ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-10250/2016 от 20.10.2016 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-30075/2015

21 октября 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2016 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,

судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аист-99»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 августа 2016 года  по делу № А57-30075/2015 (судья Землянникова В.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аист-99»                               (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес местонахождения: 412900, <...>)

заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы               № 3 по Саратовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес местонахождения: 412900, <...>),

Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области                              (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес местонахождения: 410028,                            <...>),

Отдел Министерства внутренних дел России по Вольскому району Саратовской области (адрес местонахождения: 412902, <...>)

о признании недействительным решения,

при участии в судебном заседании представителей:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Саратовской области - ФИО1, действующего по доверенности от 26.10.2015 № 02-36/25,

Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - ФИО1, действующего по доверенности от 25.09.2015 № 05-17/60,

общества с ограниченной ответственностью «Аист-99» - ФИО2, действующего по доверенности от 19.08.2016, ФИО3, действующего по доверенности от 11.01.2016,

Отдел Министерства внутренних дел России по Вольскому району Саратовской области –  не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Аист-99» (далее - заявитель, Общество, ООО «Аист-99», налогоплательщик) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Саратовской области (далее – налоговый орган, Инспекция, Межрайонная ИФНС России № 3 по Саратовской области) от 09.07.2015 № 12681 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части доначисления транспортного налога в размере 20 592 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 730 руб. 49 коп., а также налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 4 118 руб. 40 коп.

Решением от 13 августа 2016 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных требований отказал.

ООО «Аист-99» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.

Межрайонная ИФНС России № 3 по Саратовской области, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области и Отдел Министерства внутренних дел России по Вольскому району Саратовской области в порядке статьи 262 АПК РФ представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Отдел Министерства внутренних дел России по Вольскому району Саратовской области извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления №742645), явку представителей в судебное заседание не обеспечил.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 30.09.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 27.01.2015 ООО «Аист-99» в налоговый орган представлена налоговая декларация по транспортному налогу за 2014 год, в которой исчисленная сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет - 115 199 руб.

Налоговым органом проведена камеральная проверка представленной декларации, результаты которой отражены в акте камеральной налоговой проверки от 13.05.2015 № 2762 (т. 1 л.д. 104).

По итогам рассмотрения акта проверки, налоговым органом принято решение от 09.07.2015 № 12681, которым ООО «АИСТ-99» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 5 173 руб. 40 коп.

Кроме того, налогоплательщику предложено уплатить транспортный налог в сумме 25 867 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 917 руб. 63 коп.

ООО «АИСТ-99», не согласившись с решением Инспекции, обратилось с жалобой в УФНС России по Саратовской области.

Решением УФНС России по Саратовской области от 14.09.2015 апелляционная жалоба ООО «АИСТ-99» на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Саратовской области от 09.07.2015 №12681 оставлена без удовлетворения (т. 1 л.д. 70).

Заявитель, не согласившись с решением Инспекции в части доначисления транспортного налога в размере 20 592 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 730 руб. 49 коп., а также налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 4 118 руб. 40 коп., обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 3 по Саратовской области от 09.07.2015 № 12681 в оспариваемой части.

Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как установлено судами, ООО «АИСТ-99» является плательщиком транспортного налога.

27 января 2015 года Обществом в инспекцию представлена налоговая декларация по транспортному налогу за 2014 год, где указана сумма налога к уплате 115 199 руб.

Налоговый орган в ходе проверки пришел к выводу, что налогоплательщиком занижен транспортный налог, в том числе на 20 592 руб., в связи с тем, что налогоплательщиком при расчете налога применена неверная ставка по транспортным средствамУАЗ 39625 регистрационный номер <***> и ТАТРА 815 регистрационный номер <***>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу статьи 358 НК РФ при определении типа транспортного средства в целях применения ставок транспортного налога следует руководствоваться регистрационными документами транспортного средства, а именно паспортом транспортного средства.

Согласно пункту 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, указанных в данном пункте.

Исходя из положений указанных правовых норм, суды сделали правильный вывод, что размер применяемой при налогообложении транспортным налогом ставки ставят в зависимость не только от мощности двигателя транспортного средства, но и от его категории.

Согласно пункту 1 статьи 359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Пунктом 2 статьи 362 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Налоговые ставки установлены статьей 361 НК РФ и Законом Саратовской области от 25.11.2002 №109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора).

Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства (ПТС).

Обществом в налоговой декларации по транспортному налогу за 2014 года по транспортному средству УАЗ 39625 регистрационный номер <***> налог исчислялся исходя из мощности двигателя – 74 л.с. и применена ставка налога 14 руб. (легковые автомобили).

В соответствии с паспортом транспортного средства УАЗ 39625 регистрационный номер <***>, мощность двигателя составляет 112 л.с.; тип транспортного средства – специальный пассажирский; категория транспортного средства – В (т. 1, л.д. 50-51).

