ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-8642/20 от 15.09.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

21 сентября 2020 года                                                                  дело №А49-6649/2019

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 15  сентября 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено   21  сентября 2020 года 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Ануфриевой А.Э.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания секретарем Мулиновой М.В.,

с участием: от государственного бюджетного учреждения "Управление делами губернатора и правительства Пензенской области" - ФИО1, доверенность №18 от 17.07.2020,

от общества с ограниченной ответственностью "Евростандарт" и от третьих лиц представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 7 апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения "Управление делами губернатора и правительства Пензенской области" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 05 июня 2020 года по делу № А49-6649/2019 (судья Кудинов Р.И.)

по иску общества с ограниченной ответственностью "Евростандарт" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к государственному бюджетному учреждению "Управление делами губернатора и правительства Пензенской области" (ОГРН <***>, ИНН <***>)  о взыскании,

третьи лица: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пензенский государственный университет архитектуры и строительства", общество с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская ФИО2"

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Евростандарт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд пензенской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному бюджетному учреждению "Управление делами губернатора и правительства Пензенской области" (далее – ответчик) о взыскании задолженности по контракту № 0155200002218000086- 0110422-01 от 25.04.2018 в размере 247 712 руб.

Решением от 05.06.2020 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.

Ответчик  не согласился с принятым судебным актом  и обратился в  суд апелляционной инстанции  с жалобой, в которой просит  отменить решение  как незаконное  и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить  без удовлетворения.

По мнению заявителя жалобы,  вывод суда о том, что  выполненные истцом работы являлись непредвиденными,   является необоснованным.

Работы истцом были выполнены 24.12.2018,  и до этого момента  не направлял в адрес ответчика информацию о возникновении непредвиденных работ.

Доводы  заявителя  подробно  изложены в  апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании

Представители   истца и  третьих  лиц, надлежащим образом извещенных  о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

С учетом мнения представителя ответчика и в соответствии  со статьями 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.   

Истец  представил отзыв, в котором  отклонил доводы жалобы как необоснованные.

Проверив  материалы дела,  ознакомившись с отзывом истца,  выслушав представителя ответчика, оценив доводы  апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами,  суд апелляционной инстанции  установил.

25.04.2018 ГБУ "Управление делами губернатора и правительства Пензенской области" (заказчик) и ООО "Евростандарт" (исполнитель) заключили контакт
№ 0155200002218000086-0110422-01 на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов, крылец и кровли здания гостиницы гостиничного комплекса "Октябрьский сад".             
         Срок выполнения работ установлен до 01.10.2018 (пункт  4.1).

Цена  контракта составляет  21 185 057,76 руб., в том числе  НДС (пункт  3.1) и включает  все расходы, связанные с выполнением предмета контракта, в том числе затраты на непредвиденные работы, изготовление исполнительной документации, все налоги, сборы и обязательные платежи, обязательство по уплате которых возникло у исполнителя при исполнении контракта, транспортные расходы, страхование, а также все необходимые расходы, связанные с исполнением обязательств контракта. Цена контракта является твердой на протяжении срока его действия и изменению не подлежит.

Истец  в период с 25.01.2018 по 24.12.2018 выполнил работы по контракту,  ответчик  подписал акты о приемке выполненных работ КС- 2 №№ 1-6 и справки о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 №№ 1-6 на общую сумму 20 769 664,47 руб.  без замечаний.

В ходе выполнения работ по контракту исполнителем выявлена необходимость выполнения непредвиденных работ и затрат при выполнении  работ на фасаде здания, а именно: покрытие поверхностей стен площадью 126,5 м2 грунтовкой глубокого проникновения, облицовка стен площадью 126,5 м2 на клее из сухих смесей с карнизными, плинтусовыми и угловыми плитками. Для выполнения указанных непредвиденных работ израсходован материал: пропитка грунтовая "Гидротэкс-грунт" глубокого проникновения - 18,975 л и клинкерная фасадная плитка, площадью 131,617 м2.

24.12.2018 исполнитель направил в адрес заказчика акты на непредвиденные работы и затраты, а также смету на непредвиденные работы и затраты (исх. № 143 от 24.12.2018).

