ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А57-9504/2019 |
12 марта 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей – Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковым А.С.,
при участии в судебном заседании:
от Министерства социального развития Саратовской области – ФИО1, представитель по доверенности от 06.02.2019,
от Государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр коммуникации по вопросам социальной защиты населения Саратовской области» - ФИО2, представитель по доверенности от 09.01.2020 № 1,
от Министерства финансов Саратовской области – ФИО3, представитель по доверенности от 25.12.2019 № 08-02-47/1,
отмуниципального унитарного специализированного похоронного предприятия «Ритуал» - ФИО4, представитель по доверенности от 27.11.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства социального развития Саратовской области, Министерства финансов Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 декабря 2019 года по делу № А57-9504/2019 (судья Ю.И. Сидорова),
по исковому заявлению муниципального унитарного специализированного похоронного предприятия «Ритуал» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
к министерству социального развития Саратовской области (ОГРН <***>
ИНН <***>), Министерству финансов Саратовской области (ОГРН <***> ИНН <***>);
Государственному казенному учреждению Саратовской области «Центр коммуникации по вопросам социальной защиты населения Саратовской области» (ОГРН <***> ИНН <***>)
о взыскании убытков, возникших в связи с неоплатой услуг по погребению умерших в размере 296190 руб.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное специализированное похоронное предприятия «Ритуал» (далее - МУСПП «Ритуал», истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к субъекту Российской Федерации Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области, Министерства социального развития Саратовской области, Государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр коммуникации по вопросам социальной защиты населения Саратовской области» (далее - ответчики) о взыскании убытков, возникших в связи с неоплатой услуг по погребению умерших, за период с декабря 2017 года по июнь 2018 года в размере 296190 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25 декабря 2019 года с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу Муниципального унитарного специализированного похоронного предприятия «Ритуал» взысканы убытки, возникшие в связи с неоплатой услуг по погребению умерших за период с апреля 8 по июнь 2018 года в размере 285065 руб. 50 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 8924 руб. С Саратовской области в лице Министерства социального развития Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу Муниципального унитарного специализированного похоронного предприятия «Ритуал» взысканы убытки, возникшие в связи с неоплатой услуг по погребению умерших, за декабрь 2017 года в размере 11124 руб. 50 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 335 руб. В удовлетворении исковых требований к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Центр коммуникации по вопросам социальной защиты населения Саратовской области» отказано.
Министерство социального развития Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратились в апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявители полагают решение подлежащим отмене, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права: Министерство социального развития Саратовской области в своей жалобе указывает, что до апреля 2018 года нормативно-правовой акт Саратовской области, определяющий конкретное уполномоченное лицо, которое обязано за счет средств бюджета области производить возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг по погребению, отсутствовал, Министерство социального развития Саратовской области в спорный период не являлось главным распорядителем денежных средств, Министерство финансов Саратовской области в своей жалобе указывает, что с 1 января 2019 года по настоящее время уполномоченным лицом на территории Саратовской области по возмещению расходов специализированным службам умерших граждан является Центр коммуникаций, истец к уполномоченному лицу не обращался, суд неправомерно отказал в привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ – отделение пенсионного фонда РФ по Саратовской области, органом, уполномоченным на возмещение специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимость услуг по погребению является Министерство социального развития Саратовской области.
В судебном заседании представители Министерства социального развития Саратовской области, Министерства финансов Саратовской области поддержали доводы своих апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить каждый в своей части, апелляционные жалобы – удовлетворить.
Представитель Государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр коммуникации по вопросам социальной защиты населения Саратовской области», просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Представитель муниципального унитарного специализированного похоронного предприятия «Ритуал» возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Муниципальное унитарное специализированное похоронное предприятие «Ритуал» является специализированной службой по вопросам похоронного дела города Саратова, созданной органами местного самоуправления в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 12.01.1996 №8-03 «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении).
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27 октября 2009 года № 1157 утверждена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, а также стоимость услуг по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего.
