ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-4272/17 от 24.04.2017 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

28 апреля 2017 года Дело № А65-25346/2016

г.Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2017 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «Строительно-производственное объединение «Казань» - представитель не явился, извещено,

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан – представителя Антонова Д.А. (доверенность от 09.01.2017),

от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 апреля 2017 года апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 января 2017 года по делу №А65-25346/2016 (судья Минапов А.Р.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительно-производственное объединение «Казань» (ОГРН1101690043950, ИНН 1655197695), Республика Татарстан, г.Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан (ОГРН 1041630236064, ИНН 1660007156), Республика Татарстан, г.Казань, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,

о признании незаконным отказа,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Строительно-производственное объединение «Казань» (далее - ООО «СПО «Казань», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) в предоставлении информации от 31 августа 2016 года № 25-0-19/019603.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 января 2017 года заявление удовлетворено, действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республики Татарстан, выразившиеся в письме от 31 августа 2016 года № 25-0-19/019603 об отказе в предоставлении информации о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙ ИНВЕСТ» (ОГРН 1131690082590, ИНН 1661038220) признаны незаконными, как не соответствующие действующему законодательству РФ. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 6 по Республики Татарстан возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ООО «СПО «Казань» путем предоставления взыскателю информации о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙ ИНВЕСТ» (ОГРН 1131690082590, ИНН 1661038220).

В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что закон предусматривает в качестве оснований, позволяющих налоговому органу отказать взыскателю в предоставлении запрашиваемой информации, отсутствие у взыскателя исполнительного листа либо представление исполнительного листа с истекшим сроком давности. Согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 27.02.1998 № 28, копией документа признается документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы, в то время как заверенная копия документа - это копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу (пункты 2.1.29,2.1.30). В соответствии со ст.77 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «СПО «Казань» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ООО «СПО «Казань», третьего лица: УФНС России по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Татарстан поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя инспекции, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2016. по делу №А65-30620/2014 с общества с ограниченной ответственностью «Строй Инвест» (ОГРН 1131690082590, ИНН 1661038220) (далее - ООО «Строй Инвест») в пользу заявителя было взыскано 1 500 000 руб.

Заявитель, как взыскатель по исполнительному производству, обратился в адрес инспекции с запросом о выдаче информации о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета ООО «Строй Инвест».

Письмом инспекции от 31.08.2016 № 25-0-19/019603 в предоставлении сведений было отказано в связи с тем, что приложенная к запросу копия исполнительного листа не заверена нотариусом или судом его выдавшим.

Заявителем указанный отказ был обжаловано в вышестоящий налоговый орган.

Решением УФНС России по Республике Татарстан от 13.10.2016 №2.14-0-18/025776@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.

Согласно п.1 ст.102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сведения о наименовании банков и иных кредитных организаций с указанием расчетных счетов должника, запрашиваемые судебными приставами-исполнителями и взыскателями, отнесены к налоговой тайне. Однако в соответствии с п.2 ст.102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев предусмотренных федеральным законом.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительный документ о взыскании денежных средств или об аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

В соответствии с п.8 ст.69 Закона об исполнительном производстве взыскатель при наличии у него исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении сведений о наличии счетов должника.

Пунктом 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что у налогового органа могут быть запрошены сведения, в том числе о наименовании и месте нахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и в иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных учреждениях.

Данная правовая позиция отражена и в письме ФНС России от 11.06.2009 № МН-22-6/469@ (в ред. письма ФНС РФ от 26.03.2010 № МН-22-6/221@) «О предоставлении информации».

Порядок предоставления сведений предусмотрен письмом ФНС России от 11.06.2009 № МН-22-6/469@ (в ред. письма ФНС РФ от 26.03.2010 № МН-22-6/221@) «О предоставлении информации», в соответствии с которым при обращении в налоговые органы взыскателя с запросом о получении информации о счетах должника с одновременным предъявлением подлинника или заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению, взыскателю в течение семи дней со дня получения указанного запроса предоставляется информация о наименовании, основном государственном регистрационном номере (ОГРН) и месте нахождения банка, в котором открыты счета должника, а также о номерах этих счетов.

