ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail:info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
27 июля 2022 года Дело № А65-5610/2022
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 20 июля 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 июля 2022 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием: от Ипотечного кредитного потребительского кооператива граждан «ТатЖилИнвест» - представители ФИО1.(доверенность от 10.01.2022), ФИО2.(доверенность от 10.01.2022), директор ФИО3.(протокол №16 от 25.03.2020),
от Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации - представитель ФИО4.(доверенность от 18.08.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по апелляционной жалобе Ипотечного кредитного потребительского кооператива граждан «ТатЖилИнвест»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июня 2022 года по делу № А65-5610/2022 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению Ипотечного кредитного потребительского кооператива граждан «ТатЖилИнвест», г.Набережные Челны (ОГРН <***>, ИНН <***>),
к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>),
об оспаривании Постановления Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 24.02.2022 № 22-1011/3110-1,
УСТАНОВИЛ:
Ипотечный кредитный потребительский кооператив граждан «ТатЖилИнвест» (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - ответчик), о признании незаконным и отмене Постановления Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 24.02.2022 № 22-1011/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении ТУ-92-ЮЛ-22-1011 в отношении Ипотечного кооператива «ТатЖилИнвест» в размере 50 000 рублей 00 копеек, в случае отказа в удовлетворении заявления об отмене постановления Отделения -Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 24.02.2022 № 22-1011/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении ТУ-92-ЮЛ-22-1011, заменить административный штраф в размере 50 000 рублей 00 копеек на устное замечание (предупреждение).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июня 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Ипотечный кредитный потребительский кооператив граждан «ТатЖилИнвест» подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Вынести новое решение, отменить Постановление Отделения — Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 24.02.2022 № 22-1011/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении ТУ-92-ЮЛ-22-1011 в отношении Ипотечного кооператива «ТатЖилИнвест» в размере 50 000 рублей. В случае отказа в удовлетворении заявления об отмене постановления Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 24.02.2022 № 22-1011/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении ТУ-92-ЮЛ-22-1011, заменить административный штраф в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей на устное замечание (предупреждение).
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что Ипотечный кооператив «ТатЖилИнвест» является некоммерческой организацией, а не хозяйственным обществом. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:
1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;
2) размещения указанных в пункте 1 настоящей части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребност ей.
Податель жалобы полагает, что никакие запрещенные финансовые операции в Ипотечном кооперативе «ТатЖилИнвест» в период подачи Формализованных электронных сообщений ФЭС № 2021 <***> 165001001 0000005 и ФЭС№2021_<***>_165001001_0000006 с 15.06.2021 по 08.09.2021 и в другие периоды не были выявлены, состав вменяемого правонарушения отсутствует.
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель Ипотечного кредитного потребительского кооператива граждан «ТатЖилИнвест» в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Постановлением Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 24.02.2022 № 22-1011/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении ТУ-92-ЮЛ-22-1011 Ипотечный кредитный потребительский кооператив граждан «ТатЖилИнвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>) признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и назначено Кооперативу административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых в удовлетворении заявления отказано.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 , 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе относятся кредитные потребительские кооперативы.
На основании подпункта 7 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
Пунктом 6 ст. 7.5 Федерального закона №151-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды - в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
Порядок представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом №115 -ФЗ, до 23.03.2019 был предусмотрен указанием Банка России от 15.12.2014 № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Указание №3484-У).
В соответствии со ст.3 Федерального закона № 115 -ФЗ: обязательный контроль -совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
На основании п. 18 Указания №3484-У перечень и структура показателей, включаемых НФО в ФЭС, приведены в приложении к Указанию №3484-У.
Пунктом 10 таблицы 4 приложения к Указанию №3484-У установлено, что в показателе «Наименование НФО (филиала НФО), представляющей (представляющего) сведения» раздела «Информация об НФО (филиале НФО), представляющей (представляющем) сведения» указывается:
для юридического лица - в соответствии с учредительными документами полное фирменное наименование НФО;
для филиала юридического лица - в соответствии с учредительными документами полное фирменное наименование НФО и в соответствии с положением о филиале его наименование (при наличии наименования у филиала);
для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии).
Порядок представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с 23.03.2019 предусмотрен Указанием Банка России №49 37-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Указание №4937-У).
На основании пункта 2 Указания №4937-У НФО должна сформировать в соответствии с установленным на основании статьи 76 Федерального закона № 86-ФЗ и размещенным на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» порядком составления информации, предусмотренной Федеральным законом № 115 -ФЗ, электронный документ в виде формализованного электронного сообщения.
