ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-3163/2007 от 31.05.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения  арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  31 мая 2007 г.

Постановление  в полном объеме изготовлено 01 июня  2007 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола судебного заседания  ФИО1, с участием:

от Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Республике Татарстан – представитель ФИО2, дов. от 11 августа 2006 г. № 39770-2-4,

от Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Курской области – представитель не явился, извещен,

от ООО «Индиго» - представитель не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2007 г. апелляционную  жалобу Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Нижнекамск,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 марта 2007 года  по делу № А65-27313/2006, судья  Кочемасова Л.А.,

по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Нижнекамск, к ООО «Индиго», Республика Татарстан, г.Нижнекамск,  Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Курской области, Курская область, п.Касторное, 

о  признании недействительной государственной регистрации  юридического лица,

УСТАНОВИЛ: 

Межрайонная инспекция ФНС России № 11 по Республике Татарстан обратилась в Арбитражный суд  Республики Татарстан  с заявлением  о признании недействительным заявления Общества с ограниченной ответственностью «Индиго» (далее - ООО «Индиго», Общество)  о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, признании недействительной государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме слияния ООО «Индиго», признании решения №308А от 06.10.2006 г. незаконным, а также обязании налогового органа внести соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

Решением суда от  28 марта 2007 г. в удовлетворении заявления Межрайонной инспекции ФНС России №11 по Республике Татарстан  к ООО «Индиго» и Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Курской области о признании государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме слияния ООО «Индиго» недействительной, признании решения от 06 октября 2006г. №308А  незаконным, а также обязании налогового органа внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ отказано.

Производство по делу по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России  №11 по Республике Татарстан о признании недействительным заявления ООО «Индиго» о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, прекращено.

В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России № 11 по Республике Татарстан просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение требований закона, поскольку в заявлении о государственной регистрации юридического лица Обществом были предоставлены недостоверные сведения, касающиеся нового местонахождения, что, по мнению Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Республике Татарстан, должно повлечь  признание такой регистрации недействительной.

Отзывы на апелляционную жалобу ООО «Индиго» и Межрайонная инспекция ФНС России №6 по Курской области не представили.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ООО «Индиго» 29 сентября 2006 г. в адрес Межрайонной инспекции ФНС России №6 по Курской области было подано заявление формы №Р 12001 о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (адрес места нахождения создаваемого юридического лица: 423550, <...>).

Межрайонной инспекцией ФНС России №6 по Курской области  на основании положений Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» было принято решение от 06 октября 2006 г. №308А о государственной регистрации ООО «Индиго» путем реорганизации в форме слияния (л.д.17) и внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ за ОГРН <***>. Регистрационное дело было направлено по месту нахождения созданного юридического лица - в Межрайонную инспекцию ФНС России №11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск.

Межрайонной инспекцией ФНС России №11 по Республике Татарстан в соответствии со ст.31, п.1 ст.82, п.2 ст.92 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)  на основании решения о проведении мероприятий налогового контроля от 13 октября 2006 г. были осуществлены контрольные мероприятия,  направленные на уточнение местонахождения ООО «Индиго»,  в результате которых было установлено, что Общество по адресу, указанному в учредительных документах, не находится (протокол осмотра помещения от 13.10.2006 г., объяснительная от 13.10.2006 г.). Других заявлений о внесении изменений в учредительные документы за период с 29 сентября 2006 г. в регистрирующий орган ООО «Индиго» представлено не было.

В соответствии с п. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признаны судом недействительными.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действия (бездействия) незаконным необходимо наличие одновременно двух вышеприведенных условий.

В качестве снования признания государственной регистрации ООО «Индиго» путем реорганизации в форме слияния недействительной, признания решения от 06 октября 2006г. №308А и заявления ООО «Индиго» о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, незаконными, Межрайонная инспекция ФНС России №11 по Республике Татарстан указывает представление в регистрирующий орган недостоверных сведений, касающихся местонахождения созданного юридического лица.

Однако данное основание не может само по себе свидетельствовать о незаконности произведенной государственной регистрации юридического лица путем реорганизации в форме слияния, поскольку в данном случае требования статей 57-60 ГК РФ и главы 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регламентирующих порядок реорганизации юридического лица и его государственную регистрацию, были соблюдены ООО «Индиго»  при создании Общества.

Иных оснований признания государственной регистрации ООО «Индиго» путем реорганизации в форме слияния не приведено.

Из п.1 ст.25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что на регистрирующий орган не возложена обязанность проверять достоверность сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации.

Пункт 1 ст. 14 того же Федерального закона предусматривает, что при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Из материалов дела следует, что основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в ЕГРЮЛ, предусмотренные ст.23  Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», у Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Курской области отсутствовали.

Следовательно, при государственной регистрации ООО «Индиго», создаваемого путем реорганизации в форме слияния, и при принятии соответствующего решения о регистрации от 06 октября 2006г. №308А Межрайонная инспекция ФНС России № 6 по Курской области действовала на основании норм законодательства, не нарушая прав ООО «Индиго».

Учитывая, что регистрирующий орган не допустил нарушения законодательства о регистрации  при  принятии решения,  суд пришел к правильному выводу о том, что основания для признания ненормативного акта недействительным отсутствуют.

Статьей 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обраться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Таким образом, в законодательстве установлена административная и иная ответственность за представление недостоверных сведений, но по этому основанию не предусмотрено признание судом недействительным решения о регистрации изменений и записи в ЕГРЮЛ.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 февраля 2006 г. № А55-13638/05-10.

Требование о признании государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, не может быть предъявлено к ООО «Индиго», поскольку соответствующего решения Общество не принимало и действий, связанных с регистрацией, как регистрирующий орган, не осуществляло.

Требование налогового органа о признании заявления ООО «Индиго» о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, поступившее в Межрайонную инспекцию ФНС России №6 по Курской области, правомерно не рассмотрено арбитражным судом.

Согласно ст.29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) государственных органов местного самоуправления, иных органов и их должностных лиц. Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, не является правовым актом,  в связи с чем данное требование неподведомственно арбитражному суду и производство по делу в указанной части обоснованно  прекращено на основании п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ.

При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.

На основании изложенного решение суда от 28 марта  2007 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 марта 2007 года  по делу №А65-27313/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Республике Татарстан  - без удовлетворения.           

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                     Е.Г.Филиппова

Судьи                                                                                                    В.С.Семушкин

                                                                                                               В.Е.Кувшинов