ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-8549/20 от 03.08.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

10 августа 2020 года                                                                       Дело № А72-494/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2020 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «Гарант» - представитель ФИО1 (доверенность от 24.12.2019г.),

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области – представитель не явился, извещено,

от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области – представитель не явился, извещено,

от Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска – представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 августа 2020 в помещении суда апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Гарант» на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 июня 2020 года по делу № А72-494/2020 (судья Семенова М.А.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гарант»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области,

третьи лица - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области, г. Ульяновск,

Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ульяновск

о признании незаконным уведомления об отказе во внесении в ЕГРН сведений в отношении земельного участка №73:24:020301:9894,

об обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Гарант» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее – Росреестр, ответчик), которым просит (с учетом определения суда от 14.05.2020 о принятии уточнений требований) признать незаконным и необоснованным уведомление об отказе во внесении в ЕГРН сведений в отношении земельного участка №73:24:020301:9894 от 12.12.2019 №КУВД-001/2019-15478526/1 и обязать устранить нарушение.

Определениями от 13.02.2020, 14.05.2020 суд привлек к участию в деле в порядке ст. 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, соответственно, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области (далее – Кадастровая палата) и Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее – УАиГ).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью «Гарант» просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что судом первой инстанции не установлены действительные характеристики объекта незавершенного строительства. Также считает, что суд первой инстанции необоснованно истолковал и применил пункт 3 ст.85 Земельного кодекса, так как в нем не содержатся нормы, регулирующие спорные отношения.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными.

В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью «Гарант» доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

08 мая 2020 г. Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru размещена информация о восстановлении судебной деятельности в полном объеме с 12 мая 2020 г.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлены полномочия арбитражного суда в судебном заседании при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.

В соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, обязательно необходимо наличие совокупности 2-х условий: 

-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;

-нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:24:020301:9894, площадью 8938 кв.м., с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - коммунальное обслуживание, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, магазины, расположенном по адресу: <...> внесены в ЕГРН 22.11.2018 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет от 25.10.2018, межевого плана от 16.10.2018, подготовленного в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По сведениям ЕГРН на данный земельный участок и объект незавершенного строительства - незавершенное строительством здание с кадастровым номером 73:24:020301:9426, площадью 364 кв.м., расположенный в пределах указанного земельного участка по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, р-н Заволжский, южнее дома № 17 по ул. Заречной, 11.07.2019 Обществом зарегистрировано право собственности.

03.12.2019 в орган регистрации прав поступило заявление о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, градостроительный план земельного участка.

В соответствии с ч.4 ст.33 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон №218-ФЗ) орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

12.12.2019 Росреестр вынес оспариваемое уведомление об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, исходя из следующего:

Обществом заявлено об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:020301:9894 с «коммунальное обслуживание, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, магазины» на вид разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».

По сведениям ЕГРН на вышеуказанном земельном участке расположено незавершенное строительством здание с кадастровым номером 73:24:020301:9426, назначение: нежилое; степень готовности объекта незавершенного строительства - 10%.

Отсутствуют основания полагать, что на земельном участке расположена многоэтажная жилая застройка (высотная).

Согласно ч.3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (например, при наличии разрешения на строительство).

Органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия был направлен запрос от 05.12.2019 о выдаче разрешения на строительство многоэтажной жилой застройки (высотная застройка), ответ на который не поступил.

Общество обжаловало указанное уведомление в судебном порядке, ссылаясь на то, что в  силу пп.4, 5 ст.12 Решения Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90  "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Согласно градостроительному плану на спорный земельный участок последний находится в зоне Ж4 - зоне застройки многоквартирными жилыми домами (основной вид разрешенного использования). Коммунальное обслуживание как вид использования входит в группу «Вспомогательные виды использования».

Таким образом, по мнению Общества, требование изменить вид разрешенного использования является законным и не противоречит градостроительным и техническим регламентам.

Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы Общества по следующим обстоятельствам.

Установлено, что 30.04.2019 Общество заключило с Управлением имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г.Ульяновска договор купли-продажи недвижимого имущества (объект незавершенного строительства), которое приобрело при продаже на аукционе.

