ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
28 сентября 2020 года Дело № А55-24256/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" – до перерыва представитель ФИО1 (доверенность от 27.05.2019г.), после перерыва представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "УК "Ассоциация Управляющих компаний" – до и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16-21 сентября 2020 года по общим правилам искового производства, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции,
исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы"
к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Ассоциация Управляющих компаний"
о взыскании 40 176,02 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Ассоциация Управляющих компаний", с учетом уточнений, принятых протокольным определением суда от 13.11.2019, о взыскании задолженности в размере повышающего коэффициента к плате за оказанные услуги водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов за январь, май, июль, ноябрь, декабрь 2017 года, январь – апрель 2018 года в размере 40 176,02 руб.
Определением суда от 30.08.2018 исковое заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 24.10.2018 дело назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 марта 2020 года производство по делу в части требований о взыскании задолженности в размере повышающего коэффициента к плате за оказанные услуги водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов за май 2017 года и за июль 2017 года прекращено.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В апелляционной жалобе ссылается на то, что оплата ответчиком за период январь, ноябрь, декабрь 2017 г., январь, февраль, март, апрель 2018 повышающего коэффициента к плате за оказанные услуги водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов в данных актах 180059, 143578 не производилась.
В судебном заседании 08 июня 2020 года представитель общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "УК "Ассоциация Управляющих компаний" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 08 июня 2020 на 15 июля 2020.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, отложении судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 15 июля 2020 года представитель общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "УК "Ассоциация Управляющих компаний" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 15 июля 2020 на 10 августа 2020.
От общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" поступили дополнения к апелляционной жалобе, из которых следует, что истцом были сформированы акты сверок №224028 за период 01.01.2017 по 31.12.2017 и №224026 за период 01.01.2018 по 31.12.2018, где указана одна услуга повышающего коэффициента, в которых видно, что со стороны ответчика за взыскиваемый период оплаты не было, задолженность имеется.
Определением председателя суда от 07 августа 2020 года в составе суда, рассматривающем апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» по делу №А55-24256/2018 произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Драгоценнову И.С., судьи Бажана П.В. на судью Корастелева В.А.
В судебном заседании 10 августа 2020 года представитель общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "УК "Ассоциация Управляющих компаний" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Так, общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "УК "Ассоциация Управляющих компаний", с учетом уточнений, принятых протокольным определением суда от 13.11.2019, о взыскании задолженности в размере повышающего коэффициента к плате за оказанные услуги водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов январь, май, июль, ноябрь, декабрь 2017 года, январь – апрель 2018 года в размере 40 176,02 руб.
Ответчик иск не признал, ссылаясь на отсутствие задолженности, подтвержденной двусторонними актами сверки расчетов, кроме того, указал, что имеются судебные акты о взыскании задолженности в размере повышающего коэффициента за отдельные периоды за май 2017 года и июль 2017 года.
Суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2018 по делу №А55-18961/2018 рассмотрено требование общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Ассоциация Управляющих компаний" о взыскании 5 116 руб. 23 коп. - задолженности за повышающий коэффициент к плате за ОДН за период май 2018 года. С общества с ограниченной ответственностью "УК "Ассоциация управляющих компаний" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" взыскана плата за повышающий коэффициент к плате за общедомовые нужды за период май 2017 года в сумме 5 116 руб. 23 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.05.2019 по делу А55-37641/2018 рассмотрено требование общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Ассоциация Управляющих компаний" о взыскании 10 387 руб. 70 коп. задолженности за повышающий коэффициент к плате за ОДН за период июнь - июль 2018 года. В иске отказано.
В силу пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции», предметом искового заявления является материально-правовое требование истца к ответчику, а основанием - обстоятельства, на которых истец основывает свои требования к ответчику.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что уже имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, в части требований о взыскании задолженности в размере повышающего коэффициента к плате за оказанные услуги водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов май, июль 2017 года.
