ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
04 мая 2016 года Дело № А55-21954/2015
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 27 апреля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 04 мая 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием: от Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара – до и после перерыва представителя ФИО1 (доверенность от 13.01.2016 № 27-07/25),
от общества с ограниченной ответственностью УК «Приволжское ПЖРУ» - до перерыва представителей ФИО2 (доверенность от 22.10.2015), ФИО3 (доверенность от 22.10.2015), ФИО4 (доверенность от 12.01.2016),после перерыва – представителя ФИО3 (доверенность от 22.10.2015), ФИО4 (доверенность от 12.01.2016),
от администрации городского округа Самара – до и после перерыва представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 2, дело по апелляционной жалобе Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2016 года по делу № А55-21954/2015 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью УК «Приволжское ПЖРУ», г. Самара, к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, г. Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица: администрация городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными отказа, действий и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью УК «Приволжское ПЖРУ» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными отказа Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (далее - ответчик) от 08.06.2015 № 27-07/3704 в заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета г.о. Самара в соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 07.02.2012 № 80, постановлением Администрации г.о. Самара от 17.02.2012 № 107, постановлением Администрации г.о. Самара от 27.03.2013 № 214 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы; действий по отказу от заключения договоров на предоставление субсидий из бюджета г.о. Самара в соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 07.02.2012 № 80, постановлением Администрации г.о. Самара от 17.02.2012 № 107, постановлением Администрации г.о. Самара от 27.03.2013, № 214 в связи, с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы; обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем предоставления заявителю субсидий в размере 25491876,35 рублей из бюджета г.о. Самара в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
На Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара возложена обязанность по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления заявителю субсидий в размере 25491876 руб. 35 коп. из бюджета городского округа Самара в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы в установленном законом порядке.
Не согласившись с выводами суда, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований ООО УК «Приволжское ПЖРУ» к Департаменту отказать.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что заявитель в установленном порядке не обращался с заявлением о предоставлении субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием коммунальных услуг, заявление поступило только о предоставлении субсидии за жилищные услуги. Наличие расчетов не свидетельствует о том, что было обращение заявителя, в целях соблюдения порядка обращения за субсидией, обязательна подача заявления.
Заявителем не представлены документы, которые должны быть представлены получателями субсидий в соответствии с порядками, и которые обычно проверялись Департаментом при обращении иных получателей субсидий.
Податель жалобы считает, что документы, представленные заявителем, могут быть рассмотрены как подтверждающие размер убытков заявителя, возникших в ходе осуществления им своей деятельности.
Представитель Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель общества с ограниченной ответственностью УК «Приволжское ПЖРУ» в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители администрации городского округа Самара не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 20.04.2016 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 12 час. 30 мин. на 27.04.2016. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
После перерыва рассмотрение дела продолжено.
В судебном заседании 27.04.2016 представителем Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара заявлено ходатайство назначении технико-криминалистической экспертизы документа: заявление на имя руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства (вход. №8278 от 20.11.2013г.) от имени генерального директора ООО УК «Приволжское ПЖРУ» ФИО5 с просьбой заключить договор на предоставление субсидий за коммунальные услуги из бюджета городского округа Самара в соответствии с п. 10 Постановления № 107 от 17.02.2012 и п. 10 Постановления № 214 от 27.03.2013 г. в целях определения подложности либо подлинности представленного доказательства.
Судебная коллегия апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении заявленного ходатайства, поскольку согласно статье 82 Арбитражного процессуального кодекса РФ экспертиза назначается для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.
Учитывая, что вступившим в законную силу судебным актом по делу № А55-6559/2014 установлен факт подачи заявления на получение субсидии за оказание коммунальных услуг, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
Отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы является обоснованным.
Представитель Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара в судебном заседании 27.04.2016 поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель общества с ограниченной ответственностью УК «Приволжское ПЖРУ» в судебном заседании 27.04.2016 с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание 27.04.2016 представители администрации городского округа Самара не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение арбитражного суда первой инстанции изменить по следующим основаниям.
Согласно материалам дела 20.11.2013 заявитель обратился в адрес ответчика с заявлением о заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг, услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения за 2012-2013 годы.
Уведомлением от 25.12.2013 №27-07/8464 Департамент отказал в заключении договоров.
