ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-12269/2021 от 16.02.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-15989/2021

17 февраля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен  17 февраля 2022 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Е.В. Пузиной,

судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: <...>

апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, муниципальный округ Басманный, вн.тер.г., ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1, ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице Приволжской дирекции по тепловодоснабжению (<...>

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 ноября 2021 года по делу № А57-15989/2021

по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, муниципальный округ Басманный, вн.тер.г., ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1, ИНН <***>, ОГРН <***>)

заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (410012, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными и отмене акта проверки и предписания,

 при участии в судебном заседании  представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - ФИО1  по доверенности от 22.04.2020, сроком по 26.05.2023

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российский железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене акта проверки Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее – Административный орган, Инспекция) № 385-06-06 от 03.04.2021, о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области № 307-06-05 от 30.04.2021.

          Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26 ноября 2021  года  в удовлетворении заявленных  требований  о признании незаконным и отмене предписания   отказано. В части требований о признании незаконным и отмене  акта проверки производство по делу прекращено.

          ОАО «РЖД» не согласилось с принятым решением суда и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

 Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Инспекцией нарушена  процедура проведения проверки, установленная Федеральным  законом  от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Общество указывает, что по месту регистрации юридического лица (г. Москва) распоряжение о предстоящей проверке не направлялось. Представленная административным органом с сайта ГИС ЖКХ информация о проверке, номер которой не определен, не содержит сведений о том, когда размещено распоряжение о предстоящей проверке. По мнению апеллянта, в условиях недоработки функциональных возможностей ГИС ЖКХ, не позволяющей просмотреть дату создания проверки, устранение которой возможно только после модернизации системы в порядке утверждения Минстроем России соответствующего плана, использование судом первой инстанции данных ГИС ЖКХ как источника создания проверки, направления уведомления о проведении проверки, является недопустимым. Кроме того, размещение административным органом в ГИС ЖКХ информации о проверке, без подтверждения даты размещения оформленного в установленном порядке приказа (распоряжения), не является надлежащим извещением, поскольку сведения о согласии ОАО «РЖД» на извещение посредством ГИС ЖКХ в материалах дела отсутствуют. Направление уведомления посредством ГИС ЖКХ не заменяет вручение копии приказа (распоряжения) руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, не позволяет контролировать получение информации лицом, которому оно направлено. Размещенное в ГИС ЖКХ распоряжение не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью, что исключает возможность его размещения в электронном виде. Нарушение срока уведомления о проведении проверки является грубым нарушением требования по проведению проверок.

          В судебное заседание явился представитель ОАО «РЖД».

          Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом, согласно требованиям статей 121-123,186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

  Представитель открытого акционерного общества «Российские железные дороги» огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 ноября 2021 года по делу № А57-15989/2021 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Как следует из материалов дела,  в период с 20.04.2021 по 07.05.2021 Государственной жилищной инспекцией Саратовской области на основании распоряжения от 19.04.2021 № 449-06-13 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО «РЖД». Задачами проверки являлась проверка соблюдения обязательных требований к порядку размещения полной и достоверной информации в ГИС ЖКХ, предусмотренной пунктами раздела 8 приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Инспекцией выявлены факты несоблюдения Обществом требований Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ), а также Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Приказ N 74/114/пр).

Результаты мероприятий по контролю зафиксированы в акте проверки № 385-06-06 от 30.04.2021.

ОАО «РЖД» выдано предписание от 30.04.2021 № 307-06-05, которым на Общество возложена обязанность в срок до 15.06.2021 разместить  спорную информацию в соответствии с действующим законодательством в объеме, предусмотренном Приказом   №  74-114/пр.

Согласно п. 3 предписания, с даты получения  настоящего предписания  исключить нарушения, указанные в п. 2 предписания.

Общество обратилось в Арбитражный суд Саратовкой  области с заявлением о признании  предписания и акта проверки Инспекции недействительными.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о соответствии оспариваемого  предписания требованиям Приказа N 74/114/пр и отсутствии нарушения прав заявителя.

В части оспаривания акта проверки орт 30.04.2021 № 385-06-06 суд производству по делу прекратил.

