ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
29 февраля 2008 г. Дело № А55-11482/2007
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 февраля 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рогалевой Е.М., судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т., при ведении протокола судебного заседания ФИО1, с участием:
от заявителя – ФИО2 доверенность от 7 июня 2007г.;
от Министерства имущественных отношений – ФИО3 доверенность от 20 декабря 2007г. № 693;
от третьего лица – не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 февраля 2008 г., в зале № 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2007 г. по делу № А55-11482/2007, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению ООО Фирма «Меридиан-1», г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, третье лицо: Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Фирма «Меридиан-1» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее – ответчик, Министерство) в удовлетворении заявки о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 774, 8 кв.м. под зданием бани № 3 по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Неверова, 95, и обязании исполнить заявку и предоставить в собственность за выкуп земельный участок площадью 774, 8 кв.м. под зданием бани № 3 по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Неверова, 95.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2007 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в удовлетворении заявки Общества с ограниченной ответственностью Фирма «Меридиан-1» о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка под зданием бани № 3 по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Неверова, д. 95, изложенный в письме от 10 мая 2007 г. № 06-28/1-2936; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области исполнить заявку Общества с ограниченной ответственностью Фирма «Меридиан-1» путем подготовки проекта договора купли-продажи в собственность испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Неверова, д. 95, и направить его в срок, установленный законом, заявителю. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Суд указал на то, что отсутствуют основания для указания в резолютивной части решения конкретного размера площади спорного земельного участка.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что перспективный проект Генерального плана городского округа Самара, согласно которому испрашиваемый заявителем земельный участок в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке не прошел процедуры официального опубликования, согласования и не рассмотрен на публичных слушаниях, в порядке, установленном ст. 28 Градостроительного кодекса РФ, каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о нахождении испрашиваемого земельного участка в пределах красных линий и отнесении земельного участка к территориям общего пользования, ни Министерством имущественных отношений Самарской области, ни Департаментом строительства и архитектуры городского округа суду не представлено.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что согласно письму Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара от 11 апреля 2007 г. № Д05-01-01/2559-0-1 земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Неверова, 95, находится в красных линиях перспективного транспортного пересечения в разных уровнях пр. Карла Маркса и ул. Неверова, и указанная территория является территорией общего пользования, в связи с чем Министерство действовало в соответствии с действующим законодательством, отказ в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка под зданием бани № 3, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Неверова, 95, площадью 774,8 кв.м., не может быть признан незаконным; несмотря на то, что заявитель просил обязать Министерство исполнить заявку и предоставить ООО фирма «Меридиан-1» в собственность за выкуп земельный участок под зданием бани № 3, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Неверова, 95, площадью 774,8 кв.м., суд без согласия заявителя изменил предмет иска и принял решение об обязании Министерства исполнить заявку ООО фирма «Меридиан-1» путем подготовки проекта договора купли-продажи в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Неверова, 95, причем при этом суд не указал площадь земельного участка.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании договора купли-продажи от 11 июня 1993 г. № 388, заключенного с Фондом имущества города Самары, ООО Фирма «Меридиан-1» приобрело в собственность нежилое помещение - здание бани № 3, расположенное по адресу: <...> (т. 1 л.д. 78-80), о чем выдано свидетельство о собственности от 11 июня 1993 г. № 452 (т. 1 л.д. 77).
Кроме того, право собственности па нежилое здание (баня № 3) площадью 494, 7 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, <...>, зарегистрировано за заявителем на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 63-АА № 087287 от 09 февраля 2001 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07 февраля 2001 г. сделана запись регистрации 63-01-1/2001-2615.1 (т. 1 л.д. 124).
Земельный участок площадью 0.07748 га, фактически занимаемый зданием бани № 3 по ул. Неверовской, 95, предоставлен заявителю в аренду с правом выкупа в собственность, сроком на три года в соответствии с постановлением Главы года Самары от 22 октября 1996 г. № 1458 (т. 1 л.д. 112), с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству 08 сентября 1997 г. заявителем заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка № 27995 (т. 1 л.д. 113-114).
02 ноября 2006 г. ООО Фирма «Меридиан-1» обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Неверова, 95, занимаемого зданием бани № 3 (т. 1 л.д. 9).
Письмом Министерства имущественных отношений Самарской области от 10 мая 2007 г. № 06-28/1-2936 в представлении земельного участка заявителю отказано со ссылкой на п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ (т. 1 л.д. 10).
В качестве основания отказа в предоставлении земельного участка указано, что согласно топографическим данным Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара испрашиваемый земельный участок находится в красных линиях перспективного транспортного пересечения в разных уровнях пр. К.Маркса и ул. Неверова и относится к землям общего пользования.
