823/2020-71933(1)
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2020 года. Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Засыпкиной Т.С., при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных судом о време- ни и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 августа 2020 года апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года по делу № А65-30388/2019 (судья Мазитов А.Н.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Давлетшиной Минзифы Мингазовны (ОГРН 313169008700168, ИНН 162200403347) , Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, пгт.Камское Устье, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, 7710723134), г.Москва, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (ОГРН 1091690054763, ИНН 1655183653), Республика Татарстан, г.Казань, третье лицо: Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными отказов, выраженных в письмах от 30.09.2019 № 07/32822ж, от 02.10.2019 № 16-рх-02/7077, об обязании,
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель Давлетшина Минзифа Мингазовна (далее - ИП Давлетшина М.М., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с за- явлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, ответчик-1), Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, ответчик-2) о признании незаконным отказа Росимущества в предоставлении арендуемого имущества в собственность ИП Давлетшиной М.М., выраженного в письме от 30.09.2019 № 07/32822ж, о признании незаконным отказа МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области в предоставлении арендуемого имущества в
собственность ИП Давлетшиной М.М., выраженного в письме от 02.10.2019 № 16-рх- 02/7077, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначей- ства по Республике Татарстан (далее - УФК по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года в удовлетворении требования к Росимуществу отказано. Отказ МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области в реализации преимущественного права ИП Давлетшиной М.М. на приобретение арендуемого имущества, выраженный в письме от 02.10.2019 № 16-рх-02/7077, признан незаконным. На МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в порядке, предусмотренном статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муници- пальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действий по реализации преимущественного права ИП Давлетшиной М.М. на приобретение административного здания, площадью 131 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, п.г.т Камское Устье, ул.Советская, д.1. С МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области в пользу ИП Давлетшиной М.М. взысканы 300 руб. расходов на уплату государственной пошлины.
В апелляционной жалобе МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым от- казать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие утвержденного в установленном порядке нормативного правового акта, регулирующего порядок отчуждения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности. Заявителю был дан ответ о том, что после утверждения порядка реализации заявление будет рассмотрено повторно.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессу- ального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Давлетшина М.М. с 01.09.2011 является арен- датором административного здания, общей площадью 131 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, п.г.т.Камское Устье, ул.Советская, д.1, используемое для оказания ритуальных услуг населению.
Между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и ИП Давлетшиной М.М. были за- ключены договор аренды федерального недвижимого имущества № 01-1183/к от 01.09.2011 и договор аренды федерального недвижимого имущества, составляющего гос- ударственную казну Российской Федерации № 1-КУ от 31.08.2016.
Имущество (административное здание) было передано ответчиком заявителю по актам приема-передачи от 01.09.2011, от 31.08.2016.
Заявитель 31.07.2018 обратился в МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области с заявле- нием о выкупе федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, п.г.т.Камское Устье, ул.Советская, д.1.
Письмом от 17.08.2018 МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области известило заявителя о перенаправлении заявления в центральный аппарат Росимущества для выдачи соответствующего поручения.
В письме от 30.09.2019 исх. № 07/32822 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом указало на необходимость утверждения порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, после принятия которого возможно рассмотрение вопроса о приватизации помещения.
Письмом от 02.10.2019 № 16-РХ-02/7077 МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области сообщило заявителю о невозможности рассмотрения вопроса выкупа ИП Давлетшиной М.М. - административного здания, общей площадью 131 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, п.г.т.Камское Устье, ул.Советская, д.1, до утверждения Росимуществом соответствующего порядка.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на момент обращения предпринимателя с заявле- нием о реализации своего преимущественного права по приобретению арендуемого имущества - административного здания, общей площадью 131 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, п.г.т.Камское Устье, ул.Советская, д.1, находится в федеральной собственности.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муници- пальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции от 03.07.2018 (далее - Закон № 159-ФЗ).
Статьей 3 Закона № 159-ФЗ предусмотрено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. При этом указанное право может быть предоставлено при одновременном соблюдении уста- новленных данной нормой условий.
Одной из целей принятия Закона № 159-ФЗ является оказание адресной государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций на участие в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества.
Статья 3 Закона № 159-ФЗ предусматривает, что для возникновения права на приобретение арендуемого имущества на день подачи заявления оно должно находиться непрерывно во временном владении и (или) временном пользовании субъектов малого или среднего предпринимательства в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, должна отсутствовать задолженность по арендной плате (штрафам, пеням), сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исклю- чены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Заявителем соблюдены все перечисленные в указанной норме права условия, поскольку заявитель относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, зна- чится в реестре и является арендатором спорного нежилого помещения с 01.09.2011. За- долженность по арендной плате у предпринимателя отсутствует, что подтверждается представленными им платежными поручения об уплате арендных платежей за 2018-2019 годы, и не оспорено ответчиками и третьим лицом.
Согласно части 2 статьи 9 Закона № 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заяв-
ление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержден- ный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона № 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
Основанием для отказа в предоставлении преимущественного права на выкуп арендуемого помещения в письме от 02.10.2019 указано, что рассмотрение данного вопроса невозможно до утверждения Росимуществом порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности. Иные основания для отказа в праве на выкуп ответчиком указаны не были.
Между тем такого основания для отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого государственного имущества, как утверждение порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, Закон № 159-ФЗ не предусматривает.
Не предусматривает данный закон также какого-либо особого порядка приватизации (отчуждения) недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности.
Исходя из вышеизложенного, у МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области не было правовых оснований для отказа предпринимателю в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспаривае- мый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществ- ляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездей- ствия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что тре- бование заявителя является обоснованным и подлежащим удовлетворению, действия МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем предъявленное заявителем требование к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) является необоснованным, поскольку органом уполномоченным на управление федеральным имуществом, оказанию государственных услуг и правоприменительных функций в сфере имущественных и зе- мельных отношений на территории Республики Татарстан и Ульяновской области, на осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества является МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике
Татарстан и Ульяновской области, в соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Межреги- ональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 де- кабря 2016 года № 458. В этой связи в удовлетворении заявленных требований, предъяв- ленных к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, суд первой инстанции отказал.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии принятого в установленном порядке нормативного правового акта, регулирующего порядок отчуждения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку данное обстоятельство не может препятствовать принятию решения ответчиком-2 о реализации преимущественного права ИП Давлетшиной М.М. на приобретение административного здания, арендуемого ею.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что заявителю был дан ответ о том, что после утверждения порядка реализации заявление будет рассмотрено повторно, отклоняется, так как само по себе направление ответа заявителю не свидетельствует о надлежащем рас- смотрении заявления в соответствии с требованиями части 3 статьи 9 Закона № 159-ФЗ и отсутствии оснований для передачи в собственность ИП Давлетшиной М.М. арендованно- го недвижимого имущества на основании статьи 3 Закона № 159-ФЗ. При этом законных оснований для отказа в передаче в собственность ИП Давлетшиной М.М. находящегося в федеральной собственности объекта недвижимого имущества, предоставленного заявителю по договору аренды, в апелляционной жалобе не приведено, и наличие таких оснований материалами дела не подтверждается.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются осно- ванием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 АПК РФ.
На основании изложенного решение суда от 19 мая 2020 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные орга- ны, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Росимуществом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года по делу № А65-30388/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжа- ловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г. Филиппова
Судьи А.Б. Корнилов
Т.С. Засыпкина