ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-4019/2015 от 13.04.2015 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г.Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2015 года. 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Филипповой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,

с участием:

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области - представитель не явился, извещено,

от общества с ограниченной ответственностью «Некст-тайм» - представитель не явился, извещено,

            рассмотрев в порядке упрощенного производства в открытом судебном заседании 13 апреля 2015 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Некст-тайм»

            на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 февраля 2015 года по делу № А55-30387/2014 (судья Степанова И.К.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, г.Самара, к обществу с ограниченной ответственностью «Некст-тайм» (ОГРН 1086382000880, ИНН 6382054790), Самарская область, г.Тольятти,

            о признании незаконным и отмене постановления от 02 декабря 2014 года № 36-14/787 о назначении административного наказания по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:  

Общество с ограниченной ответственностью «Некст-тайм» (далее - ООО «Некст-тайм», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее - ТУ ФСФБН в Самарской области, административный орган) от 02 декабря 2014 года № 36-14/787 о назначении административного наказания по ч.6 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 февраля 2015 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на отсутствие в его действиях вменяемого состава правонарушения, так как в справке о валютных операциях от 17 апреля 2014 года, представленной обществом в уполномоченный банк, в графе 5 указан код вида валютной операции 11200 - «расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию РФ», т.е. код вида валютной операции указан верно. Последующее изменение кода вида валютной операции не оказало влияния на заполнение ведомости банковского контроля и проведения расчетов сторон по контракту.

В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. 

Как следует из материалов дела, ООО «Некст-тайм» (заказчик) и совместное общество с ограниченной ответственностью «ПП Полесье», Республика Беларусь, (исполнитель) 15 декабря 2013 года заключили контракт № НТ-1512/13-ЛП. Данным контрактом предусмотрено, что количество товара, подлежащего передаче заказчику, согласовывается исполнителем на основании письменной заявки заказчика. Передача товара осуществляется отдельными партиями в порядке, сроки, указанные в спецификации (п.3.1); если в спецификации не предусмотрено иное, то оплата производится заказчиком следующим образом: а) 50% от согласованной сторонами в соответствующей спецификации партии товара оплачиваются заказчиком в течение 3 дней после получения от исполнителя уведомления о готовности товара к отгрузке, направленного в порядке, предусмотренном контрактом; б) оставшиеся 50% от согласованной сторонами в спецификации партии товара оплачиваются заказчиком в течение 21 календарного дня после непосредственного получения товара заказчиком и подписания заказчиком товаросопроводительной документации на партию товара (п.4.3.1).

На основании контракта от 15 декабря 2013 года № НТ-1512/13-ЛП в уполномоченном банке - «Самарский» филиал Банка ЗЕНИТ (ОАО) в г.Самара 07 апреля 2014 года оформлен паспорт сделки № 14040001/3255/0010/2/1. По паспорту сделки: дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31 декабря 2015 года, сумма контракта - 15 000 000,00 рублей.

Сторонами контракта 01 апреля 2014 года заключено дополнительное соглашение б/н, согласно которому: 1) оплата оставшихся 50% за поставленный исполнителем товар по счетам-фактурам: № 1012 от 14 апреля 2014 года, № 1022 от 07 апреля 2014 года, № 1036 от 14 апреля 2014 года, № 1093 от 11 апреля 2014 года производится в течение 45 дней с даты поставки товара и должна быть произведена не позднее 30 мая 2014 года; 2) за поставленный исполнителем товар в срок с 16 апреля 2014 года по 05 мая 2014 года оплата производится в течение 45 дней и должна быть произведена не позднее 30 мая 2014 года.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 и подпунктом 9 пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных данным законом, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона № 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям установлен Инструкцией Банка России от 04 июня 2012 года №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И).