Согласно указанному Постановлению стоимость гарантированного перечня услуг на период 2017 год - январь 2018 года установлена в размере 5562,25 руб., на период февраль - декабрь 2018 года в размере 5701,31 руб.; стоимость услуг по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего на 2017-2018 гг. составила 7938,54 руб.
За период декабрь 2017 года - июнь 2018 года МУСПП «Ритуал» произведено погребение вышеуказанной категории умерших в количестве 52 человека, на общую сумму 296190 (Двести девяносто шесть тысяч сто девяносто) руб., в том числе за декабрь 2017 года 2 человека на сумму 11124,50 руб., за период с апреля 2018 по июнь 2018 в размере 285065 руб. 50 коп.
Отнесение умерших к категории лиц, указанных в статьях 9, 12 Закона о погребении, подтверждается сведениями, представленными отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области.
Истец неоднократно обращался в Комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области, а также в Министерство социального развития Саратовской области, за возмещением стоимости услуг по погребению (исх.№959 от 30.08.2018; №980 от 07.09.2018; №1053 от 01.10.2018; №148 от 18.02.2019), с предоставлением необходимых документов. Возмещение стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере 296190 (Двести девяносто шесть тысяч сто девяносто) руб., не произведено.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Изучив доводы апелляционных жалоб, оценив представленные доказательства, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Статьей 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, оказанных специализированной службой, определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет различных источников. При погребении умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности стоимость услуг подлежит возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (абзац 5 пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ).
Пункт 2 статьи 1 Федерального закона N 8-ФЗ устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией за счет казны Российской Федерации.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь указанными выше положениями законов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности противоправного поведения Саратовской области в виде уклонения (бездействия) государственных органов от исполнения обязательств по компенсации расходов, а также о доказанности факта несения истцом затрат на погребение невостребованных умерших в предъявленном размере, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению за счет средств субъекта.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ).
Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении «Ведомственная структура расходов федерального бюджета», утверждаемом Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном (муниципальном) органе.
Как следует из материалов дела между истцом и Комитетом социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области, а также ГАУ «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» заключен контракт от 20 февраля 2017 года на возмещение расходов по погребению.
В соответствии с пунктом 1.1 вышеуказанного контракта определен порядок взаимодействия сторон по вопросу возмещения расходов по погребению умерших в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Срок действия вышеуказанного контракта согласно пункту 5.1 до 31 декабря 2017 года.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Контракта Комитет социальной защиты населения обязан ежемесячно передавать заявку в Министерство социального развития Саратовской области на выделение средств необходимых для возмещения произведенных МУСП «Ритуал» расходов по погребению.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Контракта возмещение произведенных расходов по погребению умерших производится путем перечисления средств с лицевого счета Комитета за счет средств бюджета Саратовской области.
В соответствии с пунктом 4.4 Контракта Комитет социальной защиты населения несет ответственность за своевременность и полноту включения в заявку, предоставляемую в Министерство социального развития Саратовской области на текущий месяц, сведений, о необходимости выделения из бюджета Саратовской области средств, связанных с реализацией настоящего контракта и полноту перечисления денежных средств МУСП «Ритуал» в пределах средств, выделенных на эти цели.
Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета, утвержденной Законом Саратовской области от 12.12.2016 № 164-ЗСО «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», Министерству социального развития Саратовской области выделены денежные средства для возмещения расходов на погребение умерших, в отношении которых гарантии обеспечиваются за счет средств областного бюджета.
Следовательно, главным распорядителем бюджетных средств в отношении обязательств по возмещению затрат на погребение умерших, относящихся к категории граждан, указанной в статьях 9, 12 Закона о погребении на период 2017 года являлось Министерство социального развития Саратовской области.
Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета, утвержденной Законом Саратовской области от 28.11.2017 № 115-ЗСО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в редакции, действующий в период с апреля 2018 по июнь 2018 года, Министерству социального развития Саратовской области выделены денежные средства лишь на выплату социальных пособий на погребение умерших, в отношении которых гарантии обеспечиваются за счет средств областного бюджета.