Прекращая производство по делу в части оспаривания акта проверки, суд первой инстанции основывался на том, что акт  проверки не является ненормативным правовым актом, который может быть предметом рассмотрения арбитражного суда.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов незаконными решений и действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Из смысла положений главы 24 АПК РФ, под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Акт проверки № 385-06-06 от 30.04.2021 не содержит обязательных предписаний, распоряжений, нарушающих права и законные интересы налогоплательщика, не устанавливает, не изменяет, не отменяет права и обязанности конкретных лиц,

Таким образом, акт  проверки не имеет самостоятельного правового значения вне связи с предписанием, вынесенным на его основе.

Поскольку акт  проверки не является ненормативным актом, он не может быть предметом рассмотрения арбитражного суда.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу в указанной части.

 В указанной части апелляционная жалоба доводов не содержит.

На основании части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор). Должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (часть 5 статьи 20 ЖК РФ).

Таким образом, Инспекция наделена полномочиями на вынесение оспариваемого предписания.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ) определено, что государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Согласно пп. 28, 29, 30, 36 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ в системе должна размещаться информация о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги; информация о ценах на услуги по управлению в многоквартирном доме; информация о ценах, тарифах, установленных на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них; информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования.

В соответствии с пунктом 18 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ.

С 1 июля 2017 года поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, за исключением поставщиков информации, осуществляющих деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, и поставщиков информации - федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов государственного жилищного надзора в части размещения информации, предусмотренной статьей 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, в части размещения информации, предусмотренной статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, для которых законодательством Российской Федерации установлен более ранний срок размещения информации в системе (пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ).

В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 504, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 934/пр от 30 декабря 2014 г. определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru (ГИС ЖКХ).

Как следует из материалов дела,  ОАО «РЖД» (в виде филиала / подразделения ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ ПО ТЕПЛОВОДОСНАБЖЕНИЮ ОАО «РЖД») осуществляет поставку коммунальных ресурсов и предоставление коммунальных услуг по водоснабжению (холодному и горячему), водоотведению, теплоснабжению (отоплению) в жилые дома (домовладения) и (или) многоквартирные дома, расположенные на территории Саратовской области.

Таким образом, ОАО  «РЖД» является  ресурсоснабжающей организацией (РСО).

Состав информации, размещаемой в ГИС ЖКХ ресурсоснабжающими организациями, а также периодичность и сроки ее размещения, регламентированы разделом 8 состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного совместным приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр.

В силу п. 1 раздела  8 Приказа N 74/114/пр РСО размещает в системе  следующую информацию:

1)Информация о ресурсоснабжающей организации (п. 1 раздела 8 Приказа N

74/114/пр):

- Номер контактного телефона ресурсоснабжающей организации (п.1.3)

-Почтовый адрес ресурсоснабжающей организации (п.1.7)

-Адрес места приема граждан (п. 1.8.1)

-Номер контактного телефона (п. 1.8.2)

-Часы приема граждан (п. 1.8.3)

-Номер контактного телефона диспетчерской службы (при наличии) либо контактного центра (п.1.9)

       2) Информация о перечне, об объеме, о качестве ресурсов, поставляемых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, предоставляемых собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и соответствующие договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), теплоснабжения (в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее – договор, п. 2   раздела 8 Приказа N 74/114/пр):

 - Адрес многоквартирного дома, жилого дома (домовладения) (п.2.1.4)

-Адреса жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, жилых домов (домовладений)(п. 2.1.5)

- Номер лицевого счета, присвоенный собственнику или пользователю помещений в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) ресурсоснабжающей организацией, либо номер единого лицевого счета, присвоенный в системе собственнику или пользователю жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладению) (путем выбора его из информации, содержащейся в системе)(п.2.1.17.1)

-Номер единого лицевого счета, присвоенный в системе собственнику или пользователю жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) (путем выбора его из информации, содержащейся в системе)(п. 2.1.17.2)

