ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-1290/09 от 18.03.2009 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда




 ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================


 Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А57-7032/08

20 марта 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2009 года.


 Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Акимовой М.А.,

судей Жевак И.И, Лыткиной О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

ФИО1

при участии представителя Саратовской городской Думы ФИО2, действующего по доверенности от 12.02.2009 № 03-01-35, представителя администрации г. Саратова ФИО3, действующей по доверенности от 07.07.2008 № 01-02-41/45, представителя комитета по социальной защите населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области ФИО4, действующего по доверенности от 11.01.2009, представителя комитета по труду и социальному развитию администрации г. Саратова ФИО5, действующего по доверенности от 08.09.2008 № 01-09-406, представителя комитета по управлению имуществом администрации г. Саратова ФИО6, действующего по доверенности от 25.06.2008 № 0-08/3725,

представителя прокуратуры Саратовской области Бобровой О.В., удостоверение № 061987,

рассмотрев апелляционные жалобы Саратовской городской Думы (г. Саратов), администрации г. Саратова (г. Саратов)

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 декабря 2008 года по делу № А57-7032/08 (судья Пермякова И.В.)

по заявлению прокуратуры Саратовской области (г. Саратов)

к Саратовской городской Думе (г. Саратов)

заинтересованные лица: комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области (г. Саратов), администрация г. Саратова (г. Саратов), комитет по управлению имуществом г. Саратова (г. Саратов), комитет по труду и социальному развитию администрации г. Саратова (г. Саратов), комитет по управлению имуществом Саратовской области (г. Саратов)

о признании незаконным бездействия Саратовской городской Думы, выразившегося в не включении в перечень имущества, предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области и обязании включить в перечень указанное имущество,

УСТАНОВИЛ:

  В Арбитражный суд Саратовской области обратилась прокуратура Саратовской области к Саратовской городской Думе с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении в перечень имущества, предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области, утвержденный решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-248, а именно: автомобилей ГАЗ 3110, регистрационный знак <***> ГАЗ 3110, регистрационный знак <***> ГАЗ 3102, регистрационный знак <***> ВАЗ 21074, регистрационный знак <***> ВАЗ 21043, регистрационный знак <***> ВАЗ 21043, регистрационный знак <***>, ВАЗ 21043 регистрационный знак <***>, ВАЗ 21043, регистрационный знак <***> и обязании Саратовской городской Думы включить в перечень имущества, предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области, указанное имущество.

Решением суда первой инстанции от 29.12.2008 требования прокуратуры Саратовской области удовлетворены в полном объеме.

Саратовская городская Дума не согласилась с решением суда и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований прокуратуре Саратовской области отказать.

Администрация г. Саратова также не согласилась с решением суда и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований прокуратуре Саратовской области отказать.

Комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Комитет по управлению имуществом г. Саратова доводы апелляционных жалоб поддерживает по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционные жалобы.

Комитет по управлению имуществом Саратовской области не обеспечил в судебное заседание явку своего представителя. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 99695 6. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене. Основанием для отмены послужили несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции применил к спорным правоотношениям закон, который не подлежит применению, и сделал вывод о незаконности оспоренного бездействия без учёта позиции по данному вопросу Конституционного Суда Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 14.09.2005 № 317-П «О территориальных органах министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области» созданы территориальные органы министерства здравоохранения и социальной поддержки области в муниципальных образованиях области – комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области, с возложением на них функции по осуществлению государственной политики в сфере социальной защиты населения Саратовской области.

На основании указанного Постановления Правительства Саратовской области комитету по управлению имуществом Саратовской области поручено на основании предложений министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области и органов местного самоуправления осуществить организационно-правовые мероприятия по приему имущества в государственную собственность области и обеспечить в установленном порядке закрепление принимаемого имущества за соответствующими территориальными органами министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области.

26 февраля 2006 года комитетом по управлению имуществом администрации г. Саратова издано распоряжение № 162-р «О передаче в аренду муниципального имущества комитету социальной защиты населения г. Саратова министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области» на основании ходатайства комитета социальной защиты населения г. Саратова министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области от 31.01.2006 № 01-07-38/1 (т. 2 л.д. 11).

06 марта 2006 года между комитетом по управлению имуществом г. Саратова, комитетом по труду и социальному развитию г. Саратова и комитетом социальной защиты населения г. Саратова министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области на основании распоряжения от 26.02.2006 № 162-р заключен договор аренды муниципального имущества 45/7 (кроме недвижимости) (т. 1 л.д. 26-30). Согласно пункту 1.1 указанного договора, комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области принял во временное пользование за плату муниципальное имущество, указанное в приложении № 1 к данному договору (т.1 л.д. 31-32).

В соответствии с указанным приложением к договору аренды от 06.03.2006 45/7 комитету социальной защиты населения г. Саратова министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области переданы, в том числе автомобили: ГАЗ 3110, регистрационный знак <***> ГАЗ 3110, регистрационный знак <***> ГАЗ 3102, регистрационный знак <***> ВАЗ 21074, регистрационный знак <***> ВАЗ 21043, регистрационный знак <***> ВАЗ 21043, регистрационный знак <***> ВАЗ 21043, регистрационный знак <***> ВАЗ 21043, регистрационный знак <***>

28 марта 2007 года Саратовской городской Думой принято решение № 16-140, в соответствии с которым администрация города формирует перечни имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Город Саратов», предлагаемого для передачи в федеральную собственность или государственную собственность Саратовской области при разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Саратовской области и органами местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов», а Саратовская городская Дума утверждает данные перечни (т.2 л.д. 12-14).

