ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А57-20932/2013 |
08 апреля 2014 года |
Резолютивная часть постановления объявлена «01» апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен «08» апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества «Саратовские авиалинии» - А.Н. Яковлева по доверенности от 05.08.2013
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области – А.Е. Андрющенко по доверенности от 06.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Саратовские авиалинии» (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от «16» января 2013 года по делу № А57-20932/2013 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению открытого акционерного общества «Саратовские авиалинии»
(г. Саратов)
заинтересованное лицо:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области (г. Саратов)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Саратовские авиалинии» (далее заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области (далее Управление, административный орган) № 7137-23 от 18.11.2013 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением арбитражного суда Саратовской области от «16» января 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО «Саратовские авиалинии», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация об отложении судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 05 марта 2014 года.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области на основании распоряжения
№ 289р от 08.10.2013 года в период с 14.10.2013 года по 11.11.2013 года была проведена плановая выездная проверка ОАО «Саратовские авиалинии», расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Жуковского, 25.
В ходе проведенной проверки было установлено, что ОАО «Саратовские авиалинии» не ведется учет образовавшихся отходов, что свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
По результатам проверки составлен акт № САР-117 от 11.11.2013 года.
11.11.2013г. в отношении ОАО «Саратовские авиалинии» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которого 18.11.2013 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области было вынесено постановление о назначении административного наказания № 7137-23, в соответствии с которым, ОАО «Саратовские авиалинии» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Полагая, что штраф наложен незаконно, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.1 КоАП РФ, охватывает действия (или бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований, в том числе при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Объект правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования от негативных воздействий в результате осуществления соответствующей деятельности.
Общие экологические требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов сформулированы в ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, сформулированы в ст. 39 Закона № 7-ФЗ, в соответствии с которой, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО «Саратовские авиалинии» на момент проверки не ведется учет образовавшихся отходов в соответствии с требованиями ст. 11, ч. 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Приказа Минприроды России от 01.09.2011г. № 721.
Положениями ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В статье 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ предусмотрено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и может быть передано другим лицам на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах устанавливает Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721.
Действие настоящего Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.
Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:
проведении инвентаризации отходов;
подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности);
ведении федеральных статистических наблюдений;
расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.
Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников:
технической и технологической документации;
бухгалтерской документации;
актов приема-передачи;
договоров.
Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу (приложения 1, 2, 3, 4 к Порядку).
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение названных норм права, ОАО «Саратовские авиалинии» не ведет учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов, в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721, что подтверждается материалами административного дела. Соответствующих доказательств, опровергающих выводы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области, обществом судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
В апелляционной жалобе ОАО «Саратовские авиалинии» указывает на то, что из состава деятельности по обращению с отходами исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы. При этом, как указывает заявитель, к деятельности по обращению с отходами относятся только специализированные виды деятельности. Поскольку Общество не осуществляет специализированную деятельность по обращению с отходами, требования административного органа о необходимости ведения учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, размещенных отходов в соответствии с Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721, заявитель считает незаконными и необоснованными.
Апелляционный суд считает довод общества несостоятельным в силу нижеследующего.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» абзац четвертый статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» изложен в новой редакции, согласно которой под обращением с отходами следует понимать деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Таким образом, из состава видов деятельности по обращению с отходами исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Изменения в законодательные акты вступили в силу 30 июня 2009 года, следовательно, с этой даты законодатель фактически вывел лиц, не занимающихся специализированной деятельностью по обращению с отходами, из состава субъектов ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
Возможность привлечения не специализированных по обращению с отходами предприятий к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований предусмотрена статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства для юридических лиц в виде предупреждения или административного штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Объективной стороной состава правонарушения, установленного ст. 8.1 КоАП РФ является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических требований, в том числе при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.
Положениями статьи 19 Закона об отходах производства и потребления прямо предусмотрена обязанность всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды Российской Федерации от 01.09.2011 № 721.
В соответствии с пунктом 5 Порядка учета в области обращения с отходами, учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Пунктами 20 и 21 указанного Порядка предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Таблицы данных учета и учетные документы хранятся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами в течение пяти лет.
Таким образом, состав вменяемого административного правонарушения образует, в том числе деятельность, в процессе которой образуются отходы, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований Приказа Минприроды Российской Федерации от 01.09.2011 № 721 и не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
В связи с этим, ссылки заявителя на исполнение работ по обращению с отходами и их утилизация другими организациями, а также на специализированный характер данной деятельности являются несостоятельными.
Кроме того, вступившим в законную силу судебным актом по делу
№ А57-24450/2012 установлена обязанность ОАО «Саратовские авиалинии» вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В апелляционной жалобе общество ссылается на нарушение положений части 5 статьи 4.1 КоАП РФ, в связи с тем, что общество ранее привлекалось к ответственности за то же самое правонарушение.
Апелляционный суд считает данный довод несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния.
Согласно п. 7 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ
№ 721 от 01.09.2011 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года),а также очередного календарного года в срок не позднее 10 числа каждого месяца, следующего за указанным периодом.
Таким образом, не ведение учета в области обращения с отходами в соответствии с Порядком образует самостоятельное событие правонарушения в каждом отчетном периоде.
Из постановления о назначении административного наказания № 2182-11 от 12.12.2012 следует, что общество было привлечено к ответственности за неведение отчетности в порядке приказа МПР РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» в 2011, 2012 году.
При проведении в 2013 году плановой выездной проверки в ходе обследования территории были обнаружены отходы, данных учета на которые предоставлены не были.
Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности № 7137-23 от 18.1.2013 охватывает иное событие административного правонарушения, а именно неведение отчетности в порядке приказа МПР РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» в отношении фактически выявленных в 2013 году отходов.
При этом, как следует из материалов дела, после привлечения общества к административной ответственности постановлением № 2182-11 от 12.12.2012 года, заявителем продолжалось совершение противоправного деяния в виде несоблюдения экологических требований.
В 2013 году на момент проведения проверки в период с 14.10.2013 года по 11.11.2013 года административным органом установлено, что нарушения, выявленные в 2012 году, обществом не устранены.
Таким образом, в 2012 и 2013 годах административным органом выявлены самостоятельные административные правонарушения, в связи с чем, привлечение Общества к ответственности за правонарушения, выявленные в 2013 году, не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Следовательно, административный орган обоснованно привлек заявителя к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ. В связи с изложенным, положения части 5 статьи 4.1 Кодекса административным органом не нарушены.
При таких обстоятельствах, вывод административного органа о наличии в действиях ОАО «Саратовские авиалинии» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, является правильным.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Порядок привлечения общества к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран минимальный размер штрафа в пределах санкции, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ, в минимальном размере. Мера наказания соразмерна совершенному деянию.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от «16» января 2013 года по делу № А57-20932/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Саратовские авиалинии» без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий С.Г. Веряскина
Судьи Л.Б. Александрова
Н.В. Луговской