-Тип системы теплоснабжения

(открытая/закрытая,централизованная/нецентрализованная),(для договоров на

поставку тепловой энергии и горячей воды) (п.2.1.9.1)

-Тип системы горячего водоснабжения (открытая/закрытая, централизованная/нецентрализованная), (для договоров на поставку горячей воды (п. 2.1.9.2)

-Температура наружного воздуха, указанная в температурном графике (п.2.1.10.3.3.1)

-Температура теплоносителя в подающем трубопроводе (п. 2.1.10.3.3.2)

-Температура теплоносителя в обратном трубопроводе (п. 2.1.10.3.3.3)

-Наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен многоквартирный дом, жилой дом (домовладение) (п. 2.1.15.1.1)

-Вид коммунального ресурса, в отношении которого установлен норматив потребления коммунальных услуг (п. 2.1.15.1.2)

-Направление использования коммунального ресурса (п. 2.1.15.1.3)

-Величина норматива потребления коммунальных услуг и норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 2.1.15.1.4)

-Наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен многоквартирный дом, жилой дом (домовладение) (п. 2.1.15.2.1)

-Собственник или пользователь жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме(п. 2.1.16.1)

-Собственник или пользователь жилого дома (домовладения) (п. 2.1.16.2)

-Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (п. 2.1.16.3).

         В ходе проверки установлено и подтверждается материалами дела,  что Обществом  в ГИС ЖКХ не размещена следующая информация:

-  информация о ресурсоснабжающей организации для граждан на территории Саратовской области: адрес места приема, а также почтовый адрес (пункт 1.8.1. и пункт 1.7. раздела 8 Приказа 74/114); номер контактного телефона (пункты 1.3. и 1.8.2. раздела 8 Приказа 74/114); часы приема граждан (пункт 1.8.3. раздела 8 Приказа 74/114); номер контактного телефона диспетчерской службы либо контактного центра (пункт 1.9. раздела 8 Приказа 74/114),

- информация о договорах, заключенных между ресурсоснабжающими организациями и лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, о договорах на поставку коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, заключенных между ресурсоснабжающими организациями и лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, о договорах, заключенных между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, в отношении всех объектов жилищного фонда (жилых домов (домовладений), многоквартирных домов), в том числе:

1. информация о температурном графике (зависимость температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе от температуры наружного воздуха), в том числе: 

1.1 температура наружного воздуха, указанная в температурном графике (пункт 2.1.10.3.3.1. раздела 8 Приказа 74/114);

1.2 температура теплоносителя в подающем трубопроводе (пункт 2.1.10.3.3.2. раздела 8 Приказа 74/114);

1.3 температура теплоносителя в обратном трубопроводе (пункт 2.1.10.3.3.3. раздела 8 Приказа 74/114);

2. Сведения о нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, применяемых для расчета размера платы по данному договору, в том числе:

2.1 наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен многоквартирный дом, жилой дом (домовладение) (пункт 2.1.15.1.1. раздела 8 Приказа 74/114);

2.2 вид коммунального ресурса, в отношении которого установлен норматив потребления коммунальных услуг (пункт 2.1.15.1.2. раздела 8 Приказа 74/114);

2.3 направление использования коммунального ресурса (пункт 2.1.15.1.3. раздела 8 Приказа 74/114);

2.4 величина норматива потребления коммунальных услуг и норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2.1.15.1.4. раздела 8 Приказа 74/114);

3. Сведения о тарифах на коммунальные ресурсы, применяемых для расчета размера платы по данному договору, в том числе:

3.1 наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен многоквартирный дом, жилой дом (домовладение) (пункт 2.1.15.2.1. раздела 8 Приказа 74/114);

3.2 вид коммунального ресурса (пункт 2.1.15.2.2. раздела 8 Приказа 74/114);

3.3 тариф (цена) на коммунальный ресурс (пункт 2.1.15.2.3. раздела 8 Приказа 74/114);

4. Информация о стороне договора, в том числе:

4.1 собственник или пользователь жилого дома (домовладения), жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме (пункты 2.1.16.1., 2.1.16.2. раздела 8 Приказа 74/114);

4.2 управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (пункт 2.1.16.3. раздела 8 Приказа 74/114).