В соответствии с Инструкцией от 04 июня 2012 года № 138-И справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки, представления которых установлены Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов (п.1.5); в случае осуществления валютных операций, связанных с зачислением на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, и (или) со списанием с его расчетного счета в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации в пользу нерезидента, по контракту, по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в уполномоченный банк следующие документы: справку о валютных операциях; документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях (п.3.6); справка о валютных операциях заполняется резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением 1 к Инструкции (п.3.7); справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки: при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента; при списании валюты Российской Федерации с расчетного счета в валюте Российской Федерации - одновременно с расчетным документом по валютной операции (п.3.8); при изменении сведений, содержащихся в принятой уполномоченным банком справке о валютных операциях (за исключением изменения сведений об уполномоченном банке или резиденте), резидент в (срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, представляет в уполномоченный банк корректирующую справку о валютных операциях, заполненную в порядке, установленном приложением 1 к Инструкции, с приложением документов, подтверждающих такие изменения.

Согласно п.6 Порядка заполнения справки о валютных операциях, отраженного в приложении № 1 к Инструкции № 138-И, в графе 5 справки указывается код вида валютной операции (из приложения № 2), который соответствует назначению перевода, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций.

В случае осуществления валютной операции, связанной с расчетами по контракту, по которому оформлен ПС, по оплате товаров, ввозимых (вывозимых) на территорию (с территории) Российской Федерации, услуг, работ, переданной информации и результатов интеллектуальной деятельности при отсутствии у резидента указанных в главе 9 Инструкции № 138-И документов, подтверждающих ввоз (вывоз) товаров на территорию (с территории) Российской Федерации, оказание услуг, выполнения работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, графа 5 заполняется исходя из осуществления авансового платежа (коды видов валютных операций: 10100,11100, 20100, 21100, 22100, 23100).

Из представленных документов следует: товар поставлен нерезидентом ООО «Некст-тайм» на условиях DDU г.Тольятти, ул.Северная, 18 (Инкотермс 2010) в следующие даты: 08 апреля 2014 года на общую сумму 1 329 534,08 руб. (в т.ч. 664 767,04 руб.), что подтверждается товарной накладной от 04 апреля 2014 года серия ХС № 0848564, CMR от 04 апреля 2014 года № 0011650; 11 апреля 2014 года на общую сумму 1 244 613,12 руб. (в т.ч. 435 232, 96 руб.), что подтверждается товарной накладной от 07 апреля 2014 года серия ХС № 0848571, CMR от 07 апреля 2014 года № 0011659.

Обществом списаны со своего счета в пользу совместного общества с ограниченной ответственностью «ПП Полесье» (Республика Беларусь) денежные средства в качестве оплаты по контракту от 15 декабря 2013 года № НТ-1512/13-ЛП: 17 апреля 2014 года в сумме 664 767,04 руб. на основании счета от 03 апреля 2014 года № 990 платежным поручением от 17 апреля 2014 года № 1483 (выписка по счету с 17 апреля 2014 года по 18 апреля 2014 года, ВБК от 13 октября 2014 года); 17 апреля 2014 года в сумме 435 232, 96 руб. на основании счета от 03 апреля 2014 года № 991 платежным поручением от 17 апреля 2014 года № 1484 (выписка по счету с 17 апреля 2014 года по 18 апреля 2014 года, ВБК от 13 октября 2014 года).

Согласно п.3.7 и п.3.15 контракта от 15 декабря 2013 года № НТ-1512/13-ЛП факт передачи партии товара определяется моментом фактической его передачи заказчику и подтверждается товарной накладной, счетом-фактурой, CMR-накладной на каждую переданную партию товара. Одновременно с поставкой партии товара исполнитель передает копии сертификатов качества товара, надлежащим образом оформленные товарные накладные, счета-фактуры, CMR-накладную на каждую переданную партию товара.

Поставка товара на условиях DDU г.Тольятти, ул.Северная, 18 (Инкотермс 2010) подтверждена товаросопроводительными документами: товарной накладной от 04 апреля 2014 года серия ХС № 0848564, CMR от 04 апреля 2014 года № 0011650 с отметками общества о получении товара - 08 апреля 2014 года; товарной накладной от 07 апреля 2014 года серия ХС № 0848571, CMR от 07 апреля 2014 года № 0011659 с отметками общества о получении товара - 11 апреля 2014 года.

Таким образом, на момент осуществления ООО «Некст-тайм» валютных операций - 17 апреля 2014 года - у общества имелись в наличии документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации.