При принятии решения о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 3 статьи 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений - определен положениями п. п. 5 и 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Довод Министерства имущественных отношений, на основании которого заявителю отказано в предоставлении земельного участка в собственность, о том, что испрашиваемый земельный участок находится в красных линиях перспективного транспортного пересечения в разных уровнях пр. К. Маркса и ул. Неверова и относится к землям общего пользования, основан на сведениях нового Генерального плана городского округа Самара, предоставленных Департаментом строительства и архитектуры Администрации городского округа Самары.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Статьей 18 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что документами территориального планирования муниципальных образований являются:
- схемы территориального планирования муниципальных районов;
- генеральные планы поселений;
- генеральные планы городских округов.
Согласно п. п. 1, 3, 4 и 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (далее также - генеральные планы) осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов. Генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:
1) объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения, городского округа;
2) автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных
инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в
границах городского округа;
3) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения, органов местного самоуправления городского округа.
Генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа регламентируется положениями ст. 24 Градостроительного кодекса РФ. Согласно вышеуказанным нормам Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются, соответственно, представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются, соответственно, главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса РФ обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса РФ.
Основания и порядок проведения публичных слушаний определены нормами ст. 28 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. При внесении изменений в генеральные планы публичные слушания проводятся в населенных пунктах, в отношении территорий которых предлагается внесение изменений в генеральные планы, а также в населенных пунктах, имеющих общую границу с указанными населенными пунктами.
Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».
По итогам проведения публичных слушаний, в силу п. 9 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ глава муниципального образования с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:
1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;
2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа, соответственно, в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его, соответственно, главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет». Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные частью 5 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ. Генеральный план в течение трех дней со дня его утверждения направляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся поселение, городской округ, и главе муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае утверждения генерального плана поселения).
В соответствии с положениями п. 15 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Перспективный проект Генерального плана городского округа Самара в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке не прошел процедуры официального опубликования, согласования и не рассмотрен на публичных слушаниях, в порядке, установленном ст. 28 Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем представленные ответчиком и третьим лицом топографические сведения не могут служить доказательствами нахождения испрашиваемого заявителем земельного участка в пределах красных линий и отнесения земельного участка к территориям общего пользования (т. 2 л.д. 45-47).
Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о нахождении испрашиваемого земельного в пределах красных линий и отнесении земельного участка к территориям общего пользования, ни Министерством имущественных отношений Самарской области, ни Департаментом строительства и архитектуры городского округа суду не представлено, следовательно, ссылка Министерства имущественных отношений в оспариваемом отказе в предоставлении земельного участка на положения п. 12 ст. 35 Земельного кодекса РФ является необоснованной.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял этот акт.
В связи с этим ссылка Министерства имущественных отношений в отзыве на апелляционную жалобу на то, что отказ произведен на основании информации, представленной Департаментом строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, является неправомерной, так как в соответствии с указанной нормой АПК РФ он, как орган, принявший решение, обязан был проверить обоснованность данной информации.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ заинтересованного лица в удовлетворении заявления ООО Фирма «Меридиан-1» о предоставлении в собственность земельного участка, занятого зданием (баней № 3), принадлежащим заявителю на праве собственности, противоречит вышеуказанным положениям Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ и препятствует реализации его права на приобретение земельного участка в собственность, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судом первой инстанции правильно указано, что с учетом положений пункта 7 статьи 36, пункта 3 статьи 33, пункта 2 статьи 35, пункта 7 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением, и части, необходимой для их использования, определяется в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной и проектной документацией.
Поэтому общая площадь спорного земельного участка с учетом площади, непосредственно находящейся под указанным нежилым зданием, и площади, необходимой для его использования, подлежит установлению при изготовлении кадастровой карты земельного участка, утверждении уполномоченным органом в установленном порядке его размеров и границ и направлении Министерством в адрес ООО Фирма «Меридиан-1» проекта договора купли-продажи указанного земельного участка, в связи с чем у суда отсутствуют основания для указания в резолютивной части решения конкретного размера площади спорного земельного участка.
Ссылка подателя жалобы на то, что суд, не указав в резолютивной части решения площадь земельного участка, без согласия заявителя изменил предмет иска и вышел за пределы заявленных требований, является неправомерной, так как судом, с учетом того, что не указана площадь земельного участка, не изменен предмет иска, а частично удовлетворены заявленные требования.
Расходы по госпошлине согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2007 г. по делу № А55-11482/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Е.М. Рогалева
Судьи Н.Ю. Марчик
ФИО4