ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-3762/2021 от 26.04.2021 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 апреля 2021 года                                                                             Дело № А72-15533/2020

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновской области     

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 февраля 2021 года по делу № А72-15533/2020 (судья Овсяникова Ю.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,

по заявлению Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновской области (ОГРН 1187325007869, ИНН 7327087027), г. Ульяновск,

к Обществу с ограниченной ответственностью научно-производственной фирме «Сосны» (ОГРН 1027300535107, ИНН 7302007037), г. Димитровград,

третьи лица - Ильина Людмила Александровна, г. Димитровград,

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) (ОГРН: 1177325006198, ИНН: 7329024216), г. Димитровград,

о взыскании убытков в виде излишне выплаченной пенсии в размере 2007 руб. 35 коп. за период с 01.01.2018 г. по 31.05.2018 г.,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью научно-производственной фирме «Сосны» (далее - ответчик) о взыскании убытков в виде излишне выплаченной пенсии в размере 2007 руб. 35 коп. за период с 01.01.2018 г. по 31.05.2018.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены: Ильина Людмила Александровна,  Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) (далее - третьи лица).

В соответствии с гл. 29 АПК РФ исковое заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от  20 февраля 2021 года по делу № А72-15533/2020 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.

В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором ООО НПФ «Сосны» просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от  20 февраля 2021 года по делу № А72-15533/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.

В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью научно-производственной фирме «Сосны» зарегистрировано в Пенсионном фонде РФ в качестве плательщика страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

В силу ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В силу ст.14 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с п.п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15 -го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, предусмотренные данным подпунктом.

В соответствии со ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Сведения представляются страхователем о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".

В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в Закон № 400-ФЗ внесены изменения, согласно которым (п.1 ст.26.1) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имеющей место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в соответствии с п. 3 ст. 26.1 Закона №400-ФЗ с учетом индексации и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно части 2 данной статьи, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как указывает заявитель, работник ответчика Ильина Людмила Александровна. является получателем трудовой пенсии по старости с 29.06.2014.

В соответствии с вышеперечисленными положениями законодательства, работающие пенсионеры не имеют права на индексацию и корректировку страховой пенсии, в связи с чем, до марта 2018 года Ильиной Л.А. индексация и корректировка пенсии не проводилась.

10.01.2018 ООО НПФ «Сосны» представлена отчетность за декабрь 2017 года, содержащая сведения по форме СЗВ-М в отношении Ильиной Л.А.

19.02.2018 ООО НПФ «Сосны» представлена отчетность по форме СЗВ-М (отм) за декабрь 2017 г., согласно которой представлены сведения в отношении Ильиной Л.А., как о неработающем пенсионере.

Форма СЗВ-М за декабрь 2017 года в отношении работника Ильиной Л.А. Обществом была представлена лишь 24.03.2020.

Руководствуясь п.4 ст.26.1 Закона №400-ФЗ, поскольку сведения на Ильину Л.А., как о работающем пенсионере, отсутствовали, Управлением 20.03.2018 было вынесено решение об индексации и корректировке страховой пенсии Ильиной Л.А., как неработающему пенсионеру, с 01.01.2018 г. Сумма переплаты Ильиной Л.А. размера пенсии за период с 01.01.2018 по 31.05.2018 составила 2 007 руб. 35 коп.

Ошибка выявлена только решением органа ПФР от 07.05.2020.

Согласно п. 10 ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Кроме того, в силу ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсия и иные денежные суммы, предоставленные гражданину и качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Таким образом, как указывает заявитель, действующее законодательство устанавливает запрет на удержание в таких случаях излишне выплаченных сумм с самого получателя пенсии; между тем, переплата по пенсии образовалась по вине страхователя, поскольку он несвоевременно (24.03.2020) представил сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года на Ильину Л.А., чем нарушил п. 2.2. ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и п. 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (обязывающей страхователей представлять отчетность по форме СЗВ-М в установленные сроки, в полном объеме и соответствующую первичным документам по учету труда).

Таким образом, по расчету Центра, общая сумма переплаты пенсии Ильиной Л.А. составила 2 007 руб. 35 коп.

Ответчик в отзыве указал, что 10.01.2018 Обществом в УПФРФ в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) были представления сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года, в том числе на сотрудника Общества - Ильину Л.А. 19.02.2018 Обществом был представлен ежегодный отчет по страховому стажу за 2017 год по форме СЗВ-СТАЖ, содержащий, в том числе, сведения на сотрудника Ильину Л.А.