Согласно локальной смете № 01, стоимость непредвиденных работ и затрат составляет 415 393,29 руб.,  не превышает твердую цену контракта и составляет 2% от итоговой цены контракта.

27.05.2019 истец направил в адрес ответчика акты о приемке выполненных непредвиденных работ и затрат КС-2, КС-3 № 7 от 24.12.2018 на общую сумму 415 393,29 руб. с требованием об оплате выполненных непредвиденных работ и затрат (исх. № 76). Письмом от 30.05.2019 исх. № 301 ответчик  отказал в оплате непредвиденных работ.

Согласно пункту  7.2.24 контракта сумма на непредвиденные работы и затраты является суммой на выполнение непредвиденных объемов работ, которые исполнитель должен выполнить в ходе производства работ и предназначенная для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.

 В соответствии с пунктом  4.96 постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате 5 уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.

Согласно пункту  9.10 контракта заказчик осуществляет приемку работ в части соответствия их количества и качества требованиям, установленным в контракте, и оформляет результаты такой приемки в течение 30 календарных дней со дня выполнения работ и (или) представления отчетных документов исполнителем.

Отношения сторон  регулируются положениями о договоре строительного подряда, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ).

По правилам статьи  740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В соответствии с пунктом  2 статьи  763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а  государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Согласно части  1 статьи  743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

В силу пункта 1 статьи  753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.

В соответствии с пунктом  4 статьи  753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Статьями  711, 746 ГК РФ на заказчика возложена обязанность по оплате выполненных подрядных работ.

В целях проверки обоснованности заявленных требований и доводов сторон судом по делу была проведена судебная строительно-техническая экспертиза.

 Согласно заключению эксперта № ЗЭ033/2019 работы, выполненные ООО "Евростандарт" на объекте "Капитальный ремонт фасадов, крылец и кровли здания гостиницы гостиничного комплекса "Октябрьский сад"" и предъявленные к оплате в односторонних актах о приемке выполненных непредвиденных работ и затрат КС-2, КС-3 № 7 от 24.12.2018 на общую сумму 415 393,29 руб. являются работами, выполненными сверх объемов работ, предусмотренных государственным контактом от 25.04.2018 № 0155200002218000086- 0110422-01.

Данные работы являются непредвиденными по смыслу пункта 4.96 постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, поскольку возникли на стадии строительства, в ходе уточнения объемов работ по рабочим чертежам.

Работы, выполненные ООО "Евростандарт", не соответствует требованиям пункта  7.4.13, 7.4.17 СП 71.13330.2017, а также условиям пункта  11.2 государственного контракта от 25.04.2018 № 0155200002218000086- 0110422- 01.

Стоимость в территориальных единичных расценках Пензенской области в редакции 2014, с перерасчетом в текущие цены с применением индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ в условиях рынка на капитальный ремонт фасадов, крылец и кровли гостиницы г/к "Октябрьский сад" № 05-01-4522-1 от 25.12.2017, выданного ГАУ "РЦЭЦС" и с учетом конкурсного снижения, фактически выполненных ООО "Евростандарт" непредвиденных объемов работ на объекте "Капитальный ремонт фасадов, крылец и кровли здания гостиницы гостиничного комплекса "Октябрьский сад", предъявленных к оплате в односторонних актах о приемке выполненных непредвиденных работ и затрат КС-2, КС-3 № 7 от 24.12.2018 составляет 247 712 руб.

Судом установлено, что  в ходе выполнения работ по государственному контракту № 0155200002218000086-0110422-01 от 25.04.2018 на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов, крылец и кровли здания гостиницы гостиничного комплекса "Октябрьский сад" в период с 25.04.2018 по 24.12.2018 исполнитель выявил несоответствие проекта и предусмотренных ведомостью объемов работ по облицовки стен клинкерной плиткой, чем и была обусловлена необходимость выполнения непредвиденного объема работ, являющихся предметом контракта (та как  работы по облицовке боковых поверхностей стен балконов предусмотрены проектной документацией: лист № 5 раздел 3. "Архитектурные решения").

