ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1, с участием:
от Администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» - представитель не явился, извещён,
от Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Ульяновской области – представитель Миги Л.А., дов. от 09 января 2007 г. № 16-04-06/9,
от 3-их лиц: Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области – представитель ФИО2, дов. от 26 декабря 2006 г. № 16-06-14/16259,
от Администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области – представитель ФИО3, дов. от 21 февраля 2007 г. № 02-177,
от ОАО «Ульянвскцемент» - представитель не явился, извещён,
от Управления Федерального казначейства по Ульяновской области – представитель не явился, извещён,
от МУ - Финансовый отдел муниципального образования «Город Новоульяновск» - представитель не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 августа 2007 г. апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Ульяновский район Ульяновской области», Ульяновская область, р.п.Ишеевка,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 июня 2007 г. по делу № А72-4950/2006, судья Шаповалова Т.П.,
по заявлению Администрации муниципального образования «Город Новоульяновск», Ульяновская область, г. Новоульяновск, к Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Ульяновской области, Ульяновская область, Ульяновский район, р.п.Ишеевка,
3-и лица: Управление Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области, г.Ульяновск, Администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, Ульяновская область, р.п.Ишеевка, ОАО «Ульянвскцемент», Ульяновская область, г. Новоульяновск, Управление Федерального казначейства по Ульяновской области, Ульяновская область, Ульяновский район, р.п.Ишеевка,
МУ Финансовый отдел муниципального образования «Город Новоульяновск», Ульяновская область, г. Новоульяновск,
о признании незаконными действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» (далее - Администрация г.Новоульяновск) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Ульяновской области (далее – налоговый орган) по перераспределению налога на добычу полезных ископаемых, уплаченного ОАО «Ульяновскцемент» за 2004, 2005 г.г., с ОКАТО МО «Город Новоульяновск» на ОКАТО МО «Ульяновский район» в сумме 2 894,4 тыс.руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области (далее – УФНС по Ульяновской области), Администрация муниципального образования «Ульяновский район» (далее - Администрация Ульяновского района), ОАО «Ульянвскцемент», Управление Федерального казначейства по Ульяновской области (далее – УФК по Ульяновской области), Финансовый отдел муниципального образования «Город Новоульяновск» (далее – Финотдел МО «г.Новоульяновск»).
Решением суда от 28 августа 2006 г. заявленные требования были удовлетворены в полном объёме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 февраля 2007 г. отменено решение суда от 28 августа 2006 г., дело направлено на новее рассмотрение в суд первой инстанции.
В ходе рассмотрении дела Администрация г.Новоульяновск уточнила заявленный требования, просила признать незаконными действия налогового органа, выразившиеся в направлении в УФК по Ульяновской области уведомлений о перераспределении налога на добычу полезных ископаемых, уплаченного ОАО «Ульяновскцемент» за 2004, 2005 г.г., с ОКАТО МО «Город Новоульяновск» на ОКАТО МО «Ульяновский район» в сумме 2 894,4 тыс.руб.
Решением суда от 22 июня 2007 г. заявление удовлетворено. Действия налогового органа, выразившиеся в направлении в УФК по Ульяновской области уведомлений о перераспределении налога на добычу полезных ископаемых, уплаченного ОАО «Ульяновскцемент» за 2004, 2005 г.г., с ОКАТО МО «Город Новоульяновск» на ОКАТО МО «Ульяновский район» в сумме 2 894,4 тыс.руб., признаны незаконными на том основании, что налоговым законодательством налоговому органу не предоставлено право производить перераспределение налоговых платежей между бюджетами муниципальных образований, спор имеет экономическую основу и по своему характеру является публично-правовым, связанным с ущемлением прав муниципального образования.
В апелляционной жалобе Администрация Ульяновского района решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что распределение поступление в бюджет осуществляется органами Федерального казначейства на основании уведомлений администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступлений. Администратором поступлений в бюджет выступал налоговый орган. Администраторы поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учёт, взыскание и принятие решение о возврате (зачёте) излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, поэтому налоговый орган при взаимодействии с органами Федерального казначейства имеет возможность самостоятельно распределить перечисленный в бюджет платёж в федеральный, областной и местный бюджеты.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ОАО «Ульянвскцемент», УФК по Ульяновской области, Администрации г.Новоульяновск, Финотдела МО «г.Новоульяновск», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Администрации Ульяновского района просил решение суда отменить в удовлетворении заявленных требований Администрации г. Новоульяновск отказать.
Представители Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Ульяновской области и УФНС по Ульяновской области просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО «Ульяновскцемент», являясь плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, в 2004-2005г.г. перечисляло его по ОКАТО МО «Город Новоульяновск», исходя из того, что месторождения находятся на территории города.
Глава Администрации Ульяновского района 19 декабря 2005г. обратился в налоговый орган с письмом, в котором просил произвести возврат денежных средств бюджету МО «Ульяновский район», в связи с тем, что добыча полезных ископаемых осуществляется на землях, принадлежащих МО «Ульяновский район», поэтому, по его мнению, средства от уплаты налога на добычу полезных ископаемых должны зачисляться в бюджет района (том 1, л.д.98).
