ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-8940/20 от 12.08.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

17 августа 2020 года                                                                          Дело А55-3042/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена                           12 августа 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено                            17 августа 2020 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Филипповой Е.Г. и Засыпкиной Т.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,

с участием:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области – ФИО1, доверенность от 21.11.2019,

от общества с ограниченной ответственностью "ТАНТЭЛ" – ФИО2, доверенность от 13.09.2019,

от Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области – ФИО3, доверенность от 03.02.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области

на решение  Арбитражного суда Самарской области  от 04 июня 2020 года по  делу  №А55-3042/2020 (судья Мешкова О.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТАНТЭЛ" (ИНН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области,

о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "ТАНТЭЛ" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области, выразившихся в отказе в приеме по телекоммуникационным каналам связям налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2019 год, налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2019 год, расчета сумм налога на доходы физических лиц (форма № 6-НДФЛ) за 2019 год, расчет по страховым взносам за 2019 год, сведений о среднесписочной численности работников за 2019 год и возложении на Межрайонную ИФНС России №18 по Самарской области обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 июня 2020 года заявленные требования были удовлетворены.

В апелляционной жалобе инспекция просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В материалы дела поступил отзыв ООО «ТАНТЭЛ» на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Третье лицо (УФНС по Самарской области) в своем отзыве просит жалобу инспекции удовлетворить.

В судебном заседании представитель подателя жалобы доводы в ней изложенные поддержал, аналогичные пояснения даны также представителем Управления ФНС России по Самарской области.

Представитель заявителя против удовлетворения жалобы возражал.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "ТАНТЭЛ" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1156313054083. Общество поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица: 443099, <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.02.2020 № ЮЭ9965-20-8593394.

Являясь в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиком НДС, 16.09.2019 Общество представило в Межрайонную ИФНС России № 18 по Самарской области (далее - налоговый орган, Инспекция) в электронном виде, путем передачи по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи ФИО4, налоговую декларацию по НДС.

Однако, в приеме указанной декларации налоговым органом отказано по основаниям, предусмотренным пунктом 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н, с указанием причины: код ошибки 0100500000: неправильное указание (отсутствие) сведений по доверенности; код ошибки 0100500001: отсутствуют сведения о доверенности в налоговом органе.

По этим же основаниям налоговым органом не приняты направленные Обществом 25.10.2019 налоговая декларация по НДС, налоговая декларация по налогу на прибыль организаций, расчет по страховым взносам, расчет сумм налога на доходы физических лиц (форма № 6-НДФЛ), налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций.

Действия налогового органа по отказу в приеме налоговой отчетности Обществом 08.11.2019г. обжалованы в УФНС России по Самарской области.

Решением УФНС России по Самарской области от 20.12.2019 действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области признаны незаконными, на налоговый орган возложена обязанность принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов Общества.

Данным Решением УФНС России по Самарской области установлено, что бумажная доверенность б/н от 09.01.2019 аннулирована 17.09.2019 по причине того, что в отношении ООО 'ТАНТЭЛ" в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений о юридическом лице по месту регистрации. Инспекцией 11.10.2019 на бумажном носителе по почте от заявителя получена доверенность № 1 от 08.10.2019, вместе с тем указанная доверенность налоговым органом не была зарегистрирована по указанным причинам. Однако, как отмечает в решении УФНС России по Самарской области, факт внесения сведений в ЕГРЮЛ о недостоверности адреса Заявителя не влечет недействительность доверенности, выданной директором ООО "ТАНТЭЛ" бухгалтеру ФИО4, и не является основанием для ее аннулирования.

Кроме того, УФНС России по Самарской области в решение от 20.12.2019 отметило, что запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ по адресу регистрации ООО "ТАНТЭЛ" отсутствует.

При этом УФНС России по Самарской области в решении от 20.12.2019 сообщило, что доверенность в налоговом органе зарегистрирована, взаимодействие по приему налоговой отчетности осуществляется.

Однако, несмотря на признание вышестоящим налоговым органом действий Инспекции незаконными, 23.01.2020 Обществу вновь по тем же основаниям было отказано в приеме налоговой декларации по НДС за 2019 год.

Инспекцией в адрес организации по ТКС направлены Уведомления об отказе в приеме  налоговой декларации (расчета), поступивших в инспекцию  20.01.2020г. и 22.01.2020г.