Заявитель, полагая, что уведомление Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара от 25.12.2013 года № 27-07/8464 об отказе в заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 07.02.2012 года № 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы является незаконным; действия Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара по отказу от заключения договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 07.02.2012 года № 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы являются незаконными; на Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара подлежит возложению обязанность заключить с заявителем договоры на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 07.02.2012 года № 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы, по расчетам, представленным заявителем, обратился в суд с заявлением.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.09.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу №А55-6559/2014, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31.03.2015 решение от 04.09.2014 и постановление от 29.12.2014 в части способа восстановления нарушенного права изменены. Суд кассационной инстанции обязал Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара рассмотреть вопрос о заключении с заявителем договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 № 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы по расчетам, представленным заявителем.
26.01.2015 Арбитражным судом Самарской области выдан исполнительный лист.
27.05.2015 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области ФИО6 на основании исполнительного листа № ФС 004080514 от 08.05.2015, выданного Арбитражным судом Самарской области по делу № А55-6559/2014, возбуждено исполнительное производство № 5242/15/63045-ИП.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 12.08.2015 заявителю отказано в удовлетворении требований о признании незаконными постановления судебного пристава-исполнителя ФИО6 от 18.06.2015 об окончании исполнительного производства, вынесенное в рамках исполнительного производства № 5242/15/63045-ИП; действий судебного пристава-исполнителя ФИО6 по вынесению постановления от 18.06.2015 об окончании исполнительного производства, вынесенное в рамках исполнительного производства № 5242/15/63045-ИП; постановления судебного пристава-исполнителя ФИО6 от 18.06.2015 об отмене ранее вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенное в рамках исполнительного производства №5242/15/63045-ИП; действий судебного пристава-исполнителя ФИО6 по вынесению постановления от 18.06.2015 об отмене ранее вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора.
08.06.2015 Департаментом в ходе исполнительного производства принято решение об отказе в предоставлении субсидий ООО УК «Приволжское ПЖРУ», оформленное письмом №27-07/3704.
Полагая, что отказ от 08.06.2015 №27-07/3704 и действия по отказу от заключения договоров на предоставление субсидий не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В качестве способа устранения нарушенного права просил обязать ответчика предоставить заявителю субсидию в размере 25491876,35 рублей из бюджета г.о. Самара в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Отношения по оказанию коммунальных услуг между исполнителем коммунальных услуг заявителем и потребителем (населением) регулируются Правилами оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307.
В соответствии с пунктом 19 Правил оказания коммунальных услуг (в редакции, действующей до 09.06.2011) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 приложения № 2 к Правилам оказания коммунальных услуг. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 пункта 1 приложения № 2 к Правилам оказания коммунальных услуг; б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к Правилам оказания коммунальных услуг.
При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам оказания коммунальных услуг.
Механизм корректировки платы за коммунальные услуги призван обеспечить оплату коммунальных услуг в объемах, фактически потребленных жителями, то есть сверхнормативное потребление коммунальных услуг отопления, горячего, холодного водоснабжения, водоотведения, при его наличии, а при отсутствии сверхнормативного потребления - возврат денежных средств, уплаченных потребителями коммунальных услуг.
В соответствии с п. 5 Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 07.02.2012 года № 80, субсидии предоставляются в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием услуг по агентскому договору в части начисления, учета, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, - согласно расчетам в соответствии с приложением № 6 к настоящему Порядку.
В соответствии с п.п. 1, 4 и 7 Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, на 2012 год, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 17.02.2012 № 107, настоящий Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, на 2012 год (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливает механизм предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения и (или) водоснабжения, и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Главным распорядителем бюджетных средств, в рамках настоящего Порядка, является Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара.
Субсидии предоставляются в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения и (или) водоснабжения и водоотведения по тарифам (стоимости), не обеспечивающим возмещение издержек, связанным с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Критериями отбора Получателей субсидий в соответствии с настоящим Порядком являются:
- наличие недополученных доходов у Получателей субсидий, связанных с предоставлением населению услуг по теплоснабжению и (или) водоснабжению и водоотведению и определенных в соответствии с расчетами по приложениям согласно пункту 10 настоящего Порядка;
- наличие решения общего собрания собственников помещений о выборе способа управления (если такое собрание проведено) и управляющей организации (в случае управления управляющей организацией) или протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом или договора на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу положений п.п. 1, 4, 6 и 7 Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения, и (или) водоснабжения, водоотведения, и (или) электроснабжения, газоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 27.03.2013 № 214, настоящий Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения, и (или) водоснабжения, водоотведения, и (или) электроснабжения, газоснабжения (далее - Порядок), на соответствующий финансовый год разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливает механизм предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения, и (или) водоснабжения, водоотведения, и (или) электроснабжения, газоснабжения (далее - Субсидии).
