ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1 , с участием:
от налогового органа - представитель ФИО2, дов. от 12 января 2007 г. № 922-24,
от ООО «Дорожно-эксплуатационное управление» - представитель не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 сентября 2007 г. апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Нижнекамск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июня 2007г. по делу № А65-6715/2007, судья Хакимов И.А.,
по заявлению ООО «Дорожно-эксплуатационное управление», Республика Татарстан, г.Нижнекамск, к Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Нижнекамск,
о признании незаконным решения от 05 февраля 2007 г. об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Дорожно-эксплуатационное управление» (далее – ООО «ДЭУ», Общество) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Республике Татарстан (далее – налоговый орган) от 05 февраля 2007 года об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью «Дорожно-эксплуатационное управление» (далее – Общество) в связи с его ликвидацией; об обязании произвести государственную регистрацию прекращения деятельности ООО «ДЭУ» в связи с его ликвидацией и внести соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Решением суда от 18 июня 2007г. заявление удовлетворено, оспариваемое решение налогового органа об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с его ликвидацией признано нзаконным как несоответствующее нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что погашение задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами осуществляется ликвидируемым лицом самостоятельно, налоговым органом было направлено требование о включении в промежуточный ликвидационный баланс сумму задолженности в размере 3092428 ,04 руб. за № 16329-2.10 от 12 мая 2005 г. по фактическому месту нахождения Общества, что подтверждается конвертом с отметкой почты от 13 мая 2005 г., ликвидатор в заявлении о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией указал неверную информацию о том, что расчеты с бюджетом завершены, то есть недостоверные сведения.
Отзыв на апелляционную жалобу Общество не представило, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО «ДЭУ», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления ООО «ДЭУ» отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя налогового органа, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, 05 мая 2005 года единственным участником Общества принято решение № 2 о ликвидации ООО «ДЭУ» и назначении ликвидатором Общества ФИО3
Общество 05 мая 2005 г. направило в Межрайонную инспекцию ФНС России № 11 по Республике Татарстан уведомление за № 6 с сообщением о ликвидации Общества и назначении ликвидатора (т.1, л.д.61).
Налоговым органом в ЕГРЮЛ 05 мая 2005 г. внесены записи о ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Дорожно-эксплуатационное управление» и назначении ликвидатора, о чем выданы соответствующие свидетельства (л.д. - 48-49).
Ликвидатор 11 мая 2005 года направил в адрес налогового органа уведомление о ликвидации за № 7, в котором указал о порядке и сроке заявления требований по взысканию кредиторской задолженности (л.д. - 61).
Во исполнение требований статьи 20 Федерального закона № 129-ФЗ ликвидатор поместил в Вестнике государственной регистрации от 25 мая 2005 г. за № 18 (20) публикацию о ликвидации Общества, содержащую информацию о ликвидации Общества и приеме требований кредиторов по адресу: 423581, Республики Татарстан, г. Нижнекамск, ОПС-11, а/я 1025, в течение двух месяцев с момента публикации.
Решением № 3 от 30 ноября 2005 года единственного участника Общества был утвержден промежуточный ликвидационный баланс, который был согласован с налоговым органом, о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации серии 16 № 004449087 от 30 января 2006 (т.1, л.д.68).
Единственным участником Общества 23 января 2007 года принято решение № 4 об утверждении ликвидационного баланса (т.1, л.д.85).
Ликвидатор Общества в связи с завершением ликвидационной процедуры 30 января 2007 г. представил в налоговый орган пакет документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Налоговым органом 05 февраля 2007 г. было принято решение об отказе в государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией на том основании, что Обществом не соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, не завершены расчеты с кредиторами; представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, а именно: имеется задолженность перед бюджетом по состоянию расчетов на 31 января 2007 года.
Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Аналогичные положения содержатся в пункте 6 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ.
Статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Таким образом, в промежуточный баланс включаются требования, заявленные кредиторами в установленном порядке в срок, предусмотренный для их предъявления.
