ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-3407/2007 от 28.06.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

29 июня   2007 г.                                                                              Дело № А55-3071/2007

г. Самара

  Резолютивная часть постановления объявлена     28 июня   2007 г.

   Постановление в полном объеме изготовлено      29 июня   2007 г.

       Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей    Юдкина А.А., Кувшинова В.Е., 

при ведении протокола  секретарем  судебного заседания Голяковой Е.С. ,

с участием:

от заявителя  - представитель Киримов М.Ш. (доверенность от 20.02.2007г.)

            от ответчика  – представитель Бесчасный Д.Е. (доверенность от 24.04.2007г. № 10-27-1031),

от третьих лиц:

от ООО «Алком» - представитель Каблов Д.С. (доверенность до 31.12.2007г.).

от ОАО «СпецАвтотранс» - не явился (извещен надлежаще).

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную  жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Интер Нур ЛТД», Самарская область, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 апреля  2007г.  по делу  №А55-3071/2007 (судья Стенина А.В.), рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интер Нур ЛТД»

к Административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара, Самарская область, г. Самара,

об отмене постановления от 28.02.2007г. №116,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: общество с ограниченной ответственностью «Алком», Самарская область, г. Самара, открытое акционерное общество «СпецАвтотранс»,  Самарская область, г. Самара,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Интер Нур ЛТД» (далее  - общество, ООО «Интер Нур ЛТД») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Октябрьского района городского округа Самары от 28.02.2007г. №116 о привлечении Общества к административной ответственности по п.5 ст.2.5 Закона Самарской области от 14.03.2002г. №3-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.04.2007г. в удовлетворении  требований общества было отказано. Суд исходил из того, что факт правонарушения -захламление контейнерной площадки и территории вокруг нее,  подтвержден материалами дела, Обществом не заключен договор на утилизацию макулатуры, вывоз крупногабаритных отходов  Обществом не производится, заявки на их вывоз  в ОАО «СпецАвтотранс» не поступали.

В апелляционной жалобе ООО «Интер Нур ЛТД» просит решение от 19.04.2007г. отменить, мотивируя жалобу тем, что суд первой инстанции не принял во внимание его доводы о том, что обществом не предпринимались действия по вывозу мусора (ТБО), так как он не принадлежал организации, доказательства его принадлежности обществу отсутствуют, протоколом не зафиксировано складирование мусора (ТБО) работниками Общества.

В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда отменить по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.

Представитель Административной комиссии Октябрьского района городского округа Самары просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по основаниям, указанным в апелляционной жалобе, ссылаясь, что факт правонарушения подтвержден протоколом об административном правонарушении от 02.02.2007г.

Административная комиссия Октябрьского района городского округа Самары представила отзыв на апелляционную жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу.

ООО «Алком» просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу.

Представитель  ОАО «СпецАвтотранс»  в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще и в соответствии со ст.123,156 Арбитражного процессуального Кодекса российской Федерации суд рассматривает жалобу в его отсутствие.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене.

Из материалов дела следует, по жалобам сотрудников ЖЭУ № 1 ООО «Алком» на захламление контейнерной площадки и территории вокруг нее, 15.02.2007г. представителем Административной комиссии Октябрьского района городского округа Самары произведена проверка контейнерных площадок и территории рядом с ней расположенной по адресу: г.Самара,  ул. Авроры, 122.

По результатам рассмотрения составлен Протокол № 12/2Б от 15.02.07 г. (л.д. 5), которым зафиксирован факт складирования, хранения отходов производства и потребления за пределами специально отведенных мест (ящики, коробки из-под фруктов с чеками Общества).

Определением от 15.02.2007г. заседание административной комиссии Октябрьского района городского округа Самары по протоколу № 12/2Б было назначено на 28.02.2007 г. Копия протокола с приглашением на заседание были направлены почтой заявителю и им получены, что обществом не оспаривается.

28.02.2007г. Административной комиссией Октябрьского района городского округа Самары вынесено Постановление №116 по делу об административном правонарушении, которым Общество подвергнуто  административному наказанию в виде штрафа на сумму 6000 руб. (л.д. 4).

Не согласившись с принятым постановлением, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.

Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт правонарушения - захламление контейнерной площадки и территории вокруг нее,  подтвержден материалами дела, Обществом не заключен договор на утилизацию макулатуры, вывоз крупногабаритных отходов  Обществом не производится, заявки на их вывоз  в ОАО «СпецАвтотранс» не поступали.   

Суд апелляционной инстанции считает,  что судом неполно выяснены обстоятельства дела и сделан неправильный вывод о возможности применения к Обществу административного взыскания, поскольку  административным органом нарушена процедура привлечения Общества к административной ответственности.

Согласно п. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним Законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Поэтому при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности административному органу  надлежит руководствоваться не только Законом субъекта РФ, но и  Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Согласно частям 3 - 5 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Как следует из пояснений представителя административной комиссии протокол об административном правонарушении от 15.02.3007г. №12/2Б был составлен в присутствии представителя Общества Каримова М.Ш., который является учредителем Общества, но представитель от подписи отказался, наличие доверенности у данного лица на представление интересов Общества не проверялось (протокол судебного заседания от 28.06.2007г.).

Вместе с тем, доказательств в обоснование своего довода о  наличии у Каримова М.Ш. полномочий законного представителя  интересов Общества (подтверждение права представления интересов Общества без доверенности либо наличие доверенности),  административный орган суду представить не смог.  

В своих пояснениях Каримов М.Ш., не отрицая факта присутствия при составлении протокола, указывает, что Общество о месте и времени составления протокола не извещалось, при составлении протокола директора на месте не было, а у него на тот момент не было  полномочий  и права подписи, поскольку он является начальником службы безопасности данного общества (протокол судебного заседания от 28.06.07г.).  

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении от 15.02.2007г. №12/2Б не отражено участие представителя Общества при составлении протокола, сделать вывод о том, какое конкретное физическое лицо как представитель Общества присутствовало при составлении протокола, но от подписи отказалось, не представляется возможным.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законного представителя Общества.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.  10 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица не относится к существенным недостаткам протокола об административном правонарушении только если привлекаемое лицо было  надлежащим образом извещено о времени и месте его составления.

Доказательства извещения Общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в деле отсутствуют.

Представитель административного органа представить их не смог, пояснив, что Общество о месте и времени составления протокола не извещалось и доказательства извещения отсутствуют.

Таким образом, Общество  было лишено соответствующих процессуальных гарантий при составлении протокола об административном правонарушении, поскольку права и законные интересы заявителя не защищались его законным представителем.

Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание разъяснения, изложенные  в  п. 17 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27.10.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", п. 10 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, согласно которым нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого Постановления, подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого Постановления.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 18.04.2007г. подлежит отмене, а оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности признанию незаконным и отмене.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривается, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

        Обществом с ограниченной ответственностью «Интер Нур ЛТД» ошибочно уплачена по платежному поручению от 03.05.2007г. №407 государственная пошлина за  рассмотрение апелляционной жалобы, в связи с чем, она подлежит возвращению подателю жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

                                             ПОСТАНОВИЛ:

           Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 апреля 2007г. по делу №А55-3071/2007 отменить.

           Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Интер Нур ЛТД» удовлетворить.

          Постановление Административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара от 28.02.2007г. №116 признать незаконным и отменить.

          Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Интер Нур ЛТД», г. Самара государственную пошлину в размере 1000 руб.

          Постановление  вступает в  законную силу  со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа. 

Председательствующий                                                      Е.Г.Попова

Судьи                                                                                     А.А. Юдкин

                                                                                                В.Е. Кувшинов