ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда
22 июня 2022 года Дело № А55-30502/2021
город Самара 11АП-7359/2022
Резолютивная часть постановления оглашена 16 июня 2022 года
Постановление в полном объёме изготовлено 22 июня 2022 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Митиной Е.А., судей Коршиковой Е.В., Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Криковцовой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 апреля 2022 года по делу № А55-30502/2021 (судья Плотникова Н.Ю.), по иску Администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области (ИНН <***> ОГРН <***>) к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области (ИНН <***> ОГРН <***>), Муниципальному предприятию муниципального района Ставропольский "СтавропольРесурсСервис" (ИНН <***> ОГРН <***>),
об обязании возвратить имущество,
третьи лица: временный управляющий Муниципального предприятия муниципального района Ставропольский "СтавропольРесурсСервис" ФИО1, муниципальное унитарное предприятие сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области «Ягодное»,
с участием в судебном заседании:
от истца – ФИО2, на основании решения №217 от 30.08.2019г., распоряжения №42-ЛС от 31.08.2019 г.,
от ответчика Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области – ФИО3, по доверенности от 07.02.2022 г.,
от третьего лица МУП сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области «Ягодное» - ФИО4, на основании распоряжения №28-ЛС от 29.04.2022 г.,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области и муниципальному предприятию муниципального района Ставропольский "СтавропольРесурсСервис", в котором просила обязать ответчиков возвратить в казну сельского пояснения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области муниципальное имущество:
1.Водопровод, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, инвентарный номер 00001182, 1981 года постройки, площадь, протяженность 17 500 п.м
2.Артезианская скважина, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, территория ОПХ, инвентарный номер 00001193, 1978 года постройки;
3.Артезианская скважина, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, территория ОПХ, инвентарный номер 00001183, 1988 года постройки;
4.Артезианская скважина, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, на территории колхозного сада, инвентарный номер 00001184, 1993 года постройки;
5.Артезианская скважина, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, проезд производственный, инвентарный номер 00001187, 1961 года постройки;
6.Артезианская скважина, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, территория ОПХ, инвентарный номер 00001192, 1971 года постройки;
7.Буровая скважина, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, на территории колхозного сада, инвентарный номер 00001185, 1993 года постройки;
8.Буровая скважина, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, на территории колхозного сада, инвентарный номер 00001186, 1993 года постройки;
9.Водонапорная башня, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, территория ОПХа, инвентарный номер 00001101, 1990 года постройки;
10.Водонапорные сети, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, инвентарный номер 00001190, 1975 года постройки, протяженность 2100 п.м.;
11.Изгородь забора, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, территория ОПХ, инвентарный номер 00001010, 1982 года постройки;
12.Канализационная станция, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, территория ОПХ, инвентарный номер 00001189, 1982 года постройки, протяженность 2123п.м.
13.Канализационные сети, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, инвентарный номер 00001191, 1975 года постройки.
С учетом изменения оснований иска, истец просил истребовать указанное в иске имущество, по следующим основаниям. Соглашением от 01.11.2010 администрация передала на уровень муниципального района полномочия по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения в полном объеме. Соглашением от 10.12.2014 действие соглашения от 01.11.2010 г. отменено с 01.01.2015. Указанным договором владение и распоряжение имуществом поселения передано району в части разработки и реализации проектов программ организаций коммунального комплекса, установление тарифов. Считает, что 01.01.2015 спорное имущество сельского поселения должно быть возвращено истцу.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял изменение истцом основания иска.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обосновании доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что согласно п. 5.1. Соглашения № 1 от 10.12.2014г. срок действия данного соглашения устанавливается с 01.01.2015г. по 31.12.2015г., а также с января 2015г. отменяет действие Соглашения «О делегировании полномочий сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области на уровень муниципального района Ставропольский Самарской области» от 01.11.2010 года № 48. Доказательства оспаривания данного Соглашения не предоставлены. Указывает, что срок действия договора № 239 от 20.04.2014 г. истек 20.04.2017 г. и данный договор сторонами впоследствии не продлевался. Ссылается на то, что акт приема-передачи имущества муниципального района Ставропольский Самарской области, передаваемого в собственность сельскому поселению Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от 20.05.2021 г. ответчиком не оспаривался. Кроме того, считает, что суд первой инстанции оставил без внимания, что ответчик Муниципальное предприятие муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» в ответе на заявление истца (письмо вх. № 1112 от 30.07.2021г.) выразило готовность возвратить заявленное в иске имущество сельскому поселению Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области и подписать изменения в договор и приложения к нему, с условием предоставления администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области своего согласия. Суд оставил без внимания желание Муниципального предприятия муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» о передаче муниципального имущества истцу.
