаконными и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что оспариваемое Уведомление  от 07.04.2021 года о возврате заявления Министерства и прилагаемых к нему документов без рассмотрения незаконно,   апелляционный суд полагает необходимым обязать Управление рассмотреть по существу заявление Министерства имущественных отношений Самарской области о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав от 05.04.2021. № КУВД-001/2021-12899412. 

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.

Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 января 2022 года по делу           № А55-12829/2021 отменить, принять новый судебный акт.

Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 07.04.2021 № КУВД-001/2021-12899412/1 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области рассмотреть по существу заявление Министерства имущественных отношений Самарской области о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав от 05.04.2021. № КУВД-001/2021-12899412.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                Е.Г.Попова

Судьи                                                                                                    И.С. Драгоценнова

                                                                                                         Н.В. Сергеева