Субсидии предоставляются в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения, и (или) водоснабжения, и водоотведения, и (или) электроснабжения, газоснабжения, по формам согласно приложениям № 3 - № 7 и № 13 к настоящему Порядку, при непосредственном способе управления многоквартирным домом - по формам согласно приложениям № 3, № 5 к настоящему Порядку.
Получателями субсидий в соответствии с настоящим Порядком являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, а также физические лица - производители товаров, работ, услуг, имеющие недополученные доходы, возникающие в связи с предоставлением населению услуг, указанных в пункте 4 настоящего Порядка (далее - Получатели субсидий).
Критериями отбора Получателей субсидий в соответствии с настоящим Порядком являются:
- наличие недополученных доходов у Получателей субсидий, связанных с предоставлением населению услуг по теплоснабжению, и (или) водоснабжению, и водоотведению, и (или) электроснабжению, газоснабжению и определенных в соответствии с расчетами по приложениям согласно пункту 10 настоящего Порядка;
- наличие решения общего собрания собственников помещений о выборе способа управления (если такое собрание проведено) и управляющей организации (в случае управления управляющей организацией), или протокола открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, или договора на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии с п. 7 Порядка критериями отбора Получателей субсидий в соответствии с настоящим Порядком являются:
- оказание населению жилищных услуг;
- наличие недополученных доходов у Получателей субсидий, определенных в соответствии с расчетами по приложениям согласно пункту 5 настоящего Порядка;
- наличие решения общего собрания собственников помещений о выборе способа управления и управляющей организации или протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, или договора на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда; при непосредственном способе управления - решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления и организации на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Как правильно указал суд, изложенные в отказе от 08.06.2015 основания заявлялись заинтересованным лицом ранее при рассмотрении дела №А55-6559/2014 и получили правовую оценку как незаконные и необоснованные.
Поскольку в настоящем деле участвуют те же лица, что и при рассмотрении дела №А55-6559/2014, обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по указанному делу, не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела в силу п. 2 ст. 69 АПК РФ.
Следовательно, необоснованным является утверждение заинтересованного лица о том, что заявитель не соответствует критериям отбора получателей субсидий, поскольку судебными актами по делу №А55-6559/2014 установлено соответствие заявителя критериям получателей субсидий, установленным вышеуказанными нормативными актами.
В оспариваемом отказе от 08.06.2015 заинтересованное лицо указывает на то, что возмещение недополученных доходов осуществляется при наличии заключенного агентского договора с МП «ЕИРЦ».
Однако, решением УФАС по Самарской области от 30.06.2014 № 7210/10 признано наличие нарушений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Администрации городского округа Самара, выразившихся в установлении в примечании 1 к приложению № 6 к Порядку предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 07.02.2012 года № 80, условия в соответствии с которыми возмещение недополученных доходов за услуги по агентскому договору от поступивших средств граждан осуществляется при наличии заключенного агентского договора с МП «ЕИРЦ» (л.д.13-19 т.1).
Из решения УФАС по Самарской области следует, что «...в соответствии с Порядком предоставления субсидий, субсидии могут быть предоставлены только хозяйствующим субъектам, заключившим агентский договор с МП «ЕИРЦ». Хозяйствующие субъекты, имеющие заключенный агентский договор с иными юридическими лицами, осуществляющими аналогичную МП «ЕИРЦ» деятельность, лишены возможности получить субсидии..., исходя из изложенного, комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу, что в действиях администрации г.о. Самара, выразившиеся в установлении для хозяйствующих субъектов возможности возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием услуг по агентскому договору в части начисления, учета, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги только при условии заключения агентского договора с МП «ЕИРЦ» могут привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов..., к ограничению выбора хозяйствующих субъектов..., кроме того, подобные действия создают дискриминационные условия, так как для МП «ЕИРЦ» создаются более выгодные условия для осуществления деятельности, что повлечет недопущение, ограничение или устранение конкуренцию».
Таким образом, отсутствие агентского договора с МП «ЕИРЦ» в рассматриваемом случае не может являться основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Данное основание отказа в предоставлении заявленной субсидии оценивалось судом при рассмотрении дела №А55-6559/2014 и признано незаконным.
Ответчик также ссылался на то, что такой вид жилищных услуг, как начисление, учет, организация сбора и обработка платежей граждан, не подлежит субсидированию.
Однако, ответчиком не учтено, что заявитель отказался от услуг МП «ЕИРЦ», продолжая оказывать идентичные МП «ЕИРЦ» услуги населению.
Указанное обстоятельство установлено судом при рассмотрении дела № А55-6559/2014.