От Муниципального предприятия муниципального района Ставропольский "СтавропольРесурсСервис" поступило заявление о признании иска в суде апелляционной инстанции и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца – глава сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области ФИО2 апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области – ФИО3, по доверенности от 07.02.2022 г., в судебном заседании разрешение апелляционной жалобы оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица МУП сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области «Ягодное» - директор ФИО4 в судебном заседании не возражала против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу истца - удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От представителя истца в судебном заседании поступило ходатайство о приобщении к материалам дела письма Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 03.06.2022 г.
Согласно ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Заявитель апелляционной жалобы не обосновал причины, объективно препятствовавшие ему представить указанные документы в суд первой инстанции и заявить ходатайство о приобщении документов при рассмотрении спора в суде первой инстанции или об их истребовании, письмо Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области выдано после принятия обжалуемого решения, правовая оценка судом первой инстанции данному документу не давалась, в связи с чем, суд апелляционной инстанции отклонил ходатайство истца о приобщении к материалам дела нового доказательства.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01 ноября 2010 года между Администрацией сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области (Администрация сельского поселения) и Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области (Администрация муниципального района) в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» было заключено Соглашение № 48 о делегировании полномочий сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области на уровень муниципального района Ставропольский Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 Соглашения его предметом являлось делегирование муниципальному району и осуществление им части полномочий по решению вопросов местного значения, установленных федеральным законодательством, в том числе:
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу пункта 3.2.1. Соглашения, Администрация муниципального района обязалась осуществлять переданные ей Администрацией сельского поселения полномочия в соответствии с разделом 1 Соглашения и действующим законодательством РФ в пределах перечисленных сельским поселением на эти цели финансовых средств.
Соглашение заключено на срок до 31 декабря 2013 года, а в случае если за 30 дней до истечения срока его действия ни одна из сторон не заявит о прекращении его действия или заключении нового соглашения, оно считается продленным на тех же условиях на следующий плановый период (п.5.1-5.2 Соглашения).
Установлено, что 10 декабря 2014 г. между истцом и Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области было заключено соглашение №1, предметом которого является передача части полномочий, в том числе, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности поселения в части распоряжения имуществом и земельными участками на территории сельского поселения; по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в части:
- согласования производственных программ организаций коммунального комплекса;
-разработка и реализация проектов инвестиционных программ организаций коммунального комплекса
- разработка и реализация программы энергосбережения и энергоэффективности
- осуществления мониторинга выполнения производственных программ
- установление тарифов
- принятия решений по приведению размера платы за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами, установленными для муниципального образования.
Срок действия соглашения установлен с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г.
Указанное соглашение прекращено в связи с подписанием 01 июля 2019 года нового Соглашения на срок с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. с условием о продлении его на следующий плановый период при отсутствии заявления одной из сторон за 30 дней о прекращении соглашения.
Из материалов дела установлено, что 20 апреля 2014 года в соответствии с пунктом 1 соглашения № 48 о делегировании полномочий от 01.11.2010 г. Администрацией муниципального района Ставропольский (Администрация) и МП муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» (Предприятие) был заключен договор № 239 передачи муниципального имущества сельского поселения Ягодное в хозяйственное ведение МП муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис».
Согласно разделу 1 договора и приложения № 1 к нему Администрация передала предприятию, а Предприятие приняло по состоянию на 20.04.2014г. следующее имущество:
1.Водопровод, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, инвентарный номер 00001182, 1981 года постройки, протяженность 17 500 п.м.;
2.Теплотрасса, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, инвентарный номер 00001008, 1975 года постройки, протяженность 1622 п.м.;
3.Теплотрасса, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, инвентарный номер 00001188, 1974 года постройки, протяженность 1250 п.м.;
4.Артезианская скважина, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, территория ОПХ, инвентарный номер 00001193, 1978 года постройки;
5.Артезианская скважина, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, территория ОПХ, инвентарный номер 00001183, 1988 года постройки;
6.Артезианская скважина, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, на территории колхозного сада, инвентарный номер 00001184, 1993 года постройки;
7.Артезианская скважина, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, проезд производственный, инвентарный номер 00001187, 1961 года постройки;
8.Артезианская скважина, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, территория ОПХ, инвентарный номер 00001192, 1971 года постройки;
9.Буровая скважина, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, на территории колхозного сада, инвентарный номер 00001185, 1993 года постройки;
10.Буровая скважина, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, на территории колхозного сада, инвентарный номер 00001186, 1993 года постройки;
11.Водонапорная башня, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, территория ОПХа, инвентарный номер 00001101, 1990 года постройки;
12.Водонапорные сети, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, инвентарный номер 00001190, 1975 года постройки, протяженность 2100 п.м.;
13.Изгородь забора, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, территория ОПХ, инвентарный номер 00001010, 1982 года постройки;
14.Канализационная станция, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, территория ОПХ, инвентарный номер 00001189, 1982 года постройки;
15.Канализационные сети, 445144, Самарская область, Ставропольский район, село Ягодное, инвентарный номер 00001191, 1975 года постройки, протяженность 2123п.м.