Декларация по НДС за 2019 год отклонена Инспекцией по основаниям, предусмотренным пунктом 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н, с указанием причины: код ошибки 0100500000: неправильное указание (отсутствие) сведений по доверенности; код ошибки 0100500001: отсутствуют сведения о доверенности в налоговом органе.

По этим же причинам, налоговым органом, отклонены представленные Обществом 22.01.2020 налоговая декларация на имущество организаций, расчет сумм налога на доходы физических лиц (форма № 6-НДФЛ) за 2019 год, расчет по страховым взносам за 2019 год, а также отклонено представленные 20.01.2020 сведения о среднесписочной численности работников за 2019 год. Причины отказа: код ошибки 0100500000: неправильное указание (отсутствие) сведений по доверенности; код ошибки 0100500001: отсутствуют сведения о доверенности в налоговом органе.

Заявитель обратился в налоговый орган с целью уточнения причины отказа в приеме налоговой отчетности. Инспекцией было разъяснено, что в электронном сообщении содержится ошибка в графе номер доверенности.

Как следует из объяснений налогового органа 27.01.2020г. инспекцией было принято решение актуализировать электронное сообщение о доверенности ООО «ТАНТЭЛ» для дальнейшей технической возможности осуществления приема налоговой отчётности по ТКС. 10.02.2020г. Заявителем в Инспекцию представлена бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2019 год, а также налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2019 год, которые были приняты в автоматическом режиме.

Не согласившись с данными действиями налоговой инспекции, выразившимися в отказе в приеме по телекоммуникационным каналам связям налоговой декларации по НДС за 2019 год, налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2019 год, расчета сумм налога на доходы физических лиц (форма № 6-НДФЛ) за 2019 год, расчет по страховым взносам за 2019 год, сведений о среднесписочной численности работников за 2019 год, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, а также с жалобой в вышестоящие налоговые органы.

Решением УФНС России по Самарской области от 28.02.2020 № 20-16/06925@ (т. 1 л.д. 126-128) в удовлетворении жалобы налогоплательщика на действия (бездействие) должностных лиц инспекции отказано. При этом Управление рекомендовало ООО «Тантэл» повторно представить налоговую отчетность в Инспекцию, а также направить в Инспекцию электронное сообщение с исправленным номером доверенности для исключения в дальнейшем отказа в приеме налоговой отчётности в связи с несовпадением номера доверенности.

Решением ФНС России от 10.04.2020 №К4-4-9/6126@ жалоба общества на действия (бездействие) должностных лиц инспекции, выразившиеся в отказе в приеме деклараций и расчетов, также была оставлена без удовлетворения.

Согласно доводам заявителя, отказ в принятии деклараций инспекции является незаконным, поскольку перечень оснований для отказа в приеме налоговых деклараций, исходя из положений Административного регламента, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. В предыдущем решении Управления по жалобе УФНС России по Самарской области в решение от 20.12.2019 сообщило Обществу, что доверенность в налоговом органе зарегистрирована, взаимодействие по приему налоговой отчетности осуществляется. Кроме того, 09.01.2020 в налоговый орган дополнительно направлена доверенность в виде заказного почтового отправления с описью вложения, заверенная руководителем ООО 'ТАНТЭЛ" ФИО5, согласно которой директор Общества уполномочил ФИО4 на подписание налоговой декларации и другой отчетности, представления отчетности в налоговый орган и иные полномочия. По мнению общества, оспариваемые действия налогового органа совершены при отсутствии законных оснований и затрагивают права и законные интересы Общества, поскольку препятствуют реализации налогоплательщиком возложенной на него обязанности по представлению налоговых деклараций, расчетов, а также сведений о среднесписочной численности работников. Согласно доводам заявителя оспариваемые действия инспекции не соответствуют закону и нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности.

Инспекция и Управление просят отказать в удовлетворении требований общества, указывая на то, что 20.01.2020г., 22.01.2020г. Общество направило по телекоммуникационным каналам связи налоговую и бухгалтерскую отчетность, прикрепив электронное сообщение о доверенности, номер доверенности - «БН», при этом согласно методическим рекомендациям по формированию информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах при информационном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, заполнение полей информационного сообщения о доверенности в электронном виде, должно полностью соответствовать информации, представляемой на бумажном носителе - оригинале доверенности, выданной налогоплательщиком уполномоченному представителю; о полномочиях представителя, подписавшего налоговую декларацию или другой электронный документ.