19.02.2018 в Общество поступил протокол проверки отчета СЗВ-СТАЖ за 2017, содержащий указания на расхождения данных СЗВ-М и СЗВМ - СТАЖ в отношении застрахованных лиц Христосенко С.В., Ложникова В.В., Чичикова И.А., Кучкина В.О., Саидова А.О. 19.02.2018 Обществом был сформирован и отправлен отчет СЗВ-М за декабрь 2017 года (отм). Отменяющий отчет был ошибочно сформирован в отношении 333 человек, вместо 5. Каких-либо замечаний, несоответствий после представления отчета в ПФР обнаружено не было. Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации за 2017 год было направлено ОПФР в адрес Общества лишь 24.03.2020, с приложением протокола проверки отчетности по форме СЗВ-КОРР (корректирующая) за период 2020 год. В указанном протоколе указано о необходимости устранения расхождения и несоответствия в форме отчетности в ПФР - СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2017 год.

Сведения по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2017 год были представлены Обществом в установленный законом срок. Каких-либо замечаний, несоответствий после их представления ПФР не было обнаружено. Обществом по истечению срока проверки отчетности за 2017 год принято решение о представлении 24.03.2020 дополняющих сведений о застрахованных лицах за декабрь 2017 года, однако исходный отчет содержал всю необходимую информацию по работающим пенсионерам.

Как указывает ответчик, Обществом ежемесячно представляются сведения о каждом работающем у него застрахованном лице по установленной форме СЗВ-М, в том числе, в отношении работника Ильиной Л.А. Таким образом, на момент вынесения решения о повышении пенсии Ильиной Л.А., заявитель располагал информацией об осуществлении Ильиной Л.А. трудовой деятельности в декабре 2017, январе-феврале 2018 и, соответственно, не был лишен возможности не осуществлять выплату суммы индексации пенсии за спорный период. Прямой причинно-следственной связи между действиями Ответчика и фактом выплаты пенсии работающему пенсионеру в повышенном размере не имеется.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) в письменных пояснениях указало, что Решение о выплате сумм пенсии в отношении работника ООО НПФ «Сосны» Ильиной Л.А. было вынесено Управлением 20.03.2018, таким образом, с апреля 2018 г работнику Общества Ильиной Л.А. произведена индексация и корректировка пенсии. В период с ноября 2018 по май 2018 ООО НПФ «Сосны» представляло сведения по форме СЗВ-М, содержащие сведения о застрахованном лице -Ильиной Л.А., в установленные законом сроки.

Третье лицо, Ильина Л.А. письменные пояснения в материалы дела не представила.

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ею право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Позиция заявителя основана на том, что если работодатель отражает в отчетности по форме СЗВ-М сведения о застрахованном лице - пенсионере, следовательно, это подтверждает факт работы пенсионера, и отсутствие у него права на индексацию и корректировку пенсии. Если же в сведениях это лицо отсутствует, это подтверждает факт его увольнения и наличие в связи с этим права на индексацию и корректировку пенсии.

Поскольку за декабрь 2017 была подана отменяющая форма СЗВ-М, и в установленные законодательством сроки отчетность на Ильину Л.А.за декабрь 2017 года представлена не была, у Управления ПФР, как полагает заявитель, имелись основания для вывода о прекращении Ильиной Л.А. работы и, соответственно, для вынесения решений об индексации и корректировки ей страховой пенсии, как неработающему пенсионеру.

Однако учитывая представление полной и достоверной отчетности обществом за иные периоды в установленный законодательством срок, в которых содержалась информация об Ильиной Л.А. как о работающем пенсионере, и корректировку неверных сведений, что подтверждается материалами дела, суд не может согласиться с доводами заявителя.

Согласно материалам дела, 19.02.2018 Обществом в ПФР был представлен ежегодный отчет по страховому стажу за 2017 год по форме СЗВ-СТАЖ, содержащий, в том числе, сведения на сотрудника Ильину Л.А.

За январь и февраль 2018 Общество также своевременно представило сведения по форме СЗВ-М и в них указывалось, что Ильина Л.А. осуществляла работу.

Таким образом, на момент принятия 20.03.2018 решения о выплате с 01.12.2017 застрахованному лицу сумм пенсии с учетом индексации Пенсионным фондом уже были получены сведения по форме СЗВ-М и в них указывалось, что Ильина Л.А.осуществляла работу.