В соответствии с п. 11 Указания № 4937-У, порядок составления информации в электронной форме размещается на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» не позднее 30 дней после дня официального опубликования настоящего Указания и применяется со дня вступления в силу настоящего Указания.
Порядок привлечения к административной ответственности судом проверен и признан соблюденным. О времени, дате и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель был извещен надлежащим образом.
Оспариваемое постановление вынесено компетентным органом, в пределах годичного срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ. Исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом не установлено.
В соответствии со статьями 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд, отклоняя доводы заявителя, правомерно исходил из следующего.
Утверждение об отсутствии угрозы охраняемым общественным интересам в случае создания препятствий в осуществлении мероприятий по контролю и противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма, путем направления форм отчетности в электронном формате, который не поддерживается системой автоматического контроля равнозначно не представлению информации, поскольку в силу большого объема данных их ручная обработка является невозможной, что создает угрозу проведения запрещенных финансовых операций, что и создает указанную угрозу.
Утверждение о длящемся характере правонарушения и истечения срока привлечения к ответственности также подлежат отклонению как не соответствующие обстоятельствам дела и не основанные на нормах права. Данное нарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма составляет 1 год.
Доводы о неблагоприятном влиянии на работу кооператива угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и специальной военной операции, проводимой на Донбассе не подтверждены какими либо относимыми дополнительными аргументами.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлены доказательства, опровергающие исковые требования, в связи с чем, исковые требования являются правомерными, и подлежат удовлетворению.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд в силу предоставленных ему статьей 71 АПК РФ полномочий оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
С учетом изложенного, суд сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и признания незаконным оспариваемого постановления ответчика.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Как пояснил ответчик и следует из материалов дела, в процессе осуществления Банком России возложенных на него полномочий по контролю и надзору за деятельностью организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее также - ПОД/ФТ) был установлен факт несоблюдения ипотечным кооперативом «ТатЖилИнвест» требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее также - Закон № 115-ФЗ), Указания Банка России от 17.10.2018 № 4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организацияхми в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В силу ст. 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относятся, в том числе кредитные потребительские кооперативы.
Пунктом 2 Указания № 4937-У установлено, что НФО должна сформировать в соответствии с установленным на основании ст. 76.6 Закона № 86-ФЗ и размещенным на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» порядком составления информации, предусмотренной Законом № 115-ФЗ, электронный документ в виде ФЭС о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении, которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ и (или) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, в соответствии с п. 6 ст. 7.5 Закона № 115-ФЗ (при совместном упоминании - результаты Проверок, Проверки).
ФЭС № 2021 <***>_165001001_0000005 от 15.06.2021 была составлена в соответствии с Порядком в версии 1.4 формата ФЭС,
-применяющимся с 23.03.2019 по 30.06.2021 (далее - версия 1.4 формата ФЭС).
При этом установлено, что запись корректировочного ФЭС от 08.09.2021 № 2021 <***>_165001001_0000006 в показателе «ВерсияФормата» содержит значение «1.5» вместо значения «1.4», в показателе «Тип записи в ФЭС» (тег «ТипЗаписи») содержит значение «1» вместо значения «3».
Следовательно заявителем были допущены нарушения требований п. 2 Указания № 4937-У и п. 4 таблицы 3.4 Порядка, выразившиеся в несоблюдении версии формата при направлении ФЭС, содержащего скорректированную информацию, а также неверном заполнении показателя «Тип записи в ФЭС» в указанном ФЭС.
Частью 1 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Таким образом, материалами дела доказано, что действия ипотечного кооператива «ТатЖилИнвест» свидетельствуют о неисполнении заявителем законодательства по ПОД/ФТ/ФРОМУ в части осуществления внутреннего контроля, а именно п. 2 Указания № 4937-У.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения, относится к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность.
Как указал ответчик, постановлением Банка России от 16.03.2021 № ТУ-92-ЮЛ-21-481/3120-1 по делу об административном правонарушении № ТУ-92-ЮЛ-21-481 Кооператив уже был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде предупреждения.
Указанное постановление вступило в законную силу 06.04.2021.
В рамках рассматриваемого дела ипотечный кооператив «ТатЖилИнвест» совершил административное правонарушение 08.09.2021.
Следовательно, Кооператив совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, не впервые и в период, когда считался подвергнутым административному наказанию.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июня 2022 года по делу № А65-5610/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий И.С. Драгоценнова
Судьи Н.В. Сергеева
П.В. Бажан