Как пояснил в ходе рассмотрения дела представитель Общества, объектом незавершенного строительства является здание детского сада (аудиопротокол судебного заседания).

В настоящее время Общество хочет изменить вид разрешенного использования земельного участка с целью последующего строительства МКД.

Разрешение на строительство Общество не получало, что не отрицает само Общество, считает, что у него нет такой обязанности для подачи заявления ответчику об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В силу п. 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. По смыслу указанной правовой нормы устанавливается общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости. Данный вывод подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.05.2012 № 13016/11 по делу № А27-12216/2010.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, должно быть непосредственно связано (вызвано) с реальным изменением его фактического использования соответствующим пользователем.

Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных Законом требований.

Аналогичная правовая позиция сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 15.12.2011 № 12651/11, в котором подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.

В соответствии с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 № 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.

Данные правовые позиции были отражены также в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 № 7943/12, от 29.05.2012 № 13016/11, №12919/11, от 15.12.2011 № 12651/11, от 25.06.2013 № 1756/13; Определениях Верховного Суда РФ от 07.12.2015 № 306-КГ15-15112 по делу № А72-15588/2014, от 04.03.2016 №306-КГ15-17625 по делу №А72-3090/2015, №306-КГ15-17604 по делу №А72-3089/2015. 

Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований.

Суд первой инстанции верно отметил, что в рассматриваемом случае изменение вида фактического использования объекта недвижимости не состоялось, на спорном земельном участке расположено незавершенное строительством здание.

При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое уведомление об отказе во внесении в ЕГРН сведений в отношении земельного участка №73:24:020301:9894 от 12.12.2019 №КУВД-001/2019-15478526/1 не противоречит вышеприведенным нормам, поэтому отсутствует совокупность 2-х условий для признания его незаконным.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку они не могут повлечь отмену постановленного решения суда первой инстанции с учетом нижеследующего.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 73:24:020301:9894, площадью 8938 кв.м., с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - коммунальное обслуживание, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, магазины, расположенный по адресу: <...> поставлен на государственный кадастровый учет 22.11.2018г. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет от 25.10.2018г., поданного ФИО2, межевого плана от 16.10.2018г., подготовленным в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По сведениям ЕГРН на вышеуказанном земельном участке располагается незавершенное строительством здание с кадастровым номером 73:24:020301:9426, площадью   364   кв.м.,   назначение:   нежилое;   степень   готовности   объекта незавершенного строительства – 10%.

Таким образом, основания полагать, что на земельном участке расположена жилая застройка (высотная) застройка отсутствуют.

Согласно п.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее -государственный кадастровый учет).

Таким образом, в раздел Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) - кадастр недвижимости вносятся сведения о фактических (существующих), а не желаемых характеристиках объекта.

В соответствии со ст.7 Земельного кодекса РФ земли подразделяются на категории, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно-разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования согласно ч.1,2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Из содержания ст.40 Земельного кодекса РФ следует, что собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

Первоначальное использование земельного участка определяется в процессе градостроительного зонирования или в процессе предварительного согласования места размещения объекта. В случае если правообладатель желает застроить его иным образом, то подлежит изменению его целевое назначение и разрешенное использование с получением на это необходимых согласований с соблюдением процедуры, установленной законом.

Строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое является документом, подтверждающим соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капительного строительства (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Таким образом, исходя из совокупности вышеприведенных норм законодательства право собственника на изменение вида разрешенного использования земельного участка не освобождает его от первоначальной процедуры получения разрешительной документации на строительство, реконструкцию объекта недвижимости, расположенном на таком земельном участке.

На основании вышеизложенного следует, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ст.1 Закона о государственной регистрации прав предполагает под собой внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида разрешенного использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, но не выбор нового разрешенного использования участка для целей, не обусловленных реальным изменением его фактического использования.

Доказательства со стороны заявителя жалобы, опровергающие доводы филиала и ответчика, в материалах дела представлены не были.

Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:  

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 июня 2020 года по делу № А72-494/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                       Н.В. Сергеева

Судьи                                                                                                      И.С. Драгоценнова

                                                                                                                 В.А. Корастелев