В соответствии со статьей 10 Закона о погребении в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Следовательно, денежные средства, на погребение умерших, относящихся к категории граждан, указанных в статье 12 Закона о погребении, Министерству социального развития Саратовской области не выделялись.
В связи с принятием Постановления Правительства Саратовской области от 25 апреля 2018 года № 222-П «Об утверждении Положения о порядке предоставления из областного бюджета субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению» предоставление субсидии осуществляется территориальным органом министерства социального развития области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета за счет бюджетных ассигнований и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1.2 утвержденного вышеуказанным постановлением Положения.
В соответствии с пунктом 3 постановление вступает в силу со дня вступления в силу Закона Саратовской области о внесении изменений в Закон Саратовской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», предусматривающего предоставление субсидии, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Вступившее с 01.06.2018 в законную силу Постановление предусматривало возмещение затрат специализированным службам, связанных с оказанием услуг по погребению в рамках обеспечения гарантий, предусмотренных статьей 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего в случаях, когда умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также осуществления погребения ребенка, рожденного мертвым по истечению 154 дней беременности.
Предоставление субсидий на погребение специализированным службам по вопросам похоронного дела в случае погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего согласно статье 12 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» Постановлением не предусматривалось.
Постановлением Правительства Саратовской области от 28 ноября 2018 года № 649-П были внесены изменения в Постановление Правительства Саратовской области от 25 апреля 2018 года № 222-П, согласно которым специализированные службы по вопросам похоронного дела получили право на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших, указанных в ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», т.е. при погребении умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего.
Постановление Правительства Саратовской области от 28 ноября 2018 г. № 649-П вступило в законную силу с 29 ноября 2018 года и не имело обратной юридической силы, т.е. не распространялось на случаи погребения специализированными службами умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего до момента вступления в законную силу данного Постановления.
Изменения в Закон Саратовской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» были внесены во втором полугодии 2018 года.
Следовательно, Министерство социального развития Саратовской области не являлось главным распорядителем бюджетных средств в отношении обязательств по возмещению затрат на погребение умерших, относящихся к категории граждан, указанной в статье 9, 12 Закона о погребении за период с апреля 2018 по июнь 2018.
До издания Постановления Правительства Саратовской области от 25 апреля 2018 года № 222-П нормативно-правовой акт Саратовской области, определяющий конкретное юридическое лицо, которое за счет средств бюджета субъекта производит возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно перечню услуг по погребению, отсутствовал.
Нормой пункта 3 статьи 9 Федерального закона не определен орган, уполномоченный производить выплату компенсации специализированной службе по вопросам похоронного дела в случае оказания гарантированного перечня услуг по погребению, указанного в пункте 1 статьи 12 Федерального закона, за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Нормативно - правовое регулирование порядка предоставления субсидии специализированным службам, в том числе определение соответствующего уполномоченного органа на предоставление субсидий специализированным службам относится к компетенции субъектов РФ.
В связи с тем, что до 29 ноября 2018 года на законодательном уровне в Саратовской области отсутствовала норма о возмещении специализированным службам по вопросам похоронного дела расходов по погребению умерших в соответствии с ч.1 статьи 12 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» ГКУ СО «ЦКСЗН Саратовской области» поддерживает позицию министерства социального развития Саратовской области об отсутствии правовых оснований для взыскания с министерства стоимости услуг по погребению умерших в размере 296190 руб.
Финансовым органом субъекта РФ - Саратовской области является министерство финансов Саратовской области, которое выступает в установленных федеральными законами случаях от имени казны области в судебных органах судебной системы РФ, согласно Постановлению Правительства Саратовской области от 14.052005 № 170-П.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» при отсутствии либо невозможности определить орган, наделенный полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в суде выступает соответственно Минфин России финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования (статья 1071 ГК РФ).