В соответствии с п.3.7 и 3.8 Инструкции № 138-И общество обязано было представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях и документы, связанные с проведением валютных операций, одновременно с расчетным документом по валютной операции, то есть не позднее 17 апреля 2014 года, указав в справке о валютных операциях код вида валютной операции 11200 «Расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию РФ».

Согласно п.6 Порядка заполнения справки о валютных операциях, отраженного в приложении № 1 к Инструкции № 138-И, только при отсутствии у резидента указанных в главе 9 Инструкции № 138-И документов, подтверждающих ввоз (вывоз) товаров на территорию (с территории) Российской Федерации, оказание услуг, выполнения работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, графа 5 заполняется исходя из осуществления авансового платежа (коды видов валютных операций: 10100, 11100, 20100, 21100, 22100, 23100).

Фактически справка о валютных операциях от 17 апреля 2014 года представлена в уполномоченный банк 17 апреля 2014 года и принята уполномоченным банком в срок, установленный пунктом 18.2 Инструкции № 138-И, что подтверждается отметками банка на справке о валютных операциях.

Однако в представленной справке о валютных операциях от 17 апреля 2014 года общество указало неверный код вида валютной операции 11100 «Расчеты резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию РФ».

Таким образом, обществом нарушен установленный порядок представления форм учета по валютным операциям.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения оспариваемого постановления от 02 декабря 2014 года №36-14/787 о привлечении общества к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что в ВБК, раздел II «Сведения о платежах», порядковые номера №1, №2 содержатся сведения об операциях: от 17 апреля 2014 года на сумму 664 767,04 руб. - код вида валютной операции 11200; от 17 апреля 2014 года на сумму 435 232,96 руб. - код вида валютной операции 11200. В соответствии с требованиями п.3.7, п.3.8 Инструкции № 138-И код вида валютной операции 11200 - «расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию РФ», то есть код вида валютной операции указан верно. В справке о валютных операциях от 17 апреля 2014 года, представленной обществом в уполномоченный банк, в графе 5 указан код вида валютной операции 11200 - «расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию РФ», т.е. код вида валютной операции указан верно.

Доводы общества обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку только 13 октября 2014 года, то есть после совершения правонарушения, в ходе проведения административного расследования обществом осуществлена корректировка справки о валютных операциях от 17 апреля 2014 года с указанием кода вида валютной операции 11200 «Расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию РФ». Никаких действий по корректировке справки о валютных операциях до возбуждения управлением административного дела № 36-14/649 по ч.5 ст.15.25 КоАП РФ общество не предпринимало. Обратного обществом не доказано.

Суд первой инстанции не нашел оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.

Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Исходя из разъяснений п.18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. Однако материалы дела не содержат доказательств, указывающих на исключительный характер допущенного заявителем правонарушения.

Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению установленного порядка представления форм учета по валютным операциям, а также свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены.

В соответствии с п.18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Между тем фактические обстоятельства совершения правонарушения, степень общественной опасности правонарушения, совершенного обществом, свидетельствуют о том, что действия общества создали существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере валютного регулирования и валютного контроля. В результате допущенного заявителем правонарушения контролирующий орган был лишен возможности осуществить в полной мере возложенные на него федеральным законом функции по осуществлению валютного контроля.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции в удовлетворении заявленных обществом требований обоснованно отказал.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 си.15.25 КоАП РФ, несостоятельны, опровергаются материалами дела. Ссылки общества на то, что код вида валютной операции указан верно, последующее изменение кода вида валютной операции не оказало влияния на заполнение ведомости банковского контроля и проведения расчетов сторон по контракту, не принимаются.  Материалами дела  подтверждается, что изначально заявителем в справке валютной операции был указан неверный код вида валютной операции 11100 «Расчеты резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию РФ», который был впоследствии (после вмешательства административного органа, возбуждения дела об административном правонарушении) скорректирован заявителем.

Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного решение суда от 24 февраля 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 февраля 2015 года по делу №А55-30387/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                     Е.Г. Филиппова