Указанные работы не являлись дополнительными, по смыслу пункта  3 статьи  743 ГК РФ, их стоимость не превысила цену контракта, а также их выполнение не требовало согласования, предусмотренного подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

О необходимости выполнения работ неоднократно указывалось заказчиком на оперативных совещаниях, кроме того, невыполнение данных работ вменялось исполнителю в качестве недостатков, требующих устранения.

Так, 11.10.2018 на электронный адрес истца поступило письмо ответчика исх. № 395-Ю, с приложением акта комиссии от 11.10.2018, согласно которому  исполнителю было необходимо соблюдать единый дизайн оформления фасада клинкерной плиткой, в том числе на наружных стенах балконов первого этажа уложить плитку в соответствии с концепцией фасада (пункт 2).

18.12.2018 ответчик направил на электронный адрес истца электронное письмо с приложением перечня дефектов по капитальному ремонту фасадов, крылец и кровли здания гостиницы гостиничного комплекса "Октябрьский сад". Согласно указанному перечню в качестве дефектов исполнителю указано на не завершение облицовки стен клинкерной плиткой (пункт  8) и некачественную облицовку клинкерной плиткой на главном крыльце (5 нижних рядов на балконе с правой стороны (пункт  24).

Тем самым заказчик и исполнитель в порядке стаиать 743 ГК РФ согласовали необходимость выполнения непредвиденных работ по облицовке боковых поверхностей стен балконов здания.

Истец до срока завершения работ по контракту устранил указанные дефекты и фактически по указанию заказчика выполнил непредвиденные работы по облицовке боковых поверхностей стен балконов гостиничных номеров первого и второго этажей по строительным осям Е-Ж-2-3 (фасад И-А), Е-Ж-9-10 (фасад А-И), И-4-8 (фасад 11-1).

Действуя согласно условиям контракта, истец 24.12.2018 в пределах периода выполнения работ по контракту направил на электронную почту ответчика (transport_penza@mail.ru) электронное письмо № 143 от 24.12.2018 с приложением итоговой редакции акта на непредвиденные работы и затраты и локальной сметы № 01 на непредвиденные работы. Однако ответа не последовало.

Ответчик факт получения указанных документов не  отрицал.

При этом, как установлено заключением судебной экспертизы, выполненной АНО "Центр консультаций и судебной экспертизы" работы, выполненные ООО "Евростандарт" и предъявленные к оплате в односторонних актах о приемке выполненных непредвиденных работ и затрат КС-2, КС-3 № 7 от 24.12.2018 на общую сумму 415 393,29 руб., являются работами,  выполненными сверх объемов работ, предусмотренных государственным контактом от 25.04.2018 № 0155200002218000086-0110422-01, и являются непредвиденными по смыслу пункта 4.96 постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", поскольку возникли на стадии строительства в ходе уточнения объемов по рабочим чертежам.

Согласно пункту  3.1 цена контракта включает все расходы, связанные с выполнением предмета контракта, в том числе затраты на непредвиденные работы, изготовление исполнительной документации, все налоги, сборы и обязательные платежи, обязательство по уплате которых возникло у Исполнителя при исполнении контракта, транспортные расходы, страхование, а также все необходимые расходы, связанные с исполнением обязательств контракта.

В силу пункта  7.2.24 контракта сумма на непредвиденные работы и затраты является суммой на выполнение непредвиденных объемов работ, которые исполнитель должен выполнить в ходе производства работ и предназначенная для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.

В соответствии с пунктом 4.96 МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты. Он предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте. В отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых финансируются за счет бюджетных средств, резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется исходя из итоговой суммы расчетов в размерах, не превышающих 2% - для объектов капитального строительства непроизводственного назначения.

Таким образом, непредвиденные работы и затраты изначально учтены в составе цены контракта.

Согласно абзацу 3 пункта  7.2.24 контракта исполнитель обязан подтвердить резерв средств на непредвиденные работы и затраты, включенный в твердую договорную цену. При возникновении непредвиденных работ составляется трехсторонний акт с участием представителей исполнителя, авторского надзора и заказчика и локальная смета на непредвиденные работы. Сумма считается подтвержденной после подписания сторонами контракта локальной сметы. Смета разрабатывается в территориальных единичных расценках Пензенской области в редакции 2010 года, с пересчетом в текущие цены с применением индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ в условиях рынка на капитальный ремонт фасадов, крылец и кровли гостиницы г/к "Октябрьский сад", № 05-01/4522-1 от 25.12.2017, выданного ГАУ "РЦЭЦС".