В поданном в суд заявлении и дополнительных пояснениях Центр указывал, что решение об индексации пенсии Ильиной Л.А. принято органом пенсионного фонда 20.03.2018. Кроме того, заявителем в материалы дела представлено распоряжение о перерасчете пенсии от 26.12.2017, устанавливающее, что страховая пенсия по старости с 01.01.2018 Ильиной Л.А. назначена в размере 11 246 руб. 95 коп.

В дополнительных пояснениях третье лицо, Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) указывает, что с учетом предстоящей с 01.01.2018 индексации пенсий в массовом порядке в программно-техническом комплексе в автоматическом режиме в декабре 2017 года сформировались распоряжения о перерасчете пенсий в отношении всех получателей (и работающих и неработающих). Дата вынесения распоряжения о перерасчете (26.12.2017) указана в распоряжении, как дата массового перерасчете всех пенсий, с учетом индексации. Таким образом, данное распоряжение подтверждает установление размера пенсии с учетом индексации без учета сведений о работе пенсионера и не отражает размер пенсии к фактической выплате пенсионеру. Но при выплате пенсии ее размер определяется в зависимости от того, имеет ли пенсионер получать пенсию в «полном размере» с учетом индексации или не иметь. При этом, решение о выплате сумм пенсий было вынесено Управлением 20.03.2018.

Историей выплат пенсии Ильиной Л.А. с 1.12.2017 по 03.06.2018 подтверждается, что повышенную пенсию в размере 11 246, 95 руб. застрахованное лицо начало получать с апреля 2018, тогда же (в апреле 2018) ей произведена доплата за период с 01.01.2018 по 31.03.2018.

Однако материалами дела подтверждается, что ответчиком своевременно были представлены в Пенсионный фонд отчеты по форме СЗВ-М в период с января 2018 года по май 2018 года, в которых содержалась информация об Ильиной Л.А., как о работающем пенсионере.

Таким образом, как на момент принятия 20.03.2018 решения о перерасчете (индексации) размера пенсии, так и на момент фактического осуществления доплаты застрахованному лицу (апрель 2018) истец располагал сведениями о том, что Ильина Л.А. является работником ООО НПФ «Сосны», между тем никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт непредставления (отмены) сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года.

При этом, как верно указал суд первой инстанции, допущенная страхователем ошибка в представлении отчетности является очевидной, поскольку отменяющая форма за декабрь 2017 была подана в отношении всех 333 человек - работников ООО НПФ «Сосны», что не могло не вызвать сомнения у органов Пенсионного фонда.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 N 105-О, законодатель определил порядок индексации размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, за период начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях"), предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Материалами настоящего дела подтверждается, что у органов Пенсионного фонда имелись достаточные сведения о том, что Ильина Л.А. работала в ООО НПФ «Сосны» и в декабре 2017 года (учитывая представление формы СЗВ-Стаж за 2017 год 19.02.2018), и в последующие периоды, однако Пенсионный фонд не только не уточнил факт осуществления либо прекращения пенсионерами работы после получения отменяющей формы СЗВ-М на всех сотрудников Общества, но и продолжал ежемесячно платить повышенную пенсию ежемесячном представлении страхователем сведений на застрахованное лицо как работающего пенсионера.

Учитывая данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об отсутствии прямой причинно-следственной связи между действиями работодателя и фактом выплаты пенсии работающему пенсионеру в повышенном размере.

За нарушение порядка и сроков представления отчетности законодательством установлены специальные меры ответственности: на основании абз.4 ст.17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В соответствии с п.4 ст.28 Закона №400-ФЗ, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

На основании п.36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (действующей в спорный период) контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Учитывая указанные положения законодательства, Управление имело возможность обнаружить в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, и предпринять меры, установленные Инструкцией, для их устранения, путем направления страхователю соответствующего уведомления (запроса), однако не предприняло никаких мер, начисляло повышенную пенсию лицу, в отношении которого регулярно (за исключением одного месяца) получало отчеты СЗВ-М как о работающем пенсионере.

Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод об отсутствии оснований для взыскания заявленной суммы убытков.

Аналогичные выводы содержатся в определениях Верховного суда РФ от 12.12.2019 №304-ЭС19-22400, от 20.12.2018 №301-КГ18-20903, от 26.12.2018 №303-ЭС18-21706 постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 8.08.2019 №А72-2620/2019.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. Доводы жалобы повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.  Условия и основания для взыскания с ответчика убытков в спорной сумме, не подтверждены.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.

Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от  20 февраля 2021 года  по делу № А72-15533/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

                Судья                                                                                               Е.Г. Попова