Вместе с тем, арбитражный апелляционный суд с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
В решении Арбитражного суда Самарской области от 16.05.2019 по делу А55-37641/2018 рассмотрено требование общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Ассоциация Управляющих компаний" о взыскании 10 387 руб. 70 коп. задолженности за повышающий коэффициент к плате за ОДН за период июнь - июль 2018 года, тогда как в рамках настоящего дела предъявлена ко взысканию задолженность за июль 2017 г.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика также подтвердила, что не имеется вступившего в законную силу судебного акта относительно периода задолженности за ОДН за июль 2017 г.
На аналогичные обстоятельства указывает и податель апелляционной жалобы.
В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 12) разъяснено, что если при рассмотрении апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции, в котором содержатся выводы в отношении части требований, рассмотренных по существу, а другие требования оставлены без рассмотрения или по ним прекращено производство, арбитражный суд апелляционной инстанции установит, что имеются основания для отмены судебного акта в части оставления заявления без рассмотрения (прекращения производства), то он переходит к рассмотрению дела в этой части по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ.
Указанные заявителем апелляционной жалобы обстоятельства заслуживают внимания и являются основанием для отмены решения суда первой инстанции в части прекращения производства по делу и перехода к рассмотрению дела в этой части по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Таким образом, при принятии решения судом нарушены нормы процессуального права.
При таких обстоятельствах на основании части 6.1 статьи 268, пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ суд апелляционной инстанции определением от 14 августа 2020 г. перешел в этой части к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п.1 ст. 548 ГК РФ названные нормы применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 30 от 17.02.1998 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Из пункта 1 статьи 1102 ГК РФ следует, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Факт отсутствия подписанного в форме единого документа договора не является основанием для освобождения от оплаты поставленного энергоресурса.
Согласно позиции Верховного Суда РФ право на взыскание с исполнителя коммунальных услуг стоимости коммунального ресурса, поставленного в МКД, в отсутствие у исполнителя письменного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения) принадлежит ресурсоснабжающей организации (Определение от 8 августа 2016 г. по делу N 305-ЭС16-4138).
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011г. (далее - Правила № 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Согласно п. 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В соответствии с п.45 Правил № 354 если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
Исходя из содержания указанных норм, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 Правил № 354, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, рассчитывается как разница между объемом коммунальной услуги, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом коммунальной услуги, потребленным в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 21 (1) Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» в редакции Постановления Правительства № 603 (начало действия редакции 30.06.2016) при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением объемов отводимых сточных вод, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд=Vодпу – Vпотр, где:
Vодпу- объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0;
б) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, за расчетный период (расчетный месяц) определяется по формуле: Vд=V1одн-V2 одн, где V1одн и V2 одн определяются в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.
в) объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета при наличии технической возможности его установки, определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд=КхV2одн-М2одн, где
К - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
V2 одн - определяется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.
Таким образом, нормами действующего законодательства, предусматривается право начисления управляющей организации, ответственной за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома, повышающего коэффициента на объемы общедомовых нужд в случае отсутствия общедомового прибора учета холодного водоснабжения.
Законность начисления повышающего коэффициента на ОДН подтверждена также Решением Верховного Суда РФ от 12.10.2016 N АКПИ16-779 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "е" пункта 2, подпунктов "а","б","и" пункта 3 изменений в акты Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603», и многочисленной судебной практикой.
Судом апелляционной инстанции установлено, что между ООО «Самарские коммунальные системы» и ООО УК «Ассоциация Управляющих компаний» договор в целях содержания общего имущества многоквартирных домов не заключен.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
В соответствии с п. 22 Правил № 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается следующее:
ж) при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового') прибора учета холодной воды, горячей воды и Гили) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1.5. (пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498).
Согласно п. 4 Письма Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».
