ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-12218/13 от 22.01.2014 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 49-40-88, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 49-33-67,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-21052/2013

24 января 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена «22» января 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен «24» января 2014 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шалкина В. Б.,

судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Краевой Ю.Н.,

в отсутствие участников процесса, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Теплотранспортная компания» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 ноября 2013 года по делу № А12-21052/2013 (судья Литвин С.Н.),

по иску администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435110011, ОГРН 1023402008706, Волгоградская область, г. Волжский),

к обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл-Теплотранспортная компания» (ИНН 3445102073, ОГРН 1093460001095, г. Волгоград),

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435110561, ОГРН 1043400050759, Волгоградская область, г. Волжский),

о взыскании компенсационной стоимости 69218 руб. 23 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее по тексту - истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, в котором просит взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Теплотранспортная компания» (далее по тексту – ООО «Лукойл-ТТК», ответчик) компенсационную стоимость за снос зеленых насаждений в сумме 69 218, 23 руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11 ноября 2013 года с ООО «Лукойл-ТТК» в пользу Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области компенсационную стоимость за снос зеленых насаждений в сумме 69 218, 32 рублей.

Определением об исправление опечатки 09 декабря 2013 года Арбитражный суд Волгоградской области в резолютивной части решения от 11.11.2013 определил читать:

«Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл- Теплотранспортная компания» в пользу Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области компенсационную стоимость за снос зеленых насаждений в сумме 69 218, 23 рублей».

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Лукойл- ТТК», обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы указывает на то что, установление обязанности производить уплату компенсационной стоимости за снос зеленых насаждений в охранной зоне тепловых сетей необоснованно и нарушает права и законные интересы ООО «Лукойл-ТТК».

Истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) суду апелляционной инстанции письменный отзыв, не представил.

Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор аренды № 09/1-36 от 25.09.2009, согласно которому последнему предоставлен в аренду земельный участок для теплоснабжения потребителей городского округа - город Волжский Волгоградской области сроком на 25 лет с 15.10.2009 по 14.10.2034.

05.05.2012 ответчик обратился к истцу с заявлением, вх. № 07/4785 о согласовании сноса 1 дерева породы клен на земельном участке для выполнения работ по устранению технологического повреждения тепловой сети по адресу: 26 микрорайон, 22 ТК21а - ул. Дружбы, 74 г. Волжского Волгоградской области.

15.05.2012 на основании обращения ответчика истцом был составлен акт № 12 обследования зеленых насаждений, согласного которого разрешено снести 1 дерево породы клен по указанному адресу под контролем Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.

Пунктом 2.8. Городского положения от 01.06.2012 № 288-ВГД «О порядке восстановления зеленого фонда городского округа - город Волжский Волгоградской области при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города» (далее Городское положение) предусмотрено, что контроль за исполнением распоряжений администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о разрешении на снос зеленых насаждений осуществляет комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.

15.06.2012 ООО «Лукойл-ТТК» обратилось к истцу с заявлением, вх. № 06/6107 о согласовании уничтожения 3 деревьев: 1 тополя, 1 клена, 1 акации, на участке для выполнения работ по устранению технологического повреждения тепловой сети по адресу: 30 микрорайон, ул. 87 Гвардейская, 79-81 г. Волжского Волгоградской обл.

08.06.2012 на основании указанного обращения истцом составлен акт обследования зеленых насаждений, принято решение, которым ответчику разрешено снести деревья: 1 тополь, 1 клен, 1 акацию под контролем третьего лица.

04.07.2012 ответчик обратился в Администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области с заявлением о согласовании вырубки 1 дерева породы вяз на земельном участке в целях выполнения работ по устранению технологического повреждения тепловой сети по адресу 17 микрорайон, ул. Александрова, 43 г. Волжский Волгоградской области, вх. № 04/6791.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В силу ст. 215 ГК РФ, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Согласно ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения поселения и городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории поселения (городского округа), использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (городского округа).

Пунктом 3 ст. 209 ГК РФ предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Статья 12 Земельного кодекса РФ предусматривает, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

В соответствии со ст. 6 Закона Волгоградской области «О защите зеленых насаждений в населенных пунктах Волгоградской области», вырубка деревьев и кустарников в населенных пунктах Волгоградской области может проводиться в случаях:

осуществления градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством;

проведения санитарных рубок и реконструкции зеленых насаждений;

восстановления по заключению органов санитарно-эпидемиологического надзора нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями;

ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, ремонта подземных коммуникаций и капитальных инженерных сооружений.