Также налоговые органы указывают на то, что при получении отчетности, направленной ООО «ТАНТЭЛ» по ТКС было установлено, что реквизиты доверенности, представленной в Инспекцию в электронном виде вместе с отчетностью, отличались от реквизитов доверенности, поступившей в налоговый орган на бумажном носителе. При автоматическом сопоставлении вышеуказанных доверенностей, установлено, что в электронном сообщении о доверенности не совпадал номер доверенности с доверенностью, представленной на бумажном носителе. В результате чего, электронное сообщение о доверенности было аннулировано с формулировкой «Нет данных об уполномоченном представителе на основании бумажного варианта доверенности». На основании вышеизложенного, Инспекцией в адрес организации по ТКС направлены Уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета), поступивших в инспекцию 20.01.2020 г., 22.01.2020 г.

Инспекция ссылается на то, что у налогового органа отсутствует возможность в повторном вводе налоговой отчетности, по которой уже были сформированы уведомления об отказе в приеме.

Дополнительно налоговые органы в обоснование возражений ссылаются на то, что должностными лицами налогового органа проведено визуальное сравнение подписей директора ООО «ТАНТЭЛ» ФИО5 в представленной доверенности и при визуальном осмотре установлено их очевидное несовпадение.

02.03.2020г. (уже после возбуждения производства по делу в арбитражном суде, на стадии рассмотрения дела) Инспекцией было вынесено постановление №1 о назначении почерковедческой экспертизы в ООО «Самарская Судебная Экспертиза Документов», в связи с тем, что инспекция предположила, что подпись в оригинале доверенности №1 от 08.01.2020г. выполнена не самим директором ООО «ТАНТЭЛ» ФИО5, а иным лицом.

04.03.2020г. старшим экспертом ФИО6 дано экспертное заключение, из которого следует, что действительно в доверенности №1 от 08.01.2020г. подпись от имени директора ООО «ТАНТЭЛ» ФИО5, выполнена не самим ФИО5, а другим лицом с подражанием подлинной подписи ФИО5

В связи с этим инспекция ссылается на данное доказательство в подтверждение доводов об обоснованности отказа в принятии деклараций и расчетов, сведений.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно сослался на следующие доводы и установленные по делу обстоятельства.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно пунктами 1, 3, 4, 5, 6, 7 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК РФ в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии с п. 1 ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Приказом Федеральной налоговой службы от 23.04.2010 N ММВ-7-6/200@ введен в действие Порядок формирования и ведения информационного ресурса "Доверенность" (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 1 Порядка доверенность, заверенная ответственным лицом (нотариусом, руководителем организации, индивидуальным предпринимателем), может быть представлена в налоговый орган лично, по почте или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Заверенная доверенность (копия в виде сканированного образа бумажного вида доверенности) должна быть направлена в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика, постановки на учет обособленных подразделений, объектов налогообложения или иным основаниям.

Доверенность на бумажном носителе (копия в виде сканированного образа бумажного вида доверенности) направляется в налоговый орган до осуществления уполномоченным представителем своих функций.

На основании пункта 2 Порядка информационное сообщение о доверенности, выданной представителю с правом наделения его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах, направляется в электронном виде в налоговый орган с каждым электронным документом, направленным уполномоченным представителем в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок представления налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС отражен в Методических рекомендациях по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ (далее - Методические рекомендации).

Пунктом 1.11 Методических рекомендаций установлено, что "при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающий право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета). Копия указанного документа сохраняется в налоговом органе в течение 3-х лет после истечения срока действия".

В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций по формированию информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах при информационном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, направленных Письмом Федеральной налоговой службы от 24.01.2011 N 6-8-04/0002@, информационное сообщение о доверенности, выданной представителю, о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах представляется уполномоченным представителем налогоплательщика в налоговые органы только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи одновременно  с  электронным  документом  с  обязательным  представлением  копии доверенности на бумажном носителе в налоговый орган до начала осуществления деятельности через уполномоченного представителя. В информационном сообщении о доверенности указываются реквизиты доверенности и полномочия лица, владельца сертификата ключа подписи (ЭЦП), которое подписывает и представляет электронный документ. При этом реквизиты подписанта в налоговой декларации (фамилия, имя, отчество) должны совпадать с реквизитами (фамилия, имя, отчество) владельца сертификата ключа подписи (ЭЦП).