Пунктом 6 данного письма разъясняется правомерность применения повышающих коэффициентов при начислении объемов коммунального ресурса потребленного при содержании общего имущества собственников многоквартирного жилого дома.
Правительство Российской Федерации установило применение повышающих коэффициентов по двум основаниям:
1) исходя из положения части 1 статьи 157 ЖК РФ в указанных в ней случаях;
2) исходя из положений статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) - в остальных случаях. Исходя из нормы части 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ в целях стимулирования потребителей коммунальных услуг и покупателей коммунальных ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определяемых при помощи приборов учета, до установки приборов учета используемых коммунальных ресурсов, а также при выходе их из строя, утраты или по истечении срока их эксплуатации, расчеты за используемые энергетические ресурсы (к которым Закон N 261-ФЗ относит воду, электрическую энергию, тепловую энергию) должны осуществляться с определением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов в соответствии с законодательством.
Одним из условий применения повышающих коэффициентов, кроме исходящих из статьи 13 Закона N 261-ФЗ об обязанности собственников помещений в многоквартирном доме установить индивидуальные (квартирные) и общедомовые приборы учета, Правила N 354 и Правила N 124 содержат дополнительное условие, заключающееся в праве исполнителя коммунальных услуг в расчете с потребителями коммунальных услуг или праве ресурсоснабжающей организации в расчетах с исполнителем коммунальных услуг применить повышающий коэффициент при отсутствии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Законность начисления повышающего коэффициента на ОДН подтверждена также Решением Верховного Суда РФ от 12.10.2016 N АКПИ16-779 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "е" пункта 2, подпунктов "а","б","и" пункта 3 изменений в акты Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603».
Поскольку, как установлено п. 1 ст. 157 ЖК РФ расчет платы за коммунальные услуги потребленные, в том числе при содержании общего имущества собственников многоквартирного жилого дома, осуществляется исходя из объемов определенных на основании установленных приборов учета, либо с применением нормативов, установленных органов исполнительной власти субъекта РФ.
Нормативы коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды установлены от 26.11.2015 № 478 приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства самарской области (далее - Приказ № 478).
Таким образом, с момента официального опубликования Приказа Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области № 478 нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды являются установленными и действующими на всей территории Самарской области.
Судом первой инстанции прекращено производство по делу в части требований о взыскании задолженности в размере повышающего коэффициента к плате за оказанные услуги водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домом за май, июль 2017 г., в связи с тем, что ранее было вынесено решение по делу А55-18961/2018 г. о взыскании 5116 руб.23 коп. задолженности по ПВК за май 2017 г. В данном деле рассматривалась счет-фактура 341/155 от 31.05.2017 г., в объеме 195,5 куб. в сумме 5116 руб.23 коп.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что в материалы настоящего дела № А55-24256/2018, представлена корректировочная счет фактура № 341/86 К1 от 31.05.2017 г.
Ответчику доначислен объем ПВК за май 2017 г. согласно письму, представленному в адрес истца (исх.2029-УК/2017 г. от 20.10.2017 г. и справки об оснащенности МКХ ОДНУ ХВС и применяемых нормативах). Таким образом, вошедший в расчет задолженности объем в размере 96,47 куб. в сумме 2524 руб.62 коп., судом первой инстанции необоснованно не принят во внимание.
За период июль 2017 г. судом первой инстанции прекращено производство в связи с тем, что ранее было вынесено решение по делу А55-37641/2018 о взыскании 10 387 руб.70 коп. задолженности по ПВК за июнь-июль 2018 г.
Вместе с тем, в настоящем деле № А55-24256/2018 взыскивается задолженность за июль 2017 г. и ранее истец не подавал исковое заявление по ПВК за июль 2017 г.
Судом апелляционной инстанции установлено, что истец произвел расчет начислений повышающего коэффициента к плате за ОДН за периоды январь, май, июль, ноябрь, декабрь 2017, январь, февраль, март, апрель 2018 следующим образом:
Январь 2017:
31.12.2017 истец доначислил объем коммунального ресурса по ПВК по корректировочному счету-фактуре № 341/82 К1, объем, вошедший в расчет исковых требований, составляет 237,57 куб. в сумме 6217 руб. 20 коп.