Суд пришел к правильному выводу о том, что  ОАО «РЖД» (в виде филиала/подразделения Центральная дирекция по тепловодоснабжению ОАО "РЖД"), осуществляя поставку коммунальных ресурсов и предоставление коммунальных услуг по водоснабжению (холодному и горячему), водоотведению, теплоснабжению  (отоплению) в жилые дома (домовладения) и (или) многоквартирные дома, расположенные на территории Саратовской области, обязано соблюдать вышеуказанные нормы.

При указанных обстоятельствах, административный орган правомерно выдал Обществу предписание с указанием на устранение выявленных нарушений.

  Оспариваемое предписание  отвечает принципу исполнимости, является законным и обоснованным.

          Доводы  ОАО «РЖД»  сводятся  к  нарушению  процедуры  проведения проверки. Общество указывает, что не извещено о проверке, распоряжение о предстоящей проверке в адрес Общества не направлялось, что является грубым нарушением Закона № 294-ФЗ.

          Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

          В соответствии с часть 1 статьи 10 ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.

В части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ приведен исчерпывающий перечень грубых нарушений в действиях контролирующих (надзорных) органов, при установлении которых результаты проверки могут быть признаны недействительными.

Частью 2 названной статьи к грубым нарушениям отнесено не извещение лица о предстоящем проведении проверки.

           Перечень оснований для проведения внеплановой проверки приведен в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

           Согласно ч. 4 ст. 10 Закона внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

          Порядок проведения документарных проверок определен статьей 11 Федерального закона № 294-ФЗ.

           Согласно ст. 11 Закона предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

           Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

   Согласно ст. 14 Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

   При этом в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

   Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ копия распоряжения или приказа о проведении документарной проверки направляется проверяемому лицу вместе с соответствующим запросом в случае необходимости предоставления органу государственного контроля (надзора) каких-либо дополнительных документов, помимо уже имеющихся в его распоряжении.

В соответствии с частью 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

            Таким образом, в части 16 статьи 10 Закона содержится требование обязательного уведомления юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи.

        Требований об обязательном уведомлении проверяемого лица о проведении внеплановой документарной проверки (не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения) нормы вышеуказанного закона не содержат.

Обязательное заблаговременное уведомление проверяемого лица о назначении и сроках проведения внеплановой документарной проверки, названным законом не предусмотрено.

Требования части 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ об извещении юридического лица не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения проверки любым доступным способом, применяются при осуществлении внеплановой выездной проверки и не распространяются на рассматриваемые правоотношения, связанные с проведением внеплановой документарной проверки.

Как следует из распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки № 449-06-13 от 19.04.2021, целью проведения спорной проверки является исполнение   поручения  Правительства Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N МХ-16-3531, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 марта 2021 г. № 193/пр «О проведении внеплановой документарной проверки органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) являющимися исполнителями коммунальных услуг (в том числе по договорам о предоставлении коммунальных услуг, заключенными потребителями с ресурсоснабжающими организациями), специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на  обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональные операторы), органов местного самоуправления, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся единоличными собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях если такими собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления многоквартирным домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, а также в случае если такими собственниками помещений выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом».

Предметом проведения проверки является соблюдение требований к размещению информации в ГИС ЖКХ. Данные требования устанавливаются положениями Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными приказом Минкомсвязи России, Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр, в том числе п.1, 2.1 раздела 8.  Проверка проводится с 01.04.2021 до 14.05.2021.

В рассматриваемом случае Инспекцией назначена и проведена внеплановая документарная проверка общества, порядок организации и проведения которой установлен статьей 11 Закона N 294-ФЗ.

При этом ни в статье 11, ни в статье 14 названного Закона в отношении внеплановой документарной проверки юридического лица не установлено обязанности контролирующего органа уведомлять в определенный срок проверяемое лицо о назначении такой проверки.

           Обязательного предварительного уведомления общества о проведении в отношении его внеплановой документарной проверки, назначенной на основании распоряжения № 449-06-13 от 19.04.2021, в данном случае не требовалось.