В Законе об исполнительном производстве и письмах ФНС России отсутствует указание на необходимость представления налоговому органу с заявлением о предоставлении сведений о банках и расчетных счетах должника только подлинного экземпляра исполнительного листа либо копии исполнительного листа, заверенного в нотариальном порядке или судом, выдавшим исполнительный лист.

Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах не предусмотрена выдача копий исполнительных листов или заверение копий исполнительных листов.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, копия исполнительного документа может быть заверена подписью руководителя либо иного работника, уполномоченного на это распоряжением руководителя юридического лица - взыскателя, либо доверенностью предприятия, и оттиском печати с указанием о том, что оригинал данного исполнительного документа хранится у взыскателя.

Так, в соответствии с п.п. 23 и п.п. 25 п. 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утвержденный приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст), копией документа является экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х установлен Порядок выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан.

В соответствии со ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, таким образом, нормы вышеуказанного Указа распространяются и на юридических лиц.

Из положений Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х следует, что, если законодательством не предусмотрено представление копий документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке, верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью соответствующей организации. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации.

Согласно п.3.26 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст) при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляются: заверительная подпись: «Верно», должность лица, заверившего копию, личная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия), дата заверения.

Кроме того, требования к заверенным копиям документов изложены и в письме Минфина России от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142 «О заверении копий документов, представляемых в налоговые органы», согласно которому могут быть поддержаны существующие в деловой практике способы заверения многостраничных документов как заверение каждого отдельного листа копии документа, так и прошитие многостраничного документа и заверение его в целом. При этом при прошивке многостраничного документа необходимо: обеспечить возможность свободного чтения текста каждого документа в пошивке, всех дат, виз, резолюций и т.д. и т.п.; исключить возможность механического разрушения (расшитая) подшивки (пачки) при изучении копии документа; обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой (в случае необходимости представления копии документа в суд), осуществить последовательную нумерацию всех листов в подшивке (пачке) и при заверении указать общее количество листов в подшивке (пачке) (кроме отдельного листа, содержащего заверительную надпись).

Таким образом, в данном случае приложенная к заявлению копия исполнительного листа Арбитражного суда Республики Татарстан заверена заявителем надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством, уполномоченным на то лицом и содержала все установленные по делопроизводству реквизиты копии, а именно подпись и ее расшифровка (фамилию, имя, отчество), должностное положение заверителя, указание о верности копии подлинному экземпляру, указание на хранение подлинного экземпляра в ООО «СПО «Казань», заверяющей копию исполнительного листа, оттиск печати организации.

На основании вышеизложенного суд первой инстанции посчитал действия налогового органа, выразившиеся в отказе в предоставлении сведений взыскателю о счетах должника, что нашло отражение в письме от 31.08.2016 № 25-0-19/019603, противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в частности лишает заявителя право на получение денежных средств на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Доводы апелляционной жалобы о том, что закон предусматривает в качестве оснований, позволяющих налоговому органу отказать взыскателю в предоставлении запрашиваемой информации, отсутствие у взыскателя исполнительного листа либо представление исполнительного листа с истекшим сроком давности, не могут быть приняты. Соглашаясь с налоговым органом в том, что такие основания для отказа в предоставлении указанной информации Закон об исполнительном производстве содержит, однако в данном случае указанные обстоятельства не были установлены. Основанием отказа явилось представление заявителем, по мнению налогового органа, ненадлежаще заверенной копии исполнительного листа.

Ссылки налогового органа на Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 27.02.1998 № 28, а также ст.77 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (утвержденных ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) несостоятельны. Само по себе право нотариуса свидетельствовать верность копий документов и выписок из документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами, не свидетельствует о наличии у заявителя обязанности в вышеуказанном случае представить налоговому органу нотариально заверенную копию исполнительного листа. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51141-98 также не содержит норм, обязывающих взыскателя по исполнительному производству представлять нотариально заверенную копию исполнительного документа для получения необходимой информации у налогового органа, а лишь определяет термин «заверенная копия документа».

Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного решение суда от 30 января 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.

Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина налоговым органом в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 января 2017 года по делу №А65-25346/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий Е.Г. Филиппова

Судьи В.Е. Кувшинов

А.Б. Корнилов