Май 2017:
Ранее было вынесено решение по делу А55-18961/2018 о взыскании 5116 руб.23 коп. задолженность по ПВК за май 2017 г. в данном деле рассматривался счет-фактура 341/155 от 31.05.2017 в объеме 195,5 куб. в сумме 5116 руб. 23 коп. (корректировочный счет-фактура № 341/86 К1 не рассматривался).
31.12.2017 истец доначислил объем коммунального ресурса по ПВК по корректировочному счету-фактуре № 341/86 К1, объем, вошедший в расчет исковых требований, составляет 96,47 куб. в сумме 2524 руб. 62 коп.
Июль 2017:
31.12.2017 истец доначислил объем коммунального ресурса по ПВК по корректировочному счету-фактуре № 341/88 К1, объем, вошедший в расчет исковых требований, составляет 62,06 куб. в сумме 1657 руб. 01 коп.
Ранее истец не подавал исковое заявление по ПВК за июль 2017 г.
Рассматривалось дело А55-7650/2018, согласно исковому заявлению от 12.03.2018 г. №212 взыскивалась задолженность за отпуск питьевой воды и водоотведение в целях содержания общего имущества многоквартирных домов в размере 16 972 руб. 17 коп.
Ноябрь 2017:
На основании счет-фактуры № 341/436 от 30.11.2017 г. и 341/3 К1 от 31.01.2018 г. начислен коммунальный ресурс по ПВК в объеме 180,94 куб. на сумму 4831 руб. 10 коп.
Декабрь 2017:
На основании счета-фактуры № 341/539 от 31.12.2017 г. начислен коммунальный ресурс по ПВК в объеме 180,94 куб. на сумму 4831 руб. 10 коп.
Январь 2018:
На основании счета-фактуры № 341/164 от 28.02.2018 г. начислен коммунальный ресурс по ПВК в объеме 180,94 куб. на сумму 4831 руб. 10 коп.
Февраль 2018:
На основании счета-фактуры № 341/275 от 31.03.2018 г. начислен коммунальный ресурс по ПВК в объеме 190,81 куб. на сумму 5094 руб. 63 коп.
Март 2018:
На основании счета-фактуры № 341/392 от 31.03.2018 г. начислен коммунальный ресурс по ПВК в объеме 190,81 куб. на сумму 5094 руб. 63 коп.
Апрель 2018:
На основании счета-фактуры № 341/519 от 30.04.2018 г. начислен коммунальный ресурс по ПВК в объеме 190,81 куб. на сумму 5094 руб.63 коп.
В соответствии с абзацем 4. п.6 Правил 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя:
- адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами;
- сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома».
Истец произвел доначисления и начисления за коммунальный ресурс по ПВК на основании письма Ответчика исх.№ 2029-УК/2017 от 20.10.2017 г., приложение 1 Справка об оснащенности МКД ОДПУ ХВС и применяемых нормативах, в котором был указан уточненный (в сторону увеличения) перечень домов, находящихся в управлении Ответчика.
На основании письма исх.№ 2029-УК/2017 от 20.10.2017 г., истцом был сформулирован перечень домов Приложение №5 Информация (сведения) об объемах начисления за услуги на ОДН в многоквартирных домах, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета, в котором подробно расписано, по каким домам применяется повышающий коэффициент.
В деле имеется Акт сверки расчетов № 143578 за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. на сумму задолженности в пользу ООО «Самарские коммунальные системы» в сумме 151 514,63 руб.
Согласно Акту сверки 180059 за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г., задолженность ООО «Самарские коммунальные системы» в пользу ООО УК «Ассоциация Управляющих Компаний» составляет 31 289 руб.45 коп.
