ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-8367/14 от 18.06.2014 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

19 июня 2014 г. Дело № А55-282/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 18 июня 2014 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 19 июня 2014 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,

судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,

с участием:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 15 апреля 2014 г.,

от ответчика – ФИО2, доверенность от 26 декабря 2013 г. № 363,

от третьего лица – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Горный ХОЛОД» на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2014 г. по делу № А55-282/2014 (судья Черномырдина Е.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Горный ХОЛОД» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Самара,

к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

третье лицо – Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,

о признании незаконным отказа, отмене приказа, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Горный ХОЛОД» (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений требований, принятых судом первой инстанции, о признании незаконным и не соответствующим действующему законодательству отказа № 12-1/3739/11-с от 02.12.2013 г. Министерства имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, кадастровый номер 63:01:0304003:2. Об отмене приказа Министерства имущественных отношений Самарской области № 2503 от 04.12.2013 г. об отмене приказа от 28.06.2012 г. № 814 «О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе» и о возложении на ответчика обязанности восстановить нарушенное право заявителя путем направления ООО «Горный ХОЛОД» проекта договора купли-продажи спорного земельного участка.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2014 г. по делу № А55-282/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.

Ответчик считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Третье лицо в отзыве указывает на законность решения и просит оставить его без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 12.12.2011 г. заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 8 000 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, кадастровый номер 63:01:0304003:2, занимаемого зданием зверофермы, принадлежащим заявителю на праве собственности.

28.06.2012 г. Министерством издан Приказ № 1814 о предоставлении в собственность ООО «Горный ХОЛОД» испрашиваемого земельного участка.

До настоящего времени договор купли-продажи указанного участка не заключен, несмотря на обращения Общества в Министерство.

Впоследствии в адрес Общества 02.12.2013 г. был направлен отказ в предоставлении спорного участка.

04.12.2013 г. Министерством был издан Приказ № 2503 об отмене Приказа № 1814 от 28.06.2012 г.

Отказ в предоставлении участка и Приказ об отмене ранее изданного Приказа о предоставлении земельного участка мотивированы тем, что Министерством имущественных отношений Самарской области для сбора дополнительных сведений об испрашиваемом земельном участке был направлен запрос в адрес Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с целью получения информации о принадлежности участка к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам). Из полученной информации следует, что часть земельного участка относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала № 9 Самарского лесничества.

Ответчик указывает, что испрашиваемый заявителем участок относится к земельным участкам общего пользования, в связи с чем, в соответствии с положениями пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит приватизации.

Полагая, что отказ Министерства в предоставлении земельного участка, а также Приказ об отмене ранее изданного Приказа являются не законными, ООО «Горный ХОЛОД» обратилось в суд с настоящими требованиями.

Из материалов дела следует, что согласно свидетельству № 2395 от 29.10.1992 г. Государственному предприятию «Самарский хладокомбинат № 12 Росмясомолторга» в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 0,8 га. для строительства склада стройматериалов.

Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 02.11.2003 г., присвоен кадастровый номер 63:01:0304003:2.

С целью переоформления данного права заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка за выкуп, по результатам рассмотрения которого ответчиком был издан Приказ № 1814 от 28.06.2012 г.

Однако впоследствии, получив дополнительные сведения о статусе испрашиваемого участка, Министерство отменило ранее изданный Приказ и отказало Обществу в предоставлении участка в собственность.

По общему правилу, в соответствии с пунктом 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Пунктом 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

При этом, частью 5 данной статьи предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки из состава земель лесного фонда.

В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 установлен порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.

Пунктом 2.4. указанного порядка предусмотрено, что Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка.

Из материалов дела следует, что в соответствии с указанным порядком Министерством имущественных отношений Самарской области для сбора дополнительных сведений об испрашиваемом земельном участке был направлен запрос в адрес Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с целью получения информации о принадлежности участка к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам).

Министерством было установлено, что часть земельного участка относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала № 9 Самарского лесничества.

Согласно пояснениям представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области испрашиваемый ООО «Горный ХОЛОД» участок частично относится к землям лесного фонда и находится в квартале 9 Самарского лесничества, в подтверждение чего в материалы дела представлен планшет лесоустройства.

Постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 № 149 «Об утверждении лесного плана Самарской области» утвержден лесной план Самарской области, который является основой для ведения государственного лесного реестра. В указанном плане зафиксировано, что Самарское лесничество находится на землях лесного фонда.

Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).

Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации лесной участок может принадлежать лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды, а также праве безвозмездного срочного пользования. Указанные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации четко устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности.

Частью 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.

Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участки, в том числе в составе земель лесного фонда.

Поскольку факт нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства Самарского лесничества, Лесным планом Самарской области, утвержденным постановлением Губернатора Самарской области 31.12.2008 № 149 арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя, в связи с чем отказ Министерства в предоставлении обществу в собственность спорного участка, равно как и Приказ Министерства, отменяющий ранее принятое решение о предоставлении участка в собственность соответствуют лесному и земельному законодательству.

Наличие свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, выданный правопредшественнику не предоставляет права на выкуп спорного участка в силу специального правового режима его использования, так как действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи лесных участков в собственность гражданам и юридическим лицам, что не ограничивает право заявителя на предоставлении спорного участка в аренду.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19.03.2012 № ВАС-2407/12, постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.03.2011 по делу №А55-13209/2010, от 02.12.2011 по делу №А55-4337/2011, от 28.11.2013 по делу №А55-32358/2012.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

  ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2014 г. по делу № А55-282/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий В.В. Кузнецов

Судьи П.В. Бажан

Е.М. Рогалева