Обществом в налоговой декларации по транспортному налогу за 2014 года по транспортному средству ТАТРА 815 регистрационный номер <***> налог исчислялся исходя из мощности двигателя – 195 л.с. и применена ставка налога 21 руб. (другие самоходные транспортные средства).

В соответствии с паспортом транспортного средства ТАТРА 815 регистрационный номер <***>, тип транспортного средства – специальный прочие, категория транспортного средства – С.

Статьей 2 Закона Саратовской области от 25.11.2002 №109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» налоговая ставка установлена в зависимости от мощности двигателя отдельно для:

- легковых автомобилей;

- мотоциклов и мотороллеров;

- автобусов;

- грузовых автомобилей;

- других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу;

- др.

При этом ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон Саратовской области от 25.11.2002 №109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» не определяют понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе наличие одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).

Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства.

В соответствии с Приложением № 3 к Положению к транспортным средствам категории «В» относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны.

Таким образом, категория «В», указанная в ПТС, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.

К транспортным средствам категории «С» относятся автомобили, за исключением категории «Д», разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны.

Однако ПТС на спорные транспортные средства не содержат информации об отнесении транспортных средств  к типам, предусмотренным Законом Саратовской области от 25.11.2002 №109-ЗСО.

Порядок регистрации транспортного средства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938).

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938, регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:

подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В целях установления достоверности сведений о наличии у ООО «АИСТ-99» транспортных средств, их технических характеристиках, типе транспортного средства налоговым органом и судом первой инстанции сделаны запросы в РЭО ГИБДД отдела МВД РФ по Вольскому району Саратовской области, то есть в орган, уполномоченный на регистрацию транспортных средств.

Согласно поступившим из РЭО ГИБДД отдела МВД РФ по Вольскому району Саратовской области сведениям, транспортные средства, по поводу которых возник настоящий спор, зарегистрированы в органе ГИБДД.

Из представленных РЭО ГИБДД отдела МВД РФ по Вольскому району Саратовской области пояснений, карточек учета транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств следует, что:

-транспортное средство УАЗ 39625 регистрационный номер <***> является грузовым фургоном (т. 2, л.д. 35, 39, т. 4, л.д. 8, 53);

-транспортное средство ТАТРА 815 регистрационный номер <***> -грузовым автомобилем – специализированным прочим автомобилем, грузовым автомобилем (т. 1, л.д. 45, 49, т. 2, л.д. 35, 40, т.4, л.д. 52).

Из пояснений РЭО ГИБДД отдела МВД РФ по Вольскому району Саратовской области следует, что тип транспортного средства УАЗ 39625 – грузовой фургон определен в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля УАЗ 39625, согласно которому данное транспортное средство является специальным автомобилем (на базе санитарного), с кузовом вагонного типа, разделенным на двухместную кабину и грузопассажирский отсек, предназначен для перевозки пассажиров и грузов (т. 1  л.д. 43, т. 2 л.д. 10-11).

РЭО ГИБДД отдела МВД РФ по Вольскому району Саратовской области тип транспортного средства УАЗ 39625 регистрационный номер <***> определен как грузовой фургон; данные сведения содержатся как в базе ГИБДД, так и в свидетельстве о регистрации транспортного средства, выданном Обществу.

Заявитель указывает, что ТАТРА 815 регистрационный номер <***> является экскаватором на базе автомобиля ТАТРА 815, для исчисления налога данное транспортное средство было учтено как другие самоходные транспортные средства.

Порядок государственной регистрации автотранспортных средств установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее - Порядок регистрации автотранспортных средств).

В силу пункта 2 Порядка регистрации автотранспортных средств все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД), а все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и менее, - в органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор).

Таким образом, регистрация и постановка на учет транспортного средства в одном из названных регистрирующих органов производится на основании квалификации транспортного средства специально уполномоченным государственным органом.

Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.09.2007 №5336/07, от 17.07.2007 № 2620/07, от 17.07.2007 №2965/07, если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является «другим самоходным транспортным средством», поименованным в пункте 1 статьи 361 НК РФ.

При таких обстоятельствах первой инстанций пришел к правильному выводу о том, что поскольку  транспортное средство ТАТРА 815 регистрационный номер <***> зарегистрировано в органах ГИБДД с оформлением на него ПТС и относится к категории «С», налоговый орган при определении ставок транспортного налога обоснованно исходил из категории транспортных средств «грузовые автомобили».

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что расчет транспортного налога за 2014 год с учетом типа транспортного средства произведен налогоплательщиком не верно; у суда не имеется правовых оснований для признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 3 по Саратовской области от 09.07.2015 года № 12681 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления транспортного налога в сумме 20 592 руб., пени по транспортному налогу в сумме 730 руб. 49 коп. и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 4 118 руб. 40 коп.

Судом апелляционной инстанции проверена процедура вынесения оспариваемого решения. Существенных нарушений не установлено.

Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции  законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью «Аист-99»  удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 августа 2016 года  по делу № А57-30075/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий                                                                     Ю.А. Комнатная

Судьи                                                                                                      А.В. Смирников

М.Г. Цуцкова