ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-13049/15 от 17.02.2016 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-39442/2015

25 февраля 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2016 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.И. Антоновой,

судей Жаткиной С.А., Никитина А.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета финансов Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 октября 2015 года по делу № А12-39442/2015 (судья Сапронов В.В.),

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СТЭП ЛОДЖИК» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 119021, <...>, стр.3-4)

к Волгоградской области в лице Государственного бюджетного учреждения «Центр информационных технологий Волгоградской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 400066, <...> К),

Волгоградской области в лице Комитета информационных технологий Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, 400066, <...>),

Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, 400066, <...>)

о взыскании 1 535 229,95 руб. и судебных расходов

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "СТЭП ЛОДЖИК" (далее по тесту ООО "СТЭП ЛОДЖИК"-истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Волгоградской области в лице Государственного бюджетного учреждения "Центр информационных технологий Волгоградской области" (далее также по тексту ГБУ "ЦИТ ВО"-ответчик-1), к Волгоградской области в лице Комитета информационных технологий Волгоградской области Комитета информационных технологий Волгоградской области (далее также по тесту Облкоммнформтехнологии-ответчик-2) и к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (далее также по тексту ФИО1- ответчик-3) о взыскании 1 535 229,95 руб., из которых 1 470 808,91 руб.- сумма основного долга, 64 421,04 руб.- пени за нарушение сроков оплаты за период с 01.01.2015 года по 07.08.2015 года, а также о взыскании расходов по оплате государственной пошлины.

До принятия решения судом первой инстанции истец в порядке ст. 49 АПК РФ в письменном ходатайстве заявил об изменении исковых требований и просил взыскать с Государственного бюджетного учреждения "Центр информационных технологий Волгоградской области", с Волгоградской области в лице Комитета информационных технологий Волгоградской области с Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области сумму основного долга в размере 887 831,08 руб., пени за нарушение сроков оплаты в размере 64 421,04 руб. за период с 01.01.2015 года по 07.08.2015 года, а также о взыскании расходов по оплате государственной пошлины.

Решением суда от 27.10.2015 с Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, 400066, <...>) за счет средств казны Волгоградской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СТЭП ЛОДЖИК" (ИНН <***>, ОГРН <***>, 119021, <...>, стр.3-4) взыскана сумма основного долга в размере 887 831,08 руб., пени за нарушение сроков оплаты в размере 64 421,04 руб. за период с 01.01.2015 года по 07.08.2015 года, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 22 045,00 руб.

В иске к государственному бюджетному учреждению «Центр информационных тех­нологий Волгоградской области» и Волгоградской области в лице комитета информаци­онных технологий Волгоградской области отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет финансов Волгоградской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение ра­бот, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Феде­ральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок това­ров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Фе­деральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 525 ГК РФ, поставка товаров для государственных или му­ниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

Заявленные требования истец ООО «СТЭП ЛОДЖИК» (поставщик) обосновал зак­лючением с ответчиком ГБУ «ЦИТ ВО» (заказчик), по итогам аукциона в электронной форме, государственного контракта №137-14 от 01.12.2014 г., по которому заказчику пе­редан в собственность товар, указанный в спецификации (приложении № 1) к контракту, надлежащим образом не оплаченный, в результате чего задолженность составляет 1 470 808,91 руб.

Подписание контракта без разногласий свидетельствует о согласовании сторонами его существенных условий.

Срок действия контракта определен до полного исполнения сторонами принятых обязательств (раздел 12).

Получение заказчиком продукции указанной стоимостью подтверждается товарны­ми накладными № 3912 от 22.12.2014 с подписями и оттисками печатей сторон и со стороны ответчиков по количеству, качеству не оспаривается.

Применительно к ч. 1 п. 2 ст. 525 ГК РФ, к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществля­ющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в пред­принимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, до­машним и иным подобным использованием.

В соответствии со статьей 516 ГК РФ покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если до­говором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (пла­тельщиком) и последний неосновательно отказался от оплаты либо не оплатил товары в установленный договором срок, поставщик вправе потребовать оплаты поставленных то­варов от покупателя.

Как следует из п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 г. № 18 «О не­которых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Россий­ской Федерации о договоре поставки», покупатель обязан оплатить полученные товары в срок, предусмотренный договором поставки либо установленный законом и иными пра­вовыми актами, а при его отсутствии непосредственно до или после получения товаров (пункт 1 статьи 486 Кодекса).

По условиям п. 3.2 контракта, оплата осуществляется безналичным расчетом на ос­новании представленной и подписанной сторонами товарной накладной, по мере поступ­ления субсидий областного бюджета на иные цели, но не позднее 31.12.2014 г.

По правилам п. 2 ст. 486 ГК РФ, если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью.

Статья 309 ГК РФ обязывает стороны надлежащим образом исполнять обязательст­ва в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний от­каз от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской дея­тельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обя­зательства (ст. 310 ГК РФ).

Если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с догово­ром купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара (п. 3 ст. 486 ГК РФ).