Согласно приказу Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресом официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является www.dom.gosuslugi.ru.

Уведомление о проведении проверки также размещено в ГИС ЖКХ, что подтверждается  скриншотом страницы   сайта  ГИС ЖКХ (вкладка информация о проверке), в которой указана вся информация о проверке,  с указанием  в качестве даты уведомления  ОАО «РЖД» о  проведении внеплановой документарной проверки 19.04.2021 на основании  распоряжения о проведении проверки от 19.04.2021 № 449-06-13. К указанному извещению прикреплен файл с указанным распоряжением в формате PDF (т. 2 л.д.45-47).

В материалах дела  имеется  скриншот страницы   сайта  ГИС ЖКХ (вкладка информация о проверках Государственной жилищной инспекции Саратовской области,  т.2 л.д. 48), с заданным периодом размещения информации с 01.04.2021 по 23.11.2021, версия 2 действующая, согласно которой,   19.04.2021  в ГИС ЖХК  размещена информация (первое сохранение информации о проверке) о проведении в отношении ОАО «РЖД», <***> в период с 20.04.2021 по 07.05.2021 внеплановой документарной проверки.

           Материалами дела установлено, что  распоряжение о проведении проверки от 19.04.2021 № 449-06-13 размещено на сайте ГИС ЖКХ в личном кабинете ОАО «РЖД» (т.2 л.д 58-59).  Из информации следует, что  уведомление о проведении проверки доставлено в личный кабинет получателя информационного сообщения в ГИС ЖКХ 19.04.2021г. в 15-30.

Приказом Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015 утвержден Порядок и способы размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней (далее – Порядок).

В силу п. 1. Порядка, порядок устанавливает правила доступа к государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система), к информации, размещенной в ней, а также правила и способы размещения в системе информации, в том числе путем ведения реестров, направления информационных сообщений и обмена информацией с системой.

Пользователи информации, поставщики информации, в том числе операторы информационных систем, за исключением оператора системы (далее - пользователи системы) имеют доступ к открытой части системы и к информации, размещенной в ней, без прохождения процедур регистрации, идентификации и аутентификации (п. 2 Порядка).

Доступ к закрытой части системы и к информации, размещенной в ней, предоставляется после прохождения процедуры идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», созданной на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7284; 2012, N 39, ст. 5269; 2013, N 5, ст. 377; N 45, ст. 5807; N 50, ст. 6601) (далее - ЕСИА). При этом доступ предоставляется только при наличии подтвержденной учетной записи пользователей системы в ЕСИА (для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей) или уполномоченных представителей пользователей системы (для органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, иных юридических лиц) (п. 3 Порядка).

Доступ к закрытой части системы и к информации, размещенной в ней, обеспечивается путем предоставления функциональных возможностей в личных кабинетах, предназначенных для работы в системе, и (или) с использованием иных информационных систем (далее также - ИС) с учетом особенностей, предусмотренных главами VI - IX настоящего Порядка.

При этом доступ к информации, размещенной в закрытой части системы, осуществляется в соответствии с правами доступа к системе, предоставленными в системе пользователю системы (далее - права доступа) (п. 4 Порядка).

Доступ к личным кабинетам органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, иных юридических лиц (далее - организации) и индивидуальных предпринимателей предоставляется физическим лицам, являющимся соответственно уполномоченными представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, иных юридических лиц либо индивидуальным предпринимателем, после регистрации организации, индивидуального предпринимателя в системе (п. 6 Порядка).

При совершении действий в системе используются ключи простой электронной подписи, полученные в ЕСИА, за исключением случаев обязательного использования квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей, которые предусмотрены главой XI настоящего Порядка (п. 10 Порядка).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная в системе простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

При этом определение лица, подписывающего электронный документ, по его простой электронной подписи производится на основе сведений, указанных пользователем при регистрации в ЕСИА, с учетом используемого для подписания ключа простой электронной подписи (п. 11 Порядка).

Информация размещается в ГИС ЖКХ в структурированном виде в электронной форме, в том числе с приложением электронных документов либо электронных образов документов (п. 158 Порядка).