09 января 2008 года главой администрации города Саратова в Саратовскую городскую Думу направлен проект решения «Об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области», в котором к передаче предлагалось имущество, находящееся в аренде комитета социальной защиты населения г. Саратова министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, в том числе спорные автомобили: ГАЗ 3110, регистрационный знак <***> ГАЗ 3110, регистрационный знак <***> ГАЗ 3102, регистрационный знак <***> ВАЗ 21074, регистрационный знак <***> ВАЗ 21043, регистрационный знак <***> ВАЗ 21043, регистрационный знак <***> ВАЗ 21043, регистрационный знак <***> ВАЗ 21043, регистрационный знак <***>

28 февраля 2008 года Саратовской городской Думой принято решение № 25-248 «Об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области». Указанные транспортные средства не включены в утвержденный решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-248 перечень имущества.

12 марта 2008 года комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области обратился в прокуратуру г. Саратова с письмом о проведении проверки законности действий Саратовской городской Думы по не включению в перечень передачи имущества из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области указанных автомобилей, утвержденного решением от 28.02.2008 № 25-248.

В ходе проверки прокуратура г. Саратова пришла к выводу, что спорное имущество предназначено для осуществления полномочий государственных органов власти субъектов Российской Федерации и незаконно не включено в перечень предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Города Саратова» в государственную собственность Саратовской области, утвержденный решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-248.

Полагая, что бездействие Саратовской городской Думы, выразившееся в не включении в перечень имущества, предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области, утвержденный решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 №25-248, не соответствует закону и нарушает права комитета социальной защиты населения города Саратова министерства социального развития Саратовской области как органа государственной власти субъекта Российской Федерации, прокуратура Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции расценил оспоренное бездействие как невыполнение обязанности органом местного самоуправления, возложенной Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Суд первой инстанции также в подтверждение необходимости передачи имущества субъекту России сослался на то обстоятельство, что спорные автомобили используются комитетом социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области для социального и медицинского обслуживания незащищенных слоев населения и фактически приняты в областную собственность, в связи с чем Саратовская область несет расходы по их содержанию.

Суд апелляционной инстанции пришёл к иным выводам.

Экономической основой местного самоуправления является собственность, которая в соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации признается и защищается равным образом с государственной, частной и иными формами собственности. Без собственности не может существовать ни один уровень публичной власти.

В соответствии с положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:

если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

В силу подпункта 3 пункта 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы (в ред. Федерального закона от 12.10.2005 года № 129-ФЗ) в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.12.2006 № 542-О, порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации аналогичен порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность: он включает направление органом местного самоуправления соответствующего предложения, при этом передача имущества из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, не указанного в предложении, не допускается, т.е. безвозмездная передача муниципальной собственности в федеральную либо собственность субъектов Российской Федерации предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов названных публичных образований, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности, решения о безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Аналогичные выводы содержатся и в пункте 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П, установившего обязательность волеизъявления как передающей имущество стороны, так и принимающей его. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.12.2006 № 10-П еще раз подтвердил правовую позицию, изложенную им в Постановлении от 30.06.2006 № 8-П по применению части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Апелляционная коллегия считает, что при отсутствии волеизъявления органа местного самоуправления на передачу муниципальной собственности, не имеется оснований для признания оспоренного бездействия незаконным.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П указано, что спор о праве собственности на имущество (о законности нахождения имущества в собственности), в отношении которого в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации ставится вопрос о передаче в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, разрешается судом в порядке, установленном действующим законодательством.

В случае возникновения спора о праве на имущество между органом местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации он должен быть разрешён в общеисковом порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, установив отсутствие нарушения закона и прав, апелляционный суд отказывает в признании незаконным оспоренного бездействия.

При указанных обстоятельствах имеются правовые основания к отмене судебного акта, принятого по делу судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 декабря 2008 года по делу № А57-7032/08 – отменить, принять по делу новый судебный акт.

Отказать прокуратуре Саратовской области (г. Саратов) в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Саратовской городской Думы (г. Саратов), выразившегося в не включении в перечень имущества, предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области, утвержденный решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-248, а именно: автомобилей ГАЗ 3110, регистрационный знак <***> ГАЗ 3110, регистрационный знак <***> ГАЗ 3102, регистрационный знак <***> ВАЗ 21074, регистрационный знак <***> ВАЗ 21043, регистрационный знак <***> ВАЗ 21043, регистрационный знак <***>, ВАЗ 21043 регистрационный знак <***>, ВАЗ 21043, регистрационный знак <***> и обязании Саратовской городской Думы включить в перечень имущества предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области указанное имущество.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 АПК РФ.

Председательствующий М.А. Акимова

Судьи И.И. Жевак

О.В. Лыткина