ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-6361/2007 от 28.09.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  28 сентября 2007 г.

Постановление в полном объеме изготовлено  01 октября 2007 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Холодной С.Т.,

судей:  Бажана П.В., Рогалевой Е.М.

при ведении протокола судебного заседания  ФИО1,

с участием:

от ООО «Копейка» – ФИО2 доверенность от 02 мая 2007 года

от налогового органа– не явился, уведомлен

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 сентября 2007 г. в помещении суда апелляционную жалобу

Инспекции ФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 августа 2007 г. по делу № А72-4597/2007 (судья Семенова М.А.)

по заявлению

ООО «Копейка», г. Ульяновск

к Инспекции ФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Копейка» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором просит отменить постановление №165/476 от 04.07.2007 г. Инспекции ФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска, в соответствии с которым на заявителя наложен штраф в размере 30000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03 августа 2007 г. заявленные требования удовлетворены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что несоблюдение налоговым органом положений ст.28.2 КоАП РФ свидетельствует о том, что наказание назначено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Не согласившись с выводами суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить и принять новый судебный акт.

В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на те обстоятельства, что общество не было лишено соответствующих процессуальных гарантий при составлении и рассмотрении протокола об административном правонарушении, поскольку права и законные интересы нарушителя защищались его представителем, уполномоченным на то директором Общества.

Податель жалобы в заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещён, жалобу просит рассмотреть в его отсутствие.

В судебном заседании представитель Общества просит жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции – без изменения.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-269 АПК РФ.

Как установлено материалами дела и исследовано судом первой инстанции 15.06.2007 г., на основании поручения №144 от 15.06.2007 г., должностными лицами инспекции ФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска была проведена проверка соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карг» в магазине «Копейка», в отделе «Хлеб, молоко», расположенном по адресу: <...>, принадлежащем ООО «Копейка».

В результате проверки установлен факт неприменения ККТ продавцом ФИО3 при продаже очередному покупателю двух пакетов сока апельсинового «Тропикана», объемом 0,25 л. по цене 12 руб. за 1 штуку, на общую сумму 24 руб.

По факту правонарушения составлены акт проверки № 000163 от 15.06.2007 г. и протокол № 021/2 от 18.06.2007 г.

04.07.2007 г. налоговым органом было принято постановление №165/476 о привлечении ООО «Копейка» к административной ответственности, предусмотренной ст.14.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 руб.

В соответствии со ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати до сорока тысяч рублей.

В соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ регламентируется порядок составления протокола об административном правонарушении, который предоставляет ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе; указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются. При этом, протокол об административном правонарушении служит необходимым основанием для привлечения правонарушителя к административной ответственности и является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения, поэтому представляет собой основное доказательство по делу об административном правонарушении.

Согласно статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола о совершении административного правонарушения требуется присутствие законного представителя юридического лица. Часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ предусматривает, что законными представителями юридического лица для целей административного производства являются руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. В силу статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор, который избирается общим собранием участников общества, действует от имени общества без доверенности, представляет его интересы, совершает сделки и выполняет функции в рамках своей компетенции.

Суд первой инстанции установил, что при составлении протокола в качестве законного представителя юридического лица, согласно доверенности от 18.06.2007 г., присутствовала директор магазина ФИО4, которая была извещена о времени и месте составления протокола и указал, что названное лицо не является руководителем общества и не подпадает под понятие органа юридического лица по смыслу вышеуказанной статьи ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Согласно свидетельским показаниям директора ООО «Копейка» ФИО5, сеть магазинов ООО «Копейка»  включает в себя семь магазинов, при этом директорам магазинов выдаются доверенности действовать от имени Общества в части обращения в административные органы для подачи и получения справок, документов, отчетов, подачи деклараций, регистрации документов, делать заявления, вести бухгалтерскую | отчетность по деятельности Общества –  поручения, связанные только с товарооборотом магазина.

Из доверенности от 18.06.2007 г., выданной директором Общества ФИО5 директору магазина ФИО4, следует, что данная доверенность не предусматривает представительство интересов юридического лица.

Указанная доверенность уполномочивает директора магазина ФИО4 быть представителем во всех компетентных, административных учреждениях и иных организациях, во всех внебюджетных фондах г. Ульяновска, в том числе в ИФНС РФ, Пенсионном фонде, фондах медицинского и социального страхования, территориальных органах статистики и связи, городской, областной администрациях по всем вопросам, касающимся деятельности Общества, для чего предоставляет право подавать и получать необходимые справки, документы, отчеты, подавать за Общество все виды деклараций, регистрировать документы. делать от имени Общества заявления, вести бухгалтерскую отчетность и документацию по деятельности Общества.

Суд первой инстанции исходил из части 1 статьи 25.1 КоАП РФ, в соответствии с которой, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Часть 2 указанной статьи предусматривает, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

С учётом изложенных обстоятельств, суд правомерно пришёл к выводу, что представителя ФИО4, выступившую в налоговом органе по данному административному делу по доверенности от 18.06.2007 г., выданной руководителем ООО «Копейка», в силу положений КоАП РФ нельзя рассматривать как законного представителя данного юридического липа, поскольку она не обладает статусом органа юридического лица, основанным на законе или учредительных документах, следовательно, отсутствуют доказательства надлежащего извещения юридического лица как о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так и о рассмотрении дела об административном правонарушении в порядке главы 29 данного Кодекса, сославшись на то, что Общество было лишено возможности принять участие при составлении протокола, права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, законному представителю не разъяснялись, следовательно, нарушения административным органом требований названной нормы права и статьи 28.2 Кодекса имели место.

C позиции изложенных обстоятельств, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 августа 2007 г. по делу № А72-4597/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                С.Т. Холодная

Судьи                                                                               П.В.Бажан

                                                                                          Е.М. Рогалева