ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-10094/19 от 19.09.2019 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-27905/2018

26 сентября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена «19» сентября 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен «26» сентября 2019 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи С. А. Жаткиной,

судей О. И. Антоновой, О. В. Лыткиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукиной И. С.,

при участии в судебном заседании:

- от Саратовской региональной общественной Физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «ПРОТОН» представителей ФИО1, ФИО2, ФИО3,

- от Министерства молодежной политики и спорта Саратовской области представителя ФИО4 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Саратовской региональной общественной Физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «ПРОТОН»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2019 года по делу № А57-27905/2018 (судья Е.В.Бобунова)

по заявлению Министерства молодежной политики и спорта Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Саратовской региональной общественной Физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «ПРОТОН» (ИНН <***>,                               ОГРН <***>)

о взыскании с Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «ПРОТОН» в доход областного бюджета гранта в форме субсидии в размере 32 536 877 (тридцать два миллиона пятьсот тридцать шесть тысяч восемьсот семьдесят семь) рублей 62 копейки,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство молодежной политики и спорта Саратовской области (далее – Министерство, истец) с исковым заявлением, с учетом уточнений на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «ПРОТОН» (далее – СРО ФСО «Волейбольный клуб «ПРОТОН») в доход областного бюджета гранта в форме субсидии в размере 32 536 877 рублей 62 копейки.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2019 года по делу № А57-27905/2018 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, в  которой просит решение отменить как незаконное и необоснованное и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Заявитель апелляционной жалобы указывает на соблюдение условий предоставление гранта, достижение целей его предоставления, недостоверность графика возврата субсидий.

Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель истца в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Как следует из материалов дела, в декабре 2017 года в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 24.09.2014г. №550-П Министерством молодежной политики и спорта Саратовской области были проведены конкурсы на предоставление грантов некоммерческим организациям (в том числе государственным учреждениям), не являющимся казенными учреждениями, на развитие на территории области отдельных видов спорта (спортивных дисциплин).

По результатам конкурса Общественная организация Балаковского района Саратовской области «Волейбольный клуб «ПРОТОН-БАЭС» была признана победителем.

Размер гранта по конкурсу, проводимому с 4 по 15 декабря 2017 года, определен в сумме 14 000 000руб.

Согласно приказу Министра молодёжной политики и спорта Саратовской области был подписан приказ № 689 от 15.12.2017г.

15.12.2017г. между Министерством молодежной политики и спорта Саратовской области и Общественной организацией Балаковского района Саратовской области «Волейбольный клуб «ПРОТОН-БАЭС» было заключено соглашение №Г2-10-17 о предоставлении из областного бюджета гранта иной некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением.

Согласно п.1.1 соглашения Министерство предоставляет из областного бюджета грант на сумму 14 000 000 руб. на развитие на территории области отдельных видов спорта (спортивных дисциплин) – волейбол, а Организация обязуется использовать грант по целевому назначению, определенному настоящим соглашением.

Размер гранта по конкурсу, проводимому с 25 по 28 декабря 2017года, определен в сумме 19 000 000 руб.

Согласно приказу Министра молодёжной политики и спорта Саратовской области был подписан приказ №738 от 28.12.2017г.

28.12.2017г. между Министерством молодежной политики и спорта Саратовской области и Общественной организацией Балаковского района Саратовской области «Волейбольный клуб «ПРОТОН-БАЭС» было заключено соглашение №Г3-10-17 о предоставлении из областного бюджета гранта иной некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением.

Согласно п.1.1 соглашения Министерство предоставляет из областного бюджета грант на сумму 19 000 000 руб. на развитие на территории области отдельных видов спорта (спортивных дисциплин) – волейбол, а Организация обязуется использовать грант по целевому назначению, определенному настоящим соглашением.