Так, в абзаце 2 на странице 6 Постановления Арбитражного суда Поволжского округа указано, что заявитель самостоятельно несет расходы по содержанию паспортной службы и отдела обработки данных, осуществляющих функции по начислению, организации сбора и обработки платежей за жилищные услуги, то есть оказывает аналогичные услуги, идентичные МП «ЕИРЦ».
Довод заинтересованного лица о том, что обращения по заключению договоров на предоставление субсидий в соответствии с постановлениями № 107, № 214 в Департамент не поступали, не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Так судом при рассмотрении дела №А55-6559/2014 установлено, что заинтересованным лицом получены пакеты документов для предоставления субсидий как по жилищным, так и по коммунальным услугам, что следует из абзаца 2 на странице 2 уведомления заинтересованного лица от 25.12.2013 (л.д.90-92 т.9).
В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 указано, что ссылки в апелляционных жалобах на поступление в Департамент ЖКХ только одного заявления Общества и не поступление в Департамент заявления с просьбой заключить договор на предоставление субсидий из бюджета г.о. Самары в соответствии с п. 10 Постановления № 107 от 17.02.2012, п. 10 Постановления № 214 от 27.03.2013 не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства. В материалах дела имеются два заявления общества, представленные в адрес Департамента ЖКХ (т. 1 л.д. 36., л.д. 94-95 А55-6559/2014). В обжалуемом уведомлении ответчика от 25.12.2013 содержатся ссылки на представление расчетов сумм недополученных доходов, возникающих в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 гг., что свидетельствует о представлении заявителем соответствующих документов для получения указанных субсидий.
В этой связи оснований для отказа в предоставлении заявленных обществом субсидий в связи с отсутствием обращения о заключении договоров в соответствии с постановлениями № 107, № 214 у заинтересованного лица не имелось.
В оспариваемом отказе ответчик ссылается также на то, что услуги общества по начислению, организации сбора и обработке платежей были оплачены потребителями и недополученными доходами организации являться не могут.
Из пояснений представителей заявителя и материалов дела следует, что содержание условий договора с потребителями, в котором речь идет об элементе агентских отношений заявителя с потребителями, общество, выполняя агентские функции, перечисляет собранные с населения денежные средства конечным получателям - лицам, оказавшим населению соответствующие коммунальные услуги, не претендуя на эти денежные средства и не отражая их в составе прибыли предприятия. В данном случае с потребителями заключались договоры с элементами поручения, на что заявитель в отношениях с третьими лицами - ресурсоснабжающими компаниями, которые получают денежные средства населения за оказанные ими услуги, и отражает оборот от имени и за счет собственников, что соответствует диспозиции ч. 1 ст. 971 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В рамках дела №А55-6559/2014 установлено, что заявитель самостоятельно несет расходы по содержанию паспортной службы и отдела обработки данных, осуществляющих функции по начислению, организации сбора и обработки платежей за жилищные услуги, то есть оказывает услуги, идентичные МП «ЕИРЦ».
Таким образом, довод заинтересованного лица в обжалуемом отказе от 08.06.2015 о том, что заявитель несвоевременно обратился с заявлением о предоставлении субсидий, противоречит материалам дела и обстоятельствам, установленным вступившими в силу судебными актами по делу №А55-6559/2014.
Утверждение ответчика о том, что суммы субсидий, подлежащих выплате заявителю, не предусмотрены в бюджетах соответствующих лет, является не обоснованным, так как статьи расходов по субсидиям за жилищные и коммунальные услуги предусмотрены в структуре расходов бюджета городского округа Самара и указаны в Приложениях к Решениям Думы городского округа Самары от 19.07.2012 от 28.03.2013 №301.
При этом Постановлением № 80 от 07.02.2012 и утвержденным им Порядком предоставления субсидий установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении субсидий (п. 10 Порядка). При этом в числе оснований для отказа в предоставлении субсидий основания, изложенные в оспариваемом отказе, отсутствуют.
Судом также отклонен довод ответчика о том, что не представляется возможным проверить расчеты суммы недополученных доходов, возникающих в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, а также по отоплению и горячему водоснабжению.
Изменяя решение Арбитражного суда Самарской области от 04.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 31.03.2015 обязал Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара рассмотреть вопрос о заключении с заявителем договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 № 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы по расчетам, представленным заявителем.