Документы, созданные на бумажном носителе, размещаются в ГИС ЖКХ в форме электронных образов документов (п. 159 Порядка).

Информация, размещаемая в ГИС ЖКХ пользователем ГИС ЖКХ через личный кабинет, должна быть подписана простой электронной подписью пользователя системы, за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации информация, размещаемая в ГИС ЖКХ, должна быть подписана квалифицированной электронной подписью. Информация считается размещенной в ГИС ЖКХ с момента подписания данной информации пользователем ГИС ЖКХ (п. 161 Порядка).

Информация, размещаемая в ГИС ЖКХ пользователем ГИС ЖКХ с использованием имеющейся у него информационной системы (далее - ИС), должна быть подписана квалифицированной электронной подписью пользователя ГИС ЖКХ. При этом с даты поступления данной информации из ИС в ГИС ЖКХ информация считается размещенной в ГИС ЖКХ (п. 162 Порядка).

Информация, размещаемая в ГИС ЖКХ пользователем ГИС ЖКХ с использованием региональной ИС, муниципальной ИС или коммерческой ИС, должна быть подписана квалифицированной электронной подписью оператора соответствующей ИС или квалифицированной электронной подписью оператора ИС, созданной с использованием средств электронной подписи для автоматического создания электронной подписи в ИС, либо квалифицированной электронной подписью поставщика информации или пользователя информации. При этом с даты поступления информации из данных ИС в систему информация считается размещенной в ГИС ЖКХ (п. 163 Порядка).

В п. 164 Порядка указано, что информация, размещаемая в ГИС ЖКХ пользователем ГИС ЖКХ с использованием ИС, должна содержать в том числе:

1) идентификатор ИС, из которой поступила информация в ГИС ЖКХ;

2) сведения об иных ИС (наименования ИС и их операторов), с использованием которых была создана или сформирована информация, поступившая в ГИС ЖКХ.

Изменение информации, размещенной в ГИС ЖКХ, осуществляется путем размещения в системе новой информации в соответствии с Порядком. Измененная информация сохраняется в системе для ознакомления с ней пользователями системы в соответствии с их правами доступа (п. 168 Порядка).

Информация, размещенная в ГИС ЖКХ с использованием ИС, изменяется в ГИС ЖКХ путем изменения такой информации в указанной ИС и направления ее в систему оператором данной ИС, за исключением случаев, предусмотренных в п. 170 Порядка.

В случае изменения пользователем ГИС ЖКХ способа размещения информации в ГИС ЖКХ соответствующая информация, ранее размещенная в ГИС ЖКХ с использованием иного способа размещения информации, в том числе с использованием иной ИС, может быть изменена пользователем ГИС ЖКХ в другой ИС или через личный кабинет, в зависимости от выбранного способа размещения информации в ГИС ЖКХ (п. 170 Порядка).

Таким образом,  в рассматриваемом случае,  уведомление о проверке и соответствующее распоряжение размещены Инспекцией в полном соответствии с требованиями установленными вышеуказанным Порядком.

Вопреки доводам жалобы, размещенное в ГИС ЖКХ распоряжение о проверке размещено в виде  электронного образа документа в соответствии с требованиями п. 159 Порядка, поскольку является документом первоначально созданным на бумажном носителе, а не по форме ИС, следовательно, не могло быть подписано  усиленной квалифицированной электронной подписью

При этом, апелляционная коллегия учитывает, что пользователи системы, в том числе операторы ИС, при совершении действий в системе являются ответственными в соответствии с законодательством Российской Федерации за размещенную ими информацию, в том числе подтверждающую наличие у них оснований для получения прав доступа, предоставление и отзыв прав доступа, а также за своевременность размещения информации, ее полноту, достоверность и актуальность.

Операторы ИС являются ответственными в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение порядка взаимодействия информационных систем с системой, в том числе соглашения об информационном взаимодействии с оператором системы (п. 18 Порядка).

Организация, индивидуальный предприниматель являются ответственными в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершаемые в личном кабинете действия (бездействие) представителей организации, индивидуального предпринимателя, которым предоставлены права доступа.