Заявлений об оспоримости каких-либо обстоятельств и о недостоверности представ­ленных истцом доказательств ответчики не сделали, а также вопреки прави­лам статьи 65 АПК РФ не представили суду документов, свидетельствующих о надлежа­щем исполнении принятых на себя обязательств по оплате задолженности.

Статья 329 ГК РФ предусматривает право сторон обеспечивать исполнение обяза­тельств неустойкой (штрафом, пеней), которую по смыслу ст. 330 ГК РФ, должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательст­ва, в частности в случае просрочки исполнения.

Произведенный истцом расчет и заявленная к взысканию сумма неустойки, предусмотренной п. 7.2 контракта при просрочке исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не противоречат обстоятельствам дела.

Представленный расчет правомерно признан арифметически правильным.

В связи с изложенным, заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При определении надлежащего ответчика по спору, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ под госу­дарственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от име­ни Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муници­пальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муници­пальных нужд. Заказчиком признается государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное уч­реждение, осуществляющие закупки.

По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать го­сударственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные полу­чатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и вне­бюджетных источников финансирования (часть 2 статьи 764 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации).

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №24 разъяснено, что в случае, если учреждение уполномочено органом госу­дарственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления выполнять функции госу­дарственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, оно действует в этом случае в интересах и от имени публичного образования.

Следовательно, в таких случаях, когда при заключении государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд госу­дарственные заказчики действуют от имени и в интересах публично-правового образо­вания, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само публично-правовое образование в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты услуг бюджетные средства.

Принятым Волгоградской областной Думой 05.12.2013 г. законом Волгоградской об­ласти от 20.12.2013 г. № 182-ОД «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый пе­риод 2015 и 2016 годов» (приложение № 9), предусмотрено финансирование государ­ственной программы Волгоградской области «Профилактика правонарушений и обеспе­чение общественной безопасности на территории Волгоградской области на 2014 - 2016 годы».

Контракт №137-14 от 01.12.2014 г., заключен со стороны ГБУ «ЦИТ ВО» в инте­ресах Волгоградской области в целях обеспечения государственных нужд.

В соответствии с п. 1.1. контракта, последний заключен в рамках исполнения госу­дарственной программы Волгоградской области «Профилактика правонарушений и обес­печения общественной безопасности на территории Волгоградской области на 2014 - 2016 гг.» для нужд Волгоградской области.

Доказательств получения ГБУ «ЦИТ ВО» или Комитетом ин­формационных технологий Волгоградской области, выступающим учредителем и глав­ным распорядителям средств областного бюджета по отношению к ГБУ «ЦИТ ВО», де­нежных средств из областного бюджета в целях оплаты поставленной истцом продукции не представлено.

Согласно части 1 статьи 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущест­венные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы госу­дарственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Комитет финансов Волгоградской области является финансовым органом Волго­градской области, органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляю­щим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, составление и организацию исполнения областного бюджета, управление государственным долгом, исполнение полномочий органа внутреннего государственного финансового контроля, общее руководство организацией финансов в Волгоградской области.

В соответствии с утвержденным Постановлением Губернатора Волгоградской об­ласти от 08.04.2014 г. № 309 Положением о комитете финансов Волгоградской области, последний проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распо­рядителям средств областного бюджета либо по субъектам бюджетного планирования (п. 2.1.5), организует исполнение областного бюджета (п. 2.1.14), выступает от имени казны Волгоградской области (п. 2.1.22).

В связи с чем, судом первой инстанции удовлетворены требования о взыскании задолженности с Волгоградской области в лице комитета финансов Волгоградской облас­ти за счет средств казны Волгоградской облас­ти.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, коллегия судей также исходит из того, что финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (пункт 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

При этом субсидии бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Таким образом, надлежащим ответчиком выступает публично-пра­вовое образование Волгоградская область за счет средств которого предусмотрено финансовое обеспечение государственного задания.

Довод апелляционной жалобы о несоблюдении истцом претензионного порядка, предусмотренного контрактом, в отношении неустойки в размере 326 518руб. судебной коллегией признается необоснованным.

Как следует из материалов дела, истцом было направлено претензионное письмо, в тексте которого содержались данные о сумме, на которую начисляется неустойка, срок с которого она начисляется, а также требование об уплате неустойки со ссылкой на пункт 7.2 контракта.

Кроме того, частью 5 ст. 159 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства в случае, если они не были своевременно поданы лицом, участвующим в деле, вследствие злоупотребления своим процессуальным правом и явно направлены на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта, за исключением случая, если заявитель не имел возможности подать такое заявление или такое ходатайство ранее по объективным причинам.

По смыслу п. 8 ч. 2 ст. 125, ч. 7 ст. 126, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.

С учетом срока рассмотрения дела (иск подан 25.08.2015) из поведения ответчика судебная коллегия не усматривает намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, поэтому оставление иска без рассмотрения на стадии апелляционного рассмотрения приведет к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав одной из его сторон.

Данная правовая позиция отражена в пункте 4 Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 23.12.2015.

Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы, приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого судом решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 октября 2015 года по делу № А12-39442/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

О.И. Антонова

Судьи

С.А. Жаткина

А.Ю. Никитин