Поскольку оспариваемый в рамках настоящего дела отказ принят по представленному заявителем 20.11.2013 пакету документов и дополнительные документы заявителем не представлялись, а ответчиком не запрашивались, суд верно указал, что исполняя вступивший в законную силу судебный акт суда кассационной инстанции и не запрашивая дополнительные документы, ответчик имел возможность, рассматривая вопрос о заключении с заявителем договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 № 80, проверить заявленную к предоставлению сумму субсидий в соответствии с расчетами, представленными заявителем.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд сделал правильный вывод о незаконности оспариваемого отказа Департамента ЖКХ Администрации городского округа Самара от 08.06.2015 № 27-07/3704 в заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 07.02.2012 № 80, постановлением Администрации городского округа Самара от 17.02.2012 № 107, постановлением Администрации городского округа Самара от 27.03.2013 № 214 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы, а также незаконности действий по отказу от заключения договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 07.02.2012 № 80, постановлением Администрации городского округа Самара от 17.02.2012 № 107, постановлением Администрации городского округа Самара от 27.03.2013 № 214 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы.
В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просил обязать предоставить заявителю субсидии в размере 25491876 руб. 35 коп. из бюджета городского округа Самара в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы.
Суд счел заявленный обществом способ защиты нарушенного права соответствующим целям восстановления нарушенных прав общества, и, исходя из документально подтвержденного, как указал суд, размера заявленной субсидии 25491876 руб. 35 коп., в соответствии с представленными в Департамент жилищно-коммунального хозяйства 20.11.2013 расчётами суммы недополученных доходов, возникших в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги за 2012, 2013 годы, обязал Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления заявителю субсидий в размере 25491876 руб. 35 коп. из бюджета городского округа Самара в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы в установленном законом порядке.
Однако, судом не учтено следующее.
Как указал суд кассационной инстанции, изменяя резолютивную часть судебного акта по делу №А55-6559/2014, требования ООО «УК «Приволжское ПЖРУ» к Департаменту о признании его уведомления и действий незаконными заявлены в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Однако, вменение Департаменту в обязанность заключить договор с заявителем на предоставление субсидий по своему правовому смыслу противоречит главе 24 АПК РФ, поскольку порядок заключения договора регулируется главой 28 Гражданского кодекса Российской Федерации и не основан на властном подчинении одной стороны другой.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции постановил изложить резолютивную часть судебных актов по данному делу в следующей редакции: «Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара рассмотреть вопрос о заключении с заявителем договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 № 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы, по расчетам, представленным заявителем».
Таким образом, поскольку предметом настоящего спора является признание незаконным отказа Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара от 08.06.2015 № 27-07/3704 в заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета г.о. Самара в соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 07.02.2012 № 80, постановлением Администрации г.о. Самара от 17.02.2012 № 107, постановлением Администрации г.о. Самара от 27.03.2013 № 214 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы;
признание незаконными действий по отказу от заключения договоров на предоставление субсидий из бюджета г.о. Самара в соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 07.02.2012 № 80, постановлением Администрации г.о. Самара от 17.02.2012 № 107, постановлением Администрации г.о. Самара от 27.03.2013, № 214 в связи, с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы,
вменение Департаменту в обязанность предоставить заявителю субсидии в размере 25491876,35 рублей из бюджета г.о. Самара по своему правовому смыслу противоречит предмету заявленного требования, главе 24 АПК РФ, поскольку предоставление субсидий, как следует из Порядков предоставления субсидий, утвержденных постановлением Администрации г.о. Самара от 07.02.2012 № 80 (п.8), постановлением Администрации г.о. Самара от 17.02.2012 № 107(п.8), постановлением Администрации г.о. Самара от 27.03.2013, № 214 (п.8), возможно при наличии договора на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара.
А заключение договора регулируется главой 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, резолютивная часть решения Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2016 года по делу № А55-21954/2015 подлежит изменению в части указания способа устранения нарушенного права с изложением в следующей редакции: «Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара рассмотреть вопрос о заключении с обществом с ограниченной ответственностью УК «Приволжское ПЖРУ» договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 № 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы по расчетам, представленным заявителем».
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об изменении решения Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2016 года по делу № А55-21954/2015 в указанной части. В остальной части основания для отмены или изменения решения отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2016 года по делу № А55-21954/2015 изменить в части указания способа устранения нарушенного права, изложив абзац 3 резолютивной части в следующей редакции:
Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара рассмотреть вопрос о заключении с обществом с ограниченной ответственностью УК «Приволжское ПЖРУ» договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 № 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы по расчетам, представленным заявителем».
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2016 года по делу № А55-21954/2015 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий И.С. Драгоценнова
Судьи В.С. Семушкин
Е.Г. Филиппова