Согласно промежуточному ликвидационному балансу (т.1, л.д.65-66) по состоянию на 30 ноября 2005 г. у Общества имелась задолженность по реестру требований кредиторов в общей сумме 1454 тыс. руб., в том числе задолженность перед поставщиками и подрядчиками - 1223 тыс. руб., государственными внебюджетными фондами - 9 тыс. руб., персоналом организации - 143 тыс. руб., по налогам и сборам - 0 руб., по прочим кредиторам - 79 тыс. руб. Промежуточный ликвидационный баланс не содержит иного перечня требований, заявленных кредитором в лице налогового органа.
Отказывая в регистрации ликвидации, налоговый указал на то, что представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, а именно: имеется задолженность перед бюджетом по налогам (сборам) и пеням в размере 3 092 428,04 руб. по карточке лицевого счета, что не соответствует данным представленного ликвидационного баланса.
Налоговый орган утверждает, что им соблюден порядок предъявления требований, поскольку в адрес ликвидатора 12 мая 2005 г., то есть до составления промежуточного ликвидационного баланса за исходящим № 16329-20 было направление требование о включении в промежуточный ликвидационный баланс суммы недоимки по налогам (сборам) и пени в размере 3 092 428,04 руб.
Представленными в материалы дела документами, в том числе конвертом с отметкой отделения связи от 13 мая 2005 г., подтверждается направление 12 мая 2005 г. налоговым органом в адрес Общества требования о включении в промежуточный ликвидационный баланс задолженности по налогам и пени в сумме 3 092 428,04 руб. по адресу, указанному в ЕГРЮЛ в качестве фактического места нахождения Общества: <...>. Направление требования не на абонентский ящик, указанный в сообщении о ликвидации, не означает, что требование не было предъявлено налоговым органом. Адрес фактического места нахождения Общества указан в опубликованном сообщении о ликвидации, промежуточном ликвидационном балансе и ликвидационном бухгалтерском балансе, а также ЕГРЮЛ.
В силу ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Сведений о государственной регистрации в ЕГРЮЛ изменения места нахождения Общества в его учредительных документах в материалы дела не представлено. В имеющейся в материалах дела выписке из ЕГРЮЛ от 30 января 2006 г. указан адрес: <...>.
Таким образом, налоговый орган своевременно заявил ликвидатору Общества в порядке ст.63 ГК РФ требование о включении в промежуточный ликвидационный баланс задолженности по налогам и пени в сумме 3 092 428,04 руб., приложив документы, подтверждающие наличие задолженности. Неполучение ликвидатором Общества данного требования при изложенных обстоятельствах не может лишать кредиторов (в том числе налоговый орган) права на удовлетворение заявленных в процессе ликвидации требований в соответствии с нормами ГК РФ, регулирующими порядок предъявления требований кредиторов.
Следовательно, ликвидатор в заявлении о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией указал недостоверную информацию о том, что расчёты с бюджетом завершены, представив ликвидационный бухгалтерский баланс, согласно которому задолженность по налогам у Общества отсутствует.
Учитывая, что имущества у Общества недостаточно для погашения кредиторской задолженности (согласно промежуточному ликвидационному балансу кредиторская задолженность должна была составить 1454 тыс. руб. + 3 092 428,04 руб., активы (дебиторская задолженность) – 1700 тыс.руб.), в силу требований п.5 ст.61 ГК РФ Общество могло быть ликвидировано лишь в порядке, установленном законодательством о банкротстве.
С учётом изложенного налоговый орган в соответствии со ст.21, под. «а» п.1 ст.23 Федерального закона № 129-ФЗ правомерно отказал Обществу в государственной регистрации прекращения деятельности в связи с его ликвидацией.
На основании п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 18 июня 2007 г. следует отменить, в удовлетворении заявления Общества о признании незаконным решения налогового органа от 05 февраля 2007 г. об отказе в государственной регистрации отказать.
В соответствии со ст.ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с Общества в доход федерального бюджета госпошлина в размере 2000 руб., а также судебные расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб. в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Республике Татарстан.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июня 2007 г. по делу № А65-6715/2007 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Дорожно-эксплуатационное управление» о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Республике Татарстан от 05 февраля 2007 г. об отказе в государственной регистрации отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дорожно-эксплуатационное управление» в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Республике Татарстан судебные расходы по уплате госпошлины в размере 1000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дорожно-эксплуатационное управление» в доход федерального бюджета госпошлину в размере 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г.Филиппова
Судьи В.Е.Кувшинов
Е.Г.Попова