Указанное требование также отражено в пункте 1 раздела 1 Порядка формирования и ведения информационного ресурса "Доверенность" в программном обеспечении местного уровня, утвержденного приказом ФНС России от 23.04.2010 N ММВ-7-6/200@, согласно которому "доверенность на бумажном носителе (копия в виде сканированного образа бумажного вида доверенности) направляется в налоговый орган до осуществления уполномоченным представителем своих функций".

Также данная позиция подтверждается Письмом Минфина России от 09.11.2015 года N ЕД-4-15/19558@.

В силу статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (пункт 4 статьи 1 85.1 ГК РФ).

Под электронной подписью в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - ФЗ N 63) понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

На основании пункта 1 статьи 6 ФЗ N 63 информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью (пункт 3 статьи 6 ФЗ N 63).

Отказ налогового органа в принятии налоговых деклараций возможен только по исчерпывающему перечню оснований, поименованных в Административном регламенте Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее -Административный регламент).

Пункт 213 Административного регламента предусматривает, что Инспекция при получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной ква­лифицированной электронной подписи заявителя;

формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;

проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента.

В пункте 28 Административного регламента, на который ссылается в своем отказе инспекция, дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой отчетности.

К таким основаниям относятся:

отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;

отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;

представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);

отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации -заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;

отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица -заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя -физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;

представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

Пунктом 194 Административным регламентом установлено, что должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в пункте 28 настоящего Административного регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:

для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);

для организации:

а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);

б)           ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;

в)           вида документа: первичный (корректирующий);

г)            наименования налогового органа;

д)           подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 настоящего Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.

В силу пункта 214 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1)           формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет);

2)           отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.

Как было уже указано выше, УФНС России по Самарской области в решение от 20.12.2019 сообщило Обществу, что доверенность в налоговом органе зарегистрирована, взаимодействие по приему налоговой отчетности осуществляется.

Кроме того, 09.01.2020 в налоговый орган заявителем почтой дополнительно направлена доверенность в виде заказного почтового отправления с описью вложения, заверенная руководителем ООО «ТАНТЭЛ" ФИО5, согласно которой директор Общества уполномочил ФИО4 на подписание налоговой декларации и другой отчетности, представления отчетности в налоговый орган и иные полномочия.

Также, на скриншотах программы ПФ "СКБ Контур" видно, что в момент отправки налоговой отчетности 20.01.2020, 22.01.2020 и 23.01.2020 в электронном виде, путем передачи по телекоммуникационным каналам связи с применением ЭЦП ФИО4, отчетность содержала в себе информацию о представителе налогоплательщика.

Налоговые органы в ходе судебного разбирательства подтвердили в своих объяснениях, что все доверенности Общества, выданные ФИО4, зарегистрированы в установленном порядке.

Доказательств наличия на момент представления спорной налоговой отчетности, предусмотренных положениями статьи 188 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств, влекущих прекращение доверенности от 08.01.2020 на момент подачи рассматриваемых деклараций, расчетов и сведений, налоговым органом суду не представлено.

Вместе с тем, в силу ст. 80 НК РФ при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Таким образом, статьей 80 НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика при представлении декларации в электронной форме представлять в налоговый орган доверенность на бумажном носителе. Не предусмотрена такая обязанность и статьей 23 НК РФ.

Данный вывод суда первой инстанции находит отражение в судебной практике, например по делам № А56-16750/2016, постановление АС Северо-Западного округа от 28.11.2016, по делу NА56-16750/2016, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016.

Налоговые органы ссылаются на то, что при сопоставлении доверенностей не совпадал номер доверенности в информационном сообщении по ТКС с доверенностью, представленной на бумажном носителе, в результате чего, электронное сообщение о дове­ренности было аннулировано с формулировкой «нет данных об уполномоченном представителе на основании бумажного варианта доверенности», и отказано в приеме отчетности.

В то же время, специальные основания для аннулирования записи ИР «Доверенность» предусмотрены в разделе 2 Порядка формирования информационного ресурса «Доверенность», утвержденного Приказом ФНС РФ от 23.04.2010 N ММВ-7-6/200@, который не содержит тех оснований, на которые ссылаются налоговые органы, в частности «Нет данных об уполномоченном представителе на основании бумажного варианта доверенности».

Раздел 2 Порядка формирования информационного ресурса «Доверенность» предусматривает, что аннулирование запись ИР «Доверенность» в ручном режиме происходит на основании: заявления налогоплательщика; нахождения запись в федеральном справочнике «СЛПФЛ»; отсутствия бумажного варианта доверенности; полномочия представителя не соответствуют доверенности; нахождения записи в ПИК «Недействительные паспорта». Автоматическое аннулирование запись ИР «Доверенность» осуществляется по истечении срока действия доверенности или по истечении 3-х лет с даты выдачи доверенности.

