ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.А.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 апреля 2015 года в зале № 6 апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Росреестра» на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2013, принятое по делу № А55-22198/2014 (судья Рысаева С.Г.),
по иску общества с ограниченной ответственностью «Ориент-моторс» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «ФКП Росреестра» по Самарской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
с участием в деле Мэрии городского округа Тольятти, Правительства Самарской области , ООО «Группа комплексных решений», Министерства имущественных отношений Самарской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
об установлении кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Ориент-моторс» обратилось в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101180:0038 площадью 5404 кв.м., расположенного по адресу: <...> западнее дома № 89а равной рыночной стоимости 11 484 887 руб. (с учетом принятых уточнений исковых требований определением суда от 27.10.2014 года).
Определениями арбитражного суда Самарской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора привлечены привлечена Мэрия городского округа Тольятти, Правительство Самарской области, ООО «Группа комплексных решений», Министерства имущественных отношений Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 февраля 2015 года исковые требования были удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101180:0038 площадью 5404 кв.м., расположенного по адресу: <...> западнее дома № 89а установлена равной его рыночной стоимости 11 484 887 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 21 августа 2007 года между Мэрией городского округа Тольятти (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «финансовая компания «Поволжье» (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка №1657, на основании которого арендодатель, в соответствии с постановлением мэра городского округа Тольятти №1666-1/п от 02.07.2007 года, предоставляет во временное владение и пользование (аренду), а арендатор принимает земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101180:0038 площадью 5404 кв.м., расположенного по адресу: <...> западнее дома № 89а для строительства объектов дорожного сервиса и торговли.
На основании дополнительного соглашения от 17 февраля 2014 года к договору аренды №1657 общество с ограниченной ответственностью «Ориент-моторс» становится лицом в лицом в договоре аренды, приобретает права и обязанности арендатора.
Распоряжением Правительства Самарской области №262-р от 06.05.2013 Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии рекомендовано сформировать и представить до 20.05.2013 в Министерство перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, подлежащих государственной кадастровой оценке, по состоянию на 01.01.2013.
Постановлением Правительства Самарской области №610 от 13.11.2013 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением Правительства Самарской области №610 от 13.11.2013, определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17 июля 2014 года кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 63:09:0101180:0038 составляет 48 962 131 рублей. 40 коп.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 №10761/11 предусматривается, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащего ему земельного участка не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участков, определенной независимым оценщиком.
Согласно представленным истцом отчету общества с ограниченной ответственностью «Бюро оценочных технологий» № 2014.08-19/6 от 21 августа 2014 года и экспертному заключению №1930/10/14 от 09 октября 2014 года, рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 11 484 887 руб.
Существенна разница между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка, расположенного по адресу: адресу: <...> западнее дома № 89а, кадастровый номер 63:09:0101180:0038, площадью 5404 кв.м. послужило основание для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных законом. Кадастровая стоимость может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или в муниципальной собственности.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель за исключением случаев, определенных пунктом 3 той же статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22.07.2010 №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Однако в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) при наличии спора о кадастровой стоимости объекта недвижимости к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с экспертном заключением №1930/10/14 от 09 октября 2014 года представленный отчет №2014.08-19/6 от 09.10.2014 г. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков – Некоммерческого партнерства «Деловой союз оценщиков».
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101180:0038, площадью 5404 кв.м., расположенного по адресу: <...> западнее дома № 89а, составляет 11 484 887 руб.
Доказательств недостоверности представленного истцом отчета или иных противоречий ответчик не представил, о назначении экспертизы не ходатайствовал. Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца, установил кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что данный спор не подлежит рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства судом апелляционной инстанции отклоняется на основании следующего.
В соответствии со ст. 24.18. Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 21.07.2014 №225-ФЗ, вступившего в силу 22.07.2014 установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 (в редакции изменений от 16.05.2013).
Согласно ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Федеральный закон от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» вступил в законную силу 22.07.2014, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в законную силу.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ положения статьи 24.18 Закона № 135-ФЗ (в измененной редакции), устанавливающие требования к комиссии, применяются с момента принятия уполномоченным федеральным органом требований к представителям саморегулируемых организаций оценщиков.
Таким образом, основные положения статьи 24.18 Закона № 135-ФЗ применяются с 22.07.2014, согласно которым результаты определения кадастровой стоимости заинтересованными лицами могут быть оспорены в суде только в случае отклонении комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление не рассмотрено комиссией в установленные законом сроки.
Для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления по данной категории споров (оспаривание результатов определения кадастровой стоимости) с 22.07.2014 установлен обязательный досудебный порядок.
Как усматривается из материалов дела, истец обратился с иском в Арбитражный суд Самарской области об установлении кадастровой стоимости на земельные участки с кадастровыми номерами 63:32:2601001:6854 и 63:09:0101180:0038 равной рыночной стоимости 13 июля 2014 года.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2014 года требование об установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101180:0038 было выделено в отдельное производство.
Поскольку исковые требования были заявлены до вступления в законную силу изменений о применении обязательного досудебного порядка урегулирования спора, то оснований для применения новой редакции статьи 24.18 Закона № 135-ФЗ и оставления исковых требований без рассмотрения не имеется.
Возражения заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2013, принятое по делу № А55-22198/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Росреестра», - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Н.Ю. Пышкина
Судьи Е.М. Балакирева
Е.А. Терентьев