Пунктом 4.1 соглашений установлено, что в случае установления факту нарушения получателем гранта условий, установленных при его предоставлении, грант подлежит возврату получателем в областной бюджет в полном объеме в следующем порядке:

Министерство издает приказ о возврате гранта получателем гранта в областной бюджет;

В течение 7 календарных дней со дня издания приказа, предусмотренного абзацев вторым настоящего пункта, министерство направляет получателю гранта письменное требование о возврате гранта с приложением копии указанного приказа платежных реквизитов для осуществления возврата гранта;

Получатель гранта обязан в течение 15 календарных дней со дня получения требования, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, возвратить грант в областной бюджет;

Если в течение срока, установленного абзацем четвертым настоящего пункта, получатель гранта не возвратил грант в областной бюджет, министерство в течение 30 календарных дней со дня истечения указанного срока направляет в соответствующий суд исковое заявление для взыскания средств в судебном порядке.

Денежные средства были перечислены истцом на расчетный счет ответчика платежными поручениями: №3130 от 15.12.2017г. на сумму 11 396 978 руб.55коп.; №3260 от 26.12.2017г. на сумму 2 603 021 руб.45коп.; №3260 от 26.12.2017г. на сумму 19 000 000 руб., а всего на сумму 33 000 000 руб.

По состоянию на 31.12.2017г. между истцом и ответчиком был составлен акт сверки взаимных расчетов за период 2017год, в соответствии с которым установлено, что по отчетам за декабрь 2017года (29.12.2017года) к учету приняты суммы в размере 13 536 877 руб.62коп. и 19 000 000 руб., а всего по указанным соглашениям принято к учету 32 536 877 руб.60коп.

Сумма в размере 463 122 руб.38коп. к учету по отчетам не принята и подлежит возврату в бюджет.

22.08.2018г. платежным поручением №387 денежные средства в сумме 463 122 руб.38коп. были возвращены ответчиком в бюджет на расчетный счет истца.

Министерством в рамках предусмотренных обязанностей по осуществлению контроля за использованием средств гранта, в 2018году на основании приказа №421 от 18 января 2018года был проведен финансовый контроль соблюдения организацией условий, целей и порядка предоставления гранта.

В соответствии со справкой по результатам финансового контроля от 06 апреля 2018года установлено, что нарушены условия предоставления гранта, поскольку по состоянию на 01 ноября 2017года у организации имелась задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов.

Министерством молодежной политики и спорта Саратовской области издан приказ от 11 апреля 2018года №249 «О возврате в областной бюджет грантов, предоставленных некоммерческим организациям».

В адрес Общественной организации Балаковского района Саратовской области «Волейбольный клуб «ПРОТОН-БАЭС» направлено требование о возврате субсидии, предоставленной из средств областного бюджета в 2017году (исх.№01-01-28/2062 от 18.04.2018года).

01 июня 2018года сторонами был согласован график возврата субсидий, предоставленных из областного бюджета в 2017году, согласно которому организация обязалась возвратить в областной бюджет гранты на общую сумму 33 000 000 руб. равными платежами по 8 250 000 руб. ежемесячно за период сентябрь-декабрь 2018года.

Поскольку возврат субсидий в областной бюджет организацией не произведен, истец обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из нарушения условий предоставления субсидии, влекущего возникновение у ответчика обязанности по её возврату.

Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

К отношениям сторон в части возврата денежных средств, полученных в виде субсидий без выполнения условий предоставления, подлежит применению бюджетное законодательство.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Финансирование Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «ПРОТОН» производилось за счет средств областного бюджета в соответствии с вышеизложенным, а также на основании статей 78, 78.1 Бюджетного кодекса РФ и Положения о порядке предоставления грантов некоммерческим организациям (в том числе государственным учреждениям), не являющимся казенными учреждениями, на развитие на территории области отдельных видов спорта, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 24 сентября 2014 года № 550-П.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

В соответствии с Бюджетным кодексом, постановлением Правительства Саратовской области от 24.09.2014г. №550-П утверждено Положение о порядке предоставления грантов некоммерческим организациям (в том числе, государственным учреждениям), не являющимся казенными учреждениями, на развитие на территории области отдельных видов спорта (спортивных дисциплин) (далее – Положение о порядке предоставления грантов).