Таким образом, убытки, возникшие в связи с неоплатой услуг по погребению умерших за период с апреля 2018 по июнь 2018 в размере 285065 руб. 50 коп. правомерно взысканы с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области.
Доводы Министерства финансов Саратовской области о том, что главным распорядителем бюджетных средств в отношении обязательств по возмещению затрат на погребение умерших, относящихся к категории граждан, указанных в ст. 9, 12 Закона о погребении, за период с апреля 2018 по июнь 2018 являлось Министерство социального развития Саратовской области, были предметом исследования в суде первой инстанции и правомерно признаны неправомерными, поскольку в обоснование указанных доводов Министерство финансов Саратовской области представило выписки из ведомственной структуры расходов областного бюджета, утвержденной Законом Саратовской области от 28.11.2017 № 115-ЗСО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в редакции, действующей в декабре 2018 года.
Довод Министерства финансов Саратовской области о том, что с 1 января 2019 года по настоящее время уполномоченным лицом на территории Саратовской области по возмещению расходов специализированным службам умерших граждан является Центр коммуникаций, истец к уполномоченному лицу не обращался, подлежит отклонению судебной коллегией.
Погребение умерших ФИО5, ФИО6 произведено истцом 21.12.2017 в рамках исполнения контракта от 20.02.2017 № 1/17.
23 марта 2018 года предприятие обратилось в комитет социальной защиты населения г. Саратова за возмещением расходов на погребение, однако был получен отказ, в связи с тем, что комитету не были доведены бюджетные ассигнования и в связи с отсутствием у комитета с истцом договорных отношений.
Истец также неоднократно обращался в комитет социальной защиты населения г. Саратова, а также в Министерство социального развития Саратовской области за возмещением стоимости услуг по погребению, что подтверждается материалами дела.
Комитет социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области упразднен с 01.02.2019.
Распоряжением Правительства Саратовской области от 01.06.2018 № 139-Пр было создано Государственное казенное учреждение Саратовской области «Центр коммуникации по вопросам социальной защиты населения Саратовской области».
Таким образом, у истца отсутствовал правовые основания для обращения в ЦКСЗН за возмещением расходов на погребение умерших, захороненных с 21 декабря 2017 года по 2 июня 2018 года.
Довод Министерства финансов Саратовской области о том, что суд неправомерно отказал в привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ – отделение пенсионного фонда РФ по Саратовской области, подлежит отклонению судебной коллегией.
Закон о погребении не предусматривает обращение специализированной службы за возмещением расходов на погребение за счет средств бюджета Российской Федерации после получения отказа в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства, поскольку в материалах дела имеется достаточно доказательств, подтверждающих, что умершие не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлись пенсионерами, а также относились к случаям рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Довод заявителя о том, что уполномоченным на возмещение специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимость услуг по погребению является Министерство социального развития Саратовской области также подлежит отклонению как необоснованный.
Как правомерно установлено судом первой инстанции до 29 ноября 2018 года на законодательном уровне в Саратовской области отсутствовала норма о возмещении специализированным службам по вопросам похоронного дела расходов по погребению умерших в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в связи с чем возмещение должно производиться за счет финансового органа.
Доводы апелляционной жалобы Министерства социального развития Саратовской области также являются необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Как правильно установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета, утвержденной законом Саратовской области от 12.12.2016 № 164-ЗСО «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Министерству социального развития Саратовской области выделены денежные средства для возмещения расходов на погребение умерших, в отношении которых гарантии обеспечиваются за счет средств областного бюджета.
Следовательно, главным распорядителем бюджетных средств в отношении обязательств по возмещению затрат на погребение умерших, относящихся к категории граждан, указанной в статье 9, 12 Закона о погребении, на период 2017 года, являлось Министерство социального развития Саратовской области.
Иные указанные в апелляционных жалобах доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 декабря 2019 года по делу № А57-9504/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий В.А. Камерилова
Судьи Н.А. Клочкова
Т.Н. Телегина