В данном случае, полномочия представителя в электронном сообщении о до­веренности, прикрепленного к отчетности, полностью идентично полномочиям, указанным в бумажной доверенности, направленной Обществом 09.01.2020 заказным почтовым отправлением с описью вложения, и полученной налоговым органом на момент совершения инспекцией оспариваемых действий по отказу в приеме деклараций.

В связи с этим, действия налогового органа об аннулировании электронного сообщения о доверенности являются неправомерными, так как не соответствуют разделу 2 Порядка формирования информационного ресурса «Доверенность», в котором отсутствует такое основания для аннулирования записи ИР «Нет данных об уполномоченном представителе на основании бумажного варианта доверенности».

Аналогичная позиция изложена в Постановлениях Арбитражного суда Даль­невосточного округа от 10.10.2018 N Ф03-3050/2018 по делу N А73-17697/2017, от 03.07.2019 № Ф03-2039/2019 по делу № А51 -12922/2018, Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 № 05АП-302/2019.

Поскольку у налогового органа не имелось законных оснований для аннулирования доверенности, выданной ФИО4 на представление интересов Общества в правоотношениях с налоговыми органами, в том числе подписывать налоговые декларации, представленная Обществом налоговая отчетность подписана усиленной ЭЦП представителем по доверенности, отказ в ее принятии по вышеуказанным причинам неправомерен.

Ссылки Инспекции и Управления на положения Административного регламента и Методические рекомендации, Приказ Федеральной налоговой службы от 23.04.2010 N ММВ-7-6/200@, которым был введен в действие Порядок формирования и ведения информационного ресурса "Доверенность", отклонены судом и не могут быть приняты, поскольку Административный регламент и Методические рекомендации, приказ ФНС являются подзаконными актами и не могут расширительно толковать нормы Налогового кодекса Российской Федерации. В силу прямого указания в абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ Инспекция не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату).

Данный вывод суда подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.11.2016 по делу № А56-16750/2016 Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016 по делу А56-16750/2016.

В рассматриваемом случае, не представлено доказательств того, что декларации (расчеты), сведения представленные налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) были представлены им не по установленной форме (установленному формату).

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что налоговый орган, несмотря на расхождения реквизита (номера) доверенности в информационном сообщении и бумажном носителе, с учетом положений ст. 80 НК РФ не вправе был отказывать в приеме деклараций, расчетов и сведений, представленных заявителем в электронной форме по телекоммуникационным каналам, в связи с предоставлением обществом также в инспекцию ранее доверенности на представителя ФИО4 с учетом имевшейся в инспекции ранее, а также дополнительно представленной доверенности на представителя, подписавшего их, которые подтверждали соответствующие полномочия представителя общества.

Более того, исходя из материалов дела оснований для отказа в приеме отчетности, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента, налоговым органом также установлено не было, доказательств обратного суду не представлено.

Как следует из уведомлений об отказе в приеме налоговых деклараций, направленных Инспекцией в адрес ООО «ТАНТЭЛ», налоговый орган со ссылкой на пункт 28 Административного регламента отказал в приеме налоговых деклараций с указанием отсутствия сведений о доверенности в налоговом органе (подпункт 2 пункта 28 Административного регламента).

Однако, как было уже указано выше, 09.01.2020 ООО «ТАНТЭЛ» направило в налоговый орган в виде заказного почтового отправления с описью вложения оригинал доверенности, оформленную в соответствии со ст.ст. 185,186 ГК РФ, согласно которой ФИО4 уполномочен Обществом на подписание налоговой декларации и представление в налоговые органы.

Пунктом 1 раздела 1 Порядка формирования информационного ресурса «До­веренность» установлено, что доверенность, заверенная ответственным лицом (нотариусом, руководителем организации, индивидуальным предпринимателем), может быть представлена в налоговый орган лично, по почте или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Таким образом, на момент отказа в принятии налоговых деклараций, расчетов и отчетности в электронном виде по ТКС, Инспекция располагала оригиналом доверенности, оформленной в соответствии со ст.ст. 185,186 ГК РФ, на бумажном носителе.