Положением о предоставлении грантов установлено, что: грант предоставляется на безвозмездной основе в рамках реализации подпрограммы «Физическая культура и спорт» государственной программы Саратовской области «Развитие физической культуры, спора, туризма и молодежной политики на 2014г.-2020г.» в пределах средств, предусмотренных законом Саратовской области об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, на поддержку некоммерческих организаций (в том числе, государственных учреждений), не являющихся казенными учреждениями. Грант предоставляется в целях развития на территории области отдельных видов спорта (в том числе, спортивных дисциплин).

В соответствии с п.3 Положения о порядке предоставления грантов, получателями грантов могут быть некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном порядке на территории Саратовской области.

Отбор некоммерческих организаций, имеющих право на получение грантов, проводится на конкурсной основе.

В соответствии с п.5.9 Положения о порядке предоставления грантов основаниями для отказа в предоставлении гранта являются: недостоверность представленной некоммерческой организацией информации; несоответствие представленных некоммерческой организацией документов требованиям, определенным пунктами 5.5, 5.6 или непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пунктах 5.5, 5.6 Положения о предоставлении грантов; несоответствие некоммерческой организации требованиям, установленным пунктами 4,4.1 Положения о порядке предоставления грантов.

Согласно п.4.1 (в редакции постановления Правительства Саратовской области от 16.11.2017г. №578-П) у некоммерческой организации не первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором подается заявка на участие в конкурсном отборе на получение гранта, должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В ходе проверки документов, представленных на получение гранта клубом «ПротонБАЭС», установлено, что клуб «Протон-БАЭС» направило в адрес Министерства заявку на получение гранта с приложением документов для участия в конкурсе. Однако в нарушение п.4.1 Положения о порядке предоставления грантов, справка №16554 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам предоставлена на 22.12.2017г., №16210 о состоянии расчетов на 26.10.2017г. с указанием на отсутствие неисполненных обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, как требовалось редакцией пункта 4.1, действовавшей до 16.11.2017г..

Тогда как в силу пункта 4.1 Положения о порядке предоставления грантов при подаче заявки на конкурс на получение гранта на развитие отдельных видов спорта, действовавшего на момент рассмотрения заявки о предоставлении гранта, в декабре 2017 года следовало представить справку из налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов на 01.11.2017г.

Согласно справке №17026 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов Общественная организация Балаковского района Саратовской области «Волебольный клуб «Протон-БАЭС» по состоянию на 01 ноября 2017г. имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, что не оспаривается ответчиком.

Нарушение ответчиком условий предоставления субсидии подтверждается отсутствием необходимого документа, представляемого на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором подается заявка на участие в конкурсном отборе, а именно: справки из налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

Кроме того, при проведении контрольных мероприятий выяснилось, что у СРО ФСО «Волейбольный клуб «ПРОТОН» на необходимую дату представления вышеуказанной справки (01.11.2017) имелась реальная непогашенная задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, что подтверждает невозможность ее допуска для участия в конкурсе.

Как указано выше, несоответствие некоммерческой организации требованиям, установленным пунктами 4, 4.1 Положения о порядке предоставления грантов, вступившими в действие с 16.11.2017г., в силу пункта 5.9 Положения о порядке предоставления грантов является основанием для отказа в предоставлении гранта.

Вместе  с тем, в соответствии с пунктом 5.1 Положения о порядке предоставления грантов организацию проведения конкурсного отбора (далее - конкурса), а также организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по конкурсному отбору некоммерческих организаций, претендующих на получение грантов (далее - комиссия), осуществляет Министерство молодежной политики и спорта области.

В ходе рассмотрения заявки нарушение ответчиком требований пункта 4.1 выявлено не было, необходимые документы Министерством не запрашивались.

В рамках правоотношений по получению субсидии СРО ФСО «Волейбольный клуб «Протон» и Министерство руководствовались Положением о порядке предоставления грантов некоммерческим организациям, которым регулируются не только действия заявителей и получателей субсидии, но и процедура работы комиссии по рассмотрению заявок претендентов, в обязанности которой входит рассмотрение поданных пакетов документов и проверка отраженных в них сведений. Грант был предоставлен ввиду соответствующего положительного решения комиссии, фактов недостоверности предоставленных им сведений выявлено не было.

