ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-6623/08 от 06.10.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

08 октября 2008 г. Дело № А72-4972/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1, с участием:

от заявителя - представитель не явился, извещен,

от ООО «Комфорт» - представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 06 октября 2008 г. апелляционную жалобу ООО «Комфорт», г.Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 августа 2008 г. по делу № А72-4972/2008, судья Прохоров А.Е., принятое по заявлению министерства сельского хозяйства Ульяновской области, г.Ульяновск, к ООО «Комфорт», г.Ульяновск,

о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области (далее – Министерство, административный орган) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Комфорт» (далее – ООО «Комфорт», Общество) к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за розничную продажу алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию).

Решением суда 18 августа 2008 г. заявление Министерства удовлетворено на том основании, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.16 КоАП РФ. Общество привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 руб.

В апелляционной жалобе ООО «Комфорт» просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на малозначительность совершенного Обществом правонарушения, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Отзыв на апелляционную жалобу Министерство не представило, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ООО «Комфорт» зарегистрировано 10 февраля 2005 г. ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 73 № 000764815; ИНН <***>; ОГРН <***>).

Должностными лицами Министерства 08 февраля 2008 г. на основании распоряжения № 199 от 15 июля 2008 г. проверено соблюдение Обществом законодательства об обороте алкогольной продукции в торговой точке, принадлежащей ООО «Комфорт» - кафе «Восток-Запад», расположенном по адресу: <...>.

В результате проверки установлено, что в кафе допущена розничная продажа алкогольной продукции без надлежащим образом оформленных товарно-транспортных документов, без сертификатов соответствия по каждому наименованию продукции, без справок к грузовой таможенной декларации или без их копий с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника.

На момент проверки в продаже находились: водка «УРСУС», стеклобутылка, объем 0,5 л, дата розлива 18 января 2002 г., производитель Нидерланды; виски шотландский 12-летний «Гленливет», стеклобутылка, объем 0,75 л, дата розлива 15 мая 2004 г., производитель Великобритания; Граппа «Увед Александр Москато», стеклобутылка, объем 0,7 л, производитель Италия; коньяк «Курвуазье ХО», стеклобутылка, объем 0,7 л, дата розлива 04 апреля 2005 г., производитель Франция; вино рисовое «Чойя Сакэ», стеклобутылка, объем 0,72 л, дата розлива 15 ноября 2004 г., производитель Япония; водка «Блэвод», стеклобутылка, объем 0,5 л, дата розлива 01 ноября 2004 г., производитель Великобритания; коньяк «Меуков В.С», стеклобутылка, объем 0,7 л, дата розлива 07 апреля 2004 г., производитель Франция; вино виноградное специальное крепкое белое «Портвейн белый Баррос», стеклобутылка, объем 0,75 л, дата розлива 03 января 2005 г., производитель Португалия; текила «Ольмека Бланка», стеклобутылка, объем 1 л, дата розлива 02 ноября 2005 г., производитель Мексика; коньяк Армянский «Наири», стеклобутылка, объем 0,5 л, дата розлива 19 мая 2003 г., производитель Армения; коньяк Армянский «АХТАМАР», стеклобутылка, объем 0,5 л, дата розлива 04 мая 2005 г., производитель Армения.

Результаты проверки отражены в акте № 199 от 15 июля 2008 г. (л.д.8-9). По факту правонарушения в отношении Общества 23 июля 2008 г. составлен протокол об административном правонарушении (л.д.11-13).

В соответствии с п.64 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Из представленного Министерством Положения о министерстве сельского хозяйства Ульяновской области, утвержденного постановлением правительства Ульяновской области от 25 декабря 2007 г. № 30/250, следует, что вышеуказанный контроль возложен на министерство, в связи с чем протокол об административном правонарушении составлен в пределах полномочий административного органа.

Согласно п.1 ст. 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

В п.1 ст.26 Федерального закона № 171-ФЗ содержится запрет оборота этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, а также запрет оборота алкогольной продукции без сертификатов соответствия.

Пункт 3 ст. 11 Федерального закона № 171-ФЗ устанавливает перечень информации, которая должна сопровождать алкогольную продукцию, находящуюся в розничной продаже на территории Российской Федерации. Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полномочия Правительства Российской Федерации по изданию нормативных правовых актов предусмотрены ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», согласно которой Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее – Правила).

Согласно п. 12 Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Согласно п. 139 Правил на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: 1) товарно-транспортная накладная; 2) копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; 3) копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

В силу п. 141 Правил по требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой в организации общественного питания алкогольной продукции.

Отсутствие в момент проверки необходимых документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, и непредъявление их по требованию проверяющих, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.

Согласно ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Материалами дела доказан факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, вина ООО «Комфорт» усматривается в отсутствии надлежащего контроля за порядком реализации алкогольной продукции в торговой точке, работой лиц, занимающихся ее реализацией. Приказ об утилизации продукции издан 01 июня 2006 г., а продукция утилизирована только после проведения проверки. Доказательств ознакомления бармена с приказом ООО «Комфорт» не представлено.

Обществом не представлены товаросопроводительные документы на алкогольную продукцию в материалы дела ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни при рассмотрении апелляционной жалобы.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Непринятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, подтверждено доказательствами. Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что Общество имело возможность (при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств) не нарушать требования законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, однако не приняло всех зависящих от него мер для его соблюдения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что нарушение допущено по вине работника Общества – бармена ФИО2 – отклоняются, поскольку работник выступает от имени Общества в рамках выполнения своих трудовых обязанностей, и Общество несет ответственность за незаконные действия своих работников, совершенные от имени Общества.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно п. 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 г. № 17-П государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Оборот алкогольной, спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем и совершенное предпринимателем правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, гарантирующий охрану жизни и здоровья потребителей, и, следовательно, создает существенную угрозу охраняемым общественным интересам, а именно: жизни и здоровью населения РФ. Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает наступления негативных последствий, предполагая возможность их наступления в случае несоблюдения правил, установленных для розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С учетом изложенного судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что допущенное Обществом правонарушение не может быть признано малозначительным. Обществу с учетом всех обстоятельств дела, материального положения, личности назначен минимальный размер штрафа, предусмотренный ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного решение суда от 18 августа 2008 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.

В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 августа 2008 г. по делу № А72-4972/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Комфорт» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий Е.Г.Филиппова

Судьи Е.И.Захарова

В.Е.Кувшинов