При таких обстоятельствах, отказ Обществу Инспекцией в приеме налоговой отчетности по мотивам отсутствия сведений о доверенности в налоговом органе, является неправомерным, поскольку не соответствует фактическим обстоятельствам, требованиям ст. 80 НК РФ, а также и пунктов 28 и 194 Административного регламента, на которые ссылаются налоговые органы в своих возражениях.

Также факт того, что электронное сообщение о доверенности от 08.10.2019 содержало номер доверенности - «БН», в то время как на бумажном носителе та же доверенность от 08.10.2019 имела №1, исходя из положений пункта 28 Административного регламента, вопреки доводам налоговых органов, не является основанием для отказа в приеме налоговых деклараций, расчетов и сведений.

В связи с этим, отказ в приеме налоговой отчетности, противоречит не только положениям ст. 80 НК РФ, но и пункту 28 Административного регламента.

Доводы налоговых органов на том, что информационное сообщение аннулировано программным комплексом, судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку как действия самих налоговых органов, так и используемые ими в работе программные комплексы, программы, используемые налоговыми органами при автоматизации проверки деклараций и документов, переданных по ТКС, алгоритм их работы не должны противоречить закону и нарушать права и законные интересы налогоплательщиков.

Доводы налоговых органов, в том числе со ссылкой на решение ФНС по жалобе налогоплательщика, о том, что согласно методическим рекомендациям по формированию информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах при информационном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, заполнение полей информационного сообщения о доверенности в электронном виде, должно полностью соответствовать информации, представляемой на бумажном носителе - оригинале доверенности, выданной налогоплательщиком уполномоченному представителю, о полномочиях представителя, подписавшею налоговую декларацию или другой электронный документ, отклоняются судом, поскольку, не смотря на такие рекомендации, с учетом положений Административного регламента и ст. 80 НК РФ расхождение в номере доверенности, выразившееся в не указании номера доверенности или указании (б/н) в информационном сообщении, в отличие от имевшегося фактически в доверенности на бумажном носителе номера данной доверенности, не является законным основанием для отказа в принятии налоговых деклараций, расчетов и сведений, представленных налогоплательщиком в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Ссылки Инспекции и Управления на положения Административного регламента и Методические рекомендации правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку Административный регламент и Методические рекомендации являются подзаконными актами и не могут расширительно толковать нормы Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме.

Суд первой инстанции обратил внимание также на то обстоятельство, что как следует из объяснений налогового органа 27.01.2020г. инспекцией было принято решение актуализировать электронное сообщение о доверенности ООО «ТАНТЭЛ» для дальнейшей технической возможности осуществления приема налоговой отчётности по ТКС. 10.02.2020г. Заявителем в Инспекцию представлена бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2019 год, а также налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2019 год, которые были приняты в автоматическом режиме.

Учитывая, что вновь представленные документы обществом по ТКС приняты и зарегистрированы налоговым органом при наличии тех же обстоятельств, на которые Инспекция ссылается при рассмотрении спора, суд пришел к выводу, что налоговый орган фактически признал незаконность своих действий по непринятию спорных налоговых деклараций, расчетов и сведений, что соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Западно-сибирского округа от 04.07.2018 по делу №А67-8050/2017.

Относительно доводов налогового органа о правомерности отказа в принятии налоговой декларации со ссылкой на экспертное заключение от 04.03.2020г. эксперта ФИО6, суд приходит к выводу об их необоснованности, исходя из следующего.

Факт подписания доверенности не самим директором ООО «ТАНТЭЛ» ФИО5, а иным лицом не был положен в основу при совершении налоговым органом оспариваемых действий.

Между тем, исследование вопроса о законности/незаконности ненормативного правового акта (действия или бездействия) соответствующего органа, наделенного публичными полномочиями, осуществляется судом на дату его вынесения (совершения).

Налоговый орган отказал ООО «ТАНТЭЛ» приеме налоговой и иной отчетности 20, 22 и 23 января 2020 года. В свою очередь, постановление № 1 о назначение экспертизы документов налоговым органом вынесено 02.03.2020, т.е. значительно позднее даты совершения оспариваемых действий налогового органа.

Исходя из смысла положений АПК РФ и разъяснений, изложенных в соответствии с п. 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения АПК Российской Федерации" исследование вопроса о законности/незаконности ненормативного правового акта (действия или бездействия) осуществляется судом на дату его вынесения (совершения).

Аналогичная позиция отражена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 12.07.2017 N Ф06-22017/2017 по делу N А06-8181/2016, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.01.2017 по делу N А66-4731/2016.