Доказательств намеренного сокрытия СРО ФСО «Волейбольный клуб «Протон» сведений, препятствующих ему в получении субсидии, либо о совершении им иных действий по введению комиссии в заблуждение, в материалы дела не представлено.

Более того, судебная коллегия отмечает, что по состоянию на дату предоставления субсидии задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, имевшая место на 01.11.2017г., уже была ответчиком погашена.

Отсутствие такой задолженности по состоянию на дату получения субсидии предотвращает списание денежных средств получателя гранта на цели, не предусмотренные в подпрограмме «Физическая культура и спорт» государственной программы Саратовской области «Развитие физической культуры, спора, туризма и молодежной политики на 2014г.-2020г.».

Таким образом, предоставление ответчиком требуемых сведений на дату, непосредственно предшествующую дате получения субсидии, в отсутствие доказательств, опровергающих его довод о неосведомлённости о внесённых с 16.11.2017г., в пункт 4.1 Положения о порядке предоставления грантов некоммерческим организациям изменениях, не свидетельствует о недобросовестности его действий при получении субсидии.

При этом, как указывалось выше, Министерство молодежной политики и спорта области, в чьём ведении находились рассмотрение поданных пакетов документов и проверка отражённых в них сведений, фактов недостоверности представленных ответчиком сведений не выявило.

Между тем, вышеназванным Положением о порядке предоставления грантов некоммерческим организациям, регулируются не только действия заявителей и получателей субсидий, но и процедура работы конкурсной комиссии по рассмотрению заявок претендентов.

О нарушении со стороны Министерства порядка предоставления гранта свидетельствует Постановление мирового судьи судебного участка №3 Кировского района г. Саратова о назначении административного наказания от 14 декабря 2018года по делу №5- 625/2018, которым  министр молодежной политики и спорта Саратовской области ФИО5 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000руб.

Кроме того, судом первой инстанции не принято во внимание, что пункт 4.1 Положения о порядке предоставления грантов вступил в законную силу с 16.11.2017, что исключает объективную возможность подачи справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 01.11.2017.

При этом задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в декабре 2017 года отсутствовала, что подтверждается справкой №16554 от 22.12.2017.

Исходя из статьи 282 БК РФ, изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства. По смыслу статьи 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии).

Условие о возврате субсидии в случае нарушения получателем условий ее получения по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.

В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования субсидии, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.

Следовательно, установленная соглашениями ответственность в виде возврата субсидии за нарушение порядка предоставления субсидии, допущенное как ответчиком, так и истцом, не может безусловно и в полном объёме возлагаться только на Саратовской региональной общественной Физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «ПРОТОН» и подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права.

Поскольку субсидии, предоставляются получателям на безвозмездной основе, факт целевого использования средств истцом не оспорен, то применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.

В данном случае, судебная коллегия, исходя из анализа всех обстоятельств дела, оценки соразмерности заявленных ко взысканию сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, с учетом того, что цели, изложенные в подпрограмме «Физическая культура и спорт» государственной программы Саратовской области «Развитие физической культуры, спора, туризма и молодежной политики на 2014г.-2020г.», в данном случае достигнуты, с учётом формального характера вменяемого ответчику нарушения, приходит к выводу об отсутствии оснований для возврата субсидий.

Данная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в Определении Верховного Суда РФ от 23.04.2018 N 307-КГ18-3612 по делу N А56-18679/2017.

Судебная коллегия поддерживает доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на недостоверность графика возврата субсидии.

Согласованный сторонами график возврата субсидии не содержит ссылок на соглашения о предоставлении грантов.

При этом график не является самостоятельным правовым основанием для возвращения субсидии, так как сам по себе не порождает никаких гражданских прав и обязанностей в отношении гранта.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания удовлетворения требований истца, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2019 года по делу № А57-27905/2018 отменить.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Постановление  арбитражного суда апелляционной инстанции  вступает в законную силу со дня  его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.       

Председательствующий                                                 С. ФИО6

            Судьи                                                                                              О. ФИО7

О. В. Лыткина