В декабре 2005 года налоговым органом направлены в УФК по Ульяновской области уведомления формы № 54 об уточнении вида и принадлежности платежа, а именно: о перераспределении налога на добычу полезных ископаемых, уплаченного ОАО «Ульяновскцемент» в 2004-2005г.г., с ОКАТО МО «Город Новоульяновск» на ОКАТО «МО «Ульяновский район» в сумме 2 894,4 тыс. руб. (том 2, л.д.37-48).
В материалы дела Финотделом МО «Город Новоульяновск» представлены реестры перечисленных поступлений и выбытий средств бюджета МО «Город Новоульяновск» в сумме 2 894,4 тыс.руб. По сообщению УФК по Ульяновской области, данные уведомления налогового органа были исполнены.
Муниципальное образование «Город Новоульяновск» образовалось 02 марта 2004 г., когда был утвержден бюджет и исполнительный орган местного самоуправления данного муниципального образования (Администрация г.Новоульяновск) был зарегистрирован в качестве юридического лица. Акт приема - передачи земель был оформлен14 октября 2005 г., однако, по мнению Администрации г.Новоульяновск, его оформления не требовалось, так как это противоречит положениям Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Действия налогового органа по перераспределению налога на добычу полезных ископаемых Администрация МО «Город Новоульяновск» считает незаконными и совершенными с превышением полномочий.
Согласно ст.ст.335, 343 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налог на добычу полезных ископаемых подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.
Как указано в письме МНС России от 01 июля 2004г. № 21-2-05/74@ «О порядке уплаты налога на добычу полезных ископаемых» в случае если законом субъекта Российской Федерации о бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации предусматривается направление в доход местных бюджетов средств от уплаты НДПИ по какому-либо коду БК, уплата НДПИ по соответствующему коду БК производится отдельными платежными документами по каждому административно-территориальному образованию, на территории которого осуществляется добыча в данном субъекте Российской Федерации.
В 2004-2005 годах налог на добычу полезных ископаемых направлялся в доход бюджетов муниципальных образований в размере 70 процентов на основании Законов Ульяновской области от 26 марта 2004г. № 013-30 «Об областном бюджете Ульяновской области на 2004 год» и от 06 января 2005г. № 001-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2005 год».
ОАО «Ульяновскцемент» в 2004-2005г.г. были поданы в Межрайонную инспекцию ФНС России № 2 по Ульяновской области налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, на основании которых уплачен налог в бюджет МО «Город Новоульяновск», что подтверждается платежными поручениями (том 1, л.д.47-71).
В ходе налогового контроля (камеральных и выездных налоговых проверок) нарушений в части порядка уплаты налога на добычу полезных ископаемых налоговым органом выявлено не было, о чем свидетельствует отсутствие соответствующих решений по результатам камеральных проверок, а также отсутствие зафиксированных нарушений в актах выездных налоговых проверок.
Таким образом, основанием к совершению оспариваемых действий налогового органа послужили не материалы камеральных налоговых проверок, а письмо Главы Администрации Ульяновского района.
На основании письма главы района Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по Ульяновской области были направлены в УФК по Ульяновской области уведомления формы № 54 об уточнении вида и принадлежности платежа, в которых платежи по налогу на добычу полезных ископаемых, уплаченные ОАО «Ульяновскцемент» за 2004-2005г.г. в сумме 9 543 713,51 руб., были перераспределены между федеральным бюджетом, бюджетом Ульяновской области и бюджетами МО «Город Новоульяновск» и МО «Ульяновский район», в том числе 2 894,4 тыс. руб., уплаченные в бюджет МО «Город Новоульяновск» - в бюджет МО «Ульяновский район».
Указанные уведомления были исполнены УФК по Ульяновской области, что подтверждается письмом УФК по Ульяновской области (том 3, л.д.22) и реестрами поступлений средств бюджета МО «Город Новоульяновск» (том 2, л.д.129-155).
В результате исполнения уведомлений налогового органа 2 894,4 тыс.руб. по мемориальным ордерам от 21 декабря 2005г., 23 декабря 2005г., 26 декабря 2005г. было списано со счета МО «Город Новоульяновск», что подтверждается реестрами поступлений средств бюджета МО «Город Новоульяновск». Из указанных реестров следует, что списание произведено за счет текущих поступлений по другим видам налоговых платежей, а также неналоговых платежей.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Налоговым кодексом Российской Федерации налоговому органу не предоставлено право производить перераспределение налоговых платежей между бюджетами муниципальных образований, поэтому действия Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Ульяновской области, выразившиеся в направлении уведомлений УФК по Ульяновской области, являются незаконными. В результате незаконных действий Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по Ульяновской области со счета МО «Город Новоульяновск» списано 2 894,4 тыс. руб., чем нарушены имущественные интересы местного самоуправления.