Пользователь системы, предоставивший права доступа на совершение действий в системе от своего имени иному лицу, является ответственным в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия (бездействие), совершаемые в системе таким лицом от имени пользователя системы (п. 19 Порядка).

Оператор системы обязан обеспечить фиксацию в системе даты поступления информации из ИС в систему и даты передачи информации из системы в ИС. При этом датой поступления информации в систему считается дата размещения такой информации в системе (п. 165 Порядка).

Если пользователем системы, оператором системы выявлена ошибка в размещенной в системе информации, то пользователь системы или оператор системы в соответствии с предоставленными ему правами доступа осуществляет повторное размещение необходимой информации с указанием ошибки и уведомлением заинтересованных лиц о совершении данных действий (п. 166 Порядка).

  При выявлении несоответствия сведений, которые оператор ИС или иной пользователь системы передает в систему, информации, содержащейся в системе, оператор системы извещает в течение одного часа о выявлении несоответствия указанное лицо. При этом информация, содержащаяся в системе, должна быть доступна в личном кабинете пользователя системы, предоставившего права доступа на совершение действий в системе от своего имени оператору ИС (п.167 Порядка).

  Изменение информации, размещенной в системе, осуществляется путем размещения в системе новой информации в соответствии с настоящим Порядком. Измененная информация сохраняется в системе для ознакомления с ней пользователями системы в соответствии с их правами доступа (п. 168 Порядка).

Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств как  несоответствия  даты размещения  Инспекцией в системе ГИС ЖКХ   информации  относительно проведения проверки, так и несоответствия   содержания информации о проверке. 

Ходатайство о фальсификации доказательства Обществом не заявлено.

Вопреки доводам Общества, материалами дела  подтверждено, что 19.04.2021 в ГИС ЖКХ была размещена информация  о проведении проверки  в отношении  ОАО «РЖД», <***> (т.2 л.д. 48). Доказательств обратного материалы дела не содержат и Обществом не представлено.

Информационное сообщение, направленное пользователю информации, оператору системы, поставщику информации, в том числе оператору ИС, считается доставленным данному лицу в момент доставки информационного сообщения в его личный кабинет (п. 153 Порядка).

Информационное сообщение, направленное оператору системы, поставщику информации, в том числе оператору ИС, считается врученным такому лицу в момент доставки информационного сообщения в его личный кабинет (п. 155 Порядка).

В ходе рассмотрения дела Инспекций были даны пояснения, согласно которым,  на каждую проверку    должностным лицом Инспекции в системе ГИС ЖКХ создается  соответствующая учетная запись и в систему первоначально загружается распоряжение и заполняется форма с указанием, в том числе, данных юридического лица, в отношении которого проводится проверка. Далее система автоматически доставляет в личный кабинет юридического лица  уведомление о проведении проверки.

ОАО «РЖД» (в виде филиала / подразделения ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ ПО ТЕПЛОВОДОСНАБЖЕНИЮ ОАО «РЖД»), являющиеся РСО  обязано быть зарегистрированным в системе  ГИС ЖКХ  и иметь личный кабинет, соответственно доступ к закрытой части указанного ресурса и осуществлять работу   в системе именно посредствам закрытой части.

Материалам дела установлено, что  уведомление о проведении проверки направлено и доставлено в личный  кабинет получателя ОАО «РЖД» 19.04.2021, что подтверждается распечаткой базы ГИС ЖКХ (т.2 л.д. 58-59).

Учитывая изложенное, доводы жалобы  основаны на неверном толковании норм права и  подлежат отклонению.

Таким образом, грубых нарушений требований к организации и проведению проверки, влекущих недействительность результатов проверки, судами не установлено.

Принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения предписания, имели место, их наличие обществом не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у административного органа имелись, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.

        Доводы апелляционной жалобы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.

Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе, о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.

 Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.

 Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.

  Апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 ноября 2021 года по делу №А57-15989/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

         Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                            Е.В. Пузина

Судьи                                                                                                       М.А. Акимова

                                                                                                              В.В. Землянникова