Пунктом 5.1. договора было установлено, что он действует с 20.04.2014г. по 20.04.2017г. договор согласован Главой сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области (л.д.10).
В соответствии с п.2.1. договора № 239 от 20.04.2014г. Предприятию было предоставлено право: владеть, пользоваться и распоряжаться в пределах, очерченных требованиями закона, целями своей деятельности, договором и заданиями собственника и назначением имущества.
Имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения, отражается на балансе предприятия (п.1 договора).
Пунктом 2.3. договора предприятие приняло на себя обязанности: использовать имущество, передаваемое ему в хозяйственное ведение в соответствии с его целевым назначением, для осуществления предусмотренной Уставом деятельности и получения прибыли; обеспечить сохранность передаваемого имущества.
Пунктом 5.2. договора было установлено, что изменение условий договора и его расторжение допускаются по соглашению сторон или в связи с ликвидацией предприятия.
По требованию одной из сторон, в случае нарушения другой стороной условий договора, он может быть расторгнут по решению арбитражного суда в соответствии с действующим законодательством (п.5.3. договора).
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области № 36 от 25 мая 2021г. решено создать муниципальное унитарное предприятие сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области «Ягодное», сокращенное наименование МУП «Ягодное» и установить, что целями деятельности Предприятия являются: решение социальных задач; обеспечение жителей сельского поселения водой; получение прибыли, а также утвердить Устав Предприятия (л.д.18).
27.05.2021г. МУП «Ягодное» было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц как вновь созданное юридическое лицо.
20 мая 2021 г. между муниципальным казенным учреждением Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Ставропольский Самарской области (Передающая сторона) и Администрацией сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области подписан Акт приема-передачи имущества муниципального района, передаваемого в собственность сельскому поселению Ягодное, согласно которому Передающая сторона передала Принимающей стороне в собственность сельского поселения Ягодное имущество, 15 наименований (л.д.92-94).
В связи с созданием истцом МУП «Ягодное» и с целью передачи в МУП «Ягодное» спорных 13-ти объектов недвижимости, истец письмом от 27.07.2021г. обратился в МУП муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» с просьбой изменить по соглашению сторон условия договора № 239 от 20.04.2014г. и возвратить муниципальное имущество сельского поселения Ягодное в количестве 13 наименований, являющееся предметом настоящего иска, оставив в хозяйственном ведении ответчика 1 только две теплотрассы.
В ответ на указанное письмо МУП «СтавропольРесурсСервис» 30.07.2021г. сообщило, что готово возвратить указанное имущество, при условии внесения изменений в договор № 239 его стороной – Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области.
В связи с чем, 30.07.2021 г. истец направил обращение в Администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с просьбой внести изменения в договор № 239 и возвратить муниципальное имущество сельского поселения Ягодное в количестве 13-ти наименований.
В ответ на указанное обращение своим письмом от 18.08.2021 г. Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области сообщила истцу, что спорные объекты переданы в хозяйственное ведение МУП «СтавропольРесурсСервис», а в силу ст.ст. 168, 295, 296, 299 ГК РФ собственнику имущества не предоставлено право изымать у унитарного предприятия активы, переданные в хозяйственное ведение, в связи с чем, передать объекты не представляется возможным. Истцу рекомендовано было обратиться в суд с исковым заявлением о возврате имущества в казну сельского поселения.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения Администрация сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области в Арбитражный суд Самарской области с требованием об обязании ответчиков возвратить в казну сельского пояснения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области муниципальное имущество в количестве 13-ти вышеперечисленных наименований.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования, исходил из следующих установленных по делу обстоятельств.
Решением арбитражного суда от 06 сентября 2018 года по делу №А55-13560/2018 признано незаконным бездействие Администрации муниципального района
Ставропольский Самарской области, выразившееся в неисполнении обязанности по
определению гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории с.Ягодное и Ягодинского лесничества.
Суд обязал Администрацию муниципального района Ставропольский Самарской
области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения
прав и законных интересов заявителя путем определения гарантирующей организации для
централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории с. Ягодное и Ягодинского лесничества.