В данном случае Администрация г.Новоульяновск обратилась в арбитражный суд в защиту экономических интересов местного самоуправления, спор имеет экономическую основу и по своему характеру является публично-правовым, связанным с ущемлением прав муниципального образования. Данная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 апреля 2006г. № 12747/05.
Муниципальное образование «Город Новоульяновск» было образовано в соответствии с Законом Ульяновской области от 30 сентября 2003г. № 050-30 путем выделения части территории МО «Ульяновский район». Данным Законом утверждено словесное описание границ МО «Город Новоульяновск». Исполнительно-распорядительные органы данного муниципального образования были созданы 27 февраля 2004г., а 02 марта 2004г. состоялась государственная регистрация юридического лица – Администрации г.Новоульяновск, что подтверждается свидетельством № 000586725 (том 2, л.д.61).
Советом депутатов города Новоульяновска 12 апреля 2004 г. принято решение № 21 о бюджете города на 2004 год, в доходную часть бюджета заложены платежи по налогу на добычу полезных ископаемых (том 2, л.д.63-69).
Закон Ульяновской области № 043-30 «О муниципальных образованиях Ульяновской области» был принят 13 июля 2004 г. Согласно статье 24 названного Закона муниципальное образование «Город Новоульяновск» наделено статусом городского округа с населенными пунктами, установлены границы муниципального образования в виде картографического описания, определен административный центр.
Таким образом, границы муниципального образования «Город Новоульяновск» определены Законом Ульяновской области от 13 июля 2004г. № 043-30. С этого времени спорные земельные участки Кременского и Нагорного месторождений закреплены за МО «Город Новоульяновск», поэтому налог на добычу полезных ископаемых за 2004-2005г.г. в сумме 2 894,4 тыс.руб. подлежал уплате в бюджет города.
Передача земель из муниципального образования «Ульяновский район» муниципальному образованию «Город Новоульяновск» оформлена актом от 14 октября 2005г. С подписанием акта приема-передачи Администрация Ульяновского района связывает фактическую передачу земель и, соответственно, считает, что до 14 октября 2005г. земли находились на территории муниципального образования «Ульяновский район», необходимость фактической передачи земель обосновывает положением статьи 12 Закона Ульяновской области от 08 сентября 2003г. № 041-30 «О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований на территории Ульяновской области, установления и изменения их границ и наименований и гарантиях учета мнения населения при решении этих вопросов».
Согласно ч.2 ст. 10 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 настоящего Федерального закона. Механизма передачи территории по акту приема-передачи между муниципальными образованиями Федеральный закон не предусматривает.
Законом, определяющим границы муниципальных образований Ульяновской области, является Закон Ульяновской области от 13 июля 2004г. № 043-30 «О муниципальных образованиях Ульяновской области».
Закон Ульяновской области № 041-30 был принят 08 сентября 2003г. В соответствии со статьей 12 Закона передача территорий в связи с установлением и изменением границ муниципальных образований, их образованием, объединением, преобразованием или упразднением производится на основании закона Ульяновской области путем непосредственной передачи земель, расположенных на них объектов муниципальной собственности, обусловленных соглашением сторон, и их учетной документации, которая оформляется актами органов местного самоуправления.
Однако образование муниципального образования «Город Новоульяновск» и установление его границ происходило в ином порядке в соответствии с Законом Ульяновской области от 13 июля 2004г. № 043-30 «О муниципальных образованиях Ульяновской области». Данный Закон был принят в соответствии с переходными положениями о введении в действие Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», обязывающими субъекты РФ установить до 01 марта 2005г. границы муниципальных образований.
Таким образом, Федеральный закон от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» разграничил полномочия между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации: к ведению Российской Федерации отнесены полномочия по определению порядка установления границ, к полномочиям субъекта РФ - установление границ в отношении конкретных муниципальных образований в соответствии с требованиями Федерального закона. Регламентированный федеральным законодательством порядок установления границ не предусматривает фактической передачи земель между муниципальными образованиями. Поэтому положения Закона Ульяновской области от 08 сентября 2003г. № 041-30 в связи с принятием Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-Ф3 применяться не должны. Закон Ульяновской области от 08 сентября 2003г. № 041-30 признан утратившим силу Законом Ульяновской области от 02 ноября 2005г. № 111-30.
Довод апелляционной жалобы о том, что налоговый орган при взаимодействии с органами Федерального казначейства имеет возможность самостоятельно распределить перечисленный в бюджет платёж, не основан на нормах бюджетного законодательства, регламентирующего межбюджетное регулирование. Ст.20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на которую ссылается Администрация Ульяновского района, не предоставляет налоговым органам права осуществлять перераспределение поступающих в бюджет обязательных платежей, возлагая на администраторов поступлений в бюджеты контрольные функции, а не полномочия по перераспределению указанных средств.
Вопреки требованиям п.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация Ульяновского района не доказала обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 22 июня 2007 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 июня 2007 г. по делу № А72-4950/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г.Филиппова
Судьи Е.И.Захарова
В.Е.Кувшинов