Суд критически оценивает представленное налоговым органом экспертное, поскольку налоговым органом при назначении и производстве экспертизы от 04.03.2020 № 773 не соблюдены положения ст.ст. 94,95,99 НК РФ, ст. 10 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в связи с чем, заключение эксперта не может быть использовано в качестве доказательства с учетом положений части 4 ст. 101 НК РФ, ч. 3 ст. 64 АПК РФ.

Спорная экспертиза была проведена по инициативе налогового органа уже после возбуждения производства по делу в суде, в одностороннем порядке. Налоговые органы с ходатайством о назначении судебной экспертизы в рамках судебного разбирательства не обращались.

Почерковедческое исследование, проведенное по копиям документов и без подлинных экспериментальных образцов подписей, не может быть признано достоверным в рассматриваемом случае доказательством.

Назначенная налоговым органом экспертиза проведена с нарушением требований ст. 95 НК РФ, поскольку налогоплательщик не был поставлен в известность о назначении налоговым органом экспертизы, вследствие чего был лишен возможности реализовать права, предусмотренные п. 7 ст. 95 НК РФ. В свою очередь, в силу ч. 3 ст. 64 АПК РФ, не допускается использование в суде доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

В соответствии с пп. и п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган имеет право привлекать для проведения налогового контроля экспертов. Экспертиза может быть назначена, когда для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ)

Пунктом 6 ст. 95 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, принявшее постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные п. 7 ст. 95 НК РФ, о чем должен быть составлен протокол.

Как установлено п. 7 ст. 95 НК РФ, при назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право заявить отвод эксперту; просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц; представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; знакомиться с заключением эксперта.

Как указывает Конституционный Суд РФ в своем Определении от 12.07.2006 N 267-O, право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции РФ, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности. Применительно к налоговой ответственности одной из таких гарантий является вытекающее из статьи 24 (часть 2) Конституции РФ право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют, и представлять возражения на обвинения. Поэтому при определении процессуальных прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения. Иное не соответствовало бы приведенным положениям Конституции РФ.

Поскольку инспекция не выполнила требования п. 6 ст. 95 НК РФ и не разъяснила обществу права, предусмотренные в п. 7 ст. 95 НК РФ. Доказательств, свидетельствующих о том, что общество воспользовалось предоставленными ему законом правами, налоговый орган в суд не представил, поэтому суд признает заключение эксперта недопустимым доказательством по делу.

Доводы налоговых органов о том, что спорная экспертиза проводилась не в рамках проверки, не в порядке, предусмотренном ст. 95 НК РФ, а в порядке представления дополнительных доказательств в соответствии со ст. 65 АПК РФ, отклоняется судом, поскольку согласно смыслу и положениям Налогового Кодекса РФ, а также разъяснениям, изложенным в пункте 78 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении  арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N57), сбор и раскрытие доказательств осуществляются как налоговым органом, так и налогоплательщиком на стадии проведения мероприятий налогового контроля и в ходе досудебного разрешения спора. И только в случае представления налогоплательщиком дополнительных доказательств в ходе судебного разбирательства, которые ранее не представлялись налоговому органу, в целях получения доказательств, опровергающих дополнительные доказательства, налоговый орган как лицо, участвующее в деле, вправе заявлять ходатайство об истребовании судом необходимых доказательств с обоснованием причин невозможности самостоятельного получения этих доказательств, соответственно также налоговый орган в этом случае может ходатайствовать о проведении судебной экспертизы, представлять иные новые доказательства в опровержение новых доказательств налогоплательщика.

В рассматриваемом случае обществом в суд никакие новые доказательства, которые не были раскрыты на стадии досудебного урегулирования спора, в суд не представлялись. Следовательно, у налогового органа отсутствует право в данном случае на проведение каких-либо дополнительных мероприятий налогового контроля и на представление новых доказательств, в частности, спорного экспертного заключения, тем более полученного уже после обращения налогоплательщика в суд, минуя и не соблюдая все процедуры проведения экспертизы в рамках налогового контроля и не обращаясь к суду с ходатайством о проведении судебной экспертизы.

Более того, ни налоговым законодательством, ни Административным регламентом для целей принятия инспекцией налоговой отчетности не установлены такие полномочия как оценка достоверности подписи лица на налоговой декларации, установление реальности исполнения обязанностей руководителем юридического лица, иного лица, подписавшего декларацию.