Разрешение на вырубку деревьев и кустарников в населенных пунктах Волгоградской области выдается органами местного самоуправления.

В результате проведенной проверки, обследования местности, на которой предполагался снос зеленных насаждений, истец пришел к выводу об удовлетворении заявлений ответчика, направленных в его адрес.

Истец, принял решения, оформленные протоколом № 13 от 07.06.2012 о разрешении сноса одного дерева породы клен на земельном участке по адресу: 26 микрорайон 22ТК21а - ул. Дружбы, 74 г. Волжского Волгоградской области, с компенсационной выплатой в сумме 9 234, 47 рублей., протоколом № 14 от 09.07.2012 о разрешении сноса трех зеленых насаждений: одного тополя, одного клена и одной акции по адресу: 30 микрорайон, ул. 87 гвардейская, 79-81 г. Волжского Волгоградской обл., с компенсационной выплатой в размере 19 530, 85 рублей, протоколом № 16 от 09.07.2012 о возможности сноса одного зеленого насаждения - дерева породы вяз на территории для выполнения работ по устранению технологического повреждения тепловой сети по адресу: 17 микрорайон, ул. Александрова, 43 г. Волжского Волгоградской области.

Администрацией городского округа - города Волжский Волгоградской области вынесены соответствующие распоряжения № 269-р от 29.06.2012 № 322-р от 01.08.2012 № 315-р от 25.07.2012.

Статья 1 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 № 640-ОД (ред. от 08.10.2012) «О защите зеленых насаждений в населенных пунктах Волгоградской области» устанавливает понятие компенсационной стоимости - стоимостная оценка зеленых насаждений, устанавливаемая для учета их ценности при повреждении или уничтожении, включая расходы на создание и содержание зеленых насаждений.

В п. п. 8 п. 1 Городского положения от 01.06.2012 № 288-ВГД «О порядке восстановления зеленого фонда городского округа - город Волжский Волгоградской области при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города» разъяснено, что компенсационная стоимость - стоимостная оценка зеленых насаждений, устанавливаемая для учета их ценности при уничтожении, складывается из сметной стоимости их посадки, стоимости посадочного материала и ухода, обеспечивающего полное восстановление их декоративных и экологических качеств.

На основании ст. 7 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 № 640-ОД, компенсационное озеленение производится в случаях повреждения, уничтожения зеленых насаждений, а также в случаях разрешенной вырубки деревьев и кустарников при осуществлении строительной деятельности в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления.

Компенсационное озеленение производится на той же административной территории населенного пункта Волгоградской области, где были уничтожены, повреждены или вырублены зеленые насаждения.

Количество единиц растений и занимаемая ими площадь не должны быть уменьшены. Видовой состав высаживаемых деревьев и кустарников должен быть равноценен уничтоженному видовому составу.

Источниками финансирования мероприятий по компенсационному озеленению являются средства граждан и юридических лиц, виновных в повреждении, уничтожении зеленых насаждений или производящих вырубку деревьев и кустарников при осуществлении строительной деятельности.

В других случаях источники финансирования компенсационного озеленения определяются органами местного самоуправления.

Пунктами 2.2., 2.3., 2.6., Городского положения от 01.06.2012 № 288-ВГД установлено, что юридические и физические лица обязаны оформить разрешение на снос или нарушение зон зеленых насаждений, попадающих в зону производства работ.

Расчет компенсационной стоимости зеленых насаждений производится комиссией по сносу зеленых насаждений в соответствии с приложением к настоящему Положению.

Платежи за снос либо повреждение зеленых насаждений поступают в бюджет городского округа - город Волжский Волгоградской области.

2.6. Компенсационное озеленение производится в сроки, установленные комиссией по сносу зеленых насаждений.

В п. 2.1. и п. 3 Городского положения определено, из чего складывается компенсационная стоимость при сносе зеленых насаждений для восстановления зеленого фонда города, а также указан порядок ее расчета.

15.03.2013 расчеты компенсационной стоимости зеленых насаждений, которые разрешено было снести, получены ответчиком.

Согласно акта от 02.08.2013 комиссией по сносу зеленых насаждений в результате обследования территории установлено, что ответчик осуществил вырубку указанных зеленых насаждений.

Ответчик не оплатил компенсационную стоимость, указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с соответствующим исковым заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования истца, руководствовался следующим.

Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно пункта 25 статьи 6 Устава городского округа - г. Волжский Волгоградской области, к вопросам местного значения городского округа относятся: организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа.

В соответствии с п. 111 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утв. Приказом Госстроя России № 153 15.12.1999, зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.

Пункт 6.1. указанных Правил устанавливает, что землепользователи озелененных территорий обязаны, в том числе, обеспечить сохранность насаждений, во всех случаях снос и пересадку деревьев и кустарников, производимые в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с технологическим регламентом, ущерб возмещается по установленным расценкам.

Статьей 307 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

В силу ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиям (статья 309 ГК РФ).

Согласно ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Неисполнение должником обязательства в виде конкретной обязанности в установленный для нее срок является нарушением принципа надлежащего исполнения обязательств (статья 309 ГК РФ) и порождает обязательства, связанные с его невыполнением (уплата неустойки, возмещение убытков).

Обязанность соблюдения законодательства РФ и юридическая ответственность за его неисполнение возлагается на любую сторону независимо от положения субъекта.

ООО «Лукойл-ТТК» на основании разрешения органа местного самоуправления, согласования с ним своих действий, совершило снос зеленых насаждений деревьев для выполнения своих обязанностей перед потребителями, с которыми состоит в гражданско-правовых отношениях, на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.

Расчет размера компенсационной стоимости, произведенный истцом, признан судом первой инстанции верным и подлежащим удовлетворению в размере 69 218 руб. 38 коп.

Однако, судом первой инстанции не учтено следующее.

Как следует из материалов дела, все деревья, за снос которых была взыскана компенсационная стоимость, находились в охранной зоне тепловых сетей.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Согласно ст. 1 Закона Волгоградской области от 07.12.2011 № 640-ОД «О защите зеленых насаждений в населенных пунктах Волгоградской области» зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения в населенных пунктах, кроме городских лесов, выполняющая архитектурно-планировочные и санитарно-гигиенические функции.

Зеленые насаждения в охранной зоне тепловых сетей архитектурно-планировочных и санитарно-гигиенических функций не несут.

В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 87 Земельного кодекса РФ в состав земель  промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

В соответствии с п. 4 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя России от 17.08.1992 № 197, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети».

Кроме того, минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до деревьев и кустарников также установлены п. 2.6.11 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153, а также п. 7.12 Временных региональных нормативов градостроительного проектирования Волгоградской области, утвержденных Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05.09.2007 № 1574.

В соответствии с п. 6 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя России от 17.08.1992 № 197 в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы.

При таких обстоятельствах, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что искусственная высадка деревьев и кустарников либо допущение их естественного роста в охранной зоне тепловых сетей для архитектурно-планировочных и санитарно-гигиенических целей недопустимы, так как противоречит целям установления охранной зоны (обеспечение безопасности населения и создание необходимых условий для эксплуатации тепловых сетей), являются обоснованными.

Правовая природа компенсационных (восстановительных) выплат предполагает возмещение потерь, понесенных убытков, расходов. Соответственно применительно к вопросу уплаты компенсационной стоимости за зеленые насаждения, посаженные в нарушение запрета на их посадку, для истца и иных заинтересованных лиц не влечет возникновение каких-либо потерь, убытков либо расходов, а следовательно не влечет и нарушения прав истца.

В пункте 8.9.9.4 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 № 613, указано, что в случае, когда при ремонте или реконструкции подземных коммуникаций возникает необходимость в сносе зеленых насаждений, высаженных после прокладки коммуникаций на расстоянии до них меньше допустимого, балансовая стоимость этих насаждений не должна возмещаться.

Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для возмещения убытков по общему правилу необходимы следующие условия: 1) совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействие); 2) наличие у субъектов гражданского оборота убытков; 3) наличие причинной связи между неправомерным поведением и возникшими убытками; 4) наличие вины лица, допустившего правонарушение.

Поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие вышеперечисленного состава правонарушения, а также размер подлежащих возмещению убытков.

Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных условий влечет за собой отказ суда в удовлетворении требований о возмещении вреда.

В связи с отсутствием условий для квалификации действий ответчика в качестве причинивших убытки, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска.

При указанных обстоятельствах, судебный акт подлежит отмене, в иске следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 ноября 2013 года по делу № А12-21052/2013 отменить. В иске отказать.

Взыскать с администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Теплотранспортная компания» 2000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья В.Б. Шалкин

Судьи Т.С. Борисова

О.А. Дубровина