Согласно пункту  17.8 контракта № 0155200002218000086-0110422-01 от 25.04.2018 на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов, крылец и кровли здания гостиницы гостиничного комплекса "Октябрьский сад" любое уведомление по настоящему контракту дается в письменной форме в виде факсимильного сообщения, письма по электронной почте - transport_penza@mail.ru или направляется заказным письмом получателю по его адресу, указанному в пункте  18 "Юридические адреса и банковские реквизиты сторон".

Переписка относительно исполнения контракта осуществлялась с помощью электронной почты по адресам, указанным в пункте  18 "Юридические адреса и банковские реквизиты сторон".

Электронное письмо от 24.12.2018 с направлением акта и локальной сметы № 01 на непредвиденные работы суд правомерно  признал  надлежащим доказательством   вручения указанных документов ответчику.

Таким образом, материалами дела подтверждено  фактическое наличие, размер, стоимость и взаимосвязь непредвиденных работ и затрат с исполнением истцом обязательств по контракту.

Работы, отраженные в актах о приемке выполненных непредвиденных работ и затрат КС-2, КС-3 № 7 от 24.12.2018, не привели к увеличению сметной стоимости строительства и не изменили твердую цену контракта, поскольку подрядчик использовал резерв на непредвиденные расходы, предусмотренный условиями контракта.

Резерв средств на непредвиденные расходы и затраты предусмотрен статьей. 4.96 постановления Госстроя России от 05.03.2014 № 15/1. При необходимости выполнения работ, не учтенных предметом контракта (непредвиденные затраты), подрядчик должен ознакомить заказчика с расшифровкой непредвиденных затрат, что и было выполнено истцом в актах формы КС-2, КС-3 № 7 от 24.12.2018, кроме того, подрядчиком составлены и направлены акт на непредвиденные работы и затраты и локальная смета № 01 на непредвиденные работы, учитывающие непредвиденные затраты.

Суд правильно указал, что недостатки выполненных работ, указанные в экспертном заключении, не освобождают заказчика об обязательства по оплате фактически выполненных непредвиденных работ. Работы фактически приняты заказчиком, используются им и имеют для него потребительскую ценность. Доказательств невозможности использования результата работ, выполненных истцом, а также отсутствия для заказчика потребительской ценности результата выполненных истцом работ ответчиком в нарушение статьи  65 АПК РФ в материалы дела также не представлены.           
          Перечисленные в заключении АНО "Центр консультаций и судебной экспертизы" недостатки и замечания к работам существенными не являются, они устранимыми и не подпадают под действие пункта 3 статьи 723 ГК РФ, в связи с чем, заказчик не вправе отказаться от оплаты работы или истребовать перечисленную плату.

В действиях подрядчика суд не усмотрел  признаков недобросовестности, поскольку непредвиденные работы выполнены им в интересах заказчика – ответчика, в целях исполнения принятых по контракту обязательств и обусловлены изначально ошибочными расчетами объема работ в проекте ответчиком и третьими лицами.

При таких обстоятельствах исковые требования судом первой инстанции правомерно  признаны обоснованными  и подлежащими удовлетворению.

Судебные расходы, понесенные истцом, отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.

Доводы, изложенные  в апелляционной жалобе,  отклоняются как необоснованные.

Фактические обстоятельства дела  судом первой инстанции установлены правильно, представленные   сторонами доказательства  исследованы и оценены по правилам статьи  71 АПК РФ. Выводы суда соответствуют  установленным по делу  фактическим обстоятельствам  и имеющимся в деле доказательствам,  нормы материального и процессуального  права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены  обжалуемого решения не имеется

Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии  со статьей  110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 05 июня 2020 года по делу № А49-6649/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения "Управление делами губернатора и правительства Пензенской области"  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                      Е.Г. Демина

Судьи                                                                                                     В.А. Морозов                                                  

                                                                                                                А.Э. Ануфриева