Решением арбитражного суда от 25 сентября 2019 года по делу №А55-9653/2019 муниципальному предприятию муниципального района Ставропольский "СтавропольРесурсСервис" отказано в признании незаконными действий Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в части определения МП муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Ягодинского лесничества, согласно абзаца 2 пункта 1 Постановления No841 от 11.02.2019 г. «Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на
территории сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский» и признании недействительным абзац 2 пункта 1 Постановления No841 от 11.02.2019г. «Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения
на территории сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский» в
части определения в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное
водоснабжение и водоотведение, на территории Ягодинского лесничества.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2021г. по делу № А55-29581/2021 признаны обоснованными требования публичного акционерного общества «Тевис»; в отношении муниципального предприятия муниципального района Ставропольский «Ставропольресурссервис», ИНН <***> введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утверждена ФИО1, член СРО «Союз менеджеров и арбитражных управляющих».
Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.05.2022г. по делу № А55-29581/2021 производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении муниципального предприятия муниципального района Ставропольский «Ставропольресурссервис» прекращено.
Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий регулируется Гражданским Кодексом РФ (далее- ГК РФ) и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
В соответствии со ст.113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В силу п.2 ст.113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
В соответствии со ст.294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 295 ГК РФ установлено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п.1 ст.299 ГК РФ).
В пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными законами.
При разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
В пункте 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ указано, что движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
В пункте 1 статьи 20 Закона N 161-ФЗ перечислены полномочия собственника имущества унитарного предприятия, в перечень которых не включено, за исключением казенных предприятий, право изымать, а также иным образом распоряжаться находящимся в хозяйственном ведении предприятия имуществом.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) указано, что судам при разрешении споров, связанных с защитой права хозяйственного ведения и права оперативного управления государственных (муниципальных) предприятий и учреждений, следует исходить из того, что, поскольку в федеральном законе, в частности статье 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
Таким образом, ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, ни положения Закона N 161-ФЗ не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 N 10984/08).
Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что договор №239 от 20.04.2014 года о передаче спорного имущества в хозяйственное ведение Предприятию в установленном законом порядке недействительным не признан.
Изменения в действующий договор № 239 о передаче муниципального имущества сельского поселения Ягодное в хозяйственное ведение МП муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» в установленном законом порядке не вносились.
В силу ч. 3 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.
Частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд не принимает признание ответчиком иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
В рассматриваемом случае признание Муниципальным предприятием муниципального района Ставропольский "СтавропольРесурсСервис" исковых требований в суде апелляционной инстанции не может быть принято, поскольку оно противоречит требованиям законодательства о распоряжении имуществом, закрепленным за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения.
Кроме того, исковые требования предъявлены истцом также к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, позиция которого в отношении возможности передачи имущества истцу была изложена в письме от 18.08.2021г.
Признание одним из ответчиков исковых требований не освобождает истца от обязанности доказывать обстоятельства, не которые он ссылается в обоснование своих требований.
Доводы апеллянта о том, что срок действия договора №239 от 20.04.2014 года истек 20.04.2017г., не являются основанием к отмене судебного акта первой инстанции, поскольку, как установлено материалами дела, по истечении срока действия договора переданное Предприятию имущество Администрацией не изымалось, собственнику не возвращалось. Более того, на продолжение действия данного договора было указано Администрацией в своем письме Главе сельского поселения Ягодное от 18.08.2021г. № 8626.
В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, соответственно, могут быть прекращены только по основаниям, предусмотренным в законе.
В силу п. 3 ст. 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Основания прекращения права собственности установлены в статье 235 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 данной статьи право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Случаи принудительного изъятия у собственника имущества определены в пункте 2 данной статьи.
Предусмотренные законом основания прекращения права хозяйственного ведения Предприятия на спорное имущество по настоящему делу не установлены.
Акт приема-передачи имущества муниципального района Ставропольский Самарской области, передаваемого в собственность сельскому поселению Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от 20.05.2021 г., на который ссылается истец в обоснование доводов апелляционной жалобы, не влечет прекращения права хозяйственного ведения Предприятия на указанное в акте имущество.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований в виду отсутствия правовых оснований прекращения права хозяйственного ведения Предприятия на спорные объекты.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, они не опровергают законность и обоснованность принятого судебного акта и правильности выводов суда, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судом обстоятельствами и оценкой доказательств, и по существу направлены на их переоценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 апреля 2022 года по делу № А55-30502/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий судья Судьи | Е.А. Митина Е.В. Коршикова С.Ш. Романенко |