Приведенные налоговым органом дополнительно обстоятельства могли быть учтены при проведении в установленном порядке проверки достоверности сведений, содержащихся в налоговой декларации, но не могут служить основанием для отказа в принятии декларации; неосуществление обществом финансово-хозяйственной деятельности, недостоверность и неполнота сведений, содержащихся в налоговой декларации, подлежат установлению в рамках проведения мероприятий налогового контроля, в том числе камеральной налоговой проверки.

На налоговый орган возложена обязанность по принятию от налогоплательщика деклараций, представленных по установленной форме. Отказ в принятии декларации возможен налоговым органом только по исчерпывающему перечню оснований, определенных ст. 80 НК РФ но любом случае не по основаниям, не вошедшим в исчерпывающий перечень оснований, приведенный Административным регламентом.

Данные выводы суда подтверждаются правовой позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 17.01.2019 N Ф09-9102/18 по делу N А76-5771/2018, Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 24.01.2019 N Ф09-9264/18 по делу N А76-5466/2018.

Конституционный Суд РФ в определении от 23.04.2015 № 736-O указал, что налоговый контроль в отношении полноты и достоверности, указанных в налоговой декларации сведений (выявление ошибок, противоречий, несоответствий) может проводиться только после ее принятия налоговым органом, в рамках проведения камеральной налоговой проверки. Налоговым органам предоставлен широкий спектр полномочий, которые позволяют им выявлять и пресекать налоговые нарушения, но в строго определенных и детально урегулированных НК РФ налоговых процедурах (камеральные и выездные проверки и другие мероприятия).

В силу прямого указания в абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ Инспекция не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату).

Таким образом, вопреки доводам налоговых органов, действия Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области по отказу в приеме по телекоммуникационным каналам связям налоговой декларации по НДС за 2019 год, налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2019 год, расчета сумм налога на доходы физических лиц (форма № 6-НДФЛ) за 2019 год, расчет по страховым взносам за 2019 год, сведения о среднесписочной численности работников за 2019 год, являются незаконными, не соответствуют положениям ст. 80 НК РФ и нарушают права и законные интересы ООО «ТАНТЭЛ» в сфере предпринимательской деятельности.

Доводы налоговых органов об отсутствии нарушений прав налогоплательщика с учетом решения ФНС России по его жалобе, в которой разъяснено право общества на повторную подачу деклараций, расчетов и сведений без негативных последствий по привлечению к ответственности, правомерно судом первой инстанции отклонены.

Необоснованный отказ инспекции в принятии налоговой отчетности привел к тому, что обществом не были представлены данные документы в установленный срок, что при повторной подаче деклараций, расчетов и сведений в настоящее время уже с нарушением срока, может повлечь налоговую ответственность в виде штрафа, предусмотренную ст. 119, 126 НК РФ.

Неправомерный отказ в принятии декларации, расчетов и сведений нарушает право заявителя, в том числе предусмотренное пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а именно на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

Деятельность налогового органа по реализации функции по принятию налоговой декларации, осуществляемая в рамках полномочий налогового органа, в силу положений статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" является государственной услугой, на которую распространяются требования указанного закона.

В силу пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

То, что функция по приему налоговой декларации является государственной услугой, свидетельствует, в частности, наличие Административного регламента.

Неправомерный отказ в принятии декларации нарушает право налогоплательщика на получение государственной или муниципальной услуги.

В силу положений статьи 33 Налогового кодекса Российской Федерации должностные лица налоговых органов обязаны:

- действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

- реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

Данные требования налогового законодательства Инспекцией нарушены.

При таких обстоятельствах на основании ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворить требования заявителя, признав незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области в отношении, выразившиеся в отказе в приеме по телекоммуникационным каналам связям налоговой декларации по НДС за 2019 год, налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2019 год, расчета сумм налога на доходы физических лиц (форма № 6-НДФЛ) за 2019 год, расчет по страховым взносам за 2019 год, сведений о среднесписочной численности работников за 2019 год, а также обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ТАНТЭЛ", в том числе путем совершения действий по приему налоговой декларации по НДС за 2019 год, налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2019 год, расчета сумм налога на доходы физических лиц (форма № 6-НДФЛ) за 2019 год, расчет по страховым взносам за 2019 год, сведений о среднесписочной численности работников за 2019 год, представленной обществом с ограниченной ответственностью "ТАНТЭЛ".

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области  от 04 июня 2020 года  по делу №А55-3042/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                               Е.Г. Филиппова

                                                                                                                          Т.С. Засыпкина