В актах указано: 1) содержания общего имущества и 2) повышающей коэффициент.
В данных актах сверок №№ 143578, 170895 вся оплата со стороны ответчика была с назначением платежа "Перечисление денежных средств от населения за общедомовые нужды (ОДН).
Указание в платежном поручении назначения платежа производится с целью идентификации перечисленных денежных средств у получателя платежа и при наличии ошибок или в других случаях ничто не препятствует сторонам по сделке (плательщикам и получателям средств) по взаимному волеизъявлению изменить назначение соответствующих денежных средств.
Оплата ответчиком за период : январь, май, июль, ноябрь, декабрь 2017 г. январь, февраль, март, апрель 2018 г. повышающего коэффициента к плате за оказанные услуги водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домом в данных актах 180059, 143578, 191826, 170895 не производилась.
Во всех своих возражения и пояснениях ответчик не согласен с начислениями касаемо повышаемого коэффициента, добровольно не оплачивает, на сверку расчетов ответчик не являлся.
Материалами дела подтверждается, что заложенность ответчика по оплате ПВК имеется и все оплаты, которые ответчик перечисляет, касаются только ОДН.
Истцом были сформированы акты сверок № 224028 за период 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г., и № 224026 за период 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г., где указана одна услуга повышающего коэффициента, в которых видно, что со стороны ответчика за взыскиваемый период оплаты не было, задолженность имеется.
Необоснованной является ссылка суда первой инстанции на то, что ответчик направил истцу 17.04.2019 г. письмо с просьбой зачесть перечисленные ранее денежные средства.
Истцом были предоставлены в материалы дела письменные пояснения, согласно которым в адрес ООО «Самарские коммунальные системы» поступило письмо от 17.04.2019 г. исх. № 711-УК/2019 от ответчика, в котором он просил перенести излишне уплаченные денежные средства с акта сверки №180058 (в размере 116 216 руб.74 коп.) на акт сверки № 180059.
Вместе с тем, 22.04.2019 г. исх. № 742-УК/2019 поступило заявление от ответчика о недействительности письма от 17.04.2019 г. исх. № 711-УК/2019 о переносе денежных средств.
08.08.2019 г. в адрес истца поступила претензия о возврате денежных средств в размере 116 216 руб.74 коп.
Истец перечислил денежные средства в размере 116 216 руб.74 коп. на расчетный счет ответчика по платежному поручению 12439 от 30.08.2019 г.
Дав оценку представленным доказательствам, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что истцом обязательства по отпуску питьевой воды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов за периоды январь 2017 г., май 2017 г., июль 2017 г., ноябрь 2017 г., декабрь 2017 г., за период с января по апрель 2018 года выполнены в полном объеме, а ответчиком обязательства по оплате задолженности в размере повышающего коэффициента к плате за оказанные услуги водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов надлежащим образом не исполнены. За ответчиком числится задолженность за указанные периоды в размере 40 176,02 руб.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст. 270 АПК РФ с вынесением нового судебного акта об удовлетворении исковых требований и взыскании с ответчика в пользу истца задолженности в размере повышающего коэффициента к плате за оказанные услуги водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов за январь 2017 г., май 2017 г., июль 2017 г., ноябрь 2017 г., декабрь 2017 г., за период с января по апрель 2018 года в размере 40 176,02 руб.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 марта 2020 года по делу № А55-24256/2018 отменить.
Принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК "Ассоциация Управляющих компаний" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" задолженность в размере повышающего коэффициента к плате за оказанные услуги водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов за январь 2017 г., май 2017 г., июль 2017 г., ноябрь 2017 г., декабрь 2017 г., за период с января по апрель 2018 года в размере 40 176,02 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК "Ассоциация Управляющих компаний" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" расходы по оплате госпошлины за подачу искового заявления в размере 2000 руб., расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Сергеева
Судьи